Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Государственно-частное партнерство (public private partnerships) в развитии транспортной инфраструктуры

 

Растущее понимание необходимости вливания огромных средств в инфраструктуру городов и регионов России и осознание недостаточности объемов бюджетных инвестиций заставляет государство искать альтернативные механизмы финансирования инфраструктурных расходов. Одним из таких механизмов является финансирование общественно востребованных инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства. Для государства ГЧП – это способ привлечь частный капитал к финансированию и управлению той собственностью, которую государство оставляет за собой. Для бизнеса – это способ получить надежную прибыль на объектах государственной собственности или оказании услуг, которые закреплены за государством.

Модели и структура ГЧП в транспортной отрасли весьма разнообразны, однако их объединяют некоторые характерные особенности, позволяющие выделить партнерство в самостоятельную экономическую категорию. Партнерство строится как формализованная кооперация государственных и частных структур, специально создаваемая под те или иные цели и опирающаяся на соответствующие договоренности сторон. При этом разделение рисков между участниками соглашения структурируется на основе соответствующих договоров. Основной задачей органов государственной власти при выполнении проектов ГЧП является создание большей добавленной стоимости для предоставления общественных услуг. Для достижения этой цели осуществляется предоставлением более дешевых общественных услуг, оказываемых частным бизнесом, нацеленным на результат с помощью современных методов планирования и возможностью более быстро осуществлять ин­новации и повышать эффективность.



Еще одной целью государства в рамках ГЧП становится передача частному инвестору рисков, связанных со строительством, проектирование, финансированием и планированием самого объекта, а также его последующей эксплуатацией. Основной же целью частного сектора является достижение максимальной прибыли от проектов в рамках сотрудничества с органами государственной и муниципальной власти.

Цели государства и бизнеса при использовании механизма ГЧП представлены в табл. 8.1.

Таблица 8.1

 

№ п/п Цели государства Цели бизнеса
Повышение уровня жизни населении, содействие развитию «человеческого капитала» Расширение пространства для сво­бодного движения капитала, его проникновение в те сферы, которые ранее были для него недоступны
Устранение структурных ограничений экономического роста Привлечение бюджетных средств для осуществления проекта
Содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках Расширение возможностей для по­лучения кредитов под проект от российских и зарубежных фи­нансовых организаций за счет по­лучения государственных гарантий
Социально-экономическое разви­тие регионов РФ Облегчение работы с органами власти и управления за счет участия государства в проекте, в том числе получение лицензий, разрешительной документации, заключений надзорных органов
Рациональная интеграция России в мировую экономику Повышение статуса проекта за счет участия государства. Создание по­ложительного образа компании

 

В концепции ГЧП заложено противоречие: с одной стороны, у государства существуют обязательства перед обществом и соответствующие расходы, а с другой, у частного сектора – интересы извлечения прибыли. Однако недостаточное развитие социальной и производственной инфраструктур является препятствием как для реализации перспективных планов бизнеса, так и для исполнения государством своих обязанностей.

Механизмы ГЧП предполагают возможности участия власти любого уровня – федерального, регионального, муниципального.

Основной аспект развития ГЧП состоит в том, что государственная власть определяет, в каких услугах, работах и инфраструктуре страна нуждается, а частный бизнес выдвигает свои предложения, которые должны в наибольшей степени соответ­ствовать требованиям государства.

ГЧП – это альтернатива приватизации государственной и муниципальной собственности, когда приватизация невоз­можна по социальным или стратегическим причинам.

Концепция ГЧП, как правило, осуществляется в следующем порядке:

1) разработка проекта, в рамках которого частный сектор планирует, сооружает и частично управляет объектом инвестиций в соответствии с заданиями государства;

2) финансирование инвестиций государством, в том числе в форме платы за использование инфраструктуры;

3) заключение долгосрочного договора, содержание и структура которого характеризуются большим разнообразием, способы и сроки платежа, его зависимость от качества услуг и определенных экономических событий, распре­деление текущих издержек могут определяться в догово­рах по-разному, отражая различные цели и результаты пе­реговоров между партнерами;

4) переход объекта инвестиций по истечении срока договора в частную или государственную собственность.

