Социальные основы трудовой деятельности Главной целью экономической деятельности является создание благоприятных социальных условий для человека.
Социальное развитие - является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутый уровень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. Это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Социальная Политика - деятельность по преобразованию социальной сферы. Ее цель - реальное повышение уровня материальной и духовной жизни.
Под уровнем жизни населения понимается:
1. Уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т.п.)
2. Развитие различных отраслей непроизводственной сферы.
3. Продолжительность рабочего времени.
4. Условия труда рабочих.
5. Состояние и охрана окружающей среды.
6. Демографические показатели уровня жизни (рождаемость, смертность, прирост населения, средняя продолжительность жизни).
Точкой отсчета для определения уровня жизни является потребительская корзина. Потребительская корзинавключает в себя набор благ и услуг, обеспечивающих определенный уровень потребления.
Минимальный уровень потребления - потребительский набор, уменьшение которого выводит потребителя за грань нормальных условий существования. Именно здесь проходитчерта бедности.
Физиологический уровень потребления - ниже этого уровня человек существовать не может.
Доля населения, находящегося за чертой бедности является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране.
Рациональный уровень потребления - отражает количество и структуру потребления наиболее благоприятную для индивида.
Качество жизни - условия, безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическая и имущественная безопасность граждан и т.п.
Оценки уровня и качества жизни изменяются во времени и пространстве.
Возможности решения тех или иных задач в области социальной политики определяется ресурсами, которые может направить государство или предприятие на их решение. Ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны.
ДОХОД НАСЕЛЕНИЯ- сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенная для приобретения благ и услуг для личного потребления.
Уровень потребления населения зависит от уровня доходов.
Источники доходов :
1. Заработная плата
2. Доход от собственности (дивиденды, проценты, рента)
3. Социальные выплаты
Номинальные доходы - сумма доходов, полученных населением.
Реальные доходы - стоимость реально-потребляемых населением благ.
Реальные доходы отличаются от номинальных:
1. На сумму налогов и иных обязательных выплат.
2. На стоимость благ, получаемых за счет социальных фондов.
3. В зависимости от уровня цен (если цены на потребительские блага растут быстрее номинальных доходов, то реальные доходы снижаются. Соответственно снижается и уровень жизни населения, уменьшаются сбережения и накопления капитала, следовательно отсюда потеря интереса к долгосрочным целям).
Социальная инфраструктура - совокупность материально-вещественных элементов, создающих предпосылки для рациональной организации всех видов деятельности человека (транспорт, мед.учреждения, жилищное хозяйство и т.д.).
Развитие социальной инфраструктуры выступает важнейшим социальным фактором роста производства, решая одновременно социальные задачи.
17. социология организации;
Трудовая организация как система характеризуется:
1. Совокупностью основных элементов;
в их составе выделяют 1) собственно социальные элементы, 2) социально-символические, 3) социально-вещественные
К собственно социальным элементам относится:
- личности
- формальные группы;
- неформальные группы;
- совокупность социальных связей работников, как формальных, так и неформальных,
- трудовой коллектив, как целостная совокупность ее работников, связанных между собой совместным участием в едином производственном процессе.
Социально-символические элементы выполняют связующую и регулирующую функцию, благодаря им социальные связи между работниками становятся осмысленными, приобретают устойчивый характер:
- совокупность целей и ценностей;
- совокупность функций и задач;
- история и социальная миссия организации;
- образцы и нормы трудового поведения;
- ритуалы и обряды;
- символика организации;
- стиль оформления зданий, помещений, одежды.
В социально-вещественные элементы входят объекты социальной инфраструктуры предназначенные для удовлетворения гигиенических, бытовых, социально-психологических, восстановительных и культурных потребностей.
2. особенности связей между элементами – Сеть взаимосвязей элементов трудовой организации образует ее структуру;
3. иерархическое строение – отражает ее внутреннее строение, обусловлено разделением труда и необходимости координации для достижения организационной цели;
4. взаимосвязями с внешней социальной средой – свойства трудовой организации как системного целого могут быть поняты лишь в результате анализа ее взаимосвязей и взаимодействий с внешней средой;
5. взаимосвязями с природной средой;
6. модели описания трудовых организаций – здесь выделяют три типа моделей:
- описание типов организационного взаимодействия основанное на национальных и культурных особенностях (американская, японская, немецкая и т.д. модель), или связанное на особенностях стиля управления (бюрократическая, демократическая, либеральная и ситуационная модели);
- описание количественного соотношения различных категорий персонала основанного на различных критериях (трудовые функции персонала, уровень квалификации, профессия, должность, образование, культурно-этническая принадлежность, стаж, уровень з/п и т.д);
- рассмотрение трудовой организации как социальной системы.
7. наличием процессов управления.
Трудовой коллектив – это социальная общность, объединяющая людей, осуществляющих совместную трудовую деятельность в рамках трудовой организации.
Выделяют три функции трудового коллектива:
1. Целевая функция - коллектив создается для реализации коллективной цели (производственная).
2. Функция удовлетворения социальных потребностей работников – удовлетворяет потребность в принадлежности определенной общности, а также других социальных потребностей.
3. Социально-интегративная – участие в производственной деятельности объединяет людей, на основе формирования общих норм и ценностей, новых образцов деятельности, общения входящих в организацию людей
Центральной проблемой формирования трудового коллектива является несовпадение целей и ценностей работника с целями трудовой организации и вытекающая отсюда невысокая степень интеграции работника в ее деятельности.
