Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема X. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА (2 часа)

Основные понятия: двигательный режим, физическая культура – мощное немедикаментозное средство первичной и вторичной профилактики, физическая культура в рабочее и свободное время, профессиональное утомление, профилактика заболеваний и травматизма средствами физической культуры.

 

В своей профессиональной деятельности медик прежде всего должен назначать каждому пациенту двигательный режим, согласно бытовой и производственной двигательной активности пациента, а также согласуя его с характером трудовой деятельности, работающих и неработающих мышечных групп. Двигательный режим должен зависеть не только от профессиональных характеристик, но также от питания, климато-географических, бытовых, характерологических особенностей.

При назначении двигательного режима врач должен знать, к какой группе профессий относится производственная деятельность пациента.

Классификация профессий по различным группам выглядит следующим образом:

В I группу профессий входят работы, связанные с преобладанием небольших физических усилий, малой двигательной активностью, однообразные, требующие внимания (работа на поточно-конвейерных линиях, швей, сортировщиков, штамповальщиков мелких деталей и др.).

II группа профессий включает работы, в которых соче­таются элементы умственного и физического труда, движения здесь разнообразные, динамичные при умеренных физических усилиях. В условиях производства это токари, фрезеровщики, карусельщики, ткачи, прядильщицы, ковровщицы, ремонтники и т. п.

III группа профессий состоит из работ, связанных с за­тратой больших физических усилий, подвижных. Это формов­щики, прокатчики, обрубщики, строители, шахтеры и др.



К IV группе профессий относятся работы, связанные с умственным и преимущественно умственным трудом, требую­щим большого напряжения центральной нервной системы, как правило, малоподвижные, с небольшими затратами физических усилий. Сюда относятся профессии инженеров, редакторов, кор­ректоров, счетных работников, операторов, диспетчеров, науч­ных работников и др.

Энергозатраты при физической нагрузке. Для определения энергозатрат при физической нагрузке обычно из суммы расхода энергии в сутки вычитают величину основного обмена (в среднем величина основного обмена у взрослого человека составляет 1 ккал на 1 кг веса в 1 час, например, для человека весом 70 кг 1 ккал/час × 70 кг × 24 часа = 1680 ккал плюс энерготраты напищеварение, которые составляют 10-15% от основного обмена; т. е. основной обмен у человека весом 70 кг составляет около 1800 ккал в сутки).

В зависимости от полученной величины можно регулировать энерготраты на мышечную работу в пределах 1200-4800 ккал с помощью средств физической культуры и спорта.

Более просто, но менее точно подсчитать расход энергии в сутки на мышечную работу можно методом, когда учитывается принадлежность исследуемого человека к виду выполняемой им работы (точнее, принадлежность работающего к одной из четырех групп труда, каждая из которых характеризуется соответствующими энерготратами).

Первая группа труда – работа умеренной тяжести характеризуется расходом энергии в пределах 2800-3400 ккал в сутки. К этой группе труда относятся такие виды работ, когда выполняются мелкие и однообразные движения. Профессии этой группы требуют небольших физических нагрузок и отличаются монотонностью рабочих действий. У рабочих на протяжении длительного времени значительно напряжено внимание и зрение, они находятся в однообразной позе, работают преимущественно мышцы предплечья, меньше плеча и отдельные мышцы туловища, поддерживающие положение тела. Поэтому среди представителей этой группы труда можно найти лиц с наруше­ниями осанки, плоскостопием, варикозным расширением вен нижних конечностей и пр.

Вторая группа труда – тяжелая работа характеризуется значительным расходом энергии 3600-4000 ккал в сутки. К этой группе относятся профессии, требующие значительного напряжения внимания, отличающиеся большим объемом движений и включением в работу средних и крупных мышечных групп. Продолжительная работа с участием преимущественно одних и тех же мышц может привести к асимметричному, непропорцио­нальному развитию мышечной системы, что неблагоприятно сказывается на опорно-двигательном аппарате. Вот почему среди рабочих этой группы встречаются люди с хорошо развитыми мышцами и в то же время с нарушениями осанки и другими от­клонениями, вызванными однообразным трудом.

Третья группа труда – очень тяжелая работа отличается большими энерготратами 4200-6000 ккал в сутки и более. Такая работа вызывает значительные функциональные изменения в организме и может привести к отрицательным последствиям: односторонне развивается мышечная система, наблюдается гипертрофия отдельных мышечных групп, появляется опасность преждевременного старения. Этот труд социально неэффективен и все же встречается в условиях современного производства.

