Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Этапы социометрического опроса.

Учебная психодиагностическая практика (8.02 – 21.02) в СОШ

Задание для учебной диагностической практики в СОШ

1. Ознакомление с предприятием практики и структурным подразделением Психологическая служба.

2. Ознакомление с планом работы психолога учреждения и др.документацией по психодиагностической работе.

3. Проведение социометрического исследования класса (по выбору). Составление протокола по результатам исследования.

4. Проведение профориентационного исследования одного учащегося 8-9 класса. Составление заключения по результатам исследования (Методики: КОС; Типология Холланда с классификацией Е.А. Климова в модификации Г.Резапкиной, опросник профессиональных склонностей Йовайши в модификации Резапкиной; Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова в модификации Г.В. Резапкиной)).

5. Участие с психологом учреждения в плановом психодиагностическом исследовании.

Диагностический материал для выполнения заданий учебной психодиагностической практики в СОШ

 

СОЦИОМЕТРИЯ

Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений.

Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Социометрия применяется как в научных, так и в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют ее для определения эффективности групповой тренинговой работы, для изучения психологического климата коллектива, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее.



Понятие «социометрия» ввел в психологическую науку выдающийся американский психолог Якоб Леви Морено (1892 – 1974).

Социометрия – метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

Этапы социометрического опроса.

Подготовительная фаза.Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Очень важно прояснить для чего проводится исследование, какие данные хочет получить заказчик (если таковой присутствует).

Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с участниками коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Предварительные беседы с членами коллектива повышают их психологическую готовность к предстоящему опросу. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание и количество социометрических критериев.

Вторая фаза. Любой социометрический опрос начинается с обращения к участникам опроса. Основная функция обращения к опрашиваемому (респонденту) заключается в том, чтобы заинтересовать его в участии и побудить к внимательному и правдивому заполнению карточки. Важно проинформировать участников исследования о целях опроса, способе заполнения карточки, о гарантиях конфиденциальности и т. п. Проведение собственно опроса включает: инструктирование респондентов, раздачу социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек. Опрос может проводиться также в устной форме, тогда данные заносятся в специально подготовленную таблицу.

Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде; проверка надежности полученных данных. Интерпретация результатов на основе различных способов анализа данных.

Завершающая фаза. Получение выводов и по необходимости рекомендаций. Сопоставление с данными других методов.

Центральным в процедуре опроса является выбор социометрического критерия.Критерий – это основание выбора, в качестве которого выступает конкретная содержательная ситуация контактирования с другими людьми (дежурство, поход, день рождения и так далее). Критерий выглядит как вопрос, который задается группе. На основании социометрического критерия осуществляется предпочтение (положительный выбор) или отклонение (отрицательный выбор) одним индивидом другого. Критерий должен быть сформулирован таким образом, чтобы побуждать человека осуществлять выбор для совместной деятельности или отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы. Например: «С кем из твоей группы ты бы стал готовиться к совместному докладу?», «Кого из одноклассников включил бы в свою команду КВН?», «С кем из членов бригады Вы хотели бы работать в паре?» и т.п.

Требования к проведению социометрического опроса.Для получения данных при проведении социометрического опроса важно соблюдать следующие требования:

1. Опрос лучше проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности, на основе которого уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами (совместная работа, учеба и т. д.). Коллективная деятельность создает условия для расширения круга взаимных симпатий и устойчивых эмоциональных отношений. В противном случае исследователь рискует зафиксировать случайную структуру.

2. Каждый член группы должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими. Задача проводящего опрос – обеспечить такие условия, которые бы исключили любое давление на свободное волеизъявление в ситуации выбора. Это может быть достигнуто специальной формой социометрической карточки, сложенной пополам, индивидуальной формой проведения анкетирования, правильной организацией пространства исследования при групповом опросе.

3. Размер коллектива должен предоставлять ее членам возможность активного непосредственного общения. Слишком большой размер коллектива может снизить качество получаемой информации. Члены коллектива должны ясно представлять себе его границы. Каждый член коллектива может выбирать себе партнеров для совместной деятельности только в пределах своего коллектива. Хорошо, когда перед участниками опроса находится список всех членов группы.

4. Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом. Ни члены коллектива, ни тем более руководство или представители администрации не должны проводить сбор информации, так как это резко нарушает требование конфиденциальности, являющееся обязательным условием успешного проведения социометрического опроса.

5. Социолог или психолог, применяющий методику изучения взаимоотношений в группе, в своем устном выступлении перед группой должен указать на конфиденциальность собираемой информации. Психологу важно понимать, что раскрытие социометрической информации может привести к сильному влиянию на уже сложившийся образ «Я».

Требование конфиденциальности является этическим принципом работы психолога. Вмешательство во внутригрупповые отношения может привести к непредсказуемым последствиям. Исключение составляет только социометрия, проводимая в групповой психотерапии с терапевтическими целями или в тренинге личностного роста.

Социометрическая карточка.Для сбора информации при социометрическом опросе часто применяются социометрические карточки, которые даются для заполнения членам группы. Пространство социометрической карточки занято вопросами к респондентам (здесь же оставлено место для их ответов). Обращение в письменной форме помещается на самой карте, но оно может быть произнесено и в устной форме.

Существуют различные способы оформления социометрической карточки; в зависимости от целей исследования выбирается тот или иной способ. Если группа небольшая по составу, карточка может быть оформлена так:

 

 

Фамилии членов группы Критерии выбора
I Дежурство II Праздник III Совместный проект
Медведев +   +
Лисицына   +  
Волков  
Зайцев   +  
Ежов     +
Кабанов +    
Хомякова    

Респондентов просят отметить крестиком фамилии тех индивидов, которых они выбирают и прочерком тех, кого отклоняют по соответствующему критерию. Большой размер группы предполагает, что каждый выбирающий будет фиксировать в социокарточке индивидов, удерживаемых в его активном сознании.

 

Можно применять также и такой вид социометрической карточки:

Ф.И.О._____________________________________________________________
1. С кем из своих коллег вы предпочли бы выполнять служебное задание? Укажите не более двух фамилий. 1) _______________ 2) __________________
2. С кем из своих коллег вы не хотели бы выполнять служебное задание? Укажите не более двух фамилий. 1) _______________ 2) __________________
3. Кого из своих коллег Вы пригласили бы на день рождения в первую очередь? Укажите не более двух фамилий. 1) _______________ 2) __________________
4. Кого из своих коллег Вы пригласили бы на день рождения в последнюю очередь? Укажите не более двух фамилий. 1) _______________ 2) __________________

 

Частым вариантом проведения социометрии является включение выбранных заранее критериев (вопросов) в процедуру более обширного анкетирования, например, в анкету, направленную на изучение удовлетворенности трудом или учебой. В этом случае не следует помещать социометрические вопросы в начало анкеты, так как они могут вызвать повышенную настороженность отвечающих, в таком варианте отдельные социометрические карточки не используются.

По степени значимости вопросов критерии могут быть «слабыми» и «сильными». Например, для учеников сильный критерий – сидеть за партой и слабый – пойти в кино. «Сильные» критерии, как правило, заставляют респондентов с большей ответственностью подойти к вопросу выбора. Слабый критерий затрагивает менее значимые отношения человека. В этом смысле критерий «С кем бы ты поделился своими проблемами?» будет более сильный, чем критерий «Кого ты хотел бы пригласить на день рождения?».

По форме предъявления критерии могут быть «положительными» и «отрицательными». Например, положительный критерий – «С кем бы ты хотел играть в совместную игру (можно указать конкретно какую)?». Отрицательный критерий – «С кем бы ты не стал играть в совместную игру?». В последнем случае может быть предпочтительней использовать этот критерий в другой форме – «С кем бы ты хотел играть в последнюю очередь?». В таком виде критерий выглядит как положительный, однако, является отрицательным по содержанию. Положительные и отрицательные критерии иногда называются в литературе прямыми и обратными.

