Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

РАЗДЕЛ II. ПРИКЛАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тема 7. Феноменология

Понятие феноменологии. Сущность и явление. Закон достаточного основания. Учение о вещи-в-себе. «Феноменология духа» Гегеля. Учение о горизонте. Перспективизм. Интерсубъективность.

Тема 8. Гносеология

Понятие гносеологии. Сенсуализм. Эмпиризм. Рационализм. Скептицизм. Проблема универсалий. Истина и заблуждение. Прагматизм.

Тема 9. Праксеология

Понятие праксеологии. Аскетика. Недеяние. Утешение философией. Йога. Хитрость разума. Великое делание.

Делание добра.

Тема 10. Герменевтика

Понятие герменевтики. Смысл. Экзегеза. Герметизм. Герменевтический круг. Импликация и экспликация. Интерпретация. Объяснение.

Тема 11. Экзистенциализм

Понятие экзистенциализма. Абсурд. Бытие-в-мире. Пограничная ситуация. Ориентация на историчность. Осевое время. Коммуникация. Экзистенциальная терапия

Тема 12. Посмодернизм

Понятие постмодернизма. Интертекстуальность. Децентрация и деконструкция. Ризома. Номадология. Шизоанализ. Гиперреальность. Общество спектакля.

Тема 13. Современный социум и современная философия

Тенденции и перспективы развития современного социума. Характерные особенности современной философии. Континентальная и аналитическая философия. Философия в России.

Основная литература:

Губин В.Д. Философия: учебник. М., 2011.

Тюгашев Е.А. Философия: учебное пособие. Новосибирск, 2016.

 

Популярная философская литература.

1. Лао-цзы. «Дао дэ цзин».

2. Платон. «Критий».

3. Аристотель. «Никомахова этика».

4. Сенека Л.А. «Нравственные письма к Луцилию».

5. Плутарх. «Моралии».

6. Августин Аврелий. «Исповедь».

7. Боэций. «Утешение философией».



8. Эразм Роттердамский. «Разговоры запросто».

9. Бэкон Ф. «Новая Атлантида».

10. Вольтер. «Задиг».

11. Руссо Ж.Ж. «Исповедь».

12. Монтень М. «Опыты».

13. Шопенгауэр А. «Афоризмы житейской мудрости».

14. Вивекананда С. «Карма-йога».

15. Федоров Н.Ф. «Философия общего дела».

16. Ортега-и-Гассет Х. «Восстание масс».

17. Дьюи Д. «Общество и его проблемы»

18. Тоффлер Э. «Футурошок»

19. Бодрийяр Ж. «Символический обмен и смерть».

20. Гачев Г. «Осень с Кантом».

Литература по философии права

1. Кёстлер А., Камю А. Размышления о смертной казни. М.: Праксис, 2003.

2. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999.

Рекомендуемые художественные фильмы:

1. «Молчание доктора Ивенса» (реж. Б. Метальников).

2. «Формула любви» (реж. М. Захаров).

3. «Не бойся, я с тобой!» (реж. Ю. Гусман).

4. «Белое солнце пустыни» (реж. В. Мотыль).

5. «Солярис» (реж. А. Тарковский).

6. «Небесные ласточки» (реж. Л. Квинихидзе).

7. «Приключения принца Флоризеля» (реж. Е. Татарский).

8. «Интервенция» (реж. Г. Полока).

9. «Парад планет» (реж. В. Абдрашитов).

10. «Кин дза дза!» (реж. Г.Н. Данелия).

11. «Го́стья из бу́дущего» (реж. П. Арсеньев).

 

Рекомендуемая художественная литература:

1. Я. Гашек: «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны».

2. Л. Толстой: «Война и мир».

3. Снегов С.А.: «Люди как боги» (трилогия).

4. Одоевский В.Ф. «Русские ночи».

5. А. Карпентьер: «Весна священная».

6. А. Бушков: «Рыцарь из ниоткуда», «Летающие острова».

7. К. Кастанеда: Цикл книг об учении дона Хуана.

8. Агни-Йога.

9. Г. Гессе: «Игра в бисер».

10. Ф. Саган: «Здравствуй, грусть».

11. У. Эко: «Имя розы».