Четвертая группа труда – малая мышечная работа в положении сидя (различные виды умственного труда) характеризуются незначительным расходом энергии 2200-2600 ккал сутки (т. е., всего около 600 ккал на мышечную работу). Однако умственный труд сопровождается большим нервно-эмоциональным напряжением, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья работающих. У представителей этой группы труда чаще можно встретить такие заболевания, как кифоз, сколиоз, геморрой и др. Недостаток движений является также причиной нарушения обмена веществ и развития таких заболеваний, как ожирение, подагра, атеросклероз и др. Част встречаются неврозы, сопровождающиеся функциональными расстройствами со стороны одной из наиболее лабильных систем организма – сердечно-сосудистой.

Классификация работ по группам труда позволяет характеризовать общие энерготраты за сутки в зависимости от профессии, расход на мышечную работу и учитывать определенные отрицательные функциональные расстройства, которые могут развиться при том или ином виде деятельности к концу рабочего дня. Поэтому в первом приближении такой способ расчета энерготрат можно применять при разработке рекомендаций по использованию физической культуры и спорта. Эти рекомендации должны строиться так, чтобы с помощью физических упражнений можно было корректировать суточный расход энергии, доводя энерготраты на мышечную работу как минимум до 1200 ккал в сутки (максимум 4800 ккал) и создавая тем самым рациональные условия для сохранения высокой работоспособности на многие годы.

Медик постоянно должен вести пропаганду здорового образа жизни и внедрять физическую культуру в повседневную жизнь людей как мощное немедикаментозное средство первичной и вторичной профилактики. Первичная профилактика проводится здоровым людям, чтобы они не заболели, а вторичная – людям, перенесшим какие-либо заболевания ( в стадии ремиссии), чтобы эти заболевания не повторялись. Кроме того, в рекомендации лечения различных заболеваний также должно входить назначение двигательного режима с включением в него лечебной физической культуры и обязательным комплексом утренней гигиенической гимнастики как очищающей процедуры. После выхода на работу пациенту назначается производственная физическая культура.

Производственная физическая культура (ПФК) – это рационально избранная и методически осуществляемая система физических упражнений, профессионально-прикладных, оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на достижение, повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовности наилучшим образом действовать в условиях определенной профессиональной трудовой деятельности и конкретного рабочего места. Производственная физическая культура – это система физических упражнений , направленная на снятие утомления и на восстановление работоспособности во время трудового процесса.

Система ПФК ориентирована на особенности производственно-трудовой деятельности. Ее структура, средства, методы, содержание и формы создаются и действуют применительно к реальной профессионально-трудовой деятельности, конкретным условиям труда и с учетом общих закономерностей и тенденций влияния физической культуры на человека и кол­лектив, взаимодействия физической культуры с системой научной организации труда (НОТ).

Основная цель ПФК вытекает из задач физической культуры в системе НОТ – развитие, достижение и устойчивое обеспечение готовности человека к выполнению ведущей специальной функ­ции – производственно-трудовой деятельности.

К средствам ПФК относятся специальные физические упражнения, разработанные на основе профессиограмм в соответствии с рабочей позой и теми мышечными группами, которые задействованы в трудовом процессе и с учетом тех групп мышц, которые в нем вообще не участвовали.

Задачами ПФК являются:

1. Способствовать созданию наиболее благоприятных условий и режима труда и отдыха в течение рабочего дня – оптимизировать условия начала работы и включения организма в профессиональную производственную деятельность; обеспечить профилактику и снижение утомления в процессе труда.

2. Способствовать более быстрому и полному восстановлению жизненных сил, затраченных в процессе труда в течение рабочего дня.

3. Активно содействовать профилактике профессиональных заболеваний, снижению отрицательного воздействия на организм трудящихся неблагоприятных факторов производственной среды и труда.

4. Содействовать развитию и проявлению трудовой активности, организованности и сплочению первичного производственного коллектива, улучшению трудовой дисциплины.