В рамках ГЧП государство играет первостепенную роль, с одной стороны, как главный пользователь услуг (в лице населения), оказываемых в рамках проекта, а с другой – как субъект, устанавливающий специальные условия его реализации.

Таким образом, ГЧП рассматривается как концепция, позволяющая использовать ресурсы частного сектора для развития инфраструктуры, повысить качество и увеличить объем обще­ственных услуг и избавить государство от специфических ри­сков, связанных с выполнением проектов.

Важная часть сделок в рамках ГЧП – распределение между участниками проекта задач, возможностей и рисков. При этом, как правило, соблюдается следующее условие: решение кон­кретной задачи возлагается на того партнера, который может сделать это с наибольшей эффективностью. Распределение задач и ответственности между государством и частным сектором зависит от сферы реализации проекта. Чем большее значение имеет общественная услуга (общественное благо), тем ниже ры­ночные риски, связанные с ее оказанием, и тем выше потреб­ности в государственном регулировании.

В зависимости от характера решаемых в рамках ГЧП конкретных задач все множество существующих и вновь возникающих форм партнерств можно подразделить на отдельные механизмы (модели):

Ø концессия;

Ø особые экономические зоны;

Ø инвестиционный фонд РФ;

Ø аренда (лизинг);

Ø соглашение о разделе продукции;

Ø государственные контракты;

Ø совместные предприятия;

Ø инфраструктурные облигации;

Ø другие формы.

Библиографический список

1. Левитин И. Е. Развитие государственно-частного партнерства на транспорте. – М.: ВИНИТИ РАН, 2010. – 444 с.

2. Резер А. В. Финансовая логистика железнодорожных предприятий: Монография. – М.: ВИНИТИ РАН, 2010. – 252 с.

3. Березникова И. В. Другие рельсы: книга о реформе железнодорожной отрасли России / И. В. Березникова. – М.: Камелия Принт, 2011. – 159 с.

4. Железнодорожные пассажирские перевозки / под ред. Г. В. Верховых. – СПб.: Паллада-медиа, 2012. – 520 с.

5. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/105108/ (дата обращения 16.10.2012)

6. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте с комментариями. – М.: Межд. центр фин.-экон. развития, 2001. – 240 с.

7. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте: Постановление Правительства РФ от 18.05.2001 г. № 384.

8. Реформа отрасли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rzd.ru/static/public/rzd?STRUCTURE_ID=1314 (дата обращения 16.10.2012)

9. Стратегия инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года (Белая книга ОАО «РЖД») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doc.rzd.ru (дата обращения 16.10.2012)

10. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=13009 (дата обращения 16.10.2012)

11. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года и основные приоритеты его развития на среднесрочный период до 2015 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doc.rzd.ru (дата обращения 16.10.2012)

12. Транспорт в России. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fsgs.ru (дата обращения 16.10.2013)

13. Третьяк В. П. Экономика отраслевой организации рынков / В. П. Третьяк. – М.: Экон. ф-т Моск. гос. ун-та, ТЕИС, 2005. – 143 с.

14. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003. № 17-ФЗ // Российская газета. – 2003. – № 3122.

15. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003. № 18-ФЗ // Российская газета. – 2003. – № 3122.

16. Экономика железнодорожного транспорта / Н. П. Терешина, В. Г. Галабурда, В. А. Токарев и др.; под ред. Н. П. Терешиной, Б. М. Лапидуса. – М.: Учеб.-метод. центр железнодор. транспорта, 2011. – 676 с.

17. Экономика пассажирского транспорта: учеб. пособие / под общ. ред. проф. В. А. Персианова. – М.: КноРус, 2012. – 400 с.

18. Якунин В. И. Десять шагов к эффективности / В. И. Якунин // Эксперт. – 31.08.2009. – № 33 (670).

19. Якунин В. И. Железные дороги России и государство. – М.: Науч. эксперт, 2010. – 432 с.

