Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Эмоционально-волевая сфера личности

Однажды в пещеру, где жило первобытное человеческое племя, заглянул голодный пещерный медведь. Молодая женщина, заметила его и испуганно завизжала. Потом она схватила плачущего ребенка и кинулась внутрь пещеры. Но ее крик уже разбудил мужчин. Гневно обнажая клыки, они хватали палки и каменные топоры. Медведь уже забрался в пещеру, но в этот момент что-то больно ударило зверя по носу и глазам. И пещеру наполнил леденящий вой. Это вождь племени швырнул горящую головню, а шаман выдул из турьего рога боевой сигнал. Все члены племени вместе кинулись на растерянного зверя, лупя его палками и камнями. От такого нападения полуослепший медведь спасся бегством. Пещеру же наполнил праздник. Все прыгали и кричали. Молодая мать подбрасывала маленького ребенка, и он от общего веселья позабыл свой страх и восхищенно попискивал. И только подраненный подросток плакал у входа - его мать бросилась со всеми на медведя, и, отмахиваясь, тот разбил ей голову. Сын не смог защитить ее и по его щекам капали слезы стыда. Давайте разберемся с изначальными эмоциями, пришедшими к нам из того самого первобытного мира. Вот так быстро и непосредственно действовали наши предки. Иначе было нельзя - съедят. Сейчас в нас еще живы те изначальные природные реакции, хотя общество внесло свои изменения. Если проследить реакцию древних людей, то получится: медведь-страх-бегство или медведь-гнев-драка или спасение-радость-танец. Итак: эмоция это быстрая реакция на событие внешнего или внутреннего мира, организующее тело на дальнейшее движение. Ощущать радость спасения – это внутреннее событие. А танец помогал выплеснуть остатки энергии, собранной для драки или бегства. Эмоции это быстрые физиологические реакции, перестраивающие организм для действия. Как это происходит? Сигнал от глаз, ушей, носа, мышц и кожи идет в мозг. Там есть системы, обрабатывающие и соотносящие информацию, затем по их сигналу увеличивается тонус тела (меняется состояние сердца и сосудов) и дается сигнал на соответствующие мышцы.



Когда вы радуетесь или злитесь, то вы можете отследить мышечную реакцию лица на эмоцию. Мимика. Это мгновенные изменения мышц лица на какие-то события. Эмоции кроме мобилизации организма играют еще и роль несловесного (невербального) общения для координации действий группы. Такое общение возможно не только между людьми, по мимике ваша собака или кошка тоже вполне понимает ваше настроение. Кроме того, мимика основных эмоций одинакова как для аборигенов Африки, так и для менеджера из Лондона. За это открытие мы должны благодарить Пола Экмана, по работам которого и сняли в Голливуде нашумевший сериал «Солги мне».

Исследования показали, что наиболее информативными в эмоциональных реакциях являются глаза и рот человека.

Так, подсчитано, что в произведениях Л. Н. Толстого встречаются описания 85 оттенков выражения глаз и 97 – улыбки.

В одном экспериментальном исследовании изучалось, какая часть лица – глаза или рот – определяют его выражение.

В эксперименте горизонтально разрезались пополам фотографии лица одного и того же человека, где изображались различные эмоции: смех, удивление, страдание и т. д.

Затем склеивались в одну фотографии с выражением различных эмоций.

Задача испытуемых – определить, какая эмоция выражается. Оказалось, что в определении эмоции ведущая роль принадлежит рту, так как именно по его выражению и определялась эмоция.

