Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Принципы и методы исторической наук.

Процесс становления исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии истории, т.е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.

К основным принципам научного исторического исследования относятся:

– принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;

– принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

– принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Необходимо также исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса);

– принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;



– принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события. Признание исторической альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее.

Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

– конкретно-исторический или идеографический метод;суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;

– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

– историко-генетический метод;связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

– ретроспективный метод;заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

– историко-типологическийметод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

– хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.

4.Исторические источники

Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина –источниковедение.

Существует множество определений понятия «исторический источник». В соответствии с одним из них под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. Иными словами, исторический источник, – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней.

Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д. Наиболее употребительной является классификация по форме кодирования и хранения информации. В самом общем виде она делит источники на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете).

Количество потенциальных исторических источников в широком смысле безгранично. Однако при изучении различных исторических периодов численность их оказывается далеко не одинаковой. Наименьшее число памятников, как правило, доходит до нас от первобытной эпохи и эпохи древности. В последующие века, по мере развития общественных отношений и технологий, источниковая база заметно расширяется и дифференцируется. Также для разных периодов различна роль разных групп источников. Важнейшим водоразделом в этом смысле можно считать изобретение письменности и появление письменных источников. Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки. Они имеют свою видовую классификацию – например, могут быть разделены на источники нарративные, т.е. описательные, повествовательные (к ним относятся хроники и летописи, биографии и жития, мемуары и дневники, публицистика и частная переписка) и источники документальные или актовые (памятники права, международные договоры, деловая документация, официальная переписка и др.).

В ходе исследования все исторические источники подлежат исторической критике. Основными её задачами являются, во-первых, выяснение значения источника как такового, во-вторых, анализ содержащихся в нем сведений. Источником как таковым занимается первичная критика, исследующая процесс происхождения источника (автор, место, время, условия и цель создания, связи с другими источниками) и имеющая главной целью установление подлинности источника. Важным элементом первичной критики является внешняя критика, т.е. внешнее описание источника, включающее в себя подробное рассмотрение материала, формы, размера и прочих физических особенностей. Вторичная критика источника подразумевает критику его показаний и выяснение достоверности (т.е. достаточной степени соответствия явления и его отображения в источнике) сообщаемых в нём сведений.

Подавляющее большинство историков стремится «ввести в научный оборот» новые источники. Для этого историки работают в разнообразных архивах. В переводе с грече-ского слово «архив» означает «дворец правителя», «присутственное место». «Глиняные архивы» или «клинописные архивы» остались от самых древних цивилизаций.

Для воссоздания исторических событий историки должны выявить, расшифровать, проанализировать и истолковать информацию о прошлом. Ученые, действующие в сфере точных наук, любое явление или предмет воспринимают как безусловную реальность. А историкам приходится воссоздавать объект и доказывать, что это воссоздание является истинным.

В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории России архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, переписи, рисунки, чертежи, схемы, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

Исторические документы допетровского периода хранятся в Российском государственном архиве древних актов (сокращённо – РГАДА). Документы последующего периода вплоть до 1917 года составили фонды Российского государственного исторического архива (РГИА). В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) сосредоточены документы периода после 1917 года. Уникальными собраниями документов обладают Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) и другие федеральные архивы. В стране имеются также архивы регионального уровня, ведомственные, муниципальные и частные.

В нашей стране выходят специализированные журналы «Российские архивы», «Источник», которые публикуют документы. Издается немалое число сборников документов. Архивные сведения являются основой многих научных монографий, статей в журналах. Среди наиболее авторитетных журналы «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Отечественная история», «Родина».

Важными источниками для историков является периодическая печать с момента её появления – газеты, журналы, разного рода альманахи. Много интересных фактов содержат статистические справочники, энциклопедии, которые довольно редко переиздаются. Для журналистов часто используемым источником для бойких статей и даже сенсаций служат воспоминания, мемуары. Среди историков к последней группе источников преобладает скептическое отношение, выраженное в присказке: «Врёт, как очевидец!».

Любые источники профессиональные историки подвергают внешней и внутренней критике. Целью внешней критики является установление достоверности текста или материального артефакта. Определяется время появления источника, авторство и т. д. Внутренняя критика определяет качество фактического содержания и возможность использования выявленных фактов в качестве достоверных.

Одни и те же источники могут быть по-разному «прочитаны», использованы для реконструкции прошлого, для подготовки текста исторического труда. К сожалению, довольно часто приходится сталкиваться с прямой или очень изощрённой фальсификацией истории, с её целенаправленным искажением .