Вопросы к экзамену

1. Мировоззрение и его типы

2. Мировоззренческие основы юридического мышления

3. Юридическое мировоззрение

4. Мудрецы-законодатели

5. Понятие философии

6. Мудрость и глупость

7. Удивление – начало философии

8. Рефлексия

9. Софисты

10. Формации философской мысли

11. Универсум философской деятельности

12. Польза и вред философии

13. Понятие онтологии

14. Стихийный материализм

15. Солипсизм

16. Пифагореизм

17. Элейская школа

18. Атомизм

19. Платонизм

20. Метафизика Аристотеля

21. Понятие аксиологии

22. Субъект и объект

23. Монизм и плюрализм

24. Связь и отношение

25. Мера

26. Качество и количество

27. Пространство и время

28. Учение о развитии

29. Ценностные ориентации юридической деятельности

30. Понятие телеологии

31. Причинность

32. Случайность и необходимость

33. Акциденция и субстанция

34. Действительность и возможность

35. Целое и часть

36. Форма и содержание

37. Перфекционизм

38. Понятие методологии

39. Символический метод

40. Тождество и различие

41. Антитетический метод

42. Медиация

43. Эклектика

44. Диалектика

45. Системный подход

46. Методологические основы юридического мышления

47. Понятие феноменологии

48. Сущность и явление

49. Закон достаточного основания

50. Учение о вещи-в-себе

51. «Феноменология духа» Гегеля

52. Учение о горизонте

53. Перспективизм

54. Интерсубъективность

55. Понятие гносеологии

56. Сенсуализм

57. Эмпиризм

58. Рационализм

59. Скептицизм

60. Проблема универсалий

61. Истина и заблуждение

62. Прагматизм

63. Понятие праксеологии

64. Аскетика

65. Недеяние

66. Утешение философией

67. Йога

68. Хитрость разума

69. Великое делание

70. Делание добра

71. Понятие герменевтики

72. Смысл

73. Экзегеза

74. Герметизм

75. Герменевтический круг

76. Импликация и экспликация

77. Интерпретация

78. Объяснение

79. Понятие экзистенциализма

80. Абсурд

81. Бытие-в-мире

82. Пограничная ситуация

83. Ориентация на историчность

84. Осевое время

85. Коммуникация

86. Экзистенциальная терапия

87. Понятие постмодернизма

88. Интертекстуальность

89. Децентрация и деконструкция

90. Ризома

91. Номадология

92. Шизоанализ

93. Гиперреальность

94. Общество спектакля

95. Тенденции и перспективы развития современного социума

96. Характерные особенности современной философии.

97. Континентальная и аналитическая философия

98. Философия в России

99. Законы философии

100. Философское самоопределение

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

– Показать различие языковых картин мира[1] (для хорошо владеющих нерусским языком).

– Магия и мифология: сходное и различное[2].

– Презентация (по материалам Интернета): художественные стили в истории искусства и литературы.

– «Утопия»[3] Т. Мора: критика правовой действительности и практические идеи.

– «Истоки и смысл русского коммунизма»[4] Н.А. Бердяева: коммунизм – религия, утопия, наука?

 

Самоконтроль:

¿ Философия – это наука?

¿ Наследие мифологии в религии?

¿ Архитектура (или музыка) – наука или искусство?

¿ Познакомьтесь с различными художественными стилями (в литературе, искусстве) и определите, какой из них отвечает вашим эстетическим потребностям.

¿ Как представлено право в мифологии и в религии?

 

Задания и упражнения:

1.1** Пройдите репетиционное тестирование по философии на сайте: http://fepo-nica.ru/test_demo.php?type=vuz&menu=test&probe=set. Зафиксируйте долю правильных ответов.

1.2** Пройдите тест «Группа крови и характер». Исходя из психогенетического описания людей с различными группами крови, определите, к какому типу мировоззрения вы склонны

1.3*** Критически рассмотрите преамбулу к Уставу ООН (ЮНЕСКО, Всеобщая декларация прав человека, Конституции Российской Федерации или к другому документу) и предложите поправки.

1.4**** Проведите мировоззренческий анализ фрагментов речи «О достоинстве человека[5]» И.Г.Фихте. Выделите моменты (идеологемы) относящиеся к тому или иному типу мировоззрения и позиционирующие Фихте в данном мировоззрении (например, «Мы (?) до конца (?) измерили (?) человеческий (?) дух (?)»). Приемлема ли для вас позиция, занятая Фихте?

1.5*** Сравните описания двух типов мировоззрений (например, по материалам религиоведения, науковедения, искусствоведения и т.п.) и покажите, что нужно дополнить в этих описаниях, если учесть опыт исследований другого мировоззрения.

 

Тема 2. ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ

– Диалог: «Двоякие речи»[6] софистов (два студента)

– Аристофан о софистах-юристах в комедии «Облака»

– «Похвала Глупости»[7] Эразма Роттердамского: кем быть?

– Спич: «Основной вопрос современности»

Самоконтроль:

Ø ¿Даны ли ответы на вопросы философии?

Ø Методом свободной вариации в фантазии переформулировать вопросы: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?», «Что я должен делать?», «Что такое человек?», – которые немецкий философ Иммануил Кант считал главными в философии. Обобщите постановки вопросов, предложенные Кантом.

