Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Дискреционная кредитно-денежная политика.

Дискреционная кредитно-денежная политика направлена на стимулирование или сдерживание деловой активности. Стимулирующая дискреционная политика- это политика «дешёвых денег», которая используется центральным банком при спадах производства. Центральный банк увеличивает денежное предложение, которое ведёт к падению ставки процента. Более низкая ставка процента стимулирует процесс инвестирования, так как займы становятся дешёвыми, рост инвестиций приводит к росту ВВП.

 

MS R I AD Y

Удерживающая кредитной денежная политика– это политика «дорогих денег», которая проводится при подъёмах экономики сопровождающихся инфляцией.

 

 

MS R I AD Y

 

Таким образом, центральный банк может то увеличивать, то уменьшать предложение денег воздействием на уровень процентной ставки для стабилизации экономики, то есть уменьшения колебания совокупного спроса процентная ставка должна оставаться на определённом уровне.

Согласно Кейнсианской концепции кредитно-денежной политики устанавливает целевой уровень процентной ставки .Если он остаётся неизменным, то стабилизируется инвестиционный спрос совокупные расходы и национальный доход в целом. Предложение денег-это горизонтальная линия исходящая из целевого уровня процентной ставки , это означает, что MSможет изменяться, но так, чтобы уровень процентной ставки оставался неизменным. Кривая спроса на деньги может сдвигаться вправо в положение или влево в положение , соответственно при подъёмах или спадах экономики. Но для того чтобы ставка процента оставалась на неизменном уровне центральный банк должен уменьшить или увеличить предложение денег скользящей вдоль горизонтальной линии MS.



 

Монетарная политика.

Монетарная политика –это кредитно-денежная политика, основанная на теоретических рекомендациях представителей монетаризма.

Цель монетарной политики: стабилизация денежного предложения на определённом уровне, стабилизация ставки процента на желаемом уровне. Главную ответственность за стабильность покупателей способности денег несет правительство (по мнению монетаристов), в чьих руках находится контроль над денежным предложением.

Колебание денежного предложения с целью воздействовать на уровень процентной ставки лишь усиливают по их мнению циклические колебания поэтому государство в лице центрально банка долго твёрдо следовать монетарному правилу. Темп роста денежной массы должен соответствовать трендовому тенденция темпу роста ВВП.

 

На рисунке кривая денежного предложения MS исходит из целевого уровня количества денег объем, которого будет контролировать центральный банк. При спадах или подъёмах экономики будет сдвигаться кривая спроса на деньги MD вверх при подъёме , при спаде , соответственно, ставка процента будет колебаться, повышаясь до уровня при инфляционной перегреве и снимаясь до уровня при спаде.Монетаристы считают, что нужно контролировать предложение денег, не беспокоясь о колебаниях ставки процента. Монетаристы базируется на стабильном показателе скорости обращения денег, исходя из этого изменения предложение денег будет отражается лишь на уровне цен.

На практике кредитно-денежная политика отличается прагматизмом и содержит в себе элементы регулирования основанные на теории Кейнсиантов и монетаристов.

 

Безработица

Безработный- это человек, который хочет, может работать, но не имеет рабочего места. Все население страны делится на 2 группы:

1) Экономически реактивное население это жители страны, которые не входят в состав рабочей силы:

· дети до 16 лет;

· недееспособный гражданин;

· пенсионеры;

· лица, ведущие домашнее хозяйство;

· лица, прекратившие поиск работы;

· лица, которым нет необходимости работать.

Экономически активное население это часть трудоспособных граждан которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг. Экономически активное население делится на две группы: занятые и безработные. Занятые- это лица старше 16 лет работающие по найму или на себя находящиеся в отпуске или времени неработающие из за болезни. Безработные- это часть взрослого трудоспособного населения, которое не имеет работы, находятся в поисках её и зарегистрирована в службе занятости. Основным показателем, измеряющим безработицу является уровень безработицы это отношение числа безработицы к численности рабочей силы выражение в процентах.

