Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Объединённая Галиной Резапкиной типология Дж. Холланда с классификацией Е.А. Климова

По мнению автора более корректно сравнивать профессии, относящиеся к разным типам по Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову. С учетом новых и наиболее востребованных профессий список приобрел такой вид:

 

Автомеханик (Р) Физиотерапевт (С)
Специалист по защите информации (И) Логистик (П)
Оператор связи (О) Кинооператор (А)
Водитель (Р) Продавец (С)
Инженер-конструктор (И) Менеджер по продажам (П)
Диспетчер (О) Дизайнер компьютерных программ (А)
Ветеринар (Р) Эколог (С)
Биолог-исследователь (И) Фермер (П)
Лаборант (О) Дрессировщик (А)
Агроном (Р) Санитарный врач (С)
Селекционер (И) Заготовитель сельхозпродуктов (П)
Микробиолог (О) Ландшафтный дизайнер (А)
Массажист (Р) Воспитатель (С)
Преподаватель (И) Предприниматель (П)
Администратор (О) Режиссер театра и кино (А)
Официант (Р) Врач (С)
Психолог (И) Торговый агент (П)
Страховой агент (О) Хореограф (А)
Ювелир-гравер (Р) Журналист (С)
Искусствовед (И) Продюсер (П)
Редактор (О) Музыкант (А)
Дизайнер интерьера (Р) Экскурсовод (С)
Композитор (И) Арт-директор (П)
Музейный работник (О) Актер театра и кино (А)
Верстальщик (Р) Гид-переводчик (С)
Лингвист (И) Антикризисный управляющий (П)
Корректор (О) Художественный редактор (А)
Наборщик текстов (Р) Юрисконсульт (С)
Программист (И) Брокер (П)
Бухгалтер (О) Литературный переводчик (А)

 

Из каждой пары профессий надо выбрать более привлекательную и в бланке ответов рядом с ее кодом поставить «+». Например, если в паре «автомеханик (Р)» — «физиотерапевт (С)» больший интерес вызывает профессия автомеханика, надо поставить «+» в бланке ответов в строке «Р», если интереснее профессия физиотерапевта — «+» в строке «С». Обе эти профессии относятся к группе «человек-техника», но одна соответствует реалистическому типу личности (Р), а другая — социальному (С).



Обработка результатов. Подсчитывается количество плюсов в каждой строке. 8–10 — ярко выраженный тип; 5–7 — средне выраженный тип; 2–4 — слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов указывает на отношение к одному из шести типов.

В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко, обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.

1. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип: социальный.

 

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ.Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.

 

3. СОЦИАЛЬНЫЙ.Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.

 

4. ОФИСНЫЙ.Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации,предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.

 

5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ.Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острых ощущений. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.

 

6. АРТИСТИЧЕСКИЙ.Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.

 

Шкала приспособленности различных типов личности к шести профессиональным областям изображена в виде шестиугольника, углы которого отмечены буквами, обозначающими каждый из шести типов и расположенными в определенном порядке: Р — реалистический тип, И — интеллектуальный, А — артистический, С — социальный, П — предпринимательский, О — офисный.

Сама идея связи между психологическим типом человека и его профессией необыкновенно интересна, потому что дает возможность не только выявить профессиональный тип личности, но и увидеть родственные и противопоказанные виды деятельности. Вдумчивая интерпретация методики позволяет понять, почему ученым и представителям «помогающих» профессий обычно не свойственен повышенный интерес к материальному благополучию; почему люди артистического склада не выносят жестко регламентированной работы. Возможности этой методики далеко не исчерпаны.

Хотя предложенный вариант нельзя считать бесспорным (может, кто-нибудь знает безупречные методики?), несколько лет работы по этой методике с подростками и взрослыми, а также положительные отзывы позволяют рекомендовать его к работе в условиях предпрофильной подготовки. Важным дополнением является краткий словарь профессий, в котором приводится содержание профессиональной деятельности, профессионально важные качества и медицинские противопоказания.

Принцип дублирования, или перекрытия, тестов предполагает использование не одной, а двух-трех методик разного типа. Методика Холланда может дополняться Матрицей выбора профессии, Опросником профессиональных склонностей. Это повысит прогностическую ценность консультации и позволит сузить поле выбора профессии.

 

Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова в модификации Г.В. Резапкиной)

Инструкция. В бланке рядом с номером высказывания поставьте «+», если оно вам подходит.

П Т З И Ч

 

1. С удовольствием ухаживаю за растениями, животными.

2. Могу подолгу что-нибудь мастерить.

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.

4. Мне нравится что-нибудь вычислять, чертить.

5. Легко знакомлюсь с людьми.

6. Охотно читаю о растениях, животных.

7. Мое техническое творчество обычно вызывает интерес у товарищей, старших.

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.

9. Знакомые считают, что у меня есть художественные способности.

10. С удовольствием общаюсь с самыми разными людьми.

11. Я хорошо себя чувствую наедине с растениями или животными.

12. Принимаю участие в спектаклях, концертах.

13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин.

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.

15. Легко улаживаю разногласия между людьми.

