Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Школа для маленьких детей Р. Оуэна


Роберт Оуэн (1771 - 1858) принадлежал к числу выдающихся социалистов-утопистов. Он подверг резкой критике капиталистический строй и провозгласил необходимость установления общественной собственности на средства производства. Оуэн успешно осуществил первую попытку общественного дошкольного воспитания детей рабочих. Будучи управляющим, а затем совладельцем бумагопрядильной фабрики в Нью-Ланарке (Шотландия), Оуэн провел ряд мероприятий для облегчения жизни рабочих: сократил рабочий день до 10,5 часа (вместо 14 - 16), запретил принимать на работу детей до 10 лет, увеличил заработную плату, построил новые дома. Большое внимание он уделял формированию новых людей, свободных от пороков капиталистического строя. Этой цели должен был служить организованный им в Нью-Ланарке «Новый институт для образования характера», в который входили: ясли для детей от 1 до 3 лет, «школа для маленьких детей» от 3 до 5 лет, начальная школа для детей от 5 до 10 лет. В «Новом институте» проводились также занятия для работающей молодежи, устраивались лекции и культурные развлечения для рабочих и их семей.
Дошкольные учреждения обслуживали до 300 детей. Занятия проводились в специально отведенных, красиво оформленных помещениях и на площадке для игр. Организация этих учреждений преследовала две цели: во-первых, матери-работницы освобождались от забот о своих детях во время работы, во-вторых, Р. Оуэн стремился как можно раньше оградить детей от дурного влияния окружающей среды. Большое внимание уделялось воспитанию у детей честности, правдивости, вежливости, духа коллективизма. С целью развития у детей хороших манер и вкуса их одевали в красивые национальные шотландские костюмы или свободное платье, напоминающие древнеримскую тунику, учили танцам и пению.
Большую часть дня дети проводили в играх на воздухе. Во время игр воспитатели обращали внимание детей на окружающую природу, в помещении с ними велись непринужденные беседы, проводилось ознакомление с предметами обстановки, их назначением. Во время бесед и занятий широко использовалась наглядность. До начальной школы детей не учили чтению, так как Оуэн был против раннего чтения книг детьми. Он считал, что непринужденные беседы, наблюдения в природе, ознакомление с предметами и явлениями реальной жизни являются более эффективными средствами их развития. Кроме того, учебные книги того времени имели в основном религиозную окраску, а все направление воспитания в учреждениях Оуэна было безрелигиозным.
Особое внимание Оуэн уделил подбору воспитателей, главными качествами которых он считал не образованность, а любовь к детям,доброту и порядочность.
Деятельность Оуэна в области дошкольного воспитания получила высокую оценку передовой общественности. Ф. Энгельс писал: «В Нью-Ланарке были впервые введены школы для детей младшего возраста, придуманные Оуэном. В них принимали детей начиная с двухлетнего возраста, и дети так хорошо проводили там время, что их трудно было увести домой».
Многосторонняя деятельность снискала Оуэну большую известность. Нью-Ланарк посещали предприниматели, государственные и общественные деятели. Оуэн стал европейской знаменитостью. Но положение рабочих в целом никак не улучшалось. Убедившись, что его деятельность не в состоянии заставить буржуазию изменить социальный строй, Оуэн встал на путь решительной критики капитализма.
Пока Оуэн занимался своими филантропическими опытами, он, по словам Ф. Энгельса, «пожинал только богатство, одобрение, почет и славу... Но как только он выступил со своими коммунистическими теориями, дело приняло другой оборот».
К. Маркс и Ф. Энгельс высоко ценили педагогические идеи и общественно-педагогическую деятельность Оуэна. Прогрессивные стороны его учения и педагогического опыта были охарактеризованы К. Марксом как «зародыш воспитания эпохи будущего».