Центральной классификацией критериев является их разделение на деловые (производственные, деятельностные) и эмоциональные. Деятельностные критерии позволяют изучать взаимоотношения на уровне деловых неформальных отношений в группе. Например: «С кем из класса ты остался бы дежурить после урока?», «С кем Вы предпочли бы работать над совместным проектом?». Эмоциональные критерии являются показателями эмоциональных отношений в коллективе, они в меньшей степени опосредованы той деятельностью, которой занимается группа. Например: «Кого из одноклассников ты пригласил бы на день рождения?», «С кем из коллег тебе приятнее всего было бы отдыхать на даче?». Несмотря на такое деление, некоторые критерии бывает трудно отнести к тому или иному виду. По нашему наблюдению, большинство используемых критериев содержат элементы как эмоциональной, так и деловой мотивации. Например, сложно определить какого типа, эмоциональный или деловой, является следующий критерий: «С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?». Характер и мотивация выборов по эмоциональному или деловому признаку зависит от возрастного состава группы, развитости ее структуры, совместности деятельности и так далее. При определении критерия следует учесть тот факт, что чем младше группа, тем менее выражена деятельностная сторона отношений в коллективе. В группе маленьких детей детского сада вряд ли вообще стоит говорить о деловых критериях, сфера отношений в этом возрасте диктуется в основном эмоционально-значимым содержанием.

Большинство авторов советуют формулировать критерии в позитивном и отрицательном виде, следовательно, общее количество вопросов становится четыре. Отрицательные критерии позволяют получить исследователю очень ценную информацию о группе, и было бы неразумно спешить отказываться от них. Зоны напряженных отношений в коллективе могут быть выявлены только с помощью отрицательных формулировок. Однако, практика показывает невозможность использования таких вопросов в группах и трудовых коллективах, которые очень закрыты для исследования и стремятся всячески скрыть негативные чувства друг к другу. Причины этого могут быть самые различные: и недоверие к исследователю, и отрицание этих негативных чувств, и негативный прошлый опыт, полученный при участии в подобных исследованиях. Определяя количество использованных критериев очень важно учесть возраст членов группы. Чем меньше этот возраст, тем меньшее количество критериев должно быть использовано. Количество критериев определяется также возможностями психолога или социолога в обработке полученной информации. Часто бывает, что психологи, используя большое количество критериев, в конечном счете, сами запутываются в полученных данных и не могут сопоставить результаты, которые могут быть на первый взгляд даже противоречивы.

Требования к социометрическому критерию.Очень важно, чтобысоциометрический критерий удовлетворял всем требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе: конкретность, однозначность, отсутствие расплывчатых словосочетаний и так далее.

Кроме того, при формулировке социометрического критерия необходимо учитывать следующие правила:

1. Социометрический критерий должен быть подобран таким образом, чтобы в его содержании, прежде всего, отражались взаимоотношения между членами коллектива. Только в этом случае он будет действительным инструментом социометрического исследования.

2. Социометрический критерий должен воспроизводить ситуацию выбора партнера для совместной деятельности или для совместного общения, т. е. опрашиваемый должен предпочесть или отклонить другого члена коллектива.

3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора. Опрашиваемый (респондент) должен четко представлять размеры и границы коллектива и знать, что он имеет право выбрать любого его члена. Например, вопрос «С кем из своего класса вы хотели бы спеть песню под гитару?» явно уменьшает вероятность быть выбранными тех людей, которые не умеют ни петь, ни играть на гитаре. Кроме того, этот вопрос имеет двойственный характер: с одними хочется петь, а других использовать как аккомпаниаторов.

4. Используемые критерии должны интересовать членов коллектива, быть значимыми для них. Вопрос значимости может быть решен в предварительном наблюдении за жизнедеятельностью группы, в интервью с членами группы. Трудно заранее предположить насколько совместный отдых на природе может быть распространен в том или ином коллективе. Совместное дежурство в классе может быть важной сферой деятельности в одной школе и совершенно не актуальной в другой. Подбор команды участников в КВН может оказаться интересной задачей для одних и ненужной, надуманной для других.

5. Критерий должен описывать, конкретные ситуации, для того чтобы у респондента было конкретное основание для предпочтения или отклонения партнера. Именно поэтому лучше не использовать какие-то фантастические, нереальные ситуации типа полета на Луну или похода в разведку, если, конечно, вы не работает с коллективом космонавтов или отделом контрразведки.