Содержание

Тема 1. Экономика рынка транспортных услуг…………………………….
1.1 Объект и предмет изучения экономики рынка транспортных услуг…..
1.2 Определение и содержание транспортной услуги и транспортных операций……………………………………………………………………  
1.3 Рынок транспортных услуг: определение и сегментация………………
1.3.1 Характеристика транспортного рынка…………………………….
1.3.2 Общая сегментация рынка транспортно-логистических услуг по перевозкам и сопутствующим транспортным услугам.............  
1.3.3 Сегментация по видам транспорта………………….……………..
1.4 Российский рынок транспортных услуг……………..…………………..
1.5 Конкуренция на транспортном рынке……………………...…………….
Тема 2. Структурное реформирование и целевое состояние рынка услуг железнодорожного транспорта……………………………………….  
2.1 Концепция структурной реформы железнодорожного транспорта……
2.2 Модели реформирования железнодорожного транспорта……………..
2.3 Этапы реформирования железнодорожного транспорта: основные положения и результаты…………………………………………………..  
2.4 Оценка эффективности преобразований, проводимых в ходе структурной реформы……………………………………………………..  
Тема 3. Субъекты рынка услуг железнодорожного транспорта.………….
3.1 Общая конфигурация рынка услуг железнодорожного транспорта.…..
3.2 Субъекты рынка транспортных услуг……………………………………
3.3 Основные требования к субъектам рынка железнодорожных транспортных услуг……………………………………………………….  
3.4 Субъекты рынка транспортных услуг в сфере гражданских правоотношений……………..……………………………………………  
Тема 4. Система управления и методы регулирования рынка транспортных услуг……………………………………………………  
4.1 Нормативно-правовая база и отрасли правового регулирования развития рынка транспортных услуг…………………………………….  
4.2 Экономическое регулирование…………………………….……………..
4.3 Этапы реформирования железнодорожного транспорта: основные положения и результаты…………………………………………………..  
Тема 5. Грузовые железнодорожные перевозки на рынке транспортных услуг………………………………………………………………………  
5.1 Структура грузовых железнодорожных перевозок……………………..
5.2 Стоимостной объем рынка грузовых перевозок………………………...
5.3 Целевая модель грузовых железнодорожных перевозок……………….
5.4 Грузовые тарифы…………………………………………………………..
     
Тема 6. Развитие рынка пассажирских перевозок дальнего следования на железнодорожном транспорте…………………………………….  
6.1 Структура рынка пассажирских перевозок………………………...……
6.2 Рынок железнодорожных пассажирских перевозок в поездах дальнего следования…………………………………………………………………  
6.3 Реформирование рынка железнодорожных пассажирских перевозок в поездах дальнего следования…………………………………………...  
6.4 Совершенствование тарифной политики и развитие рыночной конкуренции в секторе пассажирских перевозок……………………….  
6.5 Организация и развитие скоростного движения и мультимодальных перевозок…………………………………………………………………... 6.6 Развитие новых услуги сервиса для пассажиров……………………….. Тема 7. Развитие рынка пригородных железнодорожных пассажирских перевозок………………………………………………………………...    
7.1 Рынок пригородных пассажирских перевозок…………………………..
7.2 Создание рынка пригородных пассажирских перевозок……………….
7.3 Субъекты рынка пригородных пассажирских перевозок.……………...
7.4 Экономическая модель деятельности пригородных пассажирских компаний…………………………………………………………………...  
7.5 Система тарификации пригородных пассажирских перевозок………...
Тема 8. Формирование развития рынка транспортных услуг……………
8.1 Системные подходы к модернизации и развитию инфраструктуры и расширению рыночных возможностей железнодорожного транспорта  
8.2 Принципы формирования инвестиционной программы ОАО «РЖД»...
8.3 Государственно-частное партнерство (public private partnerships) в развитии транспортной инфраструктуры……………………………...  
Библиографический список………………………………………………………

 

 

Учебное издание

 

ЖуравлеваНаталья Александровна

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.