Производственная физическая культура в рабочее время (производственная гимнастика). В течение рабочего дня человеку часто приходится выполнять одни и те же операции и движения много раз. Это связано с продолжительным возбуждением одних и тех же нервных центров коры больших полушарий головного мозга. Многократные повторения приводят к образованию так называемого рабочего динамического стереотипа. Когда он характеризуется большой точностью и экономичностью движений, высокой координированностью всех систем организма, отмечается период оптимальной, высокой работоспособности. При наступлении утомления происходит рассогласование в деятельности различных функциональных систем и нарушение рабочего динамического стереотипа, что выражается в снижении работоспособности. Работоспособность человека на протяжении рабочего дня не остается постоянной. В начале дня происходит настройка всех функций и систем организма на трудовой ритм идет процесс врабатывания, что приводит к постепенному по­вышению работоспособности. Достигнув оптимального уровня, она в течение некоторого времени бывает довольно высокой, а затем, по мере наступления утомления, начинает снижаться. Та­кой характер изменения работоспособности в течение рабочего дня отмечается дважды: до обеденного перерыва и после него.

Для борьбы с утомлением и поддержания высокой работоспо­собности необходимо периодически, через определенные проме­жутки времени, прерывать работу и заполнять эти перерывы специально подобранными физическими упражнениями (произ­водственной гимнастикой).

Производственная гимнастика имеет ряд особенностей, кото­рые необходимо учитывать при выборе форм занятий физиче­скими упражнениями во время работы, их содержания, методи­ки проведения. Это ограниченность во времени, выполнение фи­зических упражнений непосредственно на рабочем месте, в рабо­чей одежде и т. д.

Производственная гимнастика имеет четыре основных фор­мы: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, физкультурная микропауза активного отдыха, заключительная гимнастика.

Вводная гимнастика выполняется до начала работы с целью активизации деятельности организма и сокращения времени врабатывания в начальном периоде рабочего дня. Она осо­бенно необходима для всех начинающих работу в ранние утрен­ние часы. Комплекс вводной гимнастики состоит из 6-8 общеразвивающих гимнастических упражнений, выполняемых в те­чение 5-7 минут в начале рабочего дня. Эти упражнения близки по воздействию на организм к движениям, выполняемым во время работы. Общая нагрузка от упражнений не должна вызы­вать чувства усталости.

Типовая схема вводной гимнастики такова: 1. Упражнение организующего характера. 2. Упражнение для мышц туловища, рук, ног. 3. Упражнение общего воздействия. 4. Упражнение для мышц туловища, рук и ног с маховыми элементами. 5. Уп­ражнение для мышц туловища, рук, ног. 6-8. Специальные уп­ражнения.

Физкультурная пауза проводится для снижения утом­ления в процессе труда. Она состоит из 5-7 упражнений и прово­дится в течение 5-7 минут в период начинающегося утомления. Время включения ее в режим рабочего дня зависит от вида дея­тельности и особенностей динамики профессиональной работо­способности. Так, для людей занятых тяжелым физическим трудом, физкультуру можно проводить уже после полутора ча­сов работы, в то время, как для людей умственного труда не раньше чем через 3 часа. Упражнения для физкультпаузы под­бираются в зависимости от особенностей трудового процесса.

С учетом физической тяжести и умственной напряженности труда разработана классификация профессий применительно к производственной гимнастике. Все виды трудовой деятельности разделены на 4 группы.

В схемах типовых комплексов для разных групп профессий имеются некоторые общие моменты. Так как первой естественной потребностью организма при утомлении при любых видах деятельности является желание потянуться, глубоко подышать, выпрямить спину, развернуть плечи, то в начале физкультурной паузы для всех групп профессий предполагается упражнение в потягивании, которое выполняется в медленном темпе, с глубоким дыханием (если упражнения делаются не в запыленных или химически загрязненных помещениях).

После физкультурной паузы рабочий процесс возобновляется, поэтому необходимо создать наиболее благоприятные условия для переходя от выполнения физических упражнений к продолжению работы. Наилучшим образом это удается сделать при помощи упражнений, сосредоточивающих внимание.

Общим моментом для всех групп, кроме группы тяжелого физического труда, является использование в середине комплекса упражнений, которые дают наибольшую физическую нагрузку на организм, а все последующие упражнения дают возможность снизить физическую нагрузку до такого уровня, чтобы человек мог приступить к продолжению работы в наиболее благоприятном состоянии. Для группы тяжелого физического труда комплексы физкультурной паузы состоят в основном из упражнений на расслабление и растягивание в сочетании с дыханием. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе. Физкультурную паузу рекомендуется сочетать с пассивным отдыхом. Причем пассивный отдых должен предшествовать активному, с тем, чтобы переход от выполнения физических упражнений к продолжению трудовых операций был плавным.