Уровень безработицы =

Формы безработицы различаются причинами возникновения:

Фрикционная безработицасвязана с объективным необходимым движением рабочей силы (люди стремятся сменить жительства, профессию, место работы).

Структурная безработица - это безработица вызванная несоответствием профессиональной подготовки рабочей силы в структуре производства.

Фрикционная и структурная безработицы существуют на всех стадиях экономического цикла. Уровень безработицы соответствующий целесообразному уровню полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он равен сумме фрикционной и структурной безработицы.

Циклическая безработица вызвана спадом производства во время повторяющихся спадов в экономике.

Экономические издержки безработицы выражаются в том, что экономические страны безвозвратно теряют то количество товаров и услуг которое она могла произвести из имеющихся ресурсов. Максимальный объем продукции, который может быть выпущен при полной занятости населения, называется потенциальным ВВП. Экономические потери от безработицы это разница между потенциальным и фактическим ВВП. Математическое выражение отставания фактического ВВП от потенциального рассчитал американский экономист Артур Оукен (1928-1980). Закон Оукена гласит: «если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2,5%». Кроме экономических потерь безработица оказывает негативное влияние на работников. Социальными издержками безработицы являются потеря квалификации, утрата чувства самоуважения, упадок моральных устоев и т. д. Государственное регулирование рынка труда – это комплекс экономических, административных, законодательных и организационных мероприятий по защите работников от финансовых потерь, вызванных безработицей. Можно выделить две основные формы регулирования рынка труда: прямое и косвенное.

Прямое регулирование рынка рабочей силы включает:

• программы по стимулированию рынка занятости и увеличению численности рабочих мест в государственном секторе;

• программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

• программы содействия найму рабочей силы;

• программы по социальному страхованию безработицы.

Косвенное регулирование рынка рабочей силы осуществляется посредством принятия законов и постановлений по проблемам занятости и помощи безработным, проведения налоговой, денежно-кредитной и амортизационной политики правительства. Фонд занятости - это специализированное государственное учреждение, которое выполняет следующие операции:

• регистрация безработных и вакантных мест;

• трудоустройство безработных и других лиц;

• изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;

• тестирование лиц, желающих получить работу;

• профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;

• выплата пособий по безработице.

 

Инфляция

Инфляция - это устойчивый и продолжительный рост общего уровня цен в стране.

Инфляция – это дисбаланс спроса и предложения проявляющийся в росте цен.

Дефляция- это устойчивое и продолжительное снижение уровня цен в стране.

Рост общего уровня цен, сопровождающегося обесцениванием денег, или падением покупательской способности денежной единицы. Это означает, что обесцениваются номинальные денежные запасы населения, т. е. снижаются реальные денежные запасы.

Измеряется инфляция с помощью индекса цен, который выражает изменение среднего уровня цен.

Темп инфляции (уровень инфляции)это изменение общего уровня цен.

Для определения количества лет, которое приблизительно потребуется для удвоения уровня цен, используют так называемое правило величины 70”. Для этого достаточно 70 разделить на ежегодный темп инфляции (в процентах), и получится приблизительное количество лет, за которое цены возрастут в 2 раза.

Виды инфляции:

По форме проявления:

а)открытаяинфляция - ничем не сдерживаемый, свободный и продолжительный рост цен (характерна для рыночной экономики).

б) скрытая(подавленная) инфляция - государство устанавливает жесткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита

в) инфляционный шок – одномоментное резкое повышение цен.

По темпам роста цен:

а) ползучая (умеренная) инфляция – цены растут медленно, но неуклонно (до 10% в год).

б) галопирующая инфляция – быстрый рост уровня цен (от 10 до 100-200% в год).

в) гиперинфляция – катастрофический рост цен (до 500-1000% в год).
По степени сбалансированности роста цен:

а) сбалансированная инфляция - при ней цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными.

