Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Разработка инструментария социологического исследования

В ходе подготовки исследования важное место занимает разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек или дневников наблюдений, наличие фото-, кино-радиоаппаратуры и т.д. Кроме них необходимы и другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетерам и интервьюерам, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы (если обработка осуществляется на ЭВМ) и др.

Остановимся на характеристике наиболее распространенного в социологии вида исследования - анкетировании. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней?

Анкета - наиболее широко распространенный инструмент социологического анализа.

Существуют определенные правила составления анкеты, требования к ней. Лишь при соблюдении этих условий возможно получить объективные количественно-качественные характеристики предмета анализа.

Правила составления анкеты:

Начинаться анкета должна с краткого обращения к участнику опроса, в котором указывается:

- кем и с какой целью проводится анкетирование;

- как заполняется и как возвращается заполненная анкета;

- выражается просьба принять участие в опросе.

После обращения следует основная часть анкеты, состоящая из целевых вопросов, которые можно разделить на три категории:

а) контактные - они нужны для привлечения внимания респондентов к опросу;

б) основные - направлены на получение главной информации, необходимой для решения задач исследования;

в) заключительные - они снимают психологическое напряжение у респондента, создают уверенность в полезности проведенного опроса.

Завершается анкета паспортичкой - несколько вопросов, касающихся социально-демографических особенностей опрошенных (пол, возраст, образование, место жительства).



Правильно оформленная анкета должна заканчиваться выражением благодарности респонденту за участие в опросе (например, “спасибо за участие” или “благодарим за сотрудничество”).

Существуют и определенные требования к вопросам анкеты:

Все вопросы должны быть четко сформулированы и понятны респонденту (включая используемые термины).

Вопросы не должны превышать возможности памяти и компетентности опрашиваемого (респондента).

Не должно быть перегруженности вариантами ответов, предложенных в анкете.

Вопросы не должны вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондента.

В анкетах используются различные виды вопросов:

а) основные и дополнительные вопросы. Первые раскрывают основную проблему исследования, вторые помогают решить дополнительные задачи.

б) по форме вопросы анкеты могут быть открытые, закрытые и смешанные.

Закрытым называется такой вопрос, на который предложен полный набор вариантов ответа. Респондент, прочитав его, должен лишь подчеркнуть тот вариант, который соответствует его мнению.

Открытый вопрос не содержит вариантов ответа, и опрашиваемому предлагается самому сформулировать и вписать ответ.

Смешанная форма вопроса используется, когда после предложенных вариантов ответа оставляется пустая графа, куда респондент может по необходимости записать свой вариант ответа.

в) прямые и косвенные вопросы.

Прямые вопросы направлены на выражение отношений респондента к различным сторонам анализируемой проблемы. Они предполагают, что респондент выскажет свою собственную позицию.

Косвенные вопросы обычно задаются тогда, когда прямые вопросы не вполне удобны - это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон жизни человека, когда можно предположить, что на прямые вопросы не будут даны искренние ответы.

г) контрольные вопросы, которые позволяют уточнить правдивость ответов, определить их искренность и достоверность.

д) функционально-психологические вопросы (особенно, если анкета имеет значительный объем). Они бывают двух видов:

- контактные - призваны заинтересовать респондента, побудить его принять участие в анкетировании;

- буферные - служат для переключения внимания респондента при переходе от одной темы к другой.

е) вопросы-фильтры. Они нужны, чтобы «отсеить» или, наоборот, выбрать из всех респондентов нужных (компетентных) людей для ответа на какие-нибудь особые вопросы.

Для успешного проведения анкетирования важно уметь использовать различные формы его организации (индивидуальное или групповое, очное или заочное), учитывая их достоинства и недостатки. Так, при групповом анкетировании, как правило, бывает 100%-й возврат анкет, а при индивидуальном возврат гораздо меньше. При групповом анкетировании имеется возможность опросить сразу целую группу людей, но искренность ответов может быть меньшей, чем при индивидуальном. Проводя заочное анкетирование (например, прессовый опрос), следует помнить, что в нем примут участие, как правило, только люди, очень заинтересованные изучаемой проблемой.

После завершения сбора социологической информации ее необходимо обработать. Обработка анкетной информации начинается с выбраковки собранного материала. Анкеты необходимо проверить на точность и полноту заполнения. Сложилось правило: если отсутствуют ответы (либо неправильно выполнены) на 30% вопросов и более, анкета выбраковывается и не подлежит обработке. Иначе результаты и выводы исследования будут неточны, а то и вовсе неправильны.

Анкета

1. Кем Вы хотели стать, когда в детстве определялись с выбором будущей сферой деятельности?

