Пиши Дома Нужные Работы


Формы промежуточной аттестации

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра физиологии

УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и воспитательной работе, председатель ЦКМС ________________ Д.В. Килейников «____»____________2011 г.


Рабочая программа дисциплины

НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ – ФИЗИОЛОГИЯ

ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

 

для студентов 1-2 курса,

 

направление подготовки (специальность)

Стоматология (060201)

 

форма обучения

очная

 

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры «___»__________________ 2011 г. (протокол № ___ )     Зав. кафедрой ________Кромин А.А. Разработчик рабочей программы: к.м.н, доцент Петров Г.А. Под редакцией д.м.н., профессора Кромина А.А.

 

 

Тверь, 2011


I. Внешняя рецензия дана ____________________________________________ (должность, место работы, учёная степень, учёное звание, фамилия, инициалы) «__» __________ 2011 г. (прилагается)

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании профильного методического совета (комиссии) «__» __________ 2011 г. (протокол № __ )

 

Рабочая программа утверждена на заседании центрального координационно-методического совета «__» __________ 2011 г. (протокол № __ )

 


II. Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология(Москва, 2011), Основной образовательной программой высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология(Тверь, 2012)и примерной (типовой) учебной программой дисциплины Нормальная физиология – физиология челюстно-лицевой области (Москва, 2012 г.).

1. Цель и задачи дисциплины

Цель освоения дисциплины «Нормальная физиология – физиология челюстно-лицевой области» - формирование и развитие у студентов, обучающихся по специальности «Стоматология», компетенций, направленных на практическое использование методов медико-биологических наук, путем изучения закономерностей деятельности организма здорового человека в целом, в том числе органов челюстно-лицевой области.

Задачами освоения дисциплины являются:

· научить обучающихся использовать на практике методологические подходы медико-биологических наук в профессиональной и социальной деятельности;

· обучить применять логический и аргументированный анализ в публичной речи при ведении дискуссии и полемике с использованием физиологической терминологии;

· научить обучающихся анализировать закономерности функционирования органов, систем и организма как единого целого;

· обучить применять знания физиологических основ жизнедеятельности организма и оценки функционального состояния органов челюстно-лицевой области;

· обучить поиску научно-медицинской информации для решения профессиональных задач, связанных с оценкой физиологических функций организма в целом и органов челюстно-лицевой области.

 

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Нормальная физиология – физиология челюстно-лицевой области » входит в базовую часть С.2 математического и естественнонаучного цикла дисциплин ООП подготовки специалиста. Содержательно она закладывает основы знаний о жизнедеятельности организма здорового человека в целом, практических умений исследования основных физиологических функций и пониманий особенностей их протекания в органах челюстно-лицевой области.

Данная дисциплина является методологическим фундаментом профилактического направления медицины, научной основой диагностики здоровья, прогнозирования функциональной активности органов челюстно-лицевой области и организма человека в целом.

2.1. Уровень начальной подготовки для успешного освоения дисциплины

· Иметь представление о фундаментальных свойствах живого во взаимодействии с внешней средой.

· Знать основные законы физики и особенности их проявления в живых системах; базовые свойства неорганических и органических химических веществ, входящих в состав клетки; строение клеток, тканей , органов и организма в целом.

2.2. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения физиологии

· Физика: основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм.

· Химия: химико-биологическая сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях.

· Биологическая химия – биохимия полости рта: строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ.

· Биология: общие закономерности происхождения и развития жизни, антропогенез и онтогенез человека; законы генетики и ее значение для медицины; основные понятия биосферы и экологии.

· Анатомия человека - анатомия головы и шеи: анатомические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения здорового организма.

· Гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта: основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов

2.3. Перечень дисциплин, для которых освоение физиологии необходимо как предшествующее

· Патофизиология – патофизиология головы и шеи

· Фармакология

 

3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 академических часа.

Результаты обучения

4.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Нормальная физиология – физиология челюстно-лицевой области»:

1. ОК- 1. Применяя методологические подходы медико-биологических наук, провести анализ социально-значимой проблемы в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

2. ОК- 5. Редактировать профессиональный текст, содержащий физиологические термины; использовать логический и аргументированный анализ в дискуссии, полемике и публичной речи.