Однако есть различия в культурах – более осознанной частью языка эмоций является жест. Кстати знаете выражение «как кошка с собакой»? Так вот язык жестов у кошек и собак совершенно разный. Собака поднимает хвост и виляет им, когда довольна, а вот кошка, когда рассержена. Общаться им действительно тяжело. Так и в разных культурах жесты говорят о разном. Так простое одобрительное и покровительственное поглаживание ребенка по голове в Китае вызовет бурный гнев – поглаживание по макушке головы сродни отрезанию от жизненной основы и пожеланию смерти. Наши фигуры из 3-х пальцев, именуемые в просторечии дульки-фигушки, в Японии вызовут бурный восторг – ведь это предложение секса. А то, что в Болгарии чтобы дополнить свое «нет» нужно резко кивнуть головой вы знаете? В общем можно разделить врожденные и общие для всех культур и даже некоторых животных (человекообразных обезьян) эмоциональные проявления – это мимика и некоторые телесные реакции (например в гневе мы сжимаем кулаки, а при отвращении делаем отстраняющий жест). Совершенно отдельно нужно рассматривать жесты и реакции, различные в разных культурах. Они обусловлены воспитанием и более осознаны, а значит их проще подделать. Мимику и бессознательные телесные реакции можно сдержать полностью, но очень сложно. Это могут только профессиональные политики и игроки в покер. Осознанная мимика у человека бывает в двух случаях: эмблема и обман. Что это такое? Иллюстрация: Учительница входит в класс разгневанная. Она показывает всему классу залитый чернилами классный журнал и риторически вопрошает: «Вы мне можете объяснить, что это такое? Кто мог это сделать?!» Весь класс удивленно поднимает брови, качает головами и всячески открещивается от этакого безобразия. Здесь реакция длится более 5 секунд. Но далеко не все в классе врут. Большинство учеников просто специально продлевают и усиливают свою эмоцию удивления, чтобы ее увидел учитель. Это и называется эмблема. Реальная эмоция, мимику которой усилили. И все же в классе есть врун. То есть человек, который реально все это сделал. Он будет показывать эмблему так же как и другие! К этому у него может быть добавлен страх, стыд или другая эмоция, которую он попытается скрыть. Поэтому эмблема у него появится позже – через 2-3 секунды, когда он сможет справится с правдивой эмоцией и повторить эмблему соседей. Как разобраться, кто лжет, если в классе человек 30, а отличие правдивой и ложной эмоции-доли секунды? Очень сложно! Все выражения на лице кроме эмблем очень быстро проходят. А правдивое удивление – самая мимолетная эмоция! Но есть вторичные сигналы. Например, если вы обратите внимание на ноги учеников или студентов в конце занятия, то увидите – носки туфель будут у большинства смотреть на дверь. А при общении в небольшой группе носки обуви будут у всех раскрыты к наиболее эмоционально интересному объекту, голова может быть при этом повернута совершенно в другую сторону – к объекту интересному интеллектуально. Так вот лжец в классе будет не заинтересован в общении с учителем, и его ноги скорее всего будут «посматривать» в сторону двери. Стопы же остальных учеников скорее будут раскрыты на учителя – они готовы к общению, чтобы убедить в своей правдивости. Ноги дальше от головы и их тяжелее контролировать. Кстати вы можете сами обратить внимание: если рассказ собеседника вам интересен, то вы постараетесь развернуть носки на него, а если интерес пропал, то носки встанут боком. Эта реакция подсознательная. Итак, мимика подсознательна и практически не лжет. А вот жесты это язык определенной культуры. Его «и подделать можно», как говорил почтальон Печкин. До этого мы с вами говорили про эмоции бурные и мгновенные. Но ведь есть и другой вариант. Вы идете по улице и чувствуете, что новые туфли немного трут. Если прогулка недолгая, то вы просто переоденете через несколько минут обувь и забудете об этой мелочи. А если нет такой возможности? К вечеру ни о чем кроме несчастных ног вы и думать не сможете и настроение будет прямо скажем ужасное! Вот-вот это и есть настроение. Настроение – это длительно действующая слабая эмоция. Поскольку она изначально достаточно слабая, то мгновенной реакции в виде действия не вызывает. Однако физиологические ее последствия из-за длительности могут быть гораздо более сильными, чем у краткой, но интенсивной эмоции. Зарисовка: бабушка еще молодая и вполне респектабельная гуляет с малышом лет 4-х. «Бабушка, смотри какая конфетка у девочки. Купи мне такую!» Бабушка в смятении – мама строго приказала конфеты не покупать – у мальчика аллергия. «Солнышко, но ведь ты же взрослый и знаешь, что тебе нельзя конфеты.» Мальчик поджимает губы и дальше прогулка идет в молчании. «А хочешь пойти на площадку?»-с надеждой спрашивает бабушка. «Нет! Ты плохая, я не хочу с тобой гулять!» Через некоторое время бабушка пытается загладить «вину». «Лапушка, не обижайся, а давай мы тебе купим вот ту красную машинку, которую ты хотел?» После милостивого согласия ребенка они довольные идут на детскую площадку. Ситуация очень характерная. Ну во первых ребенок конечно знает, что ему нельзя конфету. И тем более знает, что у бабушки есть слабина. Какая? Мальчик ведь не обижен – он злится. Злится долго, так что это становится его настроением на некоторое время, а потом выплескивается. А бабушка не может поверить, что ребенок умеет злиться. Он ведь не злой! И приписывает ему обиду, но и сама не может терпеть длительно эту ситуацию. Можно с уверенностью сказать, что еще несколько таких эпизодов и мальчик вполне усвоит, что для того чтобы получить что-то нужно: не проявлять злость, а изобразить обиду и все будет сделано так как он захочет. Все эмоциональные реакции формируются в детском возрасте. Это мы взрослые подсказываем детям, какие эмоции показывать на разные ситуации. В результате таких связей ситуация-эмоция-эмблема ожидаемой эмоции-результат формируется эмоциональный мир ребенка.

