Обратная связь
|
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ УГОЛКА ПРИРОДЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПЛАН.
- Ознакомление с декоративными животными в первой младшей группе.
- Ознакомление с животными уголка природы во второй младшей группе.
- Формирование представлений о животных уголка природы в средней группе.
- Содержание, методы и формы педагогической работы по ознакомлению с животными живого уголка в старших группах.
- 1 –
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Малышей знакомят с птичкой в клетке, рыбками в аквариуме. Дети усваивают понятия «птичка», «рыбка». Вместе с детьми педагог дает имя птичке (можно и рыбке, если она одна в аквариуме). Воспитатель учит детей кормить животных, наливать воду в поилку. Формировать у малышей интерес к животным.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
Для ознакомления с животными проводятся кратковременные наблюдения, на которых рассматриваются внешний вид и поведение животного. На этих наблюдениях воспитатель в присутствии детей кормит животных, дает возможность им самим насыпать зерно в кормушку, налить воду в поилку. Малыш может сам насыпать и корм рыбкам. Руку ребенка при этом необходимо поддерживать. Наблюдения желательно проводить не со всей группой сразу, а с двумя-тремя детьми.
Уже с этого возраста важно формировать у малышей интерес к животным. Для этого педагог обращает их внимание на то привлекательное, что есть у каждого животного. Например: «Посмотри, какая красивая у нас рыбка: вся сияет, как солнышко!», или: «Какая наша птичка забавная: как любуется на себя в зеркало!» Взрослому важно поддерживать самостоятельные детские рассматривания животных, вовремя включаться в них.
- 2 –
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
(УСЛОЖНЕНИЯ)
1. Детей знакомят с понятием «Аквариум» (это домик, наполненный водой; в нем живут рыбки).
2. Знакомим с основным кормом для каждого животного: птичка клюет зерна, рыбка ест маленьких червячков и сухой корм.
3. Дети помогают педагогу выращивать зеленый корм для зверьков: овес, зеленый лук (малыши его могут поливать, находить более светлое место для него, переносить туда вместе с воспитателем).
4. Детей знакомят с детенышами животных: у птички – птенцы, у рыбки – мальки.
5. Воспитатель объясняет ребятам, что за всеми животными обязательно нужно ухаживать: каждый день кормить и поить (птичку), кормить (рыбку), часто чистить клетку, аквариум.
6. Знакомим с особенностями внешнего вида и поведением различных животных, но наиболее мелкие внешние признаки опускаем, так как малыши еще не смогут их увидеть.
7. Знакомим с названиями, внешним видом, поведением, питанием сезонных животных: насекомых (в инсектарии), пресмыкающихся и земноводных (в террариуме).
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
(УСЛОЖНЕНИЯ)
1. Наблюдение уже можно проводить со всей группой детей.
2. При кормлении животных руку ребенка поддерживают лишь на первых порах, в дальнейшем он должен уметь насыпать корм и наливать воду самостоятельно.
3. Начинают планироваться отдельные занятия по ознакомлению с животными уголка природы (в начале занятия всегда используется загадка, интересное стихотворение или сюрпризный момент, - например, внезапное появление самого животного и т.д.).
4. На занятиях и наблюдениях вводится методический прием сравнения контрастных животных одного класса, например: рыбка крупная, красного окраса, плавающая в толще воды и рыбка мелкая, черного окраса, плавающая вблизи дна.
5. Вводятся трудовые поручения по уходу за животными: простые, кратковременные, индивидуальные.
6. С малышами проводятся несложные малоподвижные игры на закрепление представлений о животных уголка природы, например: «Птички и автомобиль» (игра будет носить более конкретный характер, если педагог в ее названии использует имя самой птички, например: «Кеша (Шурик) и автомобиль»), «Рыбки плавают, кушают, прячутся», и дидактические игры на закрепление названий животных, их голосов и повадок, например, «Кто как кричит?», «Кто нарисован на картинке?» и другие.
7. Для закрепления представлений проводятся рассматривания не только натуральных животных, но и их изображений на картинах, иллюстрациях (однако не очень часто, так как основное значение имеют наблюдения).
- 3 –
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (УСЛОЖНЕНИЯ)
- Усложняются трудовые умения детей: они учатся протирать наружные стенки аквариума влажной тряпочкой, а также наружные стенки поддона в клетке для птиц, менять им подстилку.
- На занятиях и наблюдениях воспитатель добивается от дошкольников большей самостоятельности в описании животного.
- Если во второй младшей группе педагог знакомил детей только с одним млекопитающим, то в средней обязательно следует познакомить еще с одним: так, чтобы дети имели представление о нескольких домашних млекопитающих.
- Знакомим дошкольников с понятиями «дикие животные», «домашние животные», поясняя между ними разницу; объясняем, почему животные уголка природы относятся к домашним.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ (УСЛОЖНЕНИЯ)
- Вводятся не только кратковременные, но и длительные наблюдения, например, за сезонной жизнью животных группы, ростом и развитием потомства.
- При проведении сравнительных наблюдений животных берут менее контрастных.