Ограничение выборов.Итак, критерии выбраны, их количество определено, следующий важный вопрос – это проблема ограничения выборов. Респонденту необходимо указать возможное число предпочтений, которые он может сделать. Если для получения полной картины взаимоотношений между членами данного коллектива разрешается делать неограниченное число выборов, такая процедура социометрического опроса называется непараметрической. Если же исследователя интересуют типичные элементы структуры, то вводится ограничение числа выборов, то есть используется параметрический вариант. Такая процедура, безусловно, более проста для обработки данных, и начинающему социометристу мы рекомендуем использовать ограничение выборов при опросе. Более того, если мы прибегаем к непараметрической процедуре, возрастает вероятность получения случайных выборов, и возникают затруднения при сопоставлении с другими группами.

Величины ограничения социометрических выборов

 

Число членов группы Социометрическое ограничение
5 – 7 Один. Один
8 – 11 Два. Два
12 – 16 Три. Три
17 – 21 Четыре. Четыре
22 – 26 Пять. Пять
27 – 31 Шесть. Шесть
32 – 36 Семь. Семь

 

Часто в социометрическом исследовании возникает необходимость ранжирования выборов, в инструкции к анкете это также указывается. Например: «Укажите в порядке предпочтения, с кем из членов Вашего коллектива Вы хотели бы жить на одной лестничной площадке. Назовите не более трех фамилий». «Кого бы ты выбрал соседом по парте? В первую очередь… Во вторую очередь…». В дальнейшем порядок выборов может быть учтен в процессе обработки данных (см. далее).

Существует три основных способа обработки социометрических данных: табличный, графический и математический.

Табличный способ заключается в построении социоматрицы– специальной таблицы, в которую заносятся все данные о выборах в группе (табл. 2). Обычно социоматрица строится отдельно для каждого критерия (эмоционального и деятельностного). Положительные и отрицательные выборы можно заносить в одну таблицу. Можно строить и суммарные социоматрицы сразу по нескольким критериям, однако для этого потребуется специальные навыки и повышенная внимательность. Социоматрица позволяет произвести количественный подсчет выборов, что сразу дает представление о ранжировании членов группы по числу предпочтений и отклонений.

 

Таблица 2

Образец социоматрицы

Кто выбирает Кого выбирают Итого отдано выборов
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. полож. отриц. всего
п.ч.                        
1. 2 с.е.                        
2. 3 и.л.                        
3. 4 х.я.                        
4. 5 о.б.                        
5. 6 л.и.                        
6. 7 о.н.                        
7. 8 г.с.                        
8. 9 и.к.                        
Получено выборов +                        
                         
Всего                        
                             

Если в опросе проводилось ранжирование выборов, то необходимо добавить в таблицу строку «Точный подсчет», при этом используется следующая схема: за предпочтение, сделанное в первую очередь приписывается максимальное количество баллов, равное числу ограничения выборов; за каждый последующий – на один балл меньше. Например, если ограничение составило три, то первому выбору приписывается три балла, второму – два, третьему – один балл. В таблице 3 приведен пример с подсчетом выборов при ограничении с числом два, следовательно, при точном подсчете за «выбор в первую очередь» присваивается 2 балла, а за «выбор во вторую очередь» – один балл.

Таблица 3

Пример социоматрицы для группы численностью 10 чел.

Деловой критерий – «С кем из твоей группы ты стал бы готовить доклад на конференцию? В первую очередь, во вторую очередь»

№№ Кто выбирает Кого выбирают Отдано выборов
павел                
игорь                  
федор                
андрей                
григорий                
олег                
роман                
устин                
дмитрий                
алексей                  
Всего получено выборов
Точный подсчет

 

Данные социоматрицы позволяют выявить определенные статусные позиции членов группы: звезды, предпочитаемые, принятые, изолированные. «Звезды» – те, кто получает наибольшее количество выборов в группе и, следовательно, имеют наивысший социометрический статус в группу, в нашем случае (см. табл. 3) это Федор и Олег, которые имеют по четыре выбора. В разряд «предпочитаемые» вошли три человека, имеющие по 2–3 выбора. К «принятым» относятся те, кто получил один выбор, изолированных по данному критерию в рассматриваемой группе два человека. Следует подчеркнуть, что все категории позиций получены как следствие использования определенного критерия и, на основании только лишь данных социометрии психолог не может делать выводы об окончательном распределении статусов в группе, навешивая «ярлыки» на участников группы. Применение других критериев может дать иную картину внутригрупповой дифференциации. В рассматриваемом случае не выделяется категория «отвергаемые», так как применялся только положительный критерий.