Ø Прочитайте изречения древнегреческих мудрецов. Сформулируйте собственную сентенцию, обобщающую свой жизненный опыт.

Задания и упражнения:

2.1* Выберите один из афоризмов Ф. Бэкона из «Трактата о всеобщей справедливости, или об источниках права»[8]. В чем его мудрость, и в чем его глупость?

2.2** Сформулируйте основной, на ваш взгляд, вопрос современной жизни или наиболее животрепещущий («больной») вопрос лично для вас. Какие варианты его решения вас не удовлетворяют?

2.3** В «Метафизике нравов»[9] И. Канта просмотрите, как он обсуждает казуистические вопросы. Приведите собственные примеры, варианты ответов и подобные вопросы.

2.4*** На основе типологии К. Юнга по опроснику Кейрси определите тип своего информационного метаболизма и вид интертипных отношений с другим человеком. К философской позиции какого рода вы склонны?

2.5*** Оцените ответы Фалеса на вопросы египетского царя и предложите собственные стратегии ответа (по работе Плутарха «Пир семи мудрецов»).

 

 

Вопросы Амасиса, царя египетского Ответы царя Эфиопии Фалес
Возражения Ответы
Что всего старше? Время Ведь время есть и про­шедшее, и настоящее, и будущее; и то время, которое для нас будущее, несомненно моложе нынешних людей и предметов. Бог, ибо он безначален.
Что всего больше? Мироздание   Простран­ство: ибо мироздание объемлет все остальное, а оно объемлет и само мироздание.
Что всего ра­зумней? Истина Не отличать истину от разума — не все ли равно, что не отличать свет от глаза? Время: ибо иное оно уже открыло, а иное еще откроет.
Что всего прекрасней? Свет А солнце? Мироздание: ибо все, что стройно, входит в него, как часть.
Что всего неотъемлемее? Смерть Смерть не всем присуща – в тех, кто жив, ее нет. Надежда: ибо она есть и у тех, у кого больше ничего нет.
Что всего полезнее? Бог Ответ о богах и демонах дерзостен и опасен Добродетель: ибо, если пользоваться ею во благо, она и все остальное делает полезным.
Что всего вреднее? Демон Порок: ибо он боль­ше всего вещей портит своим присутствием.
Что всего сильнее? Удача Что крепче всего и сильнее всего, то не бывает так переменчива Неизбежность: она одна неколебима.
Что всего лег­че? Сладость   Естественное: ибо даже приятное часто вызывает отвращение.

Тема 3. ОНТОЛОГИЯ

Пять элементов в практике фэн-шуй (две студентки).

– Философский бой: женский материализм и мужской идеализм[10].

Видеофильм (см. варианты на https://www.youtube.com) об аллегории (мифе) пещеры у Платона (¿как открыть глаза людям?)

Самоконтроль:

Ø ¿ А есть ли любовь?

Ø ¿ Какие стихии выделялись в натурфилософии Древнего Китая?

Ø Выявите логические ошибки, онтологические допущения (презумпции) и другие неубедительные рассуждения в диалогах Платона или трактатах Аристотеля.

Ø Прочитайте фрагменты из поэмы «О природе» Парменида. Представьте себя Шерлок Холмсом. Какие мысли и вопросы у вас возникают?

Ø ¿В чем заключаются, на ваш вгляд, психологические предпосылки идеализма?

Ø ¿Как вы понимаете смысл призыва И. Ньютона «Физика, бойся метафизики!»

Ø ¿) Какое направление идеализма представлено в онтологии буддизма?

Ø Иногда обсуждается проблема национальной идеи (например, «русской» идеи). В контексте учения Платона об эйдосах как бы вы визуализировали эйдос России или русского народа (возможно, другой страны или этноса)?

Ø В «Энциклопедии философских наук» немецкий философ-идеалист Гегель пишет: «Если в философии Платона говорится, что мы идеи вспоминаем, то это значит, что идеи сами по себе находятся в людях, а не (как это утверждали софисты) приходят к нам извне, как нечто чуждое им». Находятся ли идеи в людях, если мы их вспоминаем?

 

Задания и упражнения:

3.1* Определите тип своего темперамента и по кругу Гиппократа – свою стихию. Представьте себя и почувствуйте себя в своей стихии.

3.2* Следуя Платону[11], определите преобладающее начало в вашей душе и наиболее подходящее для вас сословие в идеальном государстве. Какие профессионально важные личные качества вы должны у себя сформировать?

3.3** Выберите из учебника по теории государства и права фрагменты, содержащие материалистическую или идеалистическую манеру выражения.