Физическая нагрузка во время выполнения комплекса упражнений для I, II, IV групп профессий должна постепенно подни­маться, достигнув максимума в середине комплекса, а к его концу снизиться. Для людей III группы профессий нагрузка комплекса физкультурной паузы имеет прямо противоположную направленность. Так как во время трудового процесса физиче­ская нагрузка на организм велика, то она существенно снимается к середине комплекса, а к концу его несколько увеличивается. Это помогает подготовить организм к продолжению трудовых операций.

Общая физическая нагрузка во время активного отдыха не должна превышать ее величину во время работы более чем на 35-50%. Причем при деятельности, не требующей затрат физи­ческих усилий, или при очень незначительных затратах (I и IV группы профессий) нагрузка комплекса физкультурной паузы должна быть больше, чем при работе, требующей умеренных за­трат физических усилий (II группа профессий). При тяжелом физическом труде (III группа профессий) нагрузка комплекса должна быть на 35-40% ниже, чем при работе.

Если один и тот же комплекс физкультурной паузы выполня­ется в течение рабочего дня дважды, физическая нагрузка во время активного отдыха во второй половине дня должна быть снижена по сравнению с первой половиной примерно на 30-40%.

Физкультурная минутка – относится к малым формам активного отдыха. Проводится она в течение 1-2 минут и состоит из 2-3 упражнений. Физкультурные минутки могут быть общего и локального воздействия и использоваться в течение рабочего дня до 5 раз по мере необходимости в активном отдыхе.

В физкультурных минутках общего воздействия первое упражнение обычно бывает связано с распрямлением спины и отведением плеч назад. Оно не всегда выполняется с глубоким дыханием, что обусловлено особенностями окружающей среды, санитарно-гигиеническими условиями работы. Второе упражнение – наклоны или повороты туловища в сочетании с движением рук и ног, третье – маховые движения.

Физкультминутки локального воздействия направлены на отдых тех анализаторов или мышечных групп, в которых в первую очередь ощущается усталость. Как правило, при этом используются упражнения на расслабление, так как именно они способствуют лучшему кровоснабжению мышц, дают возможность снять развившееся в них утомление, быстрее и полнее восстановить их работоспособность.

Физкультминутки могут использоваться в режиме рабочего дня независимо от того, выполняется ли физкультурная пауза и вводная гимнастика или нет.

Микропауза активного отдыха – это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 секунд. Цель микропауз – ослабить утомление путем снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы, нормализации мозгового и периферического кровообращения, снижения утомления отдельных анализаторных систем. В микропаузах активного отдыха используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражнения, приемы самомассажа, ходьба по помещению и т. д. На протяжении рабочего дня они могут применяться многократно, по мере необходимости, индивидуально, вместе с другими формами производственной гимнастики.

Физическая культура в свободное время (во внерабочее время). К видам производственной физической культуры во внерабочее время относятся: оздоровительно-восстановительные процедуры после работы, оздоровительно-профилактическая гимнастика, а также занятия в секциях, группах здоровья, и самостоятельные занятия общей физической подготовкой или по какой-либо системе..

Оздоровительно-восстановительные процедуры после работы. Активные физические упражнения после окончания трудовой деятельности являются наиболее важным средством в оздоровительно-восстановительных процедурах. К этим упражнениям относятся: общеразвивающие гимнастиче­ские упражнения, выполняемые без вспомогательных средств, упражнения, выполняемые на специальных тренажерах и других установках; физические упражнения, выполняемые с помощью различных спортивных снарядов и специальных предметов физкультурно-спортивного назначения, упражнения в виде естест­венных движений – ходьба, бег, плавание.

На предприятиях с напряженным трудом оздоровительно-восстановительные мероприятия целесообразно проводить среди всех работников. При этом пропускная способность комплекса рассчитывается так, чтобы процедура оздоровления и восстанов­ления 1000 человек занимала не более 30-45 минут.

Помимо приборов и аппаратов в комплекс включаются свето­лечебные системы, ингаляционные и ионизационные установки, психотерапевтическое оборудование, бани, сауны.

Оздоровительно-профилактическая гимнастика проводится преимущественно как средство профилактики влия­ния на работников производственных условий, а также как сред­ство укрепления здоровья и повышения общей физической под­готовленности.

