Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные правовые проблемы, связанные с использованием Интернет

Отсутствие законодательных актов о развитии в России Интернета, равно как и возможности их эффективного применения, уже сейчас отрицательно сказывается на развитии общественных отношений (например, в области реализации прав граждан на информацию, предотвращения распространения сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан, охраны объектов интел-лектуальной собственности, в других сферах общественно-политической жизни). Более того, по мере вовлечения в хозяйственный оборот отношений, связанных с Интернетом, отсутствие правовых рамок для такой деятельности способно не только стать тормозом для экономического развития, но и вынудить российских пользователей Интернета обращаться за соответствующими услугами к специализированным организациям за пределами России, что с учетом специфики Интернета может быть легко реализовано.

К числу основных проблем, нуждающихся в скорейшем нормативном урегулировании для предотвращения отставания российского сегмента Интернета от общемировых тенденций и обес-печения защиты государственных интересов Российской Федерации в данной области, многие специалисты относят:

определение государственной политики Российской Федерации в отношении развития российского сегмента глобальной ин-формационной сети Интернет; решение на международном уров-не вопросов государственной юрисдикции применительно к раз-личным сегментам Интернета;

обеспечение свободного доступа российских пользователей к сети Интернет и соответствующим сетевым информационным ресурсам, а также беспрепятственного информационного обмена, в том числе международного;



определение порядка и условий подключения к Интернету государственных органов (в том числе с целью обеспечения граждан информацией о деятельности этих органов), а также учреждений библиотек, школ и иных учреждений социально-культурной сферы;

определение правового режима информации, размещаемой в Интернете или передаваемой через предоставляемые в Интернете средства обмена;

предотвращение общественно опасных деяний, совершаемых в Интернете (в частности, распространения оскорбительной и непристойной информации, антиобщественных призывов), а также создание нормативных условий для эффективного выявления и наказания лиц, совершающих такие правонарушения;

действенная охрана авторских и иных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, размещаемые в Интернете;

защита персональных данных, в частности тех данных о пользователях Интернета, которые собираются в процессе их взаимодействия между собой и с операторами услуг в Интернете;

создание нормативных условий для электронного документооборота в Интернете; установление принципов и порядка использования адресного пространства Интернета; подтверждение подлинности и авторства информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации;

обеспечение нормативной базы для электронной коммерции; признание юридической силы за сделками, совершенными в Интернете; определение порядка производства электронных платежей;

обеспечение информационной безопасности (в частности, предотвращение распространения по Интернету компьютерных вирусов, недопущение несанкционированного доступа к информации); установление порядка применения средств криптозащиты применительно к использованию Интернета.

В последнее время предприняты попытки законодательно урегулировать некоторые из названных проблем.

 

 

9. Нормативная правовая информация и ее классификация.

Нормативная правовая информация составляет ядро всей правовой информации и представляет собой совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице и находится в соподчиненности с другими актами, т.е. соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, их издавшего, в системе органов государства и от их компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт Действующие информационные системы включают так­же значительное число ведомственных правовых актов, про­шедших регистрацию в Министерстве юстиции РФ'. 3. Уровень субъекта Российской Федерации (региональный уровень). В соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республи­ки (государства) в составе РФ имеют свое законодательство и конституцию. Край, область, город федерального значения имеют устав и законодательство. В настоящее время активно формируется региональное законодательство, которое можно подразделить на акты: представительной и законодательной власти; органов исполнительной власти; судебной власти. 4. Акты, местного самоуправления. В соответствии со ст. 131 Конституции РФ местное управление не входит в систему го­сударственных органов, а осуществляется в городах, сельских поселениях и других территориях с целью обеспечить самосто­ятельное решение населением местных вопросов. Нормотворче-ство органов местного самоуправления представлено актами: местных представительных органов; местной администрации; органов территориального общественного самоуправления Нормативная правовая информация Этот вид информации касается сведений (сообщений, дан­ных) о нормах права, правовых институтах, правоположени-ях, санкциях, видах и формах юридической ответственности и т. д. Нормативная правовая информация может быть представ­лена в виде четырех уровней: 1. Международно-правовая информация — это сведения, которые содержатся в международных договорах, соглашени­ях, конвенциях, выражающая взаимосвязи народов, между­народных организаций, а также отношения по поводу прав и свобод человека. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнан­ные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Тем самым существенно расширяется число актов и норм, подлежащих обработке в автоматизированных инфор­мационно-поисковых системах (АИПС) правовой информации2. 2. Правовая информация федерального уровня содержит­ся в Конституции РФ, в федеральных конституционных за­конах, в федеральных законах, в нормативных указах Пре­зидента РФ, постановлениях Правительства РФ и других нор­мативных актах3. В информационный массив входят и акты судебной практики: решения Конституционного Суда Российской Федерации; разъяснения по вопросам применения законодательства; обзоры судебной практики; официально опубликованные решения по наиболее слож­ным делам.