Если эмоции проявляются в течение относительно длительного периода, то можно говорить об эмоциональном состоянии.

Наиболее распространенными из них являются настроение, аффект, фрустрация и стресс.

Настроение захватывает человека на протяжении некоторого времени, но это относительно слабо выраженное состояние и может меняться довольно часто.

Возникновение того или иного настроения зависит от многих причин, которые далеко не всегда осознаются человеком, поэтому иногда может казаться, что появление плохого или хорошего настроения никак не объяснимо.

Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее эмоциональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного контроля своих действий, неспособностью адекватно оценивать происходящее.

В развитии аффективного состояния можно выделить несколько стадий. На начальном этапе человек испытывает сильное желание поддаться охватившему его чувству (гневу, страху и т. п.).

При этом расстраиваются мелкие движения, проявление выразительных реакций не контролируется.

Однако на этой стадии человек еще может овладеть собой и затормозить развитие аффекта.

Например, посчитать до 10, глубоко подышать, заняться механической работой и т. п. Если этого не происходит, то наступление аффекта неизбежно.

Человек полностью утрачивает контроль над собой, его действия безрассудны. По окончании аффективной вспышки наступают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.

Стресс – это понятие ввел Г. Селье, который определял его как состояние сильного и длительного психологического напряжения, возникающего в результате перегрузки нервной системы.

Нельзя однозначно отрицательно относиться к стрессовой ситуации, так как на фоне разрушительного воздействия на человека стресс может и мобилизовать ресурсы организма для достижения высоких результатов, например, в спортивных состязаниях.

Тем не менее если напряжение длительное и очень сильное, то оно не проходит бесследно и чревато возникновением соматических заболеваний, усталостью, безразличием, депрессией.

В протекании стресса выделяется три фазы:

1) реакция тревоги, отличающаяся большим напряжением в функционировании организма, к концу фазы устойчивость к конкретному стрессору повышается;

2) стабилизации, где выведенные из равновесия функции устанавливаются на новом уровне;

3) истощение.

Фрустрация – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий.

Может иметь две формы выражения: агрессия или депрессия. Основной причиной возникновения является неспособность человека выносить длительные эмоциональные напряжения, плохая выносливость.

Таким образом, эмоции имеют целый ряд внешних и внутренних проявлений, которые изменяют жизнедеятельность человека.

5. Непосредственно в момент рождения ребенка появляется и первая эмоциональная реакция – крик.

Уже на первом месяце жизни возникает улыбка, а в 2–2,5 месяца – «комплекс оживления», т. е. эмоциональные реакции (движение ручками, ножками, улыбка) при появлении взрослого и обращении его к младенцу.

В дошкольном возрасте эмоции и чувства крайне неустойчивы, однако очень разнообразны, например, интерес, гнев, удивление, отвращение, радость и т. п.

