Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Структура волевого действия. Мотивация

Произвольная деятельность человека осуществляется под контролем сознания и требует определённых усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Например, больной человек, который с трудом берёт в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью - утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьёт воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны, прежде всего, внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее.

Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ним мотива (рис. 1). Мотив - это сформированное осознание своего поступка. Тогда мотивация - это процесс формирования и обоснования намерения что-то сделать или не сделать. При ясном осознании цели и мотива стремление к цели принято называть желанием.



Но не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределённости. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. Поэтому влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание. Но далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не сдержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, получает определенную эмоциональную окраску. Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в положительные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает отрицательные эмоции.

Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего, исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т. е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности: например, поступить в вуз, получить определенную специальность. Простейшие волевые действия, такие как утолить жажду или голод, изменить направление своего движения, чтобы не столкнуться с идущим навстречу человеком, исполняются, как правило, сразу.

Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Однако одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг. В то же время другие довольствуются лишь общей схемой. При этом спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.

Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

Волевое усилие качественно отличается от мышечных напряжений. В волевом усилии внешние движения могут быть представлены минимально, а внутреннее напряжение может быть весьма значительным. Вместе с тем в любом волевом усилии в той или иной степени присутствует и мышечное напряжение. Например, рассматривая или вспоминая что-то, мы напрягаем мышцы лба, глаз и т. п., но это не дает основания отождествлять мышечные и волевые усилия.

В различных конкретных условиях проявляемые нами волевые усилия будут различаться по интенсивности. Это связано с тем, что интенсивность волевых усилий, прежде всего, зависит как от внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение волевого действия. Однако помимо ситуативных факторов существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий. К их числу относятся следующие: мировоззрение личности, проявляющееся в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира; моральная устойчивость, определяющая способность следовать по намеченному пути; уровень самоуправления и самоорганизации личности и др. Все эти факторы формируются в процессе развития человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития волевой сферы.

Способы развития воли

Воля - это навык и привычка, а значит вырабатывается в процессе долгого повторения волевых усилий. Недостаточно один раз сходить на тренировку по карате, чтобы развить волю. Способы развития воли следующие:

Спорт

Развитие тела сильно помогает развитию воли, они развиваются вместе, синхронно. Подойдут любые тренировки - решение заниматься спортом уже по сути первое волевое усилие. Что это будет за спорт - решать вам, главное, чтобы была достаточная физическая нагрузка.

Карате, плавание, легкая атлетика - к чему душа лежит. Танцы, если ими заниматься не просто дома, а под руководством тренера - также настоящий спорт.

Ежедневные подвиги

Каждый день запланируйте себе подвиг и обязательно его выполните. Главное в тренировке воли - как и в тренироке тела - не переусердствовать и не навредить: лучше начать с простого и увеличиваться нагрузку каждый день.

Сегодня встать в восемь, завтра - в семь пятьдесят. Сегодня сделать зарядку дома, завтра пойти побегать в парк.

Самое главное, чтобы подвиг оказался осуществлен.

Приучать себя к дисциплине: жить по плану

Приучайте себя к дисциплине: написал план - план сделал. Позаботьтесь, чтобы начало было легким и привлекательным: не грузите себя непосильными задачками. Если знаете (чувствуете), что скорее всего запланированное не выполните - лучше не планируйте. Но если уж что-то решили, решение запишите и после этого выполняйте.

Тут важно не сколько вы сделаете, а сделаете ли именно то, что запланировали. Если сделали много, но без плана - вы эффективный, но еще не дисциплинированный и не волевой человек. Если наметили немного, но сделали все - вы приучаете себя к дисциплине.

Итак, научитесь писать себе простые задания - такие, которые выполнить сможете.

Например, составьте себе реалистичный и привлекательный режим, но дальше начинайте его выполнять.

Утром - зарядка, на завтрак - то, что полезно, а не то, что хочется, на работу - без опозданий, спать - в 23:00 ровно, подъем в 7:00 ровно и так далее. Сразу все это сложно? Упростите. Начните хотя бы с одного: в постель ровно в 23.00. И выполните это. Это уже огромный шаг вперед!

Поживете в таком режиме месяц-другой, режим можно будет снять, организм привыкнет жить правильно и нужно будет только его поддерживать.

Лень и безволие.

Это немного разные вещи. Воля - это способность человека к преодолению внутреннего разногласия с объективной реальностью, т. е. это способность принудить самого себя сделать то, что человек не хочет делать, ему мешают в этом множество факторов, необязательно лень. Или же способность препятствовать самому себе в том, что ему сейчас хочется.

Соответственно, безволие - отсутствие такой способности. А лень - это просто желание расслабиться, упростить себе жизнь, иногда невзирая на будущие обстоятельства. Как видно, одно из главных отличий в том, что если человек хочет что-либо сделать, его нельзя назвать ленивым. А развитая сила воли помогает препятствовать человеку в том, что он что-то хочет сделать, если человек трезво оценивает ситуацию и объективные обстоятельства.

Чтобы ни получилось, я сильно сомневаюсь, что с этим надо в себе бороться. Очевидно, лень несет в себе какую-то полезную функцию, а мешает как раз то, что это функция либо проявляется чрезмерно, либо не к месту, либо не ко времени. Мыслители по разному относились к такому качеству как лень. Паскаль считал лень и самомнение источником всех пороков. Франклин писал, что «лень - это ржавчина ума и тела». А О. Уальд отмечал, что «это ужасно тяжелая работа - ничего не делать».

 

Задание

1. Привести примеры эмоции, эмоционального состояния и чувства.

2. Заполнить таблицу примерами

Уровень регуляции организма Пример
Непроизвольный (происходит независимо от человека, ответная реакция без сознательной цели)  
Произвольный (реализуется сознательно поставленная цель, сопровождается чувством «хочу»)  
Волевой (наличие решимости выполнить действие, возникает в ситуации неразрешимого конфликта)  

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.