 

 

13. Справочные правовые системы: основные направления их использования в юридической деятельности. Под справочной правовой системой (СПС) будем понимать автомати­зированную систему, предназначенную для сбора, систематизации, хранения и поиска правовой информации по запросам пользователей. Принципиальную особенность справочных систем составляет понятие «информационный поиск». Информационный поиск — это процесс отыска­ния в некотором множестве тех сведений, которые посвящены указанной в запросе теме (предмету). Сегодня можно выделить следующие основные сферы применения этих систем: — правотворчество, систематизация и исследование проблем зако­нодательства; — правоприменительная практика; — правовое образование. В правотворческой деятельности справочные правовые системы играют роль незаменимого помощника для учета ранее разрабатывавшихся норма­тивных актов на этапе разработки новых нормативных актов. Обеспечение увязки всех вновь создаваемых нормативных актов с уже действующими, исключение возможности повторений одних и тех же норм в различных пра­вовых актах, признание определенных нормативных актов утратившими силу — работа очень трудоемкая. Ручной отбор необходимых правовых до­кументов может не только занять достаточно длительное время, но и привес­ти к тому, что многие нормативные акты останутся вне поля зрения специа­листов. Машинный поиск существенно повышает оперативность подготовки новых нормативных актов и перечней нормативных актов, утративших силу.«Система»— эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации; «Эталон»— база данных по законодательству (разработана НЦПИ при Министерстве юстиции РФ; «КонсультантПлюс» — справочная правовая система (создана специалистами АО «КонсультантПлюс»; «Гарант» —справочная правовая система (разработана научно–производственным объединением «Гарант–Сервис» (МГУ); «Кодекс»— информационно-справочная правовая система (создана в «Центре компьютерных разработок» (Санкт–Петербург); АРМ «Юрист» —разработкаагентства «Intralex».Велико значение справочных правовых систем при проведении основных видов систематизации правового материала: инкорпорации, кодификации и консолидации. Наличие специальных хронологических, предметных клас­сификаторов и классификаторов правотворческих органов существенно уп­рощают проведение хронологической или предметной инкорпорации. Об­легчается работа по внесению официальных изменений в текст нормативно-правовых актов и подготовки новых редакций документов. Кодификация законодательства может быть организована на оптимальном уровне с исользованием развитого инструмента гипертекстовых ссылок между доку­ментами информационного массива. Наибольшее применение справочные правовые системы находят в пра­воприменительной деятельности. Систематизация законодательства всегда необходима в правоприменительной деятельности, так как логически после­довательное, внутренне согласованное изложение правовой информации обеспечивает более полный и быстрый поиск нужной правовой информации. Систематизированное законодательство позволит достигнуть высокого уровня правовой культуры населения и профессионально-юридической культуры работников правоприменительной области'. Значительно выросло число специалистов, в процессе работы сталки­вающихся с необходимостью работы с правовой информацией. Получение необходимых нормативных правовых документов из средств массовой ин­формации требует больших временных затрат. Эта задача становится еще более сложной, если речь идет о различных ведомственных нормативных актах, которые далеко не всегда издаются в периодической печати. С ис­пользованием справочных правовых систем задача быстрого подбора необ­ходимых документов существенно упрощаетсяНаконец, неоспорима роль справочных правовых систем в процессе юри­дического образования. Этот факт нашел свое отражение в учебных про­граммах многих ведущих юридических вузов по дисциплине «Правовая ин­форматика», в которых присутствуют разделы по изучению возможностей современных справочных правовых систем. Особенности СПС, Неофициальный характер правовой информации.Следует заметить, что информация, полученная в результате работы автоматизированной сис­темы, хранящей и обрабатывающей официальную правовую информацию, не будет являться официальной. Возможность реализации поиска в системе законодательства. При реализации автоматизированного поиска нормативной правовой информа­ции и структурирования информационного массива необходимо принимать во внимание все основные подструктуры системы российского законода­тельства: иерархическую (вертикальную), отраслевую (горизонтальную) и федеративную. Для отражения горизонтальной структуры законодательства в автомати­зированных системах правовой информации служат тематические классифи­каторы двух видов — тематический классификатор документов и классифи­катор ключевых понятий, встречающихся в текстах документов информаци­онного массива. Отражение иерархической (вертикальной) структуры законодательства практически во всех существующих справочных правовых системах основа­но на двух взаимодополняющих классификаторах типа «Орган, принявший нормативный акт» и «Вид нормативного акта». Первый, как правило, содер­жит список правотворческих органов в алфавитном порядке, второй — спи­сок всех форм нормативных актов (конституция, федеральный закон, указ, постановление и т.д.). Для решения задачи разделения федерального законодательства и зако­нодательного массива субъекта Федерации или местного самоуправления в большинстве современных справочных правовых систем предусмотрены специальные процедуры (выбор соответствующего раздела информационно­го массива, задание специального фильтра по территории действия и т.п.).