В школьном возрасте под влиянием обучения активно формируются высшие чувства.

Чувства – это более длительные, более осознанные, более сложные и более подверженные влиянию извне эмоциональные процессы. Когда любите можно испытывать к объекту вашего чувства и радость, и гнев, и обиду. Можно радоваться, что любимый пришел и одновременно злиться, что давно не приходил. То есть чувства могут включать разные эмоции и даже одновременно.

А теперь, давайте подумаем, что же произойдет с нами без эмоций? Есть ли такие люди, которые живут без эмоций? Оглянитесь. Да, люди мало эмоциональные встречаются на каждом шагу! Идут по улице и ничего на лице не написано! Ну, не совсем так. Если внимательно присмотреться, то можно заметить – взвизгнули тормоза, и кто-то отшатнулся, а кто-то сжал кулаки. Кулаки это не мимическая, но вполне понятная и искренняя реакция гнева. Это реакция на неожиданный быстрый звук. Это не отсутствие эмоций, это сдержанность. То есть мы в быту встречаемся чаще с людьми сдержанными. Кстати, знаете как в Древнем Риме отбирали легионеров годных к службе в армии? Вербовщик подходил к новобранцу и давал ему пощечину… Зачем? Затем, что у одних людей на внезапную агрессию лицо бледнеет, глаза расширяются, голова слегка уходит назад, а у других кулаки сжимаются и подбородок выпячивается вперед. Понятно кого отбирали в римскую армию? Конечно вторых! Реакция страх-гнев является мгновенной и искренней. И вот здесь я бы хотела обратить ваше внимание – как его не сдерживай, но ТЕЛО НЕ ЛЖЕТ! Мгновенная эмоциональная реакция может поддаваться контролю только путем длительных специальных тренировок, например в разведке или при игре в покер.

Итак мы с вами попробовали пережить самые древние эмоции – грусть и радость. Это первые эмоции, которые испытывает человек, когда рождается. Конечно радость это эмоция к которой мы стремимся. Но чтобы жизнь была вкуснее в ней должно быть немного грусти. Есть классический опыт с лабораторными крысами: часть крыс отлично кормят, устраивают удобные клетки и совершенно не загружают никакой деятельностью. Эта группа крыс проживает сытую, но недолгую жизнь. Другую группу крыс плохо кормят и каждый день несколько раз бьют током – не смертельно, но отрицательные эмоции им обеспечены. Эти крысы живут тяжело, но, как ни странно, несколько дольше, чем первая группа. А вот третью группу крыс то кормят хорошо, то забывают, то бьют током, то оставляют в покое. Вот эта группа крыс и выходит в долгожители.

Подведем итоги: эмоция это быстрая (порядка секунд) реакция на событие внешнего или внутреннего мира, организующая тело на действие и позволяющая невербально передавать информацию в группе. Основные (дискретные) эмоции: страх (ужас, опасение), гнев (раздражение, ярость), презрение, отвращение, грусть (печаль), стыд (срам), радость (удовольствие, восторг), удивление (любопытство), любовь. Настроение – длительная слабая эмоция, дающая основной эмоциональный фон. Имеет большой физиологический эффект. Чувства – сложные или высшие эмоции могут включать несколько эмоций одновременно и действуют длительно. Тело не лжет – по телесным реакциям мы сознательно можем определить наши подсознательные или быстрые процессы, которые до этого не осознавали.

 

 

Волевое усилие включается при следующих условиях:
- при необходимости сознательно регулировать свою деятельность, т.е. во всех ситуациях, когда мы не следуем внешним стимулам к активности, а сами формируем их;

- при недостаточной мотивации к деятельности, т.е. в тех ситуациях, когда внешние стимулы не обеспечивают необходимый уровень активности; в этом случае мы должны сами создать дополнительные мотивы;

- при необходимости выбора мотивов, целей, средств при их конфликте, т.е. в тех ситуациях, когда мы сталкиваемся с двумя взаимоисключающими мотивами и должны сделать выбор между ними.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные:

1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется), либо

2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:

1. не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;

2. активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;

3. даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.

Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии - болезненному безволию.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии -- болезненному безволию.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.