Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Воспитание пролетарской морали

Маркс и Энгельс уделяли много внимания воспитанию у подрастающего поколения определенных моральных представлений и соответствующего нравственного поведения. Научное разрешение проблемы нравственного воспитания, которое было впервые дано марксизмом, неразрывно связано с его учением о морали как одной из форм общественного сознания. Маркс и Энгельс установили, что нормы морали, являясь продуктом исторического развития, в условиях классового общества неизбежно приобретают классовый характер. Они разоблачили сущность буржуазной морали, показав, что в основе ее лежит интерес накопления капитала — “голый чистоган”.

Маркс и Энгельс разработали теоретические основы учения о новой пролетарской морали, признав нравственным такое поведение, которое способствует борьбе рабочего класса против гнета и эксплуатации. В процессе этой борьбы в среде лучших представителей рабочего класса зарождаются элементы новой пролетарской морали: верность народу, товарищеская взаимопомощь, умение поступиться личными интересами во имя торжества общего дела, революционная отвага, дисциплинированность.

Эта мораль по своей классовой сущности является пролетарской. Но рабочий Класс, освобождая человечество от всех и всяких форм эксплуатации, уничтожает и классы, как таковые. Поэтому пролетарская мораль, как подчеркивают основоположники марксизма, станет в конечном счете общечеловеческой. Свое полное развитие она получит в коммунистическом обществе, в котором будут установлены истинно человеческие отношения между людьми.

В содержание этой новой высокой морали, а следовательно, и нравственного воспитания основоположники марксизма включали развитие у пролетариата чувства патриотизма. Утверждая, что в условиях капитализма “рабочие не имеют отечества”, они призывали их свергнуть буржуазию и создать свои, пролетарские государства. Энгельс предвидел вероятность оборонительных войн, которые придется вести коммунистическим странам с выступающими против них капиталистическими государствами. В связи с этим он указывал, что член коммунистического общества “должен защищать действительное отечество, действительный очаг”, он будет бороться с воодушевлением, со стойкостью, с храбростью, перед которыми должна разлетаться, как солома, механическая выучка современной армии. Воспитание у рабочего человека готовности бороться за освобождение своего отечества от оков капитализма и защищать свою социалистическую родину основоположники марксизма неразрывно связывали с развитием у него пролетарского интернационализма, братской солидарности по отношению к трудящимся всех стран.



Важной стороной пролетарской морали Маркс и Энгельс считали коллективизм. Они указывали, что в буржуазном обществе, представляющем собой “объединение одного класса против другого”, господствует “мнимая коллективность”, при которой личная свобода существует только для людей, принадлежащих к господствующему классу. Только в социалистическом обществе, как установили основоположники марксизма, индивид получает все возможности для своего всестороннего развития и ему будет обеспечена действительная личная свобода. В коммунистическом обществе подрастающее поколение будет воспитываться в духе социалистического гуманизма, в духе искренней любви и уважения к человеку.

Основоположники марксизма не только разработали теоретические основы пролетарской морали. Вся их личная жизнь была примером подлинного коммунистического поведения. Она была целиком и полностью отдана борьбе за счастье человечества, за торжество идей коммунизма.

Как человек Маркс отличался исключительной правдивостью, справедливостью, преданностью друзьям. Многолетняя дружба Маркса и Энгельса является идеалом высокой дружбы, основанной на общности интересов и полном единстве взглядов.

Маркс был прекрасным семьянином. Несмотря на большую занятость, он всегда находил время для воспитания своих дочерей, отправлялся с ними на загородные прогулки, принимал участие в детских играх, читал им вслух произведения мировой литературы. Маркс чрезвычайно любил детей. Он, по словам В. Либкнехта, был не только нежнейшим отцом, его притягивали к себе, как магнит, и чужие дети, встречавшиеся на его пути, в особенности беспомощные и несчастные.