Следующий способ обработки данных – графический. Он заключается в построении социограммы. Социограмма – схематическое изображение реакций членов группы друг на друга, устанавливаемых на основании выбора, то есть при ответах на социометрический критерий. Она позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений с помощью специальных знаков (условных обозначений). Социограмма служит для представления структуры группы на плоскости. По всей видимости, возможно и пространственное, объемное расположение структурных единиц и их взаимосвязей, в этом смысле некоторые игровые социометрические процедуры напоминают моделирование объемной социограммы (см. раздел «Другие варианты»).

Виды социограмм. Обычно используются три вида социограмм: произвольные, локограммные, и концентрические.

1. Социограмма произвольного вида показывает комбинацию связей с наиболее удобным расположением членов группы по результатам выборов. В такой социограмме употребляются следующие условные обозначения:

 

    положительный выбор
  взаимный положительный выбор
------------------- отрицательный выбор
  участник группы женского пола
  участник группы мужского пола

В зависимости от количества связей в социограмме могут быть выделены определенные элементы структуры: изолированные, диады, триады, тетрады и другие. Изолированный элемент – это индивид, не связанный с другими. Связь между двумя элементами обозначается как диада, эта структура встречается во всех группах и характеризует наиболее устойчивые доверительные связи между двумя людьми. Триады,тетрады и другие виды связей, состоящие из большего числа элементов, часто составляют «ядра» коллективов или являются отдельными группировками внутри группы. Почти все элементы внутри этих структур симметрично связаны между собой.

 
 

 
 

На основании данных таблицы 3, можно построить социограмму такого типа (рис.1).

Рис.1. Пример социограммы произвольного вида

Построение социограммы требует от социометриста терпения и тщательности, не раз приходится перестраивать социограмму, которая должна как можно более близко показывать имеющиеся в коллективе группировки, наличие зон напряженности. Сначала на чертеже помещают тех, кто получил наибольшее число выборов, далее стрелками изображают те предпочтения, которые они сделали, и постепенно переходят ко всем оставшимся элементам групповой структуры. Как правило, в группе не бывает одного общепризнанного лидера, к которому тяготели бы все члены, на социограмме должно быть в наглядной форме показано расположение полюсов притяжения отталкивания в группе. Так, на рис. 1 хорошо заметно образование двух подгрупп: ядром первой подгруппы являются участники с номерами 6, 9 и 7, ядром второй – участники 3, 4 и 5. Участнику №1 хочется примкнуть к «лидерам» обеих группировок, однако он остается непризнанным ими. Участники №2 и №8 тяготеют к различным подгруппам. Возможность построения на плоскости сил отталкивания, при наличии отрицательного критерия, позволила бы прояснить, где возникает напряженность: внутри подгрупп или между этими подгруппами.

Социограмма локограммного вида располагает на плоскости членов группы так, чтобы это моделировало деятельность, расположение в помещении. Локограммная социограмма для рассмотренной выше группы представлена на рис. 2, прямоугольники обозначают в данном случае столы в аудитории.

Рис. 2. Пример социограммы локограммного вида  

На локограммной социограмме также видно расположение подгрупп. Очень часто люди в помещении, являющимся местом их работы или учебы, занимают пространство близкое к тем, кто им наиболее симпатичен. В научно-популярной психологической литературе можно встретить мнение, что место человека в пространстве помещения связано с его личностными качествами, например, слева сидят, те, кто наиболее критичен, или с положением в группе, например, в центре сидят лидеры группы, а аутсайдеры занимают «камчатку». Эта упрощенная трактовка сложных процессов, которые происходят в группе, может сбить неопытного социометриста с толку. Большое количество переменных влияет на процесс местонахождения: отношение к процессу деятельности; люди сидят не там, где им хотелось бы, а там, где досталось место; вовлеченность в жизнь группы на этом отрезке времени; школьная привычка сидеть у окна (как посадила первая учительница), взаимные симпатии и антипатии и так далее.

