Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Сможешь ли сковать ты Сампо,

Кто сам есть Знание – Тот создает миры

Часть первая

ПЕСТРАЯ КРЫШКА

 
 
Во всех мифах, дошедших до нас из глубины веков, заложено пророчество. Тот, кто приобщается к магии слова, становится в ряд духовных предводителей общества. Это путь творцов. Всем своим творчеством я утверждаю право на интеллектуальное и духовное искусство. Владимир Фомин  

 

 


Осенью 2015 года на улицах Москвы появляются рекламные баннеры журнала «Наука и религия», на обложке которого опубликована новая картина Владимира Фомина «Мандала Илмаринена. Сампо». В этой картине художник продолжил развивать идеи, воплощенные им ранее в сериях графических и живописных работ «Калевала» и «Мандалы».

В.Фомин рассказывает о картине «Мандала Илмаринена. Сампо»:

- На самом деле я никогда и не останавливался. Серия мандал, посвященных героям «Калевалы», задумана давно, и часть картин уже в работе. А с «Илмариненом» получилось так. Картина была почти завершена, но года три до нее не доходили руки: то один заказ, то другой. И вот однажды чувствую: пора заканчивать, потому что за картиной скоро придут. Через несколько дней появляются люди, выбирают именно эту работу, и она уходит в частную коллекцию.

- В мифологических сюжетах и образах «Калевалы» не только закодированы сведения о происхождении и устройстве мироздания, в рунах рассказывается о жизни древних финнов и карелов. Благодаря сказителям-рунопевцам из поколения в поколение передавались зашифрованные знания. Здесь и обрядовая поэзия (например, подробно описывается свадьба, в свадебных песнях излагаются обязанности жены и мужа), и элементы заклинательной магии (песни о рождении железа и огня, заговор охотника, заговор при выгоне стада). Вспомним эпизод, когда Вяйнямёйнен, поранившись топором, идет к старику-знахарю, чтобы остановить кровь:



Прекрати же, кровь, струиться,

Перестань, руда, сочиться;

Как стена, замри на месте,

Стой, как крепкая ограда,

Стой, как меч-трава на море,

Как осока средь болота…

Кровь бесценная, не капай,

Красная руда, не лейся!

Шаман, колдун, мудрый человек играл важную роль в жизни древних карелов и финнов. Каждая страница поэмы пропитана магией и заклинаниями. «Калевала» – языческая книга:

Колдунов в избе бессчетно,

Заклинателей – на скамьях,

У простенков музыкантов,

Ведунов – вдоль задней стенки,

Подпевал – в закуте темном.

- Герои «Калевалы» - волшебники, шаманы, волхвы, дети богов, заклинатели духов и стихий. Они состязаются в силе магических заклинаний. Их геройская сила скорее духовная, чем физическая. Сила духа от мудрости, а сила без мудрости - это глупость или злость. В финском языке слово «герой» происходит от древнешведского «певец». Финны вообще считали мудрость высшим нравственным качеством человека и ставили его гораздо выше мужества и храбрости. Недаром главный герой «Калевалы» Вяйнямёйнен не воин, а пророк, поэт, певец-заклинатель. Он сильнейший из героев, потому что мудрейший. Вяйнямёйнен творил слово, а слово творило мир. В одной из книг «Правед», в которых хранятся древние священные знания северных волхвов, говорится: «Кто сам есть знание - тот создает миры».

- Вера в магическую силу слова пронизывает все жанры древней карельской и финской устной поэзии. Слову придавался сакральный, вещий и «вещный» смысл. Слово и дело отождествлялись. Все главные персонажи «Калевалы» мастерски владеют словом и используют его силу для достижения своих конкретных, земных целей: влюбить, исцелить, наказать, защитить. Пожалуй, только кузнец Илмаринен, добиваясь своей цели, создает нечто конкретное не словом, а своими руками.

- Хозяйка Похьелы в обмен на Сампо возвращает Вяйнямёйнена на родину и обещает выдать свою дочь-красавицу замуж за того, кто сделает чудесное Сампо. Илмаринен выковал небо и кровлю воздуху «раньше всякого начала, раньше, чем что-либо было». Он искусный мастер, его непревзойденное мастерство признает даже «могучий песнопевец», «вековечный прорицатель» Вяйнямёйнен. Но не так-то просто дается «вековечному кователю» сотворение чудесной мельницы. Прежде чем из огня и железа рождается Сампо, Илмаринену приходится много потрудиться. Сначала у него получаются лук, лодка, корова и плуг - хотя и необыкновенно красивые, нужные, но неудачные создания, имеющие «дурное свойство». Лук «каждый день просил жертвы, а по праздникам и вдвое». Челнок «сам собою шел в сраженье, без нужды на битву рвался». Корова «спит средь леса постоянно, молоко пускает в землю». Плуг «пахал поля чужие, бороздил соседний выгон». Всех их приходится отправить на переплавку. Наконец появляется Сампо и безостановочно мелет муку, соль и деньги в таких количествах, что хватает и «на потребу, и для продажи, и на пирушки».

- Мы изучали «Калевалу» по школьной программе и с детства помним, что Сампо - нечто вроде рога изобилия, скатерти-самобранки или волшебной мельницы, из которой сыплются зерно, соль и золото. Но хозяйка Похьелы, женщина не бедная, просит о чем-то большем, чем материальное благополучие:

Я на золото не падка,

В серебре я не нуждаюсь…

Сможешь ли сковать ты Сампо,

Крышку пеструю устроить?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.