Эстетическое воспитание

Маркс и Энгельс считали, что всесторонне развитой человек должен понимать произведения искусства и быть способным любить прекрасное. Для этого ему необходимо дать соответствующее эстетическое воспитание. “Если ты хочешь наслаждаться искусством, — писал Маркс, — то ты должен быть художественно образованным человеком. Но при этом он подчеркивал, что для развития у человека эстетических чувств требуются благоприятные общественные условия. При капитализме искусство является достоянием имущих классов и недоступно трудящимся. Только победа пролетариата, как гениально предвидели основоположники марксизма, обеспечит расцвет искусства и сделает его подлинно демократическим. Они неоднократно указывали, что произведения искусства, обладающие должной идейной направленностью и высокими художественными достоинствами, являются эффективным средством познания действительности. Маркс называл искусство художественно-духовным освоением мира.

Всемирно-историческое значение учения Маркса и Энгельса о воспитании, его роль в развитии педагогической науки

Учение Маркса и Энгельса о воспитании, являющееся неразрывной частью теории научного коммунизма, представляет собой качественно новый этап в развитии педагогической науки.

Основоположники марксизма установили зависимость воспитания от общественных отношений. Они открыли закон о классовом характере воспитания в классовом обществе и дали глубокий анализ классового воспитания детей пролетариата в современном им буржуазном обществе. При этом они вскрыли социальные причины, обусловившие огромные различия в воспитании и образовании детей различных классов, и показали, что эти различия являются не чем иным, как отражением общих противоречий капитализма.

Маркс и Энгельс мобилизовали рабочий класс в условиях буржуазного общества на борьбу за знания, рассматривая ее как неразрывную часть всей его общеполитической борьбы. Конечную цель этой борьбы они видели в свержении власти буржуазии, в установлении диктатуры пролетариата и в построении социалистического общества, в котором будут созданы все условия для расцвета материальной и духовной культуры, поставленной на службу трудящимся, для всестороннего развития человеческой личности.

Основоположники марксизма заложили прочный фундамент теории коммунистического воспитания. Они разработали на новой методологической основе важнейшие принципиальные положения, касающиеся умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания, впервые выдвинули и обосновали идею политехнического обучения.

Учение Маркса и Энгельса о воспитании служит теоретическим оружием, которое используется мировым пролетариатом в его борьбе за просвещение, за школу. Впервые, но не в полной мере, это учение нашло свое отражение в просветительских мероприятиях Парижской Коммуны. Творчески развитое В. И. Лениным применительно к новым историческим условиям — к эпохе империализма, пролетарских революций и строительства социализма, марксистское учение о воспитании служит руководством к действию при решении важнейших вопросов народного образования и коммунистического воспитания трудящихся в СССР и других социалистических странах.

Применение марксистских идей в просветительной политике парижской коммуны 1871 г.

Парижская Коммуна — первая пролетарская революция, избравшая первое правительство рабочего класса, — была выдающимся событием в истории мирового революционного движения.

Охарактеризованная К. Марксом как “славный предвестник нового общества” Парижская Коммуна просуществовала всего лишь 72 дня. Она была подавлена контрреволюцией из-за недостаточной зрелости французского пролетариата и отсутствия необходимого революционного авангарда — единой политической партии, которая обладала бы четкой социальной программой борьбы за завоевание и укрепление новой власти.

Созидательная деятельность Парижской Коммуны, протекавшая в тяжелых условиях осажденного города, явилась образцом и прообразом деятельности последующих революционных выступлений международного пролетариата. Оценивая ее значение, В. И. Ленин говорил, что русские революции 1905 и 1917 гг. явились продолжением дела Парижской Коммуны.

Среди мероприятий по улучшению жизни народа важная роль отводилась ломке старой и созданию новой системы воспитания и образования детей трудящихся. Как подлинно народное правительство, Коммуна проявила большую заботу о женщинах и детях. Были установлены пенсии вдовам и детям убитых на фронте национальных гвардейцев, круглые сироты должны были воспитываться за счет Коммуны (декрет от 10 апреля 1871 г.). Образованные Коммуной детские дома коренным образом отличались от прежних сиротских приютов. Содержание детских домов и постановка воспитательной работы в них должны быть не актом благотворительности, а долгом и обязанностью государства, которое стремилось дать детям “всестороннее образование, необходимое для того, чтобы жить своим трудом в обществе”.

