Игры - путешествия во времени. v «Когда это бывает?»– цель: углубление и расширение знаний и представлений о последовательности частей суток;
v «Вчера, сегодня, завтра»- цель: углубление и расширение знаний и представлений о времени;
v «Дни недели называй»- цель: запоминание названий дней недели и их последовательности;
v «Времена года»-цель: углубление и расширение знаний и представлений о временах года и их последовательности;
v «Узнай время и назови» -цель: углубление и расширение знаний и представлений о времени;
v «Живая неделя» -цель: закрепление названий дней недели и их последовательности;
v «Круглый год» -цель: закрепление названий месяцев и их последовательности;
v «Двенадцать месяцев» -закрепление названий месяцев и их последовательности.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задача учителя - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от машины стоит медвежонок, слева от машины – мяч и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.
Учителю необходимо уделять внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняя в различении противоположных направлений, постепенно усложнять задания: увеличивать количество предметов, местоположение которых предлагается определить, а также расстояние между ребёнком и предметами. Детей необходимо обучать не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации. Совершенствуя умения передвигаться в указанном направлении, можно предложить изменять направление движения не только во время ходьбы, но и бега. В процессе обучения обращать внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.
Дидактические игры и упражнения на ориентирование в пространстве должны способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.
Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
v «Что справа?»– цель: формирование пространственных представлений;
v «Скажи наоборот»– цель: формирование пространственных представлений;
v «Магазин»– цель: формирование пространственных представлений.
Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
v «Отгадай – где…»- цель: формирование пространственных представлений;
v «Где я сяду?»- цель: формирование пространственных представлений;
v «Давай меняться»- цель: формирование пространственных представлений;
v «Путешествие по лесу» -цель: формирование пространственных представлений.
Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
v «Что изменилось?» -цель: формирование пространственных представлений;
v «Новоселье» -цель: формирование пространственных представлений.
Игры на формирование умений ориентироваться в движении.
v «Куда пойдешь и что найдешь?» -цель: формирование пространственных представлений;
v «Найди предмет» -цель: формирование пространственных представлений.
Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).
v «Назови соседей» -цель: формирование пространственных представлений;
v «Геометрический диктант» -цель: формирование пространственных представлений.
Следующая группа игр - игры с геометрическим материалом. Для того, чтобы ребенок мог уверенно ориентироваться в окружающем мире, он должен уметь различать предметы по разным признакам, в том числе и по форме.
В дошкольном возрасте важно ввести сначала в пассивным, затем в активный словарь детей общепринятые названия тех геометрических фигур, формы которых имеют окружающие предметы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, цилиндр, конус, пирамида, призма (четырехугольная и треугольная).
В 5—6 лет дети способны уже отличать близкие по форме плоские и объемные фигуры. Поэтому на данном этапе предлагается сравнивать между собой близкие по форме фигуры разной объемности. Так, куб сравнивается с квадратом. Для этого предлагается спрятать между прямыми ладонями (или ладонью и поверхностью стола) сначала плоскую, а затем объемную фигуру. Выясняется, что плоская фигура прячется в ладошки, а объемная — не прячется.
В своей работе с детьми 5- 7 лет я использую следующие игры с геометрическим материалом:
v «Геометрическая мозаика»- цель: закрепление знаний о геометрических фигурах;
v «Из каких фигур состоит рисунок?»– цель: закрепление визуального образа фигур;
v «Сложи из палочек фигуру»– цель: формирование образа фигур;
v «Найди лишнюю фигуру»– цель: определение признаков фигур;
v «Раздели фигуры на группы»– цель: классификация фигур по разным признакам;
v «Сложи картинку»– цель: закрепление названий геометрических фигур, цветов, развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти и образного мышления;
v «Геометрические раскраски»– цель: закрепление визуального образа фигур;
v «Занимательная геометрия»– цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
Удетей дошкольного возраста основными являются наглядно-действенное мышление (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) и наглядно-образное мышление (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов). Словесно-логическое мышление (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.
На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления.
Основными логическими приёмами являются: сравнение, анализ, синтез, классификация, смысловые соотнесения, закономерности и т. д.
Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает правильная организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка.
Дидактические игры, направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно использовать в процессе непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, в свободной деятельности детей, в досугах, с использованием различных методов и приёмов, таких как игра, беседа, совместное решение проблем и ситуаций.
В работе с детьми 5-7 лет я использую следующие дидактические игры для развития логического мышления.
Игры для развития умения сравнивать:
v «Сравни картинки» ;
v «Найди лишний предмет»;
v «Найди похожую фигуру»;
v «Найди лишний предмет».
Игры для развития умения анализировать:
v «Сложи фигуру»;
v «Составь картинку»;
v «Почини коврик»;
v «Танграм».
Игры для развития умений обобщать и классифицировать:
v «Четвертый лишний»;
v «Назови одним словом»;
v «Помоги разложить предметы»;
v «Выдели группы и назови их».
Игры для развития умения систематизировать:
v «Исправь ошибки»;
v «Собери бусы»;
v «Продолжи ряд»;
v «Построй дорожку»;
v «Что было раньше?».
Игры для развития умения соотносить по смыслу:
v «Найди нужный предмет»;
v «Выбери подходящую картинку»;
v «Ответь на вопрос».
|