Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ

Лабораторная установка состоит из испытательной камеры, шумомера и источника шума.

Испытательная камера имитирует производственное помещение (лабораторию) с шумным оборудованием и выполнена виде полой камеры с от- крывающимися дверцами.

Внутри камеры расположен источник шума и элементы крепления звукопоглощающих облицовок. В качестве источников шума используют низкочастотный генератор, звукоизлучатель динамического типа ЗДГ. Для измерения шума в боковой части камеры выполнено отверстие для установки микрофона шумомера.

Быстросъемный звукоизолирующий кожух, позволяющий изолировать источники шума от микрофона, выполнен из фанеры толщиной h = 6 мм, облицован внутри поролоном толщиной 15 мм.

 

ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА

Измерение шума осуществляется при помощи шумомеров. Принцип работы шумомера состоит в том, что звуковые колебания, воспринимаемые пьезокерамическим микрофоном, преобразуются в электронном блоке прибора и поступают на стрелочную шкалу, проградуированную в децибелах. Измерение спектров шума осуществляется при помощи встроенных или подключаемых к прибору измерительных октавных фильтров.

Хорошо зарекомендовали себя зарубежные приборы фирмы RFT 00014, RFT 00024. Диапазон измерений по уровню звукового давления при оценке по «шкале А» 30 – 140 дБА, пол частотному диапазону 31,5 – 8000 Гц. (Рис. 7).

Порядок проведения измерений уровня звука прибором RFT

Для измерения уровня звука прибором RFT 00014 (рис.7),необходимо установить на панели прибора следующие положения переключателей (табл. 5). Установив переключатели в соответствующие положения, включить прибор нажатием кнопки «O/I». Контроль напряжения батареи осуществляется следующим способом. При включенном приборе и нажатой кнопке контроля напряжения батареи (кнопка 7) стрелка прибора должна находиться внутри обозначенного “ ” черного поля. Если стрелка не доходит до этого поля, батарейки нужно сменить. После чего можно производить измерения.



Включить источник шума и добиться, чтобы стрелка прибора установилась в сектор шкалы 0–10 дБ, для этого нужно изменять положение переключателя BEREICH.

1 – микрофон; 2 – винт крепительный; 3 – переключатель BEWERTUNG (оценка); 4 – переключатель BEREICH (диапазон); 5 – регулятор изоточки; 6 – кнопка EIN/AUS (вкл./выкл.); 7 – кнопка контроля напряжения батареи; 8 – кнопка гашения; 9 – кнопка оценки по времени IMPULS (импульс); 10 – кнопка оценки по времени SLOW/FAST (медленно/быстро); 11 – детали закрепления ремня для ношения; 12 – крышка блока питания  

.

Рис. 7. Импульсный шумомер RFT 00014

 

Таблица 5

Переключатели RFT 00014 (RFT 00024)
BEREICH (диапазон)
BEWERTUNG (оценка) А
S/F (медленно/быстро) Вкл. (нажата)

 

Переключатель BEREICH необходимо поворачивать направо на столько, чтобы получилось хорошо отсчитываемое указание стрелки прибора. В случае, когда стрелка прибора отклонена за максимальную величину шкалы измерения, необходимо повернуть переключатель BEREICH налево на значение большего порядка.

Измеренный уровень шума получается как сумма цифрового значения включенного измерительного диапазона и указания в дБ на шкале прибора. Например, если стрелка отклонилась на хорошо отчитываемое значение в диапазоне 80 дБ, а её среднее указание составляет 6 дБ, тогда результат измерения составит 86 дБА.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Ознакомиться с общими сведениями о шуме, изучить принципы нормирования и методы снижения шума.

2. Ознакомиться с принципом работы и порядком эксплуатации шумомера RFT 00014 (п.7).

3. Подготовить к измерениям шумомер (табл. 5).

4. Получить у преподавателя сведения об источниках шума и продолжительности их воздействия.

5. В испытательной камере провести измерения уровней звука в дБА без звукоизолирующего кожуха.

Для этого необходимо:

· снять металлический звукоизолирующий кожух, отвинтив гайку;

· включить (по заданию преподавателя) источник шума № 1 и измерить уровень звука L1, дБА;

· повторить измерения для определения уровней звука L2, L3, L4 оставшихся трех источников излучения шума соответственно № 2, № 3, № 4;

· результаты измерений занести в таблицу 6 в строку 1.

6. Установить в испытательную камеру звукоизолирующий кожух и закрепить его гайкой. Произвести измерения уровней звука в дБА со звукоизолирующим кожухом для источников № 1, 2, 3, 4. Результаты занести в таблицу 6 в строку 2.

7. Установить в испытательную камеру звукоотражающую перегородку, выполненную из фанеры. Произвести измерения уровней звука в дБА со звукоотражающей перегородкой для источников № 1, 2, 3, 4. Результаты занести в таблицу 6 в строку 3.

8. Установить в испытательную камеру звукоотражающую перегородку, выполненную из фанеры покрытой звукопоглощающим материалом (поролоном). Произвести измерения уровней звука в дБА для источников № 1, 2, 3, 4. Результаты занести в таблицу 6 в строку 4.

