Пиши Дома Нужные Работы


Чистая монополия. Олигополия. Антимонополистическое регулирование.

Чисто монополистическая ситуация - это когда какая-то отрасль со­стоит из одной единственной фирмы, и её продукту нет близких и пол­ноценных заменителей. Монополистический рынок предполагает также стандартизированный продукт. Монополист может контролировать це­ны, манипулируя объёмом производства. Поэтому такой рынок называ­ют ещё рынком ценоискателя.

Отсутствие конкурентов объясняется наличием существенных пре­пятствий вхождения в отрасль других фирм. Могут быть сырьевые мо­нополии и другие (естественные), обусловленные абсолютными ограни­чениями условий и факторов производства. Монопольная власть может быть на время действия патента и т.д. Барьеры краткосрочного периода могут быть преодолены в долгосрочном. Поэтому чистая монополия — явление довольно редкое. Чаще веет на практике встречаются союзы, объединения фирм, господствующие на рынке. Причинами возникнове­ния монополистических союзов являются концентрация производства и капитала, а также конкуренция.

Организационная монополия существует в следующих формах: картель, синдикат, трест и концерн. Они различаются по степени сохра­нения юридической, производственной и коммерческой самостоятель­ности входящих в объединение фирм. Картель это союз предпринима­телей одной отрасли, договаривающихся о цепах, разделе рынков сбыта, объёмах производства (установление квот) и др. Предприятия, входящие в картель сохраняют полную самостоятельность. Синдикат предпо­лагает Потерю входящими в союз предприятиями коммерческой само­стоятельности и создание общей конторы по продаже производимых ими товаров или по закупке сырья для пх снабжения. Обычно в трест объединяются предприятия, связанные между собой технологически. Концерн возникает через "систему участий" взаимным владением кон­трольных пакетов акций.

Хотя монополист может манипулировать ценами, но он и в опреде­лении объёмов предложения несвободен в полном смысле. Законы рын­ка предогфеделяют то, что он не может повысить цену, не потеряв в количестве продаж или увеличить число продаж, не снизив цены. По­этому спрос на продукцию монополиста представляет спрос отраслевой (одна фирма на всю отрасль). Цена товара является величиной среднего дохода, и поэтому кривые спроса (D) и среднего продукта (AR) совпа­дают.

Как уже было отмечено, правило максимизации прибыли (миними­зации убытков) на всех рынках одинаковое: MR=MC. Монополист стремится -также максимизировать совокупную прибыль, а не прибыль на единицу продукции. Поэтому он идёт на получение более низкой, чем максимально возможная прибыль на единицу, если дополнительные продажи позволяют ему извлечь большую совокупную прибыль. Равно­весие устанавливается на уровне монопольной цены (Рм). Эта цена выше предельных издержек (МС), и поэтому излишек потребителей уменьша­ется (заштрихованная площадь). Площадь сегмента АЕВ равна величине чистых убытков от монопольной власти (величина "мертвого груза" монополии).

Монополист добивается максимизации прибыли на основе ценовой дискриминации (устанавливает разные цены для разных категорий по­купателей) несмотря на одинаковые издержки на единицу товара. При этом очень важно, чтобы первоначальный покупатель был не в состоя­нии перепродать этот товар. Монополист понижает цены только для продажи дополнительной единицы товара, а не предшествующих еди­ниц.

 

Абсолютная монополия несёт отрицательные социально-экономические последствия, так как сокращается объём производства (чтобы удержать высокие цепы), часто тормозится научно-технический прогресс (скупка патентов и т.п.) и Т.Д. Поэтому монополии незаслу­женно получают сверхприбыли (чистые экономические прибыли) за счёт уменьшения выгод (излишков) покупателей. В деятельности моно­полий имеются и определенные положительные моменты в функциони­ровании так называемой мобилизационной экономики. Однако в обыч­ных условиях монополизм несёт больше негативного.

Олигополистические отрасли характеризуются господством не­скольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка того или ИНОГО товара или услуги. Олигополистическая структура рын­ка может формироваться па основе эффекта масштаба производства и различных барьеров па пути вступления новых фирм в отрасль (облада­ние патентами и др.). Для олигополии характерным является также вы­сокий уровень концентрации производства и взаимозависимость всех фирм на рынке при установлении цеп.

Олигополистическая структура не может быть описана одной един­ственной моделью. В этом состоит трудность анализа поведения фирм на этом рынке. ОЛИГОПОЛИЯ охватывает множество ситуаций на рынке, обуславливая различные модели поведения фирм и отношении опреде­ления Максимальной прибыли и оптимального объема производства. Простейшая и частная модель - это дуополия. Существуют модели Курно и другие.

В олигополистических отраслях могут производиться и однород­ные, стандартизированные продукты (сталь, медь и др.), и дифференци­рованные (автомобили, одежда, бытовые приборы и т.д.). Особая зна­чимость в олигополистической отрасли придается неценовой конкурен­ции путём дифференциации продукции.

Неспособность точно предсказать ответные действия конкурентов делает фактически невозможным точно оценить спрос и предельный доход в условиях олигополии. Однако без этого, как известно, нельзя даже теоретически определить цену, при которой можно получить мак­симальную прибыль и определить размер оптимального объема произ­водства.

При сговоре двух и более фирм относительно цены создается си­туация, аналогичная рынку чистой монополии. Так как чистая монопо­лия в реальной экономике встречается редко, то в обыденном сознании монополии отождествляются с крупными олигополистическими фир­мами. Обычно имеют в виду крупные фирмы с высокой долей продаж па рынке. Поэтому антимонопольное регулирование, как правило, сво­дится к определению доминирующего положения

В целях борьбы с монополизмом в развитых странах приняты анти­монопольные законы. В США такой закон впервые был принят в 1890 г., а в России - только в 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В российском законе даётся определение, что такое товар, рынок, хозяйствующий субъект, конкуренция, доминирующее положение, монополистическая деятельность и др.

Проведение антимонопольной политики возложено на специальные органы власти. Для выявления и предотвращения монополизма исполь­зуется специальный инструментарий - совокупность математических моделей и экономических критериев. На основе данных о ценах, из­держках фирмы, рыночной доли и других параметрах эти модели позво­ляют выявить основные признаки монополизма искусственное завы* шение цен, снижение выпуска продукции.

Антимонопольный орган учитывает и социально-экономические ориентиры: максимальное удовлетворение потребностей потребителей, обеспечение свободы предпринимательства, поощрение малого бизнеса, предотвращение экономической и политической власти в руках отдель­ных корпораций. В целом антимонопольное ведомство выполняет Три основные функции: 1) борьба с монополизмом, который часто сводится к недопущению доминирующего положения; 2) обеспечение конку­рентной среды (поддержка малого и среднего бизнеса); 3) защита нрав потребителей.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.