Важнейшей государственной задачей Коммуна считала проблему охраны материнства и младенчества. В тесной связи с этой задачей находился разработанный представителями педагогической общественности Парижа проект организации детских яслей, в первую очередь для детей рабочих, не имевших материальных и физических возможностей для правильного их воспитания. По проекту предполагалось открывать ясли в кварталах, расположенных возле фабрик. В проекте содержались подробные указания о помещении яслей, разделении детей по группам в соответствии с возрастом, оборудовании детских комнат, столовой и особой игровой комнаты. Специально рассматривался вопрос о персонале яслей и режиме работы. Особое внимание уделялось полному освобождению яслей от влияния церковников, которые никоим образом не должны были допускаться в число обслуживающего персонала, хотя до 1871 г. это было типичнейшим явлением в детских приютах Франции.

Было значительно увеличено жалованье учителям, причем мужчины и женщины впервые были уравнены в оплате труда (декрет от 20 мая 1871 г.).

Далеко не все положения, провозглашенные Коммуной, были реализованы в период ее существования, но опыт Коммуны явился исходной точкой для последующего развития революционной теории, разработки различных вопросов деятельности нового социалистического государства.

Для коммунаров просвещение народа было исключительно важной проблемой, без разрешения которой, как заявляли они, “республика была бы только пустым звуком”. В связи с этим одной из первейших задач было освобождение школы от церковного давления.

Одна из популярнейших газет Коммуны призывала: “Черноризники, руки прочь от воспитания детей!” Уже 2 апреля был опубликован декрет об отделении церкви от государства, запрещавший преподавание религии в школе. Проведение этого декрета в жизнь потребовало сильнейших усилий, но даже за короткое время существования Коммуны в ряде округов Парижа декрет был полностью выполнен.

Школьная комиссия Коммуны, созданная в первые дни ее возникновения, наряду с энергичной борьбой за освобождение школы от влияния церкви, стремилась провести радикальную реформу начального образования, ввести обязательное и бесплатное обучение. При этом была поставлена задача давать детям народа “интегральное”, т. е. всестороннее, образование — сочетать в школах изучение основ наук с практическим обучением ремеслу, “развивать в человеке все способности: пытливый ум и умелые руки”. Коммунары планировали осуществление идеи демократичности образования в общегосударственном масштабе.

В обращении Коммуны к сельским труженикам говорилось: “Париж хочет, чтобы сын крестьянина получал такое же образование, как и сын богача, и притом даром: потому что наука есть достояние всех и не менее необходима для жизни, чем глаза для зрения”. В сложных условиях осажденного города 28 апреля был принят декрет о бесплатном обеспечении всех учащихся школьными принадлежностями.

Важным средством демократизации общества коммунары считали улучшение постановки женского образования, отразив это положение в следующей формулировке: “В хорошей республике девочки заслуживают, пожалуй, еще больше внимания, чем мальчики, потому что именно на коленях гражданок мы лепечем наши первые слова, получаем первые представления, открываем глаза на внешний мир и начинаем мыслить”. В Коммуне была создана специальная комиссия по реорганизации женского образования, которое рассматривалось как важное средство достижения равенства полов, как одна из форм социального равенства.

В кратковременной деятельности Коммуны по созданию пролетарской системы воспитания проявились истинно пролетарские методы работы. В разработке новой системы народного образования принимали участие широкие слои демократически настроенных родителей, педагогов. Вопросы воспитания и образования (цели воспитания, перестройка программ и методов работы школ и дошкольных учреждений) широко обсуждались в печати и на специальных конференциях.

Опыт Коммуны стал ценнейшим вкладом в педагогику, вечным примером для прогрессивного человечества в его борьбе за коммунизм.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.