Концентрические или мишеневые социограммы располагают всех членов группы на концентрических окружностях, каждая из которых соответствует описанным выше групповым позициям: звезды, предпочитаемые, принятые, изолированные, отвергаемые. Такая социограмма может быть удобна для анализа отношений в многочисленных группах, например школьных классах по 35-40 человек, однако, она не всегда позволяет достаточно полно раскрыть взаимосвязи и образование подгрупп. Во внутренний круг социограммы попадают «звезды», в следующий за ним – «предпочитаемые», далее – «принятые», «изолированные». Если в исследовании использовался отрицательный критерий, то можно нарисовать еще один внешний круг для «отвергаемых». Однако при построении кругов часто возникают сложности, особенно если члены группы имеют и отрицательные, и положительные выборы. В такой ситуации явно проявляется ограниченность мишеневой социограммы, из всех видов социограмм эта является наименее предпочтительной. Кроме того, сам вид социограммы задает для психолога «ярлыковое» мышление, побуждающее его делать поспешные, часто неверные выводы о структуре взаимоотношений в группе и статусе того или иного члена группы. На рис. 3 приводится социограмма по данным таблицы 3. Иногда на такой социограмме также, как и на других социограммах, стрелками показывают взаимные предпочтения и отвержения.

 
 


Рис. 3. Пример концентрической социограммы

 

Построенная концентрическая социограмма позволяет определить уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Это понятие было введено Я.Л.Коломинским, который предложил выделить три градации УБВ: высокий, средний, низкий. Если обозначить, что

I градация – «звезды»,

II градация – «предпочитаемые»,

III градация – «принятые»,

IV градация – «изолированные»,

то уровень благополучия взаимоотношений необходимо соотнести со следующими условиями.

 

УБВ Условия
высокий I + II > III + IV
средний I + II = III + IV
низкий I + II < III + IV

Это означает, что если в первую и вторую градацию попало больше человек, чем в третью и четвертую, то есть количество предпочитаемых и звезд составляет подавляющую часть группы, то уровень благополучия можно считать высоким. Такое определение уровня благополучия взаимоотношений – процедура не математическая и не лишенная недостатков. Как известно средних значений должно быть большинство, а условие, задающее равенство встречается на самом деле довольно редко, поэтому прибегать к индексу УБВ в научно-практических исследованиях вряд ли стоит.

Все рассмотренные выше социограммы называются групповыми, однако, при необходимости может быть построена и индивидуальная социограмма, на которой схематически изображаются предпочтения и отклонения, сделанные каким-то членом группы.

Математические индексы. Математические способы обработки данных заключаются в подсчете математических показателей, которые можно разделить на индексы групповые и индивидуальные. Наиболее используемые показатели – индекс социометрического статуса и индекс групповой сплоченности. Необходимость их применения чаще диктуется какими-то исследовательскими целями, чем практическими задачами. Математическая обработка позволяет сравнивать различные по составу группы, проводить корреляционные процедуры, статистический анализ данных.

Индивидуальные индексы. Индекс социометрического статуса является показателем предпочтения или какого-либо члена группы со стороны остальных ее участников. Статусом в социальной психологии называется положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус, то есть различное влияние на собратьев по группе. Социометрический статус отражает положение субъекта в сфере неформальных межличностных отношений в группе, его показатель (количество предпочтений) может в значительной мере расходиться с официальным статусом человека в группе. Количество предпочтений указывает на величину положительного социометрического статуса (S i +). Количество отвержений обычно связывают с понятием отрицательного статуса (S i -), однако, на наш взгляд более корректно было бы говорить об индексе отвержения. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Индекс социометрического статуса i – члена группы определяется по формуле:

S (Ri+)

Si + = ___________ ,

N – 1

где Ri+ – полученные i-членом положительные выборы, S – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N – число членов группы.

Индекс отвержения i – члена группы определяется по формуле:

S (Ri )

Si = ____________ ,

N - 1

где Ri – все полученные i-членом отрицательные выборы.

 

Существует также и такой вариант подсчета индекса социометрического статуса, в котором учитываются и положительные и отрицательные выборы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.