б) несбалансированная инфляция – при ней цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
По степени прогнозируемости роста цен:

а) ожидаемая инфляция – может быть спрогнозирована на какой-либо период, или «запланирована» правительством.

б) неожидаемая инфляция - характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.
По механизму возникновения:

а) инфляцияспроса - порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объёмом производства (дефицит товара). Суть инфляции спроса выражается фразой: слишком большое кол-во денег охотиться за малым кол-вом товара.

б) инфляция предложения (издержек) - рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Источниками роста издержек являются: государство, профсоюзы и крупнейшие фирмы монополисты.
Последствия инфляции неоднозначны, умеренная инфляция полезна для экономики т. к. рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.

Чрезмерный выпуск денег порождает негативные последствия, которые выражаются в следующем:

• ухудшается положение людей с фиксированным заработком, у которых ограничивается потребление и сокращаются сбережения;
• происходит скрытая государственная конфискация денег у населения;
• падает уровень предпринимательской деятельности, усиливается неопределенность при принятии инвестиционных решений.

В экономической политике, направленной против инфляции, различают 2 подхода:

1)Приспособление к инфляции (адаптация) - индексация доходов, контроль за уровнем цен.

2)Ликвидационный метод- это стратегия активного снижения инфляции посредством экономического спада и роста безработицы. Издержки этого метода очень велики, но результат более эффективный.

В основе этой теории лежит идея о том, что динамика безработицы и инфляции взаимообратна, т. е. правительство должно выбирать либо безработицу, либо инфляцию.

В 1958 г. Филлипс установил следующую закономерность: чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы. Безработица сказывается на оплате труда. С повышением уровня безработицы уменьшаются доходы, и снижается покупательная способность населения. В итоге уровень инфляции снижается. Если уровень безработицы ниже естественной нормы , то можно наблюдать инфляцию спроса.

Стагфляция - одновременное существование стагнации (спада производства) и инфляции.

 

Налоги и налогообложения

Налог— обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Сбор — обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения действий государственными органами, по предоставлению определенных условий или выдачу разрешений.

Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Совокупность взимаемых государством налогов, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему.

Налоговая система построена на следующихосновных принципах:

·Всеобщность,т. е. охват всех экономических субъектов получающих доход;

·Стабильность, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

·Равнонапряженность – взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

·Обязательность– принудительность налога, неизбежность его выплаты;

·Самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

·Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Налоговая система базируется на законах государства, которыми устанавливаются элементы налогов.

Элементы налога:

Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое обязано уплачивать налог.

Объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т. д.).
Источник налога — это, независимо от объекта налогообложения, чистый доход общества.
Ставка налога — это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (скажем, с одной сотки земли, с одной тысячи рублей).

Налоговая система выполняет следующие функции:

фискальную, т.е. служить источником дохода госбюджета;

распределительную, т.е. перераспределять национальный доход от богатых к бедным, из одних отраслей в другие;

стимулирующую, т.е. через систему налоговых льгот и привилегий способствовать ускорению научно-технического прогресса, расширению экспорта, выравниванию развития территорий, увеличению занятости населения;

регулирующую, т.е., изменяя условия налогообложения, правительство способствует решению важнейших социально-экономических задач, стоящих перед обществом.

По механизму формирования налоги делятся на две группы:
- ПРЯМЫЕ НАЛОГИ взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов. К ним относят: подоходный с населения; на прирост капитала; налог на имущество.
- КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т. е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции. К ним относят налоги: на добавленную стоимость (НДС); на отдельные виды товаров (акцизы); таможенные пошлины.

По признаку соотношения между ставкой налога и доходом налоги делятся на:
прогрессивные, при которых средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;
регрессивные, при которых средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;
пропорциональные, при которых средняя ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода.

