Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СЕРЕДИНА ВЕКА — «ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ»

ЛИТЕРАТУРА «ОТТЕПЕЛИ» (1953—1968)

Глава I

СЕРЕДИНА ВЕКА — «ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ»

 

1. Послевоенное десятилетие — культурный контекст

Великая Отечественная война не могла не оказать влияния на общественное сознание. Но влияние это было неоднозначным. С одной стороны, произошло то, что отметил Борис Пастернак устами одного из персонажей романа «Доктор Живаго»: «И когда возгорелась война, ее реальные ужасы, реальная опасность и уг­роза реальной смерти были благом по сравнению с бесчеловеч­ным владычеством выдумки и несли облегчение, потому что ог­раничивали колдовскую силу мертвой буквы». В людях, которые кровью своей расплачивались за просчеты вождя, на фронте му­жественно смотрели в глаза смерти, имели смелость брать на себя ответственность, — защитниках родины, пошатнулась слепая вера в справедливость существующего государственного порядка, воз­росло самоуважение, произошло определенное раскрепощение со­знания. Но с другой стороны, в атмосфере ликования сама победа в жестокой войне воспринималась многими как свидетельство мудрости вождя и подтверждение превосходства советского строя.

Эти разнонаправленные умонастроения по-своему преломи­лись в художественном процессе. Сразу же после мая 1945 года была очень сильна инерция, заданная литературой военного вре­мени. В опросе, проведенном журналом «Вопросы литературы» к 20-летию Победы, книгами, которые оказали наиболее значи­тельное влияние на художественное сознание, писатели чаще всего называли «Звезду»(1946) Эммануила Казакевича и «В окопах Ста­линграда» (1946) Виктора Некрасова. И в самом деле, эти произ­ведения стоят во главе двух мощных художественных тенденций.



1

Первая тенденция продолжает героико-романтическую линию, которая расцвела в годы войны. Но Казакевич в «Звезде» (а затем и в повести «Двое в степи») обогатил ее философским пафосом, осветил коллизии войны светом Вечности. Астральные образы (Звезда, Земля), сакральные образы (Конь белый, Конь черный), игра в мистику» (разведчики, как «зеленые призраки» -- griine (icspenster) создали такую ауру, в которой постижение войны воз­им шалось до апокалиптических высот, а жизнь солдата представа­ла и чуждом соцреализму мистическом ореоле1. Но романтическая тенденция всегда обладает склонностью к идеализации, и такой крен был немедленно узаконен в послевоенном соцреализме.

Повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда» принадлежит роль программного произведения психологического натурализма (тер­мин предложен Л.Аннинским) — течения, зародившегося в годы ВОЙНЫв лирике поэтов фронтового поколения (С. Гудзенко, М. Лу­конин, М.Дудин, В.Тушнова, С.Орлов, Е.Винокуров, К.Ваншенкин и др.).

Психологический натурализм полемически отталкивается от возвышенно условной романтической поэтики и от парадного изоб­ражения войны. В обытовленных — но оттого не менее ужасных, а лишь обжитых — обстоятельствах войны выветриваются идеоло­гические стереотипы («политическая зрелость», «идейная стой­кость», «вера в товарища Сталина» и т.п.), которыми принято былоопределять достоинство человека. На их место в повести Некрасова вышли совсем другие критерии: «А вот вытащил бы он меня, раненого, с поля боя?»; «Пошел бы я с ним в разведку?». И в целом конфликт в повести о Сталинградской битве — одном из решающих сражений Великой Отечественной войны приобрел нравственный характер и сместился внутрь советского общества — и противостояние между краснобаями, укрывающимися от всех обязательств за частоколом из «правильных фраз», и молчунами, которые без красивых слов проливают свою кровь за эту землю, между казенными душами, готовыми уложить десятки солдат в лобовой атаке, и живыми людьми, отстаивающими свое челове­ческое достоинство и право на доверие.

Обе тенденции, обозначенные повестями Казакевича и Некра­сова, несли в себе сильный эстетический заряд: к ним примыка­ют такие примечательные для своего времени произведения, как «Спутники» и «Кружилиха» В.Пановой, поэма А.Твардовского «Дом у дороги», стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли род­ную хату», «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого. Однако этим тенденциям не дали развернуться. Главная причина — в невиданном идеологическом надзоре над искусством, который был установлен сразу же после войны. Для тоталитарной государствен­ной системы страшнее голода и разрухи была опасность вольно-

1 В рецензии, опубликованной на страницах «Литературной газеты», повесть «Двое в степи» осуждалась, в частности, за то, что в ней слышится «отзвук столь далекой советской литературе библейской торжественности, туманной значи­тельности апокалипсиса» (Марьямов А. Конь белый и конь черный // Лит. газета. — 1948.- 10 июля).

