Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ

 

Основоположником ситуационного подходаявляется Фидлер. Он считал, что поскольку руководитель изменить себя и свой стиль управления не способен, следовательно, его нужно помещать в те условия, где он сможет лучшим образом себя проявить.

В условиях, когда задачи управления четко сформулированы, то должностные полномочия значительны, и отношения с подчиненными становятся благоприятными. Если условия менее благоприятны, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль.

Инструментальный стиль руководства направлен на поддержание человеческих отношений и подходит в умеренно благоприятных ситуациях, когда нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. В такой ситуации использование данного стиля расширит возможности руководителя и сделает его более влиятельным.

Вариант ситуационного подхода – модель «путь – цель», созданная Митчелом и Хаусом.

Особенность модели:руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействовать на пути достижения этих целей, следовательно, основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага получат подчиненные, если будут хорошо работать.

Еще одним примером ситуационного подхода является теория жизненного цикла, разработанная Херсли и Бланшаром. Она основывается на использовании руководителем односторонней коммуникации при объяснении того, что и как подчиненный обязан сделать и антропоцентрического поведения (в каком пределе руководитель использует двухсторонюю коммуникацию при оказании социо-эмоциональной поддержки).



В соответствии с этим выделяют четыре основные стиля руководства.

1. Приказывающий – односторонняя коммуникация, основанная на указаниях сотрудникам, что и как им необходимо выполнять.

2. Продающий – стремится путем двухсторонней связи и социо-эмоциональной поддержки заставить подчиненных психологически «закупать» те решения, которые они должны сделать.

3. Участвующий – руководитель и подчиненные участвуют в процессе принятия решений через дву-сторонюю коммуникацию.

4. Делегирующий – руководитель делегирует свои полномочия, поскольку уровень подготовки подчиненных достаточно высокий.

Врум и Иеттон выделяют пять стилей руководства.

1. Руководитель сам принимает решения.

2. Руководитель высказывает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решения.

3. Руководитель обозначает проблему подчиненным, обобщает изложенные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.

4. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывается общее мнение по данному вопросу.

5. Руководитель постоянно сотрудничает с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее независимо от того, кто его автор.

Основные критерии при выборе стиля руководства:

– вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку;

– структурированность проблемы;

– наличие информации и опыта у подчиненных;

– уровень требований, предъявляемых к решению;

– причастность подчиненных к делам организации;

– заинтересованность исполнителей;

– вероятность возникновения конфликтов в результате принятия решений.

 

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ

 

Теория системсоздана Берталанфи в 1930-е гг. XX в. Она связана с анализом, проектированием и функционированием самостоятельных подразделений.

Организационные системы подразделяют на закрытые и открытые.

Закрытая организационная система – система, не имеющая связи со своей внешней средой, она не обменивается с внешней средой продуктами, услугами, товарами.

Открытая организационная системаимеет связи с внешней средой.

Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде информации, людей, капитала, сырья, энергии, оборудования, которые становятся элементами ее внутренней среды.

Часть ресурсов преобразуется в продукты и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.

Любая организация функционирует внутри более крупной системы: внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает в себя подсистемы, которые тоже взаимосвязаны и взаимодействуют.

Нарушение функционирования в одной части системы приводит к трудностям в других ее частях.

Основные понятия и характеристики общей теории систем.

1. Границы системы – это различные материальные и нематериальные ограничители, отделяющие систему от внешней среды. Каждая система является частью большей системы, которая называется надсистемой. В свою очередь каждая система состоит из двух или более подсистем.

2. Элементы.Любая система независимо от открытости определяется через ее состав. Компоненты и связи между ними определяют свойства системы.

3. Вход – преобразование – выход.Организационная система в динамике представляется в качестве трех процессов. При системном подходе сначала исследуются параметры «выхода», т. е. что необходимо производить, с какими показателями качества, с какими затратами, кто будет являться покупателем, в какие сроки реализовывать и по какой цене. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. После этого определяются параметры «входа», т. е. анализируется потребность в ресурсах, которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (социальной, экономической, геополитической, экологической). И исследование характеристик «процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе рассматривается производственная технология либо технология управления и пути ее совершенствования.

4. Синергия(в переводе с греческого – «вместе действующий»). Это понятие употребляется для описания явлений, при которых целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое.

5. Системообразующий элемент,от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом.

6. Цикл жизни:возникновение, становление, функционирование, кризис, крах.

 

 

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Слово «метод» в переводе с греческого означает способ достижения цели. Методы управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

С помощью методов управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания.

Методы управления направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности, – на персонал организаций.

Управление персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления. Это не только формальная организация работы с персоналом (подбор, расстановка, факторы контроля и пр.), но и совокупность факторов социально-психологического, неформального характера.

Управление персоналом в оранизации– вид деятельности, с помощью которого решаются вопросы адаптации индивида к внешним условиям, учет личного фактора в создании системы управления персоналом организации. Основные факторы, оказывающие воздействие на персонал предприятия.

1. Иерархическая структура предприятия. Основным средством воздействия являются отношения власти и подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

2. Культура – вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируютдействия личности.

3. Рынок – совокупность равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Все факторы воздействия имеют свою специфику и на практике редко реализуются в отдельности. Чаще всего они используются комбинированно с преобладанием одного из них.

Наиболее популярна тенденция перехода от иерархического управления, строгой системы административного воздействия к рыночным взаимоотношениям, основывающимся на экономических методах.

В последние годы главными внутри предприятия являются работники, а за его пределами – потребители. Необходимо учитывать требования и пожелания потребителей продукции, основывать поведение на социальных нормах, базирующихся на здравом экономическом смысле, учитывать социальные аспекты.

Современные службы управления персоналом создаются на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др.

Задачи новых служб:реализация кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. Они все больше расширяют круг своих функций, занимаются разработкой систем стимулирования трудовой деятельности, управлением профессиональным продвижением, предотвращением конфликтов между работниками в коллективе, изучением рынка трудовых ресурсов и их наиболее перспективных возможностей и т. п.

Разновидности методов управления персоналом:

– экономические методы;

– административные методы;

– социально-психологические методы.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.