Налоги в России разделены на три группы:
1.Федеральные налоги устанавливаются парламентом и в обязательном порядке взимаются на всей территории России.
2.Республиканские налоги тоже общеобязательны. При этом сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в бюджет республики и в бюджет города или района, где расположен налогоплательщик.
3.Местные налоги лишь частично являются общеобязательными. Часть налогов может устанавливаться по решению местных властей.Государство через налоговый механизм, может воздействовать на хозяйственную конъюнктуру, поощряя или сокращая совокупный спрос или совокупное предложение.

Американский профессорАртур Лаффер доказал что при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, а более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства. В результате увеличивается налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне, даже если ставка налогов будет ниже.

И высокие и низкие ставки обеспечивают одинаковое поступление в бюджет. Поступление зависит не только от ставки, но и от налоговой базы.

 

Государственный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный бюджет можно рассматривать как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов.

Особый интерес представляет анализ исполнения государственного бюджета, где может выявиться расхождение между планами правительства и фактическими потоками расходов и доходов. Помимо государственного бюджета в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. К ним относятся: пенсионный фонд, социальное страхование.

В странах с федеральным устройством (МША, РФ, Германия) принято разделять: федеральный бюджет, бюджет регионов и местный бюджет. Разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разных уровней называется налогово-бюджетным федерализмомили фискальным федерализмом, который предполагает независимость и самостоятельность бюджетов всех уровней.

В Российской статистике используется понятие консолидированный бюджет- это бюджет, который складывается из федерального, регионального и местного бюджета. Через государственный бюджет перераспределяется значительная часть национального дохода страны.

Государственный бюджет- это финансовый план развития страны, который состоит из доходных и расходных статей, составляется Министерством финансов и утверждается Государственной Думой в форме федерального закона.

Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают.

Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом (излишек).

Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета.

Первичный дефицит– это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.

Первичный профицит – определяется как общий профицит увеличенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.

Различают 3 вида дефицита:

1.Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами государственного бюджета.
2.Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня ВВП соответствующего полной занятости.
3. Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит - это следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла.

G – Государственные расходы

У – доход, Т - налоговые поступления

Е- сбалансированный бюджет, когда T=G

 

Допустим, в стране действует пропорциональная система налогообложения, ставка подоходного налога 20% (0.2). Уровень доходов, соответствующий полной занятости составляет 1200 млрд.руб. Фактический доход 1000 млрд. руб.

Если Y=0,то T=0;

Если Y=1000 млрд. руб., то T=Y*0.2=1000*0.2=200 млрд. руб.

Если доход составляет 1500 млрд. руб., то есть Y=1500 млрд. руб., то T=Y*0.2=1500*0.2=300 млрд. руб. (налоговые поступления будут равны 300 млрд.руб. и т.д.)

Предположим, что фактический доход равен 600 млрд.руб. Y=600 млрд. руб., тогда:T=600*0.2=120 млрд. руб.

При государственных расходах G=200 млрд. руб. фактический бюджетный дефицит составит: (T-G)=120-200=-80 млрд. руб.

Но если при той же налоговой ставке и уровне государственных расходов, доход был бы равен 1200 млрд. руб., то есть соответствовал бы полной занятости, то не было бы и дефицита бюджета:

T=Y*0.2=1200*0.2=240 млрд. руб.

При тех же государственных расходах G=200 млрд. руб., получаем:

(T-G)=240-200=40 млрд. руб., то есть бюджетный профицит.

При этом циклический дефицит (разница между фактическим и структурным) составит:-80-(+40)=-120

Существует два основных способа финансирования бюджетного дефицита:

· Выпуск новых денег, эмиссионный способ финансирования.

· Займы (внутренние и/или внешние) - неэмиссионный способ финансирования бюджетного дефицита.

В США по закону запрещено финансировать государственный бюджет печатанием новых банкнот, т. е. использовать сеньораж.

Финансирование дефицита бюджета за счет денежной массы называется эффектом монетизации и ведет к инфляционному повышению цен.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.