3. ПК- 21. Проанализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, используя знания физиологических основ и оценки функционального состояния органов челюстно-лицевой области и организма человека в целом.

4. ПК- 50. Осуществить поиск научно-медицинской информации для решения профессиональных задач, связанных с оценкой физиологических функций.

 

4.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен

•Знать:

· основные физиологические понятия, используемые в медицине;

· функции организма человека во взаимодействии с внешней средой, особенности функционирования органов челюстно-лицевой области;

· основные механизмы регуляции функции физиологических систем организма.

 

•Уметь:

· пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой для учебной и научной деятельности;

· измерять важнейшие показатели жизнедеятельности человека в покое и при нагрузке;

· оценивать результаты наиболее распространенных методов функциональной диагностики.

 

•Владеть:

· физиологической терминологией;

· навыками измерения и оценки основных функциональных характеристик организма – частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, артериального давления, дыхательные объемов, силы мышц.

 

5. Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: практическое занятие, лекция-визуализация, традиционная лекция, лекция с демонстрацией эксперимента, метод малых групп, ролевая учебная игра, просмотр видеофильмов и мультимедийных презентаций, участие в научно-практических конференциях, учебно-исследовательская работа студентов, подготовка и защита рефератов.

Элементы, входящие в самостоятельную работу студента: подготовка к аудиторным практическим занятиям и экзамену, написание тематических рефератов, работа с Интернет-ресурсами, работа с компьютерной программой Biopac Student.

Самостоятельное освоение учебного материала по темам:

1. Функциональная взаимосвязь организма и органов челюстно-лицевой области.

2. Учение о функциональных системах в стоматологии.

3. Функциональные системы, поддерживающие оптимальный для метаболизма уровень рН и осмотического давления крови.

4. Функциональная система, поддерживающая артериальное давление в организме.

5. Функциональная система, поддерживающая постоянство газового состава во внутренней среде организма.

6. Коммуникативная функция органов челюстно-лицевой области; адаптация и компенсация физиологических функций челюстно-лицевой области, компенсация жевательной функции при частичной и полной адентии.

7. Функциональная система, поддерживающая уровень питательных веществ в организме.

8. Функциональная система, поддерживающая температуру тела человека.

9. Функциональная система, обеспечивающая выведение мочи из организма.

10. Системогенез и гетерогенез функций челюстно-лицевой области; челюстно-лицевая область как источник влияний на различные системы организма.

11. Влияние различных функциональных состояний организма на деятельность органов челюстно-лицевой области.

12. Влияние экологических и возрастных факторов на функции челюстно-лицевой области.

13. Молекулярная организация и функции мембранных ионных каналов.

14. Молекулярная организация и функции клеточных мембран, надмембранных и подмембранных структур.

 

Формы промежуточной аттестации

В соответствии с основной образовательной программой и учебным планом по завершению обучения по дисциплине проводится:

· трехэтапный курсовой экзамен в III семестре

 

III. Учебная программа дисциплины

1. Содержание дисциплины

Модуль 1.Внутренняя среда организма

1.1. Введение в физиологию. Внутренняя среда организма.

Физиология как наука о жизнедеятельности здорового организма. Роль внутренней среды в поддержании жизнедеятельности. Биологические жидкости внутренней среды организма. Понятие о системе крови (Г.Ф. Ланг). Основные функции крови. Состав и количество крови человека. Гематокрит. Основные физиологические константы крови. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) и факторы, влияющие на нее. Плазма крови и ее состав. Осмотическое и онкотическое давление плазмы крови. Кислотно-щелочное равновесие и буферные системы крови.

Определение скорости оседания эритроцитов по Панченкову. Изучение различных видов гемолиза. Определение осмотической резистентности эритроцитов.

1.2.Физиология клеточных элементов крови.

Эритроциты, их количество, строение, свойства, основные функции. Гемоглобин, строение, свойства, количество в крови. Соединения гемоглобина в крови. Цветовой показатель крови. Эритропоэз, нервная и гуморальная регуляция эритропоэза.