а) военным

в) врачом

б) бизнесменом

г) учителем

д) другое______________________

2. Какие качества людей Вас привлекали (привлекают) в школьном возрасте?

а) честность и справедливость г) милосердие и сострадание

б) доброта и щедрость д) активность и находчивость

в) "деловая хватка" и авторитетностье)

другое ______________________

3. Какие качества привлекают сейчас?

а) честность и справедливость г) милосердие и сострадание

б) доброта и щедрость д) активность и находчивость

в)"деловая хватка" и авторитетностье) другое______________________

4. С каким словом у Вас ассоциируется понятие "престиж"?

а) уважениев) власть

б) богатствог) достойное образование

д) другое___________________

5. Что такое престижный социальный статус согласно вашей точке зрения?

а) уважаемое положение в обществе

б) обладание властными полномочиями

в) материальное благосостояние

г) религия

6. Каким видом деятельности предпочитаете заниматься?

а) творческая деятельность

б) исследование

в) плановая работа

г) предпринимательская деятельность

д) другое_____________________

7. Как вы считаете, способствует ли выбранный вами вид деятельности достижению престижного статуса в обществе?

а) да б) нет

в) затрудняюсь ответить

8. Какие факторы влияют на достижение престижного статуса?

а) связь с авторитетными людьми

б) личные качества человека

в) социально-политическая обстановка в обществе

г) финансовое благосостояние

д) другое_____________________________

9. Какими личностными качествами необходимо обладать для достижения престижного статуса в современном обществе?

а) справедливость г) активность

б) высокий интеллект д) харизма

в) лидерские способности е) другое_____________________

10. Как вы считаете, возможно ли достижение престижного статуса в современном обществе не переступая через нравственные ценности?

а) нет, учитывая состояние общества, это невозможно

б) да, только такой способ приемлем

в) да, в зависимости от ситуации

г) нет, это не приемлемо лично для меня

11. Является ли достижение высоко статуса в обществе для Вас приоритетным?

а) да, для меня это очень важно б) нет, мне все равно

12. Как вы думаете, произошли ли изменения за последние 50 лет в представлениях населения о престижном статусе?

а) да, существенные

б) да, незначительные

в) нет, не произошли

13. Если да, то какие факторы повлияли на изменения в представлениях населения?

а) активность СМИ

б) глобализация

в) смена идеологии после распада СССР

г) переход к рыночной экономике

д) падение нравственных устоев

14. Какие факторы из вышеперечисленных вы можете отнести к положительным, а какие к отрицательным?

Положительные:

Отрицательные:

15. Как вы думаете к чему могут привести произошедшие изменения?

а) процветание общества в) деградация общества

б) обострение социальных конфликтов г) улучшение качества жизни

16. Если изменения отрицательно сказываются на развитии обществ, какие действия вы считаете приемлемыми для улучшения ситуации?

а) строгая цензура СМИ

б) проведение культурно-просветительских мероприятий для населения

в) пропаганда высоких моральных устоев

г) введение в образовательных учреждениях предметов, направленных на воспитание у младшего поколения духовных ценностей.

17. Что вы делаете для достижения престижного статуса в обществе?

а) повышаю образование

б) повышаю материальное благосостояние

в) завожу знакомства с влиятельными людьми

г) стараюсь больше общаться с окружающими

18. Ваш возраст:

а) до 25 в) от 41 до 60

б) от 26 до 40г) старше 60

19. Какое образование Вы получили?

а) среднее в) высшее

б) средне-специальное г) неоконченное высшее

20. В какой сфере деятельности вы работаете?

а) образование г) культура

б) политика д) производство

в) медицина е) финансы

ж) другое______________________________________

21. Какую должность Вы занимаете?

а) руководитель большого штата рабочих

б) руководитель небольшого коллектива

в) подчиненный

г) другое______________________

Спасибо за ваши ответы!

 

Небольшие анкетные массивы (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, а большие - с использованием техники. В этом случае необходимы дополнительные процедуры: кодировка информации, подбор программы обсчета и т.д.

В любом случае необходимо начинать с процедуры количественного обобщения и упорядочения первичной информации, содержащейся в анкетах. Здесь в первую очередь используется построение таблиц распределений, а также схем и графиков.

После получения результатов математического обсчета исследователь может приступать к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его обществоведческой и специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.

На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д., анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации). Приложение к отчету включает методические и вспомогательные документы (анкеты, инструкции и т.д.).

Пройдя все этапы социологического исследования и правильно выполнив все необходимые процедуры, можно говорить об успешном его окончании.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.