думства, принесенного людьми с фронта. Парадоксальный факт: страна лежит в руинах, тяжкий неурожай поразил Украину, в ту пору главную житницу страны, а ЦК ВКП(б) принимает одно за другим постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», о ре­пертуаре драматических театров, об опере «Великая дружба», о кинофильме «Большая жизнь», клеймит формализм в музыке. Так началось то, что Глеб Струве назвал «эрой ждановизма» (по фа­милии главного партийного идеолога той поры). Оскорбительное шельмование Ахматовой и Зощенко, в лице которых властям ви­делась старая русская культура. Навешивание идеологических яр­лыков на всякое произведение, которое выламывалось из колеи соцреализма: например, повесть Эм. Казакевича «Двое в степи» была указана в числе «идейно-порочных и неполноценных в худо­жественном отношении произведений», а статья о платоновском шедевре «Возвращение» называлась «Клеветнический рассказ А. Платонова». Разжигание шовинистических настроений под ло­зунгом «борьбы с низкопоклонством перед Западом», поиски новых «внутренних врагов», на которых можно было бы обратить гнев масс, — на этот раз ими стали «безродные космополиты», впоследствии эта кампания сползла в русло антисемитизма. И все это в обрамлении «холодной войны» и балансирования на грани войны «горячей».

В этой атмосфере всячески поощрялась тенденция помпезного романтизма, ложной эпичности и псевдомасштабности. На офи­циальный пьедестал почета возводились фильмы «Падение Бер­лина», «Сталинградская битва», «Третий удар», поставленные по сценариям мэтров соцреализма П. Павленко, М. Чиаурели, Н. Вир-ты, А. Первенцева. Вновь набирает силу производственный роман, в котором канонизируются характернейшие черты жанра: чело­век рассматривается прежде всего в свете его рабочих функций (например, в романе В.Кочетова «Журбины» целая семья пред­стает как модель производственного коллектива, способного со­здать и спустить на воду готовый корабль), эпосно-монументаль-ный или идиллически-сказочный пафос становится эстетическим камуфляжем, посредством которого украшается послевоенная ре­альность (достаточно назвать романы 1940-х годов о колхозной деревне — «Кавалер Золотой Звезды» С. Бабаевского, «Жатва» Г.Николаевой, «Марья» Г.Медынского). Рождается панорамный роман — жанр, где человек тонет в калейдоскопе политических событий. Даже такой демократический жанр, как массовая песня, в эти годы явственно тяготеет к литургической торжественности.

Все это свидетельствовало о том, что вновь возобладала инер­ция соцреализма. И тот застой в художественной жизни, который назревал в конце 1930-х годов, но был преодолен благодаря духовному подъему во время Отечественной войны, вновь стал охватывать литературу. Новых книг появлялось немало, но их художественный уровень был крайне низок — да иначе и не могло бытьв условиях, когда литературу превращают в иллюстрацию к идеологическим догмам, когда получает официальное распрост­ранение теория бесконфликтности (основанная на идеологеме о том,что в обществе, победоносно идущем по пути строительства коммунизма, нет почвы для антагонизмов), когда брошен лозунг: •I 1ам нужна праздничная литература!». В высшей степени харак­терным явлением времени стала «шпионская эпопея» Н. Шпанова «Поджигатели» (1949) и «Заговорщики» (1952), представляю­щая собой крайнюю форму тотальной заданности — сюжета, ха­рактеров, эстетических оценок. Она заместила собою ту монумен­тальную эпопею, которую ожидали после Отечественной войны1.

Конец 1940-х—начало 1950-х годов — это самое позорное иремя в истории советской литературы, никогда она еще так низко не опускалась. Это почувствовали даже власть предержа­щие. И попытались как-то взбодрить литературную жизнь. В ап­реле 1952 года в газете «Правда», партийном официозе, была опубликована статья «Преодолеть отставание драматургии», где была подвергнута критике теория бесконфликтности. А в отчет-пом докладе ЦК на XIX съезде партии (октябрь 1952 г.) было даже заявлено: «Нам нужны советские Гоголи и Щедрины, кото­рые огнем сатиры выжигали бы из жизни все отрицательное, про­шившее, омертвевшее, все то, что тормозит движение вперед»2. Но критиковать предлагалось в пределах дозволенного, не пося­гая на «основы», и двигаться в русле заданных доктрин (не отсту­пать от принципов социалистического реализма, создавать образ положительного героя — строителя коммунизма, бороться с бур­жуазной идеологией и т.д., и т.п.). Поэтому все эти партийные призывы никоим образом не могли освежить литературную ат­мосферу, они превратились в расхожие лозунги и дали пищу для целой серии анекдотов.

Падение художественного уровня продолжалось. Ситуация ста-i ювилась настолько вопиющей, что о ней решился сказать сам Алек­сандр Фадеев, который с конца 1930-х годов занимал пост гене­рального секретаря Союза советских писателей. Весной 1953 года I письме к А.Суркову, с которым он в ту пору делил руководство писательской организацией, Фадеев с тревогой констатировал: «•Советская литература по своему идейно-художественному каче-

1 Характеристика этих тенденций в литературе первого послевоенного десятилетия дана в статье: Добренко Е. Фундаментальный лексикон: Литература позднего сталинизма// Новый мир. — 1990. — № 2.