Лейкоциты и их виды, количество. Понятие о лейкоцитозе и лейкопении. Защитная и гомеостатическая функции лейкоцитов. Фагоцитоз, характеристика его основных стадий. Лейкопоэз, его нервная и гуморальная регуляция.

Тромбоциты, их строение, количество, функции. Тромбоцитопоэз и механизмы его регуляции.

Подсчет форменных элементов крови. Определение содержания гемоглобина в крови. Вычисление цветового показателя.

1.3. Механизмы защиты биологической индивидуальности организма.

Биологическая индивидуальность, чужеродные объекты, антигены. Понятие о специфических и неспецифических механизмах защиты. Характеристика барьерных, гуморальных и клеточных механизмов защиты. Лейкоцитарный профиль и лейкоцитарная формула. Функции отдельных видов лейкоцитов. Понятие об иммунной системе. Иммунитет и его виды. Функциональная характеристика системы Т- и В-лимфоцитов. Первичный и вторичный иммунный ответ.

Особенности механизмов защитной функции ротового отдела.

Подсчет лейкоцитарной формулы.

1.4. Группы крови. Физиологические механизмы гемостаза.

Понятие об агглютининах и агглютиногенах крови. Реакция гемагглютинации. Система АВ0 и резус-фактор. Классификация групп крови в системе АВО.

Гемостаз и его виды. Современное представление о свертывании крови. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз, его основные этапы и фазы. Фазы свертывания крови по А.А. Шмидту. Фибринолиз.

Кровотечение после операции удаления зуба. Причины, влияющие на характер и длительность кровотечения после удаления зуба. Физиологическое обоснование способов предотвращения и остановки кровотечения при стоматологических операциях.

Определение группы крови.

Итоговое занятие по теме «Внутренняя среда организма»

Модуль 2.Физиология кровообращения и дыхания

2.1.Физиология кровообращения

2.1.1. Физиологические свойства и особенности сердечной мышцы.

Основные физиологические свойства сердечной мышцы: раздражимость, возбудимость, сократимость, проводимость, лабильность и автоматия. Морфо-функциональные особенности сердечной мышцы. Автоматия сердца. Проводящая система сердца, ее функциональные особенности. Градиент автоматии сердца. ПД рабочих кардиомиоцитов.

Запись механокардиограммы и желудочковой экстрасистолы у лягушки. Определение длительности сердечного цикла у человека.

2.1.2. Регуляция сердечной деятельности.

Саморегуляторные механизмы деятельности сердца: гетерометрические и гомеометрические. Местные сердечные рефлексы. Экстракардиальная регуляция сердечной деятельности, центробежные влияния парасимпатической и симпатической нервной системы. Собственные и сопряженные сердечные рефлексы. Гуморальная регуляция деятельности сердца.

Рефлекторные изменения сердечной деятельности, возникающие при раздражении рецепторов слизистой оболочки ротового отдела пищеварительного тракта.

Раздражение вагосимпатического ствола у лягушки. Влияние электрической и механической стимуляции языка лягушки на сердечную деятельность. Функциональная проба на реактивность сердечно-сосудистой системы.

2.1.3. Исследование функционального состояния системы кровообращения.

Кровяное давление в различных отделах сосудистого русла. Факторы, определяющие величину кровяного давления. Систолический и минутный объем кровотока. Артериальное давление. Методики измерения артериального давления в клинике и эксперименте. Кимограмма АД. Артериальный пульс, его физиологическая и клиническая характеристика, методики регистрации. Физиологические и клинические методы исследования сердечной деятельности. Тоны сердца, механизмы их образования. Электрокардиография.

Особенности регионального кровообращения зубочелюстной системы.

Измерение АД по Рива-Роччи и Н.С. Короткову. Регистрация и первичная оценка электрокардиоргаммы.

2.2. Физиология дыхания

2.2.1. Внешнее дыхание. Обмен газов в легких и тканях.

Понятие дыхания. Основные этапы дыхания. Дыхательный цикл. Механизм вдоха и выдоха. Легочные объемы. Минутный объем дыхания и минутная вентиляция легких. Напряжение газов, растворенных в крови. Парциальное давление газов в альвеолярном воздухе. Газообмен в тканях и легких.