9. Рассчитать эквивалентный уровень звука для каждого из условий измерения, результаты вычислений занести в таблицу 6 и привести в виде гистограммы (рис. 5).

10. Полученные расчетные величины эквивалентных уровней звука сравнить с предельно-допустимыми уровнями звука (табл. 1) и определить величину отклонения. Данные занести в таблицу. Если эквивалентный уровень звука не превышает предельно-допустимый, то в графе «Величина превышения уровня звука» следует поставить прочерк.

11. Определить класс условий труда на данном рабочем месте (по табл. 4).

12.Сделать выводы по работе. Если обнаружено превышение эквивалентного уровня звука, то необходимо обосновать причины превышения и предложить рекомендации по уменьшению эквивалентного уровня шума.

Таблица 6

Протокол измерения шума

№ строки   Количество источников излучения шума Эквивалентный уровень звука, дБА Предельно допу­тимый уровень звука, дБА Величина превышения уровня звука, дБА
Уровень звука, дБА Уровень звука, дБА Уровень звука, дБА Уровень звука, дБА
Без звукоизолиру­ющего кожуха              
Со звукоизолирующим кожухом              
Со звукоотражающей перегородкой и кожухом              
Со звукоотражающей перегородкой покрытой звукопоглощающим материалом и кожухом              
Время воздействия, ч          

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Наименование и цель лабораторной работы.

2. Результаты измерений (протокол измерения шума) и расчеты эквивалентного уровня звука.

3. Результаты расчета эквивалентного уровня звука представить в виде гистограмм для каждого из измеренных случаев.

4. Определить класс условий труда на данном рабочем месте (по табл. 4).

5. Сделать выводы о допустимости шума на рабочем месте, об эффективности различных способов защиты от шума.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что называется шумом? Какие бывают источники шума?

2. Назовите основные физические характеристики шума?

3. Зачем введены понятия уровня параметра (интенсивности, давления)?

4. ПДУ шума. Допустимый уровень шума. Максимальный уровень звука.

5. Классификация шумов, воздействующих на человека.

6. Нормируемые параметры шума.

7. Какое действие оказывает шум на человека?

8. Назовите основные методы борьбы с шумом.

9. В каких случаях применяют СИЗ? Какие и почему?

10. Расчет эквивалентного уровня звука.

11. Принцип работы шумомера?

12. Методы измерения шума на рабочих местах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из важных этапов улучшения условий труда является гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса. В результате такой оценки устанавливаются фактические значения уровней факторов производственной среды (физических, химических, биологических), а также показателей характеризующих тяжесть и напряженность труда, и осуществляется их сопоставление с нормативными значениями. Превышение гигиенических нормативов является основанием для установления компенсаций за работу во вредных и тяжелых условиях.

В соответствии с Трудовым кодексом каждый работник имеет право на получение достоверной информации об условиях труда, степени их вредности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, необходимых средствах коллективной и индивидуальной защиты, положенных гарантиях и компенсациях.

Приведенные лабораторные работы призваны дать студентам представление о методах проведения измерений уровней производственных факторов, о применяемых для этих целей приборах и о способах оценки факторов рабочей среды и трудового процесса. Результаты гигиенической оценки используются для:

–производственного контроля состояния условий труда;

–аттестации рабочих мест по условиям труда;

–установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и определения их эффективности;

–создания банка данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и т.п.;

–составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работников;

–установления связи изменения состояния здоровья работников с условиями их труда;

–расследования случаев профессиональных заболеваний.

Следует подчеркнуть экономический аспект гигиенической оценки факторов производственной среды и трудового процесса, на основании которой не только определяется класс и степень вредности, но и рассчитываются надбавки к заработной плате за работы во вредных и опасных условиях, устанавливается право на дополнительный оплачиваемый отпуск и указывается его продолжительность, определяется льготный пенсионный возраст.

Без гигиенической оценки невозможна аттестация рабочих мест по условиям труда, а без проведения аттестации предприятие не может получить скидку к страховому тарифу.

В пособии представлены наиболее распространенные факторы производственной среды, встречающиеся практически на каждом предприятии. Приведенные методики носят универсальный характер, что дает возможность применять их в достаточно широком диапазоне условий.


Библиографический список

 

1. ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

2. СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.

3. МР 2.2.7.2129-06 Методические рекомендации «Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях».

4. ГОСТ 12.4.021-75 ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования.

5. ГОСТ 12.3.018-79 ССБТ. Системы вентиляционные. Методы аэродинамических испытаний.

6. ГОСТ 21.602-2003 Правила выполнения рабочей документации отопления, вентиляции и кондиционирования.

7. СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование.

8. ГН 2.2.5.1313-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

9. ГН 2.2.5.1314-03 Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

10. ГОСТ 12.1.014-84 ССБТ. Воздух рабочей зоны. Метод измерения концентрации вредных веществ индикаторными трубками.

11. Сердюк В.С. Производственная санитария и гигиена труда: учебное пособие / В.С. Сердюк, Л.Г. Стишенко, Е.Г. Бардина. – Омск: ОмГТУ, 2011. – 240 с.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2018 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.