16. Мне кажется, что я чувствую состояние растений и животных.

17. Считаю, что у меня есть способности к работе с техникой.

18. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.

19. Знакомым нравится, как я пою, танцую, рисую, пишу стихи (хотя бы одно).

20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.

21. Охотно наблюдаю за растениями или животными.

22. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.

23. Без особого труда усваиваю иностранные языки.

24. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, му-зыке и т. п.

25. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям.

 

По каждому столбцу подсчитайте сумму плюсов. Наибольшая сумма указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (техника), З (знак), И (искусство), Ч (человек).

4–5 баллов – выраженный интерес, 2–3 – умеренный интерес; 0–1 – отсутствие интереса.

 

Человек. К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях – эффективное взаимодействие между людьми.

Профессии этой группы (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод).

 

Техника.К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.

Профессии этой группы (инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др.).

 

Природа.К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение – вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная, а не созерцательная любовь к природе. Одно дело – играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое – регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем.

Профессии этой группы (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор).

 

Знак.К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.

Профессии этой группы (экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед).

 

Искусство.К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства – особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания – необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

Профессии этой группы (художник, писатель, актер, режиссер, музыкант).

 

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.

Методика основана на профессиональных интересах. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.

 

 

Опросник профессиональных склонностей (методика Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной)

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать». Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки.

Опросник представляет собой 24 предложения, которые надо завершить одним из трех вариантов. Простая и удобная в обработке и интерпретации, методика выявляет склонности к работе с людьми, исследовательским, практическим, эстетическим, экстремальным, планово-экономическим видам деятельности.

 

Инструкция. При выборе профессии важно учитывать свои склонности, то есть влечения к каким-либо занятиям. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и отметьте его в бланке.

 

1. А     Б   В
2.   А   Б В  
3. А Б   В    
4.     А   Б В
5. А Б В      
6. А Б       В
7.   А Б В    
8. А       Б В
9.   А   Б В  
10.       А Б В
11. А Б В      
12.     А Б В  
13. А       Б В
14.   А   Б В  
15. А   Б   В  
16. А   Б     В
17.       А Б В
18. А Б В      
19.     А   Б В
20. А   Б     В
21.   А Б В    
22.   А Б В    
23.   А   Б   В
24. А       Б В
Сумма баллов I II III IV V VI

 

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

а) общаться с самыми разными людьми;

б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.;

в) заниматься расчетами, вести документацию.

 

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

а) возможность следить за ходом мыслей автора;

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

в) сюжет, действия героев.

 

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:

а) за общественную деятельность;

б) в области науки;

в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать:

а) механиком;

б) спасателем;

в) бухгалтером.

 

5. Будущее людей определяет:

а) взаимопонимание между людьми;

б) научные открытия;

в) развитие производства.

 

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь:

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;

б) разработкой новых технологий обучения;

в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет:

а) устройство экспонатов;

б) их практическое применение;

в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

 

8. В людях я ценю прежде всего :

а) дружелюбие;

б) смелость;

в) аккуратность.

 

9. В свободное время мне хотелось бы:

а) ставить различные опыты, эксперименты;

б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;

в) тренироваться.

 

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует:

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

в) деловое общение.

 

11. Мне интереснее беседовать о:

а) человеческих взаимоотношениях;

б) новой научной гипотезе;

в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

 

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:

а) технический;

б) музыкальный;

в) спортивный.

 

13. В школе следует обратить особое внимание на:

а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;

б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;

в) укрепление дисциплины.

 

14. Я с большим удовольствием смотрю:

а) научно-популярные фильмы;

б) программы о культуре и искусстве;

в) спортивные программы.

 

15. Мне хотелось бы работать:

а) с людьми;

б) с машинами и механизмами;

в) с объектами природы.

 

16. Школа в первую очередь должна:

а) учить общению с другими людьми;

б) давать знания;

в) обучать навыкам работы.

 

17. Главное в жизни:

а) иметь возможность заниматься творчеством;

б) вести здоровый образ жизни;

в) тщательно планировать свои дела.

 

18. Государство должно в первую очередь заботиться о:

а) защите интересов и прав граждан;

б) достижениях в области науки и техники;

в) материальном благополучии граждан.

 

19. Мне больше всего нравятся уроки:

а) труда;

б) физкультуры;

в) математики.

 

20. Мне интереснее было бы:

а) заниматься сбытом товаров;

б) изготавливать изделия;

в) планировать производство товаров.

 

21. Я предпочитаю читать статьи о:

а) выдающихся ученых и их открытиях;

б) интересных изобретениях;

в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

 

22. В свободное время я люблю:

а) читать, думать, рассуждать;

б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

 

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о:

а) научном открытии;

б) художественной выставке;

в) экономической ситуации.

 

24. Я предпочту работать:

а) в помещении, где много людей;

б) в необычных условиях;

в) в обычном кабинете.

 

Обработка.Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10–12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность;

7–9 баллов – склонность к определенному виду деятельности;

4–6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность;

0–3 баллов – профессиональная склонность не выражена.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.