Этапы формирования трудового коллектива:
- образуется трудовая общность на основе формально-функциональных связей;
- формируется устойчивое «ядро», способное оказывать влияние на других сотрудников, цели которых не совпадают с целями организации;
- большинство членов разделяют цели организации и идентифицируют себя с общностью.
Стабилизация трудового коллектива – целенаправленное управленческое воздействие на элементы и параметры подсистем трудовой организации, как непосредственно путем воспитательного воздействия, так и опосредованно путем изменения материально-вещественных параметров и структуры организации.
18. основы трудового поведения личности;
Личность не может находиться вне общества, коллектива, группы, она утверждается в группе, реализуется. Процесс адаптации индивида к социальной среде называется социализацией личности. Социализация – это процесс становления личности при помощи общения и усвоения индивидом норм, ценностей, установок, присущих данному коллективу, группе, обществу.
Трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил.
Внутренние силы : - потребности, интересы, желание, ценности, идеалы, мотивы.
Формирование этих внутренних побудительных сил представляет собой процесс мотивации трудовой деятельности.
Источником мотивации трудового поведения являются потребности.
Потребность- нужда в чем либо необходимом для нормального функционирования. Потребности человека проходя через процесс социализации и изменяются под влиянием культуры.
Потребности становятся внутренними побудителями и регуляторами когда осознаются, приобретают предметную направленность.
Интерес характеризует возможный в данных условиях способ удовлетворения потребности.
Содержанием интересов выступают предметы и объекты, овладение, которыми позволит удовлетворить потребности субъектов.
Субъект - человек, группа, организация, общество. В число субъектов входят все субъекты хозяйствования, имеющие определенные функции и цели в системе общественного разделения труда. Интересы субъектов различных уровней могут не совпадать и даже противостоять.
Ценности - представление субъекта о главных и важных целях жизни и работы, а также об основных средствах их достижения.
Ценность - значимость явлений и предметов с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям личности, социальной группы, общества. Направленность личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества является ценностной ориентацией, которая служит общим ориентиром в человеческом поведении.
Ценности могут быть :
1. Ценности-цели - отражают стратегические цели существования человека: здоровье, интересная работа, любовь, материальная обеспеченность.
2. Ценности-средства - средства достижения целей: личные качества, чувство долга, умение держать слово и т.д.
Мотив - совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности, а также предмет или объект, на который эта активность направлена.
Установка - предрасположенность действовать определенным образом по отношению к какому либо объекту.
Функции мотивов труда:
1. Ориентирующая - мотив направляет поведение работника в ситуации выбора вариантов поведения.
2. Смыслообразующая - мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения для работников, выявляя его личностный смысл.
3. Опосредствующая - мотив рождается на стыке внешних и внутренних побудителей, опосредуя их влияние на поведение.
4. Мобилизирующая - мотив мобилизует силы организма, если это необходимо для реализации значимых для него видов деятельности.
5. Оправдательная - в мотиве заложено отношение индивида к должному, нормируемому извне образу, эталону поведения, социальным и нравственным нормам.
Деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами или мотивационным ядром.
Основной мотив деятельности - оплата труда, чем выше зарплата, тем полнее работник и члены его семьи удовлетворяют материальные и духовные потребности.
Поведение личности ярче всего проявляется в групповых взаимоотношениях, поскольку поведение представляет собой реакцию индивида, направленную на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей.
Степень реализации общих целей группы можно рассматривать как эффективность группы, которая определяется рядом факторов: средой, в которой работает группа; управляющими факторами – способом руководства группой, процессами и процедурами группового принятия решений, взаимодействием между членами группы, мотивацией деятельности.
СТИМУЛЫ - внешние побуждения и элементы трудовой ситуации, которые влияют на поведение человека в сфере труда.
Процесс стимулирования - это такое воздействие на работника, с целью получения определенной деятельности, которое затрагивает его потребности, интересы, цели, мотивацию.
В основе стимулирования - взаимодействие внешних условий и внутренней структуры личности. Стимулирование реализуется через создание условий трудовой ситуации, побуждающих личность действовать определенным образом.
Ситуация включает в себя:
- непосредственно-действующие условия
( размер зарплаты, условия, организация труда )
- опосредованно-действующие условия
( социальная инфраструктура )
Стимулирование возможно, если актуальные потребности являются очень значимыми. Если нет, то стимулирование будет неэффективно.
Стимулирование - это всегда ситуация личного выбора, стратегии и тактики поведения в сфере труда. Эта ситуация предполагает определенную свободу поведения человека.
ФУНКЦИИ СТИМУЛИРОВАНИЯ :
1. Экономическая - влияет на эффективность производства. Эта функция действует через дифференциацию зарплаты в зависимости от характера труда.
2. Социальная - дифференциация доходов влияет на социальную структуру общества и положение человека в этой структуре. С помощью стимулирования удовлетворяются различные потребности работника, происходит развитие личности и ее способностей.
3. Социально-психологическая - стимулирование воздействует на структуру потребностей, ценностных ориентаций, установок, мотивацию труда, формирует отношение к труду.
4. Нравственно-воспитательная - стимулирование формирует нравственные качества личности.
|