Детские сады Ф. Фребеля


Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852).
Педагогическая система Фребеля была противоречивой. Она основывалась на идеалистической философии, утверждавшей главенство духовного начала над материальным. Воспитание понималось Фребелем как развитие у человека четырех врожденных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного. Цель воспитания - выявление заложенного в ребенке божественного начала, присущего всем людям. Именно такое толкование Фребель дал и принципу природосообразности. Он считал, что воспитание ничего не добавляет к тому, что дано природой, а лишь развивает заложенные в нем качества.
Вместе с тем Фребель пропагандировал ценную и важную мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей жизни. Придавая огромное значение дошкольному воспитанию, он считал игру основным средством развития, показал ее большую роль в физическом и психическом становлении ребенка. Исходя из природных особенностей детей, Фребель считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении е другими детьми необходимо воспитывать его в обществе сверстников. Он дал глубокое педагогическое обоснование этой идеи и многое сделал для ее популяризации и широкого распространений.
Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире. В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», ярко проявилась его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться, высокая оценка значения целенаправленного педагогического воздействия.
Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Он значительно обогатил практику дошкольного воспитания, разработав разнообразные приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом. Фребель детально показал этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию. Много ценного содержалось в предложениях Фребеля о работе детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага).
Идеи Фребеля получили широкое распространение, однако прогрессивные педагоги подвергали их критике за чрезмерную регламентацию деятельности детей, усложненность упражнений и занятий, мистическое истолкование природы ребенка. Значение Фребеля в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений. Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.

Дома ребенка М. Монтессори


В конце XIX - начале XX в. в зарубежной дошкольной педагогике происходят значительные изменения. В связи с успехами естественных наук - биологии, физиологии и на их основе психологии - происходит дальнейшее развитие педагогики и ее отдельных отраслей, в том числе дошкольной педагогики. Капитализм вступил в новый - империалистический этап развития.
Стремление буржуазии подчинить своему влиянию все стороны общественной жизни приводит к тому, что педагогика становится объектом пристального внимания буржуазных идеологов. Громогласно объявляя педагогику беспартийной и надклассовой, идеологи капитализма пытались обосновать классовые различия в обществе якобы природными различиями людей. Доказывая, что власть имущие стали таковыми не в силу экономических причин, а благодаря природному превосходству над другими, многие буржуазные педагоги распространяли идеи спонтанного развития личности ребенка в процессе свободного самовоспитания и самообучения, проповедовали отказ от руководящей роли воспитателя, ограничивая его роль созданием соответствующих условий и возможностей для саморазвития детей.
Сравнительно широкое распространение получают в этот период детские сады, которые освобождали женщин-матерей, все более вовлекаемых в процесс капиталистического производства, от ухода за детьми и планомерно воспитывали детей в духе норм буржуазной морали.
В области общественного дошкольного воспитания периода империализма особенно выделяется видный итальянский врач-психиатр и педагог Мария Монтессори (1870-1952). В основанных ею домах ребенка, охватывающих детей дошкольного возраста, осуществлялась своеобразная система воспитания. От воспитателя требовалось, не вмешиваясь в процесс развития ребенка, лишь организовывать обстановку, способствующую его самовоспитанию. Но при этом влияние воспитателя сохранялось безусловно и несомненно. Прежде всего, дети воспитывались в четко выраженном религиозном духе, на котором строилось все нравственное формирование. Использовались специальные упражнения для выработки послушания. Отрицание коллективных форм деятельности детей, занятия с отдельным ребенком вели к возникновению у детей резко индивидуалистических черт.
Умственное воспитание Монтессори, по сути, подменила воспитанием органов чувств, для чего разработала соответствующий дидактический материал. В основу занятий были положены материалы и упражнения, взятые из практики работы с умственно отсталыми детьми. Система упражнений была направлена на выработку у детей определенных умений и навыков: различать предметы по форме, весу и цвету, узнавать разнообразные звуки и запахи. Интересные и ценные в отдельности, эти упражнения применялись очень педантично и излишне детализированно, что вместо широкого развития личности приводило к дрессировке различных чувств. Лишенные всякого элемента игры и фантазии, эти упражнения превращались в скучный механический труд, отрицательно сказывались на умственном развитии детей.
Подобное бездуховное, практическое воспитание, сдобренное религиозностью, полностью соответствовало потребностям буржуазии. Н. К. Крупская, анализируя буржуазное дошкольное воспитание, подчеркивала: «И фребелевские и монтессориевские детские сады насквозь пропитаны духом буржуазного патриотизма, способствуют целиком воспитанию подрастающего поколения в направлении, диктуемом властью помещиков и капиталистов их страны».
Подвергнув глубокой и основательной критике оторванную от жизни индивидуалистическую педагогику Монтессори, прогрессивная педагогика взяла на вооружение некоторые ее ценные находки. Это особенно относится к разнообразным дидактическим материалам и методам использования их в сенсорном воспитании.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.