Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

 

Нормативно-правовая база и отрасли правового регулирования развития рынка транспортных услуг

Государственное регулирование рынка транспортных услуг основано на сочетании экономических и социальных аспектов транспортного комплекса, реализующих задачи повышения конкурентоспособности российской экономики и обеспечивающих справедливый доступ потребителей к максимально качественным услугам транспортных организаций.

Система управления рынком транспортных услуг делится на две основные части:

1. Государственное регулирование.

2. Административно-хозяйственное управление.

Государственное регулирование реализуется в следующей приоритетной последовательности:

· создание правовой основы рынка транспортных услуг, т.е. развития транспортного законодательства на государственном и региональном уровнях;

· государственное регулирование деятельности естественной монополии – инфраструктуры железнодорожного транспорта;

· формирование и развитие инфраструктуры рынка, в состав которой, кроме ремонтной базы и логистики, входят также финансовые институты, системы информации и пр.

Система государственного регулирования не может ограничиваться лишь экономическими отношениями. Она должна быть тесно увязана с национальной транспортной политикой и рационально структурирована в отношении распределения функций между различными органами и уровнями управления.

Государственное регулирование формализуется в правовом регулировании как комплексе норм различных отраслей права: гражданского, предпринимательского, административного, налогового, уголовного, договорного, финансового и пр.



Гражданское право определяет правовой статус отрасли и границы нормативно-правового пространства, в котором протекает производственная деятельность транспортных организаций. Гражданское и предпринимательское право в части регулирования тарифов во многом определяет конкурентоспособность производителей перевозимых грузов, а также жизненный уровень и мобильность населения. С помощью налогового, административного и финансового права и контролируется степень эквивалентности межотраслевого обмена, движение денежных средств и пропорциональность поступающей на рынок денежной массы объему производственных товаров и услуг.

Государство является одним из основных участников рынка транспортных услуг, выступая в качестве акционера или собственника ряда действующих в отрасли организаций. Прежде всего, это касается ОАО «РЖД» – естественной инфраструктурной монополии, регулирование которой имеет специфические способы его реализации:

· прямое государственное регулирование (ФЗ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г., основным инструментом которого является определение тарифов);

· торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях). Имеется ввиду контрактная система как форма экономической организации. Контракт заключается с тем производителем (экономическим субъектом), который предполагает лучшие условия (меньшая цена, больший набор услуг и пр.);

· ценовая дискриминация или перекрестное субсидирование.

В качестве обобщающего формального критерия для определения эффективности этой монополии применяется понятие субаддитивности издержек. Субаддитовность не равнозначна эффекту масштаба. Она означает минимизацию издержек отрасли при функционировании единственной организации на рынке, обладающей лучшей технологией.

На государственном уровне регулирование вопросов функционирования железнодорожного транспорта в настоящее время осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта (ФАЖТ) в составе Министерства транспорта. В ФАЖТ функционирует ряд департаментов по отраслям железнодорожного хозяйства.

Хозяйственное управление осуществляют организации железнодорожного транспорта: ОАО «РЖД», операторы локомотивной тяги, операторы – перевозчики, владельцы инфраструктуры и подвижного состава необщего пользования и промышленного транспорта и пр.

Нормативно-правовую базу рынка услуг железнодорожного транспорта составляет законодательство Российской Федерации, основанное на Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», указов Президента РФ, актов Правительства РФ, а также законодательных и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции и других документов.

Рынок услуг железнодорожного транспорта является многопродуктовым. В рамках основной деятельности железнодорожных организаций можно выделить транспортные и нетранспортные услуги, перевозочную и обеспечивающую деятельность. Перевозочную деятельность разделяют на грузовые и пассажирские перевозки, дифференцируя грузовые по родам грузов, дальности, направлениям, а пассажирские по видам сообщения, качеству обслуживания и т.д. многопродуктовость определяет дальнейшее развитие и совершенствование всей сферы государственного регулирования транспортного рынка.

 

Экономическое регулирование

Экономическое регулирование транспортного рынка включает три основных направления: тарифное, налоговое и финансовое (инвестиционное).

Основу тарифного регулирования составляет Федеральный закон «О естественных монополиях», устанавливающий тарифы, сборы и платы, связанные с выполнением работ (услуг) в местах, как общего, так и необщего пользования исходя из себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточную деятельность железнодорожного транспорта и частных предпринимателей. Остальные тарифы, сборы и платы устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках.

Уровень тарифов и их соотношение по видам транспорта оказывают прямое влияние на качество жизни населения, уровень инфляции, темпы экономического роста в различных отраслях экономики и регионах. Именно поэтому транспортные тарифы рассматриваются прежде всего как фактор общего экономического роста и гармонизации социальной сферы и только потом как регулятор отраслевой нормы прибыли. На рис. 4.1 представлен пример нормативной базы регулирования тарифов железнодорожного транспорта.

Финансовая политика государства в отношении транспортного рынка строится на базе как общего законодательства, регулирующего финансово-инвестиционную деятельность организаций, так и ряда специальных актов, учитывающих специфику организации, формы собственности, народнохозяйственную и социальную направленность бизнеса транспортных организаций, в частности:

· прямого субсидирования,

· государственно-частного партнерства,

· заемного финансирования (кредитования, выпуск инфраструктурных облигаций, IPO и пр.),

· продажи акций дочерних зависимых обществ,

· приватизации естественно-монопольного сектора транспортного рынка (продажи акций ОАО «РЖД»).



 
Рис. 4.1. Нормативная база в сфере государственного регулирования железнодорожного транспорта


Являясь собственником железнодорожной инфраструктуры, государство становится прямым участником процессов финансирования развития высокоскоростного движения, транспортных коридоров, подходов к портам и прочим, необходимым для развития экономики в целом, используя целевые бюджетные средства, а также фонд национального благосостояния и инвестиционные фонды со своим участием.

Налоговое регулирование является общеэкономической мерой, отвечающей стратегическим целям развития экономики в целом и требованиям текущего момента. Помимо общей фискальной цели, налоговое регулирование включает такие вопросы, как введение налоговых льгот в отношении инновационной продукции машиностроения, обеспечивающей новое качество перевозки, национальных проектов развития железнодорожной инфраструктуры, обеспечения высоких скоростей перевозки. Такого рода льготы должны предусматриваться не только на федеральном, но и на региональном и субрегиональном уровнях (например, в отношении городских и пригородных пассажирских перевозок).

Целевые налоговые льготы должны также стимулировать развитие наиболее эффективных и выгодных, с точки зрения интересов государства, способов транспортирования и видов перевозок (мультимодальных грузовых и пассажирских по единому документу, по системе «точно в срок» и т.п.).

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.