Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Практическая работа 9. Экология региона

 

Цель – получение знаний в сфере региональной экологии; формирование экологического мировоззрения, способствующего реализации экологических сценариев устойчивого развития региона Волжского бассейна.

Задачи:

- предмет региональной экологии: основные понятия, особенности;

- проблемы региональной экологии;

- принципы эколого-экономического районирования территории Волжского бассейна.

Учебные вопросы:

1. Изучение теоретических основ региональной экологии.

2. Дать представление о специфических особенностях экосистем региона.

3. Дать понятие об эколого-информационных системах (ЭИС).

4. Знакомство с административной структурой Волжского бассейна.

5. Получение общих физико-географических сведений о регионе.

6. Познакомить с основными показателями социально-экономического развития региона.

7. Изучение антропогенных воздействий на территории Среднего Поволжья.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о:

- основных понятиях региональной экологии;

- антропогенных факторах среды, влияющих на экологическую систему;

- эколого-информационных системах;

знать:

- климатические особенности региона;

- закономерности региональной экологии;

- социально-экономический режим региона;

уметь:

- оценивать эколого-экономическое положение территории;

- применять полученные знания при проведении природоохранных мероприятиях,

Владеть навыками

- оценки экологических последствий деятельности человека;

- методами реализации мер экологической безопасности;

Методические рекомендации по изучению темы:

При освоении темы необходимо:



- изучить теоретический материал;

- выполнить задание;

- ответить на контрольные вопросы;

 

Теоретический материал:

Регион – это (от лат. regio - область) территория (акватория) часто очень значительная по своим размерам, как правило, являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения (БЭС, 1991).

Под региональной экологией в фундаментальном плане следует понимать науку об отношении организмов или сообществ друг к другу и к пространственно распределенным факторам среды (физико-географическим, климатическим и иным особенностям региона) (Розенберг, Краснощеков, 1996). В самом общем плане такими факторами выступают меридиональные изменения климатических особенностей территории, связанные с широтой местности и удаленностью от океана: температурный и световой режимы, количество осадков, изменение наклона угла падения солнечных лучей, сезонная и суточная контрастность климата и т.п. Все это определяет характер и закономерности природной зональности и смены биомов (Розенберг, 1991).

Специфическими закономерностями региональной экологии следует считать особенности вертикального (меридионального) изменения экосистем, связанные с поясностью растительности. Региональная экология как раздел общей экологии имеет свой объект исследования, свою концептуально-теоретическую базу и специальные методы исследования. Главный объектизучения – экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания, территориально составляющие регион.

Более широкое распространение получило социально-экономическое или технократическое понимание региональной экологии. В этом плане региональную экологию можно определить как раздел прикладной экологии, изучающий антропогенные изменения среды обитания и биоты в пределах крупной географической территории, связанные со спецификой ее социально-экономического развития, определяющейся в первую очередь наличием, добычей и переработкой природных ресурсов(Розенберг, Краснощеков, 1996).

При региональном подходе к решению проблем первоочередным является выделение региона как некоего единства. Необходима организация регионального координирующего органа с представительством основных составляющих инфраструктуры (законодательной, властной, контролирующей, научно-коммерческой и т.п.), подготовка концепции экологического развития региона с определением приоритетных направлений работ и их проведения по территориальному и «отраслевому» признакам.

Цельюрегиональной экологии является разработка сценариев развития экологической обстановки при различных вариантах социально-экономического развития региона для принятия управленческих решений по оптимизации системы «человек-природа». Методическиэта цель достигается общепринятым в экологии путем – созданием информационных баз данных, прогнозных моделей, информационно-моделирующих и экспертных систем, (Розенберг, Мозговой, 1992; Региональные экологические…, 1993). Методики ориентированы на системный анализ информации. База данных представляет собой совокупность данных, отражающая состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области (Розенберг, 2009). Говоря об экологической базе, имеется в виду в первую очередь ее содержание. Задачи, которые приходится решать в рамках региональных экологических проблем (в самом общем плане), могут быть условно отнесены к одному из следующих направлений:

· охрана природы,

· рациональное природопользование,

· экологическая экспертиза.

Экологическая информационная система (ЭИС). Для решения ряда экологических задач успешно применяется экспертная система REGION, разработанная в Институте экологии Волжского бассейна РАН (Розенберг и др., 1991; Розенберг и др., 2000; Костина, 2005; Шитиков и др., 2005).

Экологическая информационная система (ЭИС) оценки качества окружающей среды крупного региона (в том числе и бассейна крупной реки) предназначена для изучения пространственного распределения ее параметров, характеризующих состояние различных абиотических и биотических составляющих и степень воздействия на них хозяйственной деятельности человека (антропогенной нагрузки).

Краткая физико-географическая характеристика Волжского бассейна.

Площадь Волжского бассейна составляет 1 млн. 358 740 км2. Бассейн р. Волга занимает на Русской равнине площадь порядка 1,36 млн. км2 (62% европейской части, 8% всей площади Российской Федерации или почти 13% территории всей Европы). Длина Волги от истока до устья - 3531 км. Территория бассейна Волги расположена в пределах Русской равнины между 45° и 62° северной широты и 61° и 30° градусами восточной долготы. Протяженность территории с севера на юг составляет 2,5 тыс. км и с запада на восток – около 2,3 тыс. км.

Большая часть бассейна р. Волги находится в пределах Восточно-Европейской равнины. Вдоль Волги проходит один из крупнейших тектонических "швов" Русской платформы. Территория бассейна характеризуется чередованием низменных равнин и возвышенностей.

Волга пересекает с севера на юг несколько растительных зон: южно-таежную и хвойно-широколиственную подзоны таежной зоны, зоны широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь и пустынь.

В основном, вся территория бассейна находится в умеренно-континентальной климатической зоне, находящейся большую часть года под влиянием западного переноса воздуха с Атлантического океана.

Речная сеть реки Волги объединяет около151 тыс. рек, речек и ручьев. В пределах бассейна насчитывается более 10 тыс. озер с общей площадью зеркала воды 620 тыс. кв. км. Самыми крупными водохранилищами всего бас­сейна являются Волгоградское, Куйбышевское, Кутулукское, Николаевское, Пугачевское, Саратовское, Северное, Сулакское.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.