2 Маленков Г. М. Отчетный доклад XIX съезду партии о работе Центрального Комитета ВКП(б) // Правда. — 1952. — 6 октября.

ству, а в особенности по мастерству, за последние 3 — 4 года не только не растет, а катастрофически катится вниз. Мало, очень мало явлений, которые можно было бы выдвинуть хотя бы как относительный образец»1. Еще более жестко состояние текущей литературы оценил Михаил Шолохов. Выступая на Втором съезде советских писателей, который проходил в декабре 1954 года, он говорил:

«Спору нет, достижения нашей многонациональной советской лите­ратуры за два истекших десятилетия действительно велики, вошло в ли­тературу немало талантливых писателей. Но при всем этом остается на­шим бедствием серый поток бесцветной, посредственной литературы, который последние годы хлещет со страниц журналов и наводняет книж­ный рынок. Пора преградить дорогу этому мутному потоку, общими уси­лиями создав против него надежную плотину, — иначе нам грозит поте­ря того уважения наших читателей, которое немалыми трудами серьез­ных литераторов завоевывалось на протяжении многих лет»2.

Но все же состоянием упадка не исчерпывается картина лите­ратурного процесса в первое послевоенное десятилетие. Застой охватил прежде всего господствующее и официально признанное ведущим направление соцреализма — это явилось следствием ущербности самого метода. А вот некоторые другие художествен­ные тенденции — из тех, что были оттеснены на периферию ли­тературной жизни или загнаны в подполье, — все-таки сохраняли жизнестойкость и способность к саморазвитию, хотя формы, в которых они порой осуществлялись, не могли не нести на себе печати противоестественных условий существования.

Так, в двух произведениях Константина Паустовского (1892— 1968) — мемуарной повести «Далекие годы»(1945) и «Золотой розе»(1953—1955), которой автор дал подзаголовок «Книга о пи­сательском труде», бережно сохранялся дух романтически-возвы­шенного, чуткого восприятия жизни, в них царила атмосфера высокой интеллигентности, сама фактура прозы Паустовского была примером подлинной литературности — трепетного отношения к слову, отточенной изобразительности и тонкой лирической вы­разительности.

На рубеж 1940 — 1950-х годов приходится завершение долгого творческого пути Михаила Пришвина (1873 — 1954), выдающегося писателя-философа. В своих натурфилософских миниатюрах «Гла­за земли»,над которыми он работал с 1946 года, Пришвин остаг ия верен избранному ранее масштабу видения отношений меж­ду личностью и миром, этот масштаб значительно шире узкосо-ппальных установок соцреализма: даже в самых лапидарных ми-1111 лтюрах Пришвина человек предстает в своих непосредственных "(ношениях с окружающей природой, лирически переживая зем­ную красоту, он открывает в ней великий смысл собственного бытия.«Мое "я" в дневнике должно быть таким же, как и в худо­жественном произведении, т.е. глядеться в зеркало вечности, вы­ступать всегда победителем текущего времени», — писал Приш-HUH в предисловии к задуманной книге1.

Несовпадение художественных принципов Паустовского и Пришвина с господствующими литературными нормами было очевидным, хотя и не носило откровенно оппозиционный характер.Но отношение к ним со стороны официальных кругов было прохладным, если не сказать — настороженным. Во всяком слу­чае, в «обойму» признанных лидеров советской литературы ни Паустовский, ни Пришвин не входили, но в глазах серьезных читателей именно они были хранителями традиций великой рус­ской классики и именно они определяли негласную «планку» ху-ложественной культуры.

Объективно художественные итоги не только послевоенного десятилетия, но и целого историко-литературного этапа протя­женностью в четверть века были подведены не в соцреалистических производственных романах или эпопеях, а в совсем других произведениях. В то время когда общий поток текущей литературы обретал все более серый оттенок, два художника создавали свои монументальные полотна, которым было суждено сыграть боль­шую роль в истории русской литературы. Писали свои романы они буквально по соседству, в писательском поселке Переделки­но, практически в одно и то же время (конец 1940-х — начало I ()50-х годов). В дальнейшем литературная судьба их произведений быларазительно несхожа. Один был отмечен высшей литератур­ной наградой страны — Ленинской премией, и именем его автора сталиприкрываться литературные ретрограды, вполне органично сочетавшие коммунистические и шовинистические догмы. Вто­рой был отмечен Нобелевской премией и на долгие годы запре­тен к изданию в родной стране, а его автор стал символом со­противления идеологическому диктату над литературой. Однако их соседство в историко-литературном контексте есть неопровер­жимый факт, и с этим обстоятельством не имеет права не счи­таться исследователь литературного процесса.

Речь идет о «Русском лесе» (1950—1953) Леонида Леонова и Докторе Живаго» (1946—1955) Бориса Пастернака.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.