Занятия в группах здоровья, общей физи­ческой подготовки (в том числе и в спортивных секциях). Эти группы создаются при коллективах физической культуры предприятий и учреждений. Желающие заниматься проходят медицинское освидетельствование по месту жительст­ва или работы. В группах здоровья занимаются, как правило, лица с отклонениями в состоянии здоровья или имеющие большой перерыв в занятиях физической культурой и поэтому физически малоподготовленные. Занятия проводятся по 2-3 раза в неделю по 2 часа.

Профессиональное утомление. Конкретные проявления об­щего механизма профессионального (производственного) утом­ления зависят от многообразия форм производственной деятель­ности человека, так как в различных видах труда в разной степе­ни участвуют те или иные системы и органы человека и функ­ционируют различные по составу рабочие динамические стереотипы (РДС). В настоящее время различают четыре основных типа физиологических механизмов производственного утомления.

К первому – относится утомление, проявляющееся у работающих за пультами управления и на конвейере. В этом случае механизм утомления возникает в результате продолжительной и интенсивной суммации следов возбуждения в нервных центрах, что приводит к изменению функционального состояния по закону парабиоза Н.Е.Введенского.

Второй тип утомления характерен для таких видов труда, при которых необходимы высокое качество выполнения операции и большая ответственность за порученное дело. Другими словами, общий механизм утомления (вследствие продолжительной суммации следов нервного возбуждения) совмещается в этом случае с повышением возбудимости и подвижности «работающих» нервных центров за счет сильнодействующего нервно-эмоционального возбуждения, приходящего с сигналами от второй сигнальной системы. Подобный механизм утомления был выявлен у счетных работников, у работников железнодорожного транспорта, у намотчиц провода и доводчиц, изготавливающих электрические сопротивления.

Третий вид утомления возникает на начальных стадиях овладения какой-либо профессией. Он основан на том, что в начале обучения двигательный аппарат человека имеет сравнительно невысокую подвижность, которая ограничивает возможности приспособления человека к работе. С другой стороны, быстрое утомление у начинающих работников может наступить и при высоких скоростях действия, если у них недостаточно развито так называемое «координационное» торможение. Так, например, начинающие слесари, косцы, гребцы, пильщики и т. п. быстро устают из-за того, что не умеют замедлять движение в фазе замаха, расслаблять мышцы в короткие мгновения перехода одного движения к другому, что проводит к непроизводительному повышению темпа работы. И получается на первый взгляд парадоксальное явление: деятельность нарушается вследствие утомления при возрастающем возбуждении и высоком темпе рабочих движений. При этих условиях волевые усилия и эмоции достигают уровня близкого к пределу, а это приводит в действие охранительное торможение.

Четвертый механизм утомления, как правило, развивается при работах со значительной физической нагрузкой и большими статическими напряжениями мышц. В этом случае необходимо учитывать процессы расходования в мышцах ве­ществ богатых энергией (гликоген, аденозинтрифосфат и др.) и накопление продуктов усиленного распада этих веществ. И хотя подвижность нервных центров может оставаться высокой, рабо­та все же нарушается и прекращается из-за снижения мышечной силы, а также вследствие возникновения неприятных ощущений от чрезмерной нервной импульсации, идущей от проприоцептивных раздражений. Развивающееся при этом охранительное торможение нарушает концентрацию нервных процессов и мы­шечных усилий.

Во всех рассмотренных случаях развитие физиологического механизма утомления быстро приводит к падению работоспо­собности и вынужденному прекращению трудовой деятельности.

Заболевания и травматизм. Основные причины возникнове­ния заболеваний и травм у занимающихся физической культурой и спортом можно разделить на две большие группы:

1. Причины, не связанные с занятиями спортом (инфекционные и др. заболевания, связанные с воздействием внешней среды, а также бытовые травмы).

2. Причины, зависящие от занятий средствами физической культуры спорта. Эти причины связаны прежде всего с нерациональной организа­цией тренировочного процесса, чрезмерной физической на­грузкой при спортивной тренировке, неправильным восстановлением, несоблюдением гигие­нических норм и правил, а также нарушением дисциплины на занятиях (соревнованиях) и нарушением режима.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Выдрин В.М. (ред.) «Спорт в современном обществе». Москва, «Физкультура и спорт», 1980, стр.208-229.