Роль дыхательного тракта в речеобразовательной функции.

Измерение жизненной емкости легких и ее основных частей. Определение величины должной жизненной емкости легких.

2.2.2. Регуляция дыхания. Транспорт газов кровью.

Структуры ЦНС, обеспечивающие дыхательную периодику. Дыхательные микрокомплексы. Роль механорецепторов легких в саморегуляции дыхания, рефлексы Геринга и Брейера. Собственный дыхательный рефлекс, возникающий при повышении напряжения углекислоты и снижении напряжения кислорода в артериальной крови. Гуморальные механизмы частоты и глубины дыхания.

Пути транспорта кислорода кровью. Кислородная емкость крови. Факторы, влияющие на образование и диссоциацию оксигемоглобина. Пути транспорта углекислоты. Значение карбоангидразы.

Определение физической выносливости человека путем расчета кардиореспираторного индекса. Определение минутного объема дыхания в покое и после физической нагрузки.

2.3. Итоговое занятие по темам «Физиология кровообращения», «Физиология дыхания».

Модуль 3.Физиология пищеварения

3.1. Общие закономерности пищеварения.

Сущность пищеварительного процесса. Физическая и химическая обработка пищи. Основные функции пищеварительного тракта и их характеристика. Принципы и механизмы регуляции процессов пищеварения. Местные, периферические и центральные пищеварительные рефлексы. Роль гастроинтестинальных гормонов. Фазы секреции пищеварительных желез. Методы исследования секреторной функции желудочно-кишечного тракта.

Исследование секреторной функции желудочно-кишечного тракта методами тонкого и толстого зонда.

3.2. Механическая обработка пищи в ротовом отделе.

Пищеварительные функции ротового отдела. Понятие о жевании. Функциональная характеристика жевательного аппарата: височно-нижнечелюстной сустав, жевательные мышцы, зубы. Зубной орган, особенности строения и функции тканей зуба. Функциональная характеристика периодонта. Регуляция жевания, жевательные рефлексы: периодонто-мускулярный, гингиво-мускулярный, миостатический, их характеристика и значение.

Методы исследования механической обработки пищи в ротовом отделе. Мастикациография, ее анализ, особенности в связи с видом пищи.

3.3. Химическая обработка пищи в ротовом отделе.

Химическая обработка пищи в ротовом отделе пищеварительного тракта. Количество, состав и свойства слюны, значение слюны для пищеварения. Кислотно-щелочной баланс ротовой жидкости, его значение в минерализации эмали зубов, рН-метрия. Регуляция слюноотделения, влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на деятельность слюнных желез. Приспособительный характер слюноотделения. Методы исследования секреторной функции слюнных желез. Всасывательная функция ротового отдела.

Методы исследования секреторной функции слюнных желез. Исследование секреторной функции слюнных желез с помощью капсулы Лешли-Красногорского.

3.4. Пищеварение в желудочно-кишечном тракте.

Пищеварительные функции желудка. Состав и свойства желудочного сока. Адаптивный характер желудочной секреции. Особенности желудочной секреции при переваривании белков, жиров и углеводов. Сложнорефлекторная и нейрогуморальная фаза регуляции желудочной секреции. Пищеварение в 12-перстной кишке. Секреторная функция поджелудочной железы и печени, механизмы их регуляции. Пищеварение в тонкой кишке, особенности его регуляции. Пищеварение в толстой кишке. Значение микрофлоры толстого кишечника.

Определение ферментативной активности желудочного сока методом Пятницкого. Изучение влияния желчи на жиры.

3.5. Моторная функция желудочно-кишечного тракта.

Общая характеристика моторной активности желудочно-кишечного тракта. Виды и характеристика моторики желудка во время пищеварения. Механизм эвакуации кислого желудочного химуса. Механизмы регуляции моторной деятельности желудка. Виды моторики тонкой кишки и их регуляция. Характеристика моторных функции толстой кишки. Ознакомление с методикой электрогастрографии.

3.6. Итоговое занятие по теме «Физиология пищеварения».






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.