 

20. Правовые проблемы информатики.

Конституция Российской Федерации подняла уровень пра­вового регулирования информационных отношений. В ней впер­вые применены термин "информация" и производные от него понятия (право на информацию, тайна информации, распрос­транение информации и др.). Нормы о праве на информацию приведены в соответствии с принципами и нормами междуна­родного права. Впервые в Конституцию РФ включено положе­ние, объявляющее принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Подчеркивая фундаментальный характер права на инфор­мацию, Конституция РФ включила его в число основных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 2 право на информацию входит в категорию "высшие ценности", ибо его режим подчиняется всему конституционному механизму, установленному в гл. 1, 2 Конституции РФ'. Право на информацию относится к категории личных, т. е. таких прав и свобод, которые обеспечивают автономию лично­сти, приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров ее развития, принципы самоопределения2. Это право является естественным и прирожденным. Анализ конституционных норм позволяет говорить о глав­ном принципе информационных отношений — свободе инфор­мации. Принцип свободы в более широком контексте является центральным принципом всего конституционного регулирова­ния. Из принципа свободы информации непосредственно выте­кают два следствия: 1) открытость и доступность основной '^(ассы информации; 2) презумпция доступности информации, в соответствии с которой доказывание ее особого режима (закрытости, кон­фиденциальности) лежит на владельце ("держателе") инфор­мации. Доля информационных норм в общем массиве междуна­родно-правовых норм постоянно возрастает. Только за после­дние три года было заключено 18 международных договоров, затрагивающих проблему обмена информационными ресурса­ми. Специалисты в области международного информационного обмена и коммуникаций выдвигают идею международного ин­формационного права. Отношение к данной концепции долж­но быть положительным. Однако в настоящее время говорить о международном информационном праве как сложившейся отрасли преждевременно. Информационное право должно рас­сматриваться как подотрасль такой отрасли международного права, как "права человека". Международное информационное право имеет свой объект регулирования. Это международные информационные отно­шения. Они возникают в ходе: трансграничной деятельности СМИ различных государств; реализации права государств и народов на информацию; международного обмена научной, на­учно-технической, экономической и иными видами специали­зированной информации; определения правового статуса меж­дународных баз и банков данных, компьютерных систем воен­ного и космического характера; международно-правового ре­гулирования статуса журналистов; определения правового ста­туса информации как международного ресурса и общего дос­тояния человечества. Перед международным информационным правом стоят такие задачи, как определение понятия международной ин­формации, ее классификация. Виды международно-правовой информации должны быть классифицированы по отраслям международного права. Так, есть основания говорить об ин­формации в сфере права окружающей среды, космического, воздушного, морского, экономического, уголовного права и др. Необходима выработка документа,, охватывающего все основ­ные проблемы международного информационного права. Федеральное информационное право — это совокупность норм и институтов, регулирующих информационные отноше­ния, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе производства и потребления информации. Эти нормы должны соответствовать основным принципам законодательства в сфере информации и информатизации, всем его требованиям. В состав информационного права входят следующие воп­росы (объект регулирования): права граждан и других субъектов права на информацию; правовой режим информации и информационных ресурсов; государственная политика и управление в сфере инфор­мации и информатизации; правовое положение информационных центров и автома­тизированных систем; вопросы собственности, владения и распоряжения; правовые вопросы, возникающие при оказания информа­ционных услуг; информация в условиях рынка и развития предпринима­тельства; индустрия информатизации, информационные ресурсы; международно-правовое сотрудничество в сфере инфор­мации и информатизации. Особенная часть данного законодательства регулирует ин­формационные отношения, которые складываются в различ­ных сферах и направлениях общественного развития. Каждое направление представлено одним или несколькими законами и другими нормативными правовыми актами (например, зако­нодательство о средствах массовой информации). Основной целью развития законодательства России об ин­формации и информатизации является: создание полной системы нормативных правовых актов; повышение эффективности действующих информацион­ных норм; создание новых направлений правового регулирования (информатизация политической сферы).