Головин В А. и др. (ред.). «Физическое воспитание», Москва, «Высшая школа», 1983, стр.347-361.

Гриненко М.Ф., Саноян Г.Г. «Труд, здоровье, физическая культура». Москва, «Физкультура и спорт», 1974, стр.130-178.

Дембо А.Г. «Общее понятие о патологических состояниях, заболевания и травмы у спортсменов». В кн.: А.Г.Дембо (ред.) «Спортивная медицине лечебная физическая культура». Москва, «Физкультура и спорт», 1979, стр.167-171.

Минх А.А. «Очерки по гигиене физических упражнений и спорта». Москва, «Медицина», 1976, стр.285-294.

Мусаелов Н.А., Нифонтова Л.Н. «Производственная физическая культура в трудовом коллективе». Москва, 1985, стр. 11-63.

РозенблатВ.В. «Проблема утомления». Москва, «Медицина», 1975, стр.115-150.

 

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(обязательная тематика)

Тема XI. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) СТУДЕНТОВ (2 часа)

Основные понятия: профессионально-прикладная физическая подготовка; формы (виды), условия и характер труда; прикладные знания, физические, психические и специальные качества, прикладные умения и навыки; прикладные виды спорта.

 

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений отечественной системы физического воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности. Под специальными качествами в данном случае подразумеваются способности человека противостоять воздействиям профессиональных нагрузок.

В высшей школе ППФП будущих специалистов решает задачи: ускорения профессионального обучения, достижения высокой работоспособности и производительности труда в избранной профессии; использование средств физической культуры для активного отдыха и восстановления работоспособности (в рабочее и свободное время); выполнения служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

ППФП проводится на основе разносторонней физической подготовки, достигаемой студентами на занятиях по физическому воспитанию и самостоятельных занятиях физкультурой и спортом. Вместе с тем ППФП, являясь специализированным видом подготовки, должна обеспечивать психофизическую готовность к выполнению определенных видов работ, характерных для представителей отдельных профессиональных групп, специальностей и даже профессиональных специализаций.

Формы (виды), условия и характер труда. Основными факторами, определяющими конкретное содержание ППФП студентов вузов и факультетов определенного профиля, являются: формы труда специалистов данного профиля, условия и характер их труда, режим труда и отдыха, особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда, которые имеют прямую связь с особенностями производственного утомления.

Формы труда являются одним из факторов, определяющих конкретное содержание ППФП студентов. На современном этапе общественного производства постоянно происходят качественные изменения как в физическом, так и в умственном труде.

Разделение на физический, умственный и смешанные формы труда в настоящее время имеет достаточно условный характер. Такое условное разделение по признаку преимущественного проявления определенных функций в процессе труда облегчает изучение динамики работоспособности специалистов в течение рабочего дня, выявление причин производственного утомления, что обязательно учитывается при подборе средств физической культуры и спорта в целях ППФП студентов.

Условия труда, под которыми понимается продолжительность рабочего времени, напряженность труда (при непрямом массаже сердца терапевту приходится работать напряженно иногда довольно длительное время), комфортность производственной сферы (в том числе и наличие профессиональных вредностей) также во многом определяют подбор средств физической культуры и спорта, конкретное содержание ППФП. Так, некоторые операции у хирургов длятся до 10 и более часов.

Все это требует повышенной общей и специальной выносливо­сти специалистов для качественного выполнения профессио­нальных видов работ, а также разработки мероприятий для снижения напряженности труда. Определенную роль в комплексе этих мероприятий играет ППФП в вузах, которая предусматривает вооружение студентов прикладными знаниями о правильном применении средств физической культуры и спорта в период профессиональной деятельности в зависимости от изменяющихся условий труда.

Характер труда также во многом определяет содержание ППФП студентов, для правильного подбора и применения средств ППФП необходимы знания о степени физической и эмо­циональной нагрузки в процессе будущей работы специалиста.