3.4*** Следуя историческому обзору «Метафизике»[12] Аристотеля схематично опишите основные этапы история решения проблемы в рамках темы вашей курсовой работы, указав основные трудности и сформулировав критические замечания.

3.5***. Просмотрите фрагмент Гегеля о бытии и ничто[13]. Попробуйте аргументировать и прописать в 2-3 тезисах предложенный ход мысли иначе, начиная строить другую онтологию . Например: Гегель. Чистое бытие образует начало. Иначе: Грязное бытие… и т.д.

 

Тема 4. АКСИОЛОГИЯ

Деловая игра: «Утешение философией».

Деловая игра направлена на формирование умений оценки поступков и переоценки ценностей. В предлагаемой игре моделируется процесс, напоминающий по форме организации судебный процесс.

Процесс начинает «кающийся» – участник, излагающий историю своих бедствий в жанре исповеди (или жалобы)[14]. Очень важно, чтобы участник выступил эмоционально, глубоко раскаиваясь в своих деяниях и намерениях, в сделанном и несделанном.

Публика ведет коллективное судебное следствие.

Продолжает процесс «обвинитель», который в жанре инвективы (обличения) акцентирует виновность кающегося, констатирует тяжесть его поступков и их последствий, неискренность и фальшивость раскаяния, что требует возложения на него позитивной ответственности[15].

«Защитник» в жанре апологии добросовестно защищает кающегося, оправдывая его и обвиняя обстоятельства непреодолимой силы, окружающих и т. п., а также оценивает его деяния в позитивной модальности[16].

«Судья», представляющий «суд Разума», оценивает кающегося с точки зрения человечности и определяет его судьбу.

«Утешитель» снимает избыточную драматизацию исповедующегося, показывая положительные моменты свершившегося, готовя его к сознательному принятию неотъемлемости его судьбы в ее историчности и намечая перспективы дальнейшего жизненного пути[17].

«Судебный репортер» дает свою оценку происходившему для обывателя.

Для основательной подготовки деловой игры инициатор процесса должен заблаговременно письменно подготовить проспект своей «исповеди» (или «жалобы»), для того чтобы другие участники процесса смогли обдумать свои речи.

 

Самоконтроль:

¿ Приведите примеры предметов, которые являются положительной ценностью в одном отношении, но отрицательной ценностью в другом?

¿ Существуют ли общечеловеческие ценности?

¿ Субъект права – момент права? ¿Объект права – момент права?

¿ Вспомните состав правосубъектности. Следуя принципу тождества субъекта и объекта, дифференцируйте состав правообъектности.

¿ Бог – один?

¿ Оцените с точки зрения правового плюрализма учение об источниках и формах права.

¿ С помощью понятия меры охарактеризуйте меры наказания, содержащиеся в Уголовном кодексе Российской Федерации. Оцените соразмерность преступлений и наказаний в Уголовном кодексе Российской Федерации[18]. Каким образом в уголовных кодексах представлена узловая линия мер наказаний?

Задания и упражнения:

4.1*. Определите, достаточно ли вы позитивный человек? Приведите возможный пример позитивного перепрограммирования какой-либо

4.2** Сравните изложения позиций Гегесия и Анникерида. Не считаете ли вы свое рождение ошибкой родителей? Встречали ли вы людей с похожими убеждениями? Как они себя в действительности ведут?

Пессимизм Гегесия (IV в. до н.э.) Оптимизм Анникерида (IV-III вв. до н.э.)
В жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте – Тяжбы, да спор о делах, дома – своя суета; Сельская жизнь многотрудна; тревоги полно мореходство; Страшно в чужих нам краях, если имеем мы что, Если же нет ничего – много горя; женатым заботы Не миновать, холостым – дни одиноко влачить; Дети – обуза, бездетная жизнь неполна; в молодёжи Благоразумия нет, старость седая слаба. Право, одно лишь из двух остаётся нам, смертным, на выбор: Иль не родиться совсем, или скорей умереть. В жизни любая годится дорога. В общественном месте – Слава и мудрость в делах, дома – покой от трудов; В сёлах – природы благие дары, в мореплаванье – прибыль, В крае чужом нам почёт, если имеем мы что, Если же нет ничего, мы одни это знаем; женитьба Красит очаг, холостым – более лёгкая жизнь. Дети – отрада, бездетная жизнь без забот. Молодёжи Сила дана, старики благочестивы душой. Вовсе не нужно одно нам из двух выбирать – не родиться Или скорей умереть; всякая доля блага.

 

4.3*** Определите, согласно Конфуцию, % содержание в вашем этосе признаков поведения благородного человека. В пустых клетках предложенной Вам таблицы укажите (где можете) признаки поведения низкого или совершенномудрого человека (в варианте мужа или жещины).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.