Особое возмущение российских граждан вызывают попытки принизить, исказить тот огромный вклад, который наш народ внёс в победу над германским фашизмом и японским милитаризмом во второй мировой войне. В 2009 году при Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по противодействию фальсификации истории. Российское руководство озаботилось состоянием исторической науки и исторического образования в стране, разработкой принципиальных основ государственной политики в сфере распространения исторических знаний.

Функции истории

История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:

– описательная (нарративная) фунция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;

– познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;

– прогностическая функция(предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция. Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;

– воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти. Эти функции отвечают за формирование исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.

Существование и дальнейшее развитие любого народа неразрывно связано с его историческим прошлым. Народ без исторической памяти обречен на неминуемую деградацию и исчезновение. Помимо забвения истории существует и иная угроза – искажение исторического прошлого. Причиной тому может быть как отсутствие научных исследований по истории народа, так и полное неприятие или отсутствие интереса к этим исследованиям у большинства населения. В результате все исторические события воспринимаются на уровне обыденного сознания, факты искажаются или забываются, и создается отрывочная полумифическая картина, ведущая к утере подлинной исторической памяти народа. Другой причиной может быть целенаправленное искажение исторического прошлого. Как правило, это делается с определенными политическими целями в интересах отдельных политических партий и групп населения. Во избежание подобных трансформаций, в историческом знании должно поддерживаться равновесие познавательного, практического и социального начал.

История России.

Вспоминаются слова Александра Сергеевича Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой на Бог ее дал».

Что означает требование рассматривать российскую историю в контексте всемирной? Совпадают ли понятия всемирная история и мировая история?

Существует несколько представлений о том, что такое мировая история и есть ли она вообще. Согласно одному из них, мировая история представляет собой ряд последовательных ступеней прогрессивного развития человеческого общества как единого целого. Другие ученые говорят о мировой истории в ином смысле. Единство мирового исторического процесса проявляется, по их мнению, прежде всего в том, что разные народы проходят через одни и те же стадии развития, в котором обнаруживается действие одних и тех же законов.

Некоторые исследователи считают, что история каждого народа, нации настолько уникальна и неповторима, что ни о каком единстве развития человеческого общества и мировой истории говорить нельзя. Существуют лишь локально-исторические образования — цивилизации. И, наконец, есть представление о том, что мировая история как процесс глобального взаимодействия разных народов, стран, регионов возникает лишь на определенном историческом этапе, т. е. мировая история (или, правильнее будет сказать, всемирная история) сама является продуктом исторического развития разнообразных по своей социокультурной организации обществ.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы

1.Термины, которые необходимо знать (Самостоятельно, при помощи учебника и справочной литературы (см.список рекомендуемой основной и дополнительной литературы к курсу), найдите понятные для Вас формулировки нижеперечисленных терминов. Запишите их в тетрадь.)

Историография

Археология

Геральдика

Нарратив

Этнология

Хронология

Ретроспектива

археография

генеалогия

историческая метрология

нумизматика

палеография

сфрагистика

2.Ответить на вопросы (самостоятельно, при помощи учебника, справочной и дополнительной литературы, найдите ответы на нижеперечисленные вопросы. При необходимости, сделайте пометки в тетради)

1. Предмет истории и ее место в системе наук.

2. Основные концепции исторического процесса: существует ли единая мировая цивилизация?

3. Формационный подход к историческому процессу. Концепция материалистического объяснения истории К. Маркса. Принципы единства человечества, детерминизма, прогресса. Общественно-экономические формации. Производительные силы и производственные отношения. Способ производства. Базис и надстройка. Достоинства и недостатки формационного подхода.

 

4. Понятие «цивилизация». Цивилизационный подход к историческому процессу, его сущность и варианты. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. О. Шпенглер о культуре и цивилизации. А. Тойнби о цивилизациях и этапах их развития. Достоинства и недостатки цивилизационного подхода.

5. Исследователь и исторический источник: источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудиовизуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.

Дополнительная литература для углубленного изучения

Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.В. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 1997.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

Ковальченко И.Д. Методы исторических исследований. – М., 1987.

Кочесоков Р.Х. Философия истории: вводный курс (материалы к спецкурсу). – Нальчик, 1996.

Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. – М., 1989.

Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

Шмаков В.С. Структура исторического знания и картина мира. – М., 1990.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.