Следует учитывать, что характер труда специалиста одного и того же профиля может быть различен при выполнении разных служебных и должностных функций. Так, например, врач-лаборант работает, в основном, сидя, глядя в микроскоп, а затем заполняя многочисленные бланки, а хирурги и стоматологи работают, в основном, стоя, причем зрение сконцентрировано на небольшом участке, где проводятся манипуляции. Один хирург работает в поликлинике, вскрывая панариции, а другой простаивает по 10 часов за операционным столом, работая с огромным напряжением и часто с необходимостью действовать быстро. Врач терапевт может работать в поликлинике, принимая по 40 больных за 3-4 часа, а потом бегая по этажам, особенно в домах без лифта (или если лифт не работает), а другой терапевт работает в стационаре, имея ночные дежурства. Естественно, что в таких случаях у специалистов могут наблюдаться различные физические и психологические нагрузки; им потребуются разные прикладные знания, качества, умения и навыки, а следовательно, и разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха. Кроме того, особенности характера труда специалистов на производстве определяют необходимость освоения студентами знаний по обоснованному применению средств физической культуры и спорта для профилактики заболеваний.

Прикладные знания, физические, психические и специальные качества, прикладные умения и навыки. Формирование прикладных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств всегда рассматривается в свете единства физической и психической деятельности обучающихся в определенных условий внешней среды, при этом учитывается уровень предварительной физической подготовленности занимающихся и их опыт в овладении различными двигательными действиями. В процессе физического воспитания не должно быть резкого разграничения и тем более противопоставления ППФП и разносторонней физической подготовки, так как это единый организованный процесс воспитания у будущих специалистов психофизиологической готовности к длительному и высокопроизводительному труду в избранной профессиональной деятельности.

В процессе физического воспитания ППФП может проводиться последовательно и параллельно с общей физической подготовкой, так как средства последней могут быть одновременно средствами ППФП, и наоборот.

Исходя из задач ППФП студентов, она в настоящее время осуществляется по следующим направлениям:

формирование у студентов знаний и навыков применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом изменяющихся условий труда, быта и возрастных особенностей;

овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта;

акцентированное воспитание отдельных физических и специальных качеств, особо необходимых для высокопроизводительного труда в определенной профессии.

Процесс формирования прикладных знаний включает овладение студентами знаниями о рациональном использовании средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха в целях борьбы с производственным утомлением и профессиональными вредностями в зависимости от меняющихся производственных и бытовых условий и др., а также основными положениями организации и проведения оздоровительной, культурной и спортивно-массовой работы, необходимыми не только будущему медику, но и руководителю трудового коллектива.

Существенная часть прикладных знаний является специфичной для представителей той или иной профессии. Так, например, будущие медики должны овладеть теоретическими знаниями по общим вопросам врачебного контроля и самоконтроля при занятиях физкультурой и спортом, по физиологическим и гигиеническим основам физического воспитания, методике спортивного массажа и самомассажа, общим основам спортивной тренировки, по санитарным требованиям к местам занятий физической культурой и спортом и др. Подобные примеры особенностей прикладных знаний могут быть приведены практически по каждой специальности.

Воспитание прикладных физических, психических и специальных качеств может осуществляться не только при занятиях физической культурой и спортом, но и в процессе трудовой деятельности. Однако такая «подготовительная» роль самого труда проявляется только на первых этапах профессиональной деятельности, и то лишь до определенного уровня, что в некоторой степени ограничивает профессиональное совершенствование человека. Поэтому содержание ППФП тесно связано с развитием функций и качеств, которые соответствуют критерию пригодности человека определенным профессиям. Занятия различными физическими упражнениями и видами спорта представляют возможность моделировать и те виды деятельности, которые требуют от человека проявления определенных специальных качеств. Это указывает на то, что специальные качества можно совершенствовать путем направленного подбора средств физической культуры и спорта и методик их применения. Так, например, занятия спортивными играми способствуют увеличению угла зрения, улучшению пространственной ориентировки и т. д., занятия гимнастикой, акробатикой, прыжками в воду и на батуте и т. п. – устойчивости к перегрузкам и сильнодействующим раздражителям вестибулярного аппарата; занятия видами спорта, при которых возникает двигательная гипоксия, а также альпинизмом – устойчивости к двигательной и высотной гипоксии и т. д. Методика применения средств физической культуры и спорта в целях воспитания специальных прикладных качеств всегда тесно связана и во многом определяется конкретными условиями и характером профессионального труда специалистов.

Прикладные умения и навыки студентами приобретаются не только на практических занятиях по физическому воспитанию, но и в процессе самостоятельных занятий по ППФП, например, на массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в вузе, на занятиях прикладными видами спорта в секциях спортивного клуба, ДОСААФ, на спортивном отделении факультета общественных про






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.