 

22. Информационные проблемы права Проблемы взаимоотношений граждан и государства в связи с доступом к правовой информацииГосударство не может управлять, не устанавливая правила и не информируя об этом всех,
кто их должен соблюдать. Государство объективно заинтересовано в распространении правовой информации и доведении ее до каждого гражданина - органы власти и работники аппарата не любят гласность.- проще управлять незнающими людьми. Они менее требовательны;- информирование не такая простая вещь: она требует и средств, и немалых усилий;- открытость мешает реализации частных интересов людей, использующих государственные ресурсы в своих целях. Гражданам самим следует заботиться о получении нужной информации. Помощниками граждан выступают: - законодательство, закрепляющее права граждан на информацию; - негосударственные издательства и информационные фирмы; - информационные технологии, облегчающие распространение правовой информации. Опубликование правовой информации.Знание законов, доступность законов для всех граждан является неотъемлемым условием функционирования правового государства. Конституция РФ статья 15 п. . Законы подлежат обязательному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 1) непременным условием вступления в силу нормативного документа является его официальное опубликование в средствах массовой информации. 2) Запрет на установление обратной силы законодательных актов. 3) Доступ к правовым актам должен быть бесплатным или осуществляться за небольшую ограниченную плату. Нельзя требовать выполнения правил, если гражданин не имел возможности ознакомиться с ними. Осуществление опубликования:Опубликование в газетах, журналахРассылка правовых актов в организации и гражданам Опубликование в сборниках, отдельных изданиях Размещение текстов правовых актов в компьютерных правовых базах данных Выпуск бераторов (папки с разъемными листами) Размещение на WWW-сайтах в Интернете Сообщение о принятии правовых актов по телевидению, радиоЗначение опубликования нормативных актов Для того чтобы обеспечить соблюдение норм права, обязательно нужно добиться их известности. Это необходимо не только для зако­нов, но и для подзаконных актов, которые также затрагивают значи­тельное число граждан или групп населения. В основе этого правила лежит презумпция, согласно которой ективная невозможность узнать содержание нормативных актов ло­гически должна освобождать от обязанности их выполнения. на информацию о новых законах и иных нормативных ак­тах — это одно из признанных международным сообществом прав че­ловека. Государство обязано уважать данное право и содействовать его реализации. Проблема доступности, открытости законодательства приобрета­ет особое значение еще и потому, что в качестве «информаторов» по законодательству сегодня все чаще выступают различного рода ком­мерческие структуры, которые далеко не всегда способны обеспечить полную и достоверную информацию о законах. Более того, нередко под видом законов они воспроизводят даже не самые последние их проекты. В их публикациях встречаются неточности и ошибки. Главное же значение опубликования состоит в том, что оно явля­ется необходимым условием вступления нормативных актов в силу, их применения, действенности, следовательно, обязательной силы правовых норм. Для того чтобы все нормативные акты были доведены до сведения граждан, которых они непосредственно или косвенно касаются, в за­конодательстве предусматриваются нормы по опубликованию юри­дических актов. Опубликование — это действие, заключающееся в доведении нормативных актов до сведения всех граждан, кому они адресованы.Официальные источники опубликования Здесь тоже не наблюдается единообразия. Законы публикуются в Парламентской газете, Российской газете или в Собрании законодательства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации подлежат официаль­ному опубликованию в Российской газете и Собрании законодатель­ства Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации имеют Ведомственные нормативные акты подлежат официальному опубликованию в Российской газете, в Бюллетене нормативных ак­тов федеральных органов исполнительной власти. Сохранилась и та­кая форма официального оглашения, как ведомственная рассылка. Она осуществляется в целях доведения ведомственных актов до их исполнителей и обычно нормативно регламентируется самими ве­домствами.

