Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Физиологические функции и источники минеральных веществ

Эле- менты Функции Признаки недостаточности Признаки избытка Источники
Кальций Образование костей и зубов, проведение нервного импульса, мышечное сокращение, свертывание крови Рахит и остеомаляция (при со- четании с недостатком витамина Д) Не вреден Молоко, кефир, йогурт, творог, сыр, хлеб, зелень (укроп, петрушка)
Фосфор Образование костей, синтез биологически активных веществ Нет Судороги у ново- рожденных Во многих продуктах
Магний Развитие скелета, нервная система, мышцы Слабость, нарушение функции сердца Нет Во многих продуктах
Натрий и хлор Регулируют водно-солевой обмен и кислотно- щелочное равновесие; находятся во внеклеточ- ной жидкости; необходимы для функции нервной системы и мышечного сокращения Наблюдаются редко судороги, падение АД Повышение АД у взрослых В любой пищи с до- бавлением поварен- ной соли, в хлебе
Калий Регулирует водно-солевой обмен и кислотно-щелочное равновесие; находится внутри клетки Мышечная слабость, нарушение ритма сердца Нет Овощи, фрукты, молоко, мясо
Железо Образование гемоглобина, переносчик кислорода Анемия, утомляемость, бледность Может при- вести к смерти Мясо, рыба, птица, хлеб, овощи
Цинк Входит в состав около 100 ферментов Замедление роста детей и подростков, изменение кожи Тошнота, рвота, изменение крови Мясо, молоко, хлеб, крупы
Медь Входит в состав ферментов Изменение крови, поражение скелета и сердца Токсична Мясо, хлеб, крупы, овощи
Селен Входит в состав около 100 ферментов Поражение сердца (болезнь Кешана) Токсичен Злаковые продукты, рыба, мясо

Для обеспечения нормального функционирования организма существует необходимое количество каждого микроэлемента. Нормы физиологической потребности, или безопасные (адекватные) уровни поступления, разработаны в настоящее время для 14 макро- и микроэлементов: кальция, фосфора, натрия, калия, магния, железа, цинка, меди, йода, марганца, селена, молибдена, хрома, фтора. Профилактика микроэлементозов включает количественную регламентацию природной двойственности, связанной с незаменимостью и токсичностью многих минеральных веществ. Так, некоторые эссенциальные минеральные элементы (железо, медь, селен, цинк, марганец, фтор, молибден, йод) могут при определенных условиях вызывать интоксикацию. Напротив, такие токсичные элементы, как свинец, мышьяк, кадмий играют незаменимую роль в клеточном метаболизме при обычном уровне их поступлении в организм. Суточная потребность взрослого населения в макро- и микроэлементах представлена в табл. 13.



Таблица 13

Суточная потребность взрослых в макро- и микроэлементах, мг

Макро- элементы Потреб-ность, мг Макро-элементы Потреб-ность, мг Макро-элементы Потреб-ность, мг
Кальций 800-1000 Калий 2500-5000 Магний
Фосфор Натрий Хлориды 2000-2500
Микро- элементы Потреб-ность, мг Микро-элементы Потреб-ность, мг Микро-элементы Потреб-ность, мг
Железо 10-18 Марганец 2,0-5,0 Фтор 1,5-4
Цинк 10-15 Селен 0,05-0,2 Никель 0,6-0,8
Медь 1,5-3 Молибден 0,075-0,25 Бор
Йод 0,1-0,2 Хром 0,05-0,2 Ванадий 1,8

Усвояемость минеральных веществ зависит от сбалансированности их между собой и с другими питательными веществами. Так, кальций относится к трудноусвояемым элементам. Его усвояемость зависит от соотношения с другими компонентами пищи в первую очередь с фосфором и магнием, белком и жиром. Оптимальное соотношения:кальция и фосфора – 1 : 1,5; кальция и магния - 1 : 0,5.

Соблюдение правильного режима питания, т.е. распределение суточной калорийности питания по приемам пищи, кратность приема пищи, интервалы между отдельными приемами пищи, распределение продуктов и блюд по отдельным приемам пищи очень важно для эффективной работы органов пищеварения, оптимального усвоения пищи, нормализации обмена веществ. Наиболее благоприятно 3-4-разовое питание взрослых и 4-5-разовое питание детей. При 3-разовом питании рекомендуется 30-35% суточной энергетической ценности рациона получать на завтрак, 45-50% на обед и не более 25% на ужин. При 4-разовом питании – 20-25% на первый завтрак, 10-15% на второй завтрак, 35-40% на обед и не более 25% на ужин. Питание детей часто строится по схеме 4-разового питания, но вместо 2-го завтрака дети получают полдник между обедом и ужином, содержащий те же 10-15% калорийности рациона. Таким образом, рекомендуется употреблять не менее 60% всего суточного объема пищи в первую половину дня (до 15.30) во время завтрака и обеда. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3-4 часа, это способствует употреблению умеренного количества пищи в каждый прием и формирует здоровую привычку не переедать. Время последнего за день приема пищи не должно быть менее одного часа до сна.

Лабораторная работа

«Гигиеническая оценка рациона питания»

Задания студенту:

1. Определить суточную потребность человека в энергии и пищевых веществах с помощью таблиц.

2. Решить ситуационную задачу по анализу и оценке адекватности питания с точки зрения соответствия энергетической ценности и качественного состава рациона нормам физиологических потребностей организма в пище, для чего рассчитать энергетическую ценность рациона питания, определить качественный состав пищи (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества – кальций, фосфор, витамины – А, В1, С), определить соотношение между белками, жирами и углеводами, процент содержания белков и жиров животного и растительного происхождения, определить соотношение кальция и фосфора, оценить рациональность режима питания по кратности приема пищи и распределению энергетической ценности рациона по отдельным приемам пищи.

3. Составить рекомендации по улучшению рациона питания в плане сбалансирования его по основным пищевым веществам и организации правильного режима питания.

Методика работы

Метод определения суточных энерготрат

Расчет суточных энерготрат, необходимый для определения калорийности суточного рациона, можно произвести с разной степенью точности. Так, приблизительно оценить суточные энерготраты человека можно, отнеся его к одной из 5 групп трудоспособности населения и с учетом пола и возраста, ориентировочно определив суточную потребность в энергии (см. табл. 3-6). Более точно определить этот показатель можно, если исходить из среднестатистических величин основного обмена для человека определенного пола, возраста и массы тела. Для этого необходимо найти в таблице 14 соответствующую величину основного обмена, рассчитать величину основного обмена в час (ВОО=ОО:24); составить хронометраж различных видов умственной и физической деятельности за сутки; умножить ВОО на КФА из таблицы 15 для данной группы населения. Работа оформляется в виде таблицы.

Например, необходимо рассчитать энерготраты у водителя городского автобуса – мужчины 40 лет с массой тела 70 кг: ВОО = 65 ккал/час (1550:24).

Вид деятельности Время, час КФА ВОО энерготрат, ккал/сутки
Сон и отдых в постели 1,0
Профессиональная активность 3,23
Самостоятельная активность: дорога на работу и домой, работа по хозяйству, активный отдых, 3.0
пассивный отдых, чтение 1,5
Всего  

 

Таблица 14

Величины основного обмена (ккал) для взрослого

Человека в зависимости от пола, массы тела, возраста

Масса тела, кг 18-29 лет 30-39 лет 40-59 лет 60-74 года
Мужчины
Женщины

Таблица 15






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.