- Усложняется характер поручений по уходу за животными: детям можно давать не только простые, но и сложные поручения (состоящие не более, чем из двух действий), не только индивидуальные, но и групповые (с участием двоих детей). Однако длительные поручения в средней группе еще не выполняются.
- При проведении занятий и наблюдений меняется речь педагога: меньше подсказывающих (наводящих) вопросов, так как дети уже умеют выражать свои впечатления.
- Вводятся элементарные опыты по ознакомлению дошкольников с постоянно живущими и сезонными животными уголка природы (например, опыты с божьей коровкой и кузнечиком, доказывающие их пользу человеку и природе; опыт с попугайчиком, доказывающий, что он – зерноядная птица и т.п.).
- Рассматривания животных уголка природы по картинам и иллюстрациям организуются чаще, чем во второй младшей группе.
- 4 –
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (УСЛОЖНЕНИЯ)
- Учим детей устанавливать зависимость способа передвижения животного от строения его конечностей.
- Учим устанавливать сходство и различие во внешнем виде и повадках животных разных классов: рыб, птиц, млекопитающих, насекомых, земноводных, пресмыкающихся.
- Даем подробные сведения о пользе животных уголка природы, особенностях их жизни в природе и в неволе.
- Усложняется содержание трудовых поручений: дети принимают участие в замене воды в аквариуме, очистке его от грязи, чистке клеток птиц, млекопитающих, уборке террариума.
- Знакомим дошкольников не только с рыбами, но и другими обитателями аквариума: улитками, маленькими водоплавающими черепашками.
- Углубляем знания дошкольников о внешнем виде и повадках животных, например: у рыб глаза без век, разные их виды находятся в аквариуме в разных слоях воды, одни держатся стайкой, другие плавают поодиночке и т.д.
- Даем знания детям о сезонной жизни животных группы: как живут, ведут себя, чем питаются в разные времена года.
- Дошкольники получают информацию о размножении животных уголка природы и выращивании потомства.
- Учим детей устанавливать общие понятия: теплолюбивые и холодноводные рыбы, живородящие и икромечущие рыбы, живородящие и яйцекладущие пресмыкающиеся, домашние и дикие животные и т.д.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
(УСЛОЖНЕНИЯ)
- Продолжает усложняться характер поручений: вводятся длительные поручения по уходу за животными группы.
- Появляется вторая новая форма организации детского труда – дежурства по живому уголку (перед введением таких дежурств педагог проводит занятие, на котором знакомит дошкольников с обязанностями дежурных; вначале дети дежурят по пол дня (в первом полугодии), далее – по одному дню (во втором полугодии). В живом уголке воспитатель должен вывесить график дежурств, при этом следует научить детей им пользоваться.
- Появляется и третья новая форма организации детского труда – коллективный труд по уходу за животными группы (педагог распределяет обязанности и дети под его руководством осуществляют коллективную работу, которая, как правило, заключается в уходе за животными и уборке их жилищ).
- Сравнительные наблюдения организуются за такими животными, которые имеют мало отличительных признаков, так как трудность для детей должна заключаться в нахождении таких отличий (например, за рыбками одинакового вида и цвета, за двумя похожими морскими свинками и т.д.).
- Основные сведения о жизни животных уголка природы дети получают на занятии.
- Учим детей давать самостоятельную оценку выполненному заданию (своему и заданию, которое выполнил сверстник).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ УГОЛКА ПРИРОДЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (УСЛОЖНЕНИЯ)
- Усложняются трудовые умения детей: они учатся протирать наружные стенки аквариума влажной тряпочкой, а также наружные стенки поддона в клетке для птиц, менять им подстилку.
- На занятиях и наблюдениях воспитатель добивается от дошкольников большей самостоятельности в описании животного.
- Если во второй младшей группе педагог знакомил детей только с одним млекопитающим, то в средней обязательно следует познакомить еще с одним: так, чтобы дети имели представление о нескольких домашних млекопитающих.
- Знакомим дошкольников с понятиями «дикие животные», «домашние животные», поясняя между ними разницу; объясняем, почему животные уголка природы относятся к домашним.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ (УСЛОЖНЕНИЯ)
- Вводятся не только кратковременные, но и длительные наблюдения, например, за сезонной жизнью животных группы, ростом и развитием потомства.
- При проведении сравнительных наблюдений животных берут менее контрастных.
- Усложняется характер поручений по уходу за животными: детям можно давать не только простые, но и сложные поручения (состоящие не более, чем из двух действий), не только индивидуальные, но и групповые (с участием двоих детей). Однако длительные поручения в средней группе еще не выполняются.
- При проведении занятий и наблюдений меняется речь педагога: меньше подсказывающих (наводящих) вопросов, так как дети уже умеют выражать свои впечатления.
- Вводятся элементарные опыты по ознакомлению дошкольников с постоянно живущими и сезонными животными уголка природы (например, опыты с божьей коровкой и кузнечиком, доказывающие их пользу человеку и природе; опыт с попугайчиком, доказывающий, что он – зерноядная птица и т.п.).
- Рассматривания животных уголка природы по картинам и иллюстрациям организуются чаще, чем во второй младшей группе.
|
|