Справочные правовые системы

Вид поиска спс
  К Г К
поиск по рекв. + + +
Темат. поиск + + +
поиск по ключ. Пон. + + +
Контек. поиск + + +
Интеллек. поиск _ - +
поиск по ист. Опубл. - + +
поиск по толк. Слов. + + -

32. Основы систематизации информации в справочных правовых системах. Основные виды поиска. Возможность реализации поиска в системе законодательства. При У реализации автоматизированного поиска нормативной правовой информа­ции и структурирования информационного массива необходимо принимать во внимание все основные подструктуры системы российского законода­тельства: иерархическую (вертикальную), отраслевую (горизонтальную) и федеративную. Для отражения горизонтальной структуры законодательства в автомати­зированных системах правовой информации служат тематические классифи­каторы двух видов — тематический классификатор документов и классифи­катор ключевых понятий, встречающихся в текстах документов информаци­онного массива. Отражение иерархической (вертикальной) структуры законодательства практически во всех существующих справочных правовых системах основа­но на двух взаимодополняющих классификаторах типа «Орган, принявший нормативный акт» и «Вид нормативного акта». Первый, как правило, содер­жит список правотворческих органов в алфавитном порядке, второй — спи­сок всех форм нормативных актов (конституция, федеральный закон, указ, постановление и т.д.). Для решения задачи разделения федерального законодательства и зако­нодательного массива субъекта Федерации или местного самоуправления в большинстве современных справочных правовых систем предусмотрены специальные процедуры (выбор соответствующего раздела информационно­го массива, задание специального фильтра по территории действия и т.п.). Информационные массивы справочных правовых систем (СПС) содержат различную правовую информацию: нормативные акты, материалы судебной практики, комментарии, законопроекты, консультации, публикации, формы документов и т.д. Документы, хранящиеся в СПС, имеют свои отличительные особенности и описываются с помощью разных реквизитов, что предопределяет и осо­бенности их поиска. Поэтому вся информация в СПС распределена по ин­формационным банкам (блокам), которые, в свою очередь, могут быть объе­динены в информационные разделы в соответствии с видом правовой информации. Так структурирована информация в справочных правовых сис­темах КонсультантПлюс и Кодекс. Структура информационного массива, установленного на компьютере пользователя, отображается на странице «Главная страница»в СПС Кодекс и в нижнем окне «Карточки поиска»в СПС КонсультантПлюс Вид правовой информации в СПС Гарант отображается при поиске по тематическому классификатору (Правовой навигатор на или в спи­ске значений поля «Вид правовой информации»в «Карточке поиска»,а Информационные блоки— в виде списка значений поля «Ин­формационный блок».Основные способы поиска документов в СПС в основном сходны между собой при наличии некоторых отличительных особенностей. Поиск по пра­вовой проблеме реализован в СПС двумя способами: поиск по тематическо­му классификатору и поиск по ключевым понятиям (Правовой навигатор в СПС КонсультантПлюс и Поиск по ситуации в СПС Гарант и Кодекс). Спо­собом поиска по правовой проблеме можно считать и интеллектуальный (быстрый) поиск в СПС Кодекс. Следует упомянуть и другие способы поиска, а именно: поиск по источнику опубликования; поиск по толковому словарю. Не все способы, перечисленные выше, реализованы в каждой системе. В табл. 5.1 содержатся сведения о том, какие способы поиска реализованы в каждой из систем. Следует иметь в виду, что название способов поиска в СПС могут не совпадать. Например, поиск по реквизитам в СПС Кодекс называется «атри­бутный»; поиск по ключевым понятиям в СПС КонсультантПлюс — «право­вой навигатор», а в СПС Гарант и Кодекс — «поиск по ситуации»; поиск по тематическому классификатору в СПС Гарант —- «правовой навигатор». Суть дела от этого не меняется. Отметим также, что тематический поиск,






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.