Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Требования к кандидату на должность судьи общего и хозяйственного судов.

Кандидат на должность:

•судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

•судьи Верховного Суда Республики Беларусь (за исключением судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь не имеющего юридического образования) и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет; Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование; Судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, не имеющие высшего юридического образования, должны иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет;

•судьи военных судов и Военной Коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначаются на должность из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава;

•председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

•председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет;

В соответствии со ст. 94 КОСиСС на должность судьи не может быть назначено:



•лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

•лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

•лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

При отборе на все судебные должности обращается внимание не только на квалификацию в области права, но и на моральные качества, так как, чтобы судить других, нужно самому быть нравственно безупречным, чтобы не было известных восклицаний «а судьи кто?» Этому качеству судей придается большое значение во всем мире.

Так, в основных принципах независимости судебных органов, принятых в ООН в 1985 году указывается «лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества…».

В белорусском судоустройственном законодательстве кандидатом в судьи должен быть «не совершивший порочащих его поступков».

Подбор лиц, претендующих на занятие должности судей общих и хозяйственных судов, представление их кандидатур экзаменационным комиссиям, осуществляется соответственно Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, Министерством юстиции Республики Беларусь.

Гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности, достигший 25 летнего возраста в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.

 

 

Статус судьи.

Носителем судебной власти является конкретный судья, живой человек, с его характером, уровнем образованности и профессионализма, отношением к службе, человеческими слабостями и достоинством и т. п., то есть, всем тем, что делает судью Личностью, Гражданином с большой буквы. Но если все вышеперечисленное — это внутренние составляющие,индивидуализирующие признаки каждого судьи, зависящие от самого человека, то внешние составляющие — это суть статус судьи, содержание которого определяется законодателем, и через который, в конечном итоге, мы получаем целостное представление о месте и роли суда в обществе и государстве.

Под статусом судей следует понимать «правовое и социальное положение судей как представителей государственных органов, осуществляющих в стране судебную власть. Статусу судей присущи такие черты, как единство статуса и независимость судей».Судьи всех судов в Республики Беларусь обладают единым статусом, но отличаются между собой полномочиями.

Статус судьи и народного заседателя в Республике Беларусь определен Конституцией Республики Беларусь, кодексом о судоустройстве и статусе судей, иными законодательными актами. Среди них можно назвать Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе», Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 года №186.

В 1998 году Советом Европы единогласно принята Европейская Хартия о статусе судей. Она устанавливает европейские стандарты статуса судей, на которые следует ориентироваться европейским государствам, к числу которых относится и Республика Беларусь. В соответствии с данным документом статус судьи означает обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых любой человек законно ожидает от судебных органов и каждого судьи, которому доверена защита его прав. Он исключает любое положение и любую процедуру, способные поколебать доверие к этой компетентности, независимости и беспристрастности. Если в последней части формулировки исходить от противного, то статус включает, таким образом, любое положение, любую процедуру, утверждающие компетентность, независимость и беспристрастность судей.

Несмотря на отсутствие единства взглядов по вопросу о содержании правового статуса, большинство авторов соглашается с тем, что его основу составляют следующие элементы:

1.независимость,

2.несменяемость,

3.неприкосновенность;

4.запрет на отдельные виды деятельности;

5.ряд общих прав и обязанностей;

6.ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей;

Согласно Кодексу Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» (ст. 89) судьи обязаны:

•при осуществлении правосудия соблюдать Конституцию, законы Республики Беларусь, быть справедливыми и непредвзятыми. Закон превыше всего для носителей служебной власти. Это требование предъявляется к судьям с античных времен. Существует изречение «Судья – это говорящий закон, а закон – это немой судья» (Цицерон). Первый съезд судей Республики Беларусь 5 декабря 1997 года принял Кодекс чести судьи, в котором подчеркнуто то, что «при осуществлении правосудия судьи должны руководствоваться только законом и своей совестью…»;

•при исполнении своих обязанностей, внеслужебных отношениях избегать всего, что принижает авторитет судебной власти, достоинство судьи;

•не заниматься иной деятельностью (работой по совместительству, предпринимательством и т.д.), кроме научной и педагогической;

•судьям запрещается быть депутатами, принадлежать к политическим партиям и массовым движениям. Недопустимо публично выражать свои политические пристрастия, агитировать за и против кандидатов на государственные должности;

•повышать постоянно свою профессиональную квалификацию;

•судья обязан (записано в ст. 6 Кодекса чести) воздерживаться от публичных комментариев по делам до вступления в законную силу судебных решений;

•сохранять тайну, связанную со служебной деятельностью, особенно в отношении информации закрытых судебных заседаний.

Судья наделен правами, необходимыми для осуществления правосудия:

•требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с выполнением своих обязанностей;

•вносить представления в государственные органы, предприятия, учреждения об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

•ставить (в установленном порядке) вопрос перед Конституционным Судом о проверке конституционности нормативных актов, выявленных при рассмотрении дел и не соответствующих, по мнению судьи, закону;

•запрашивать информацию от государственных органов, учреждений, предприятий, должностных лиц и граждан, необходимую для исполнения своих обязанностей, которые обязаны выполнять требования судей, отвечать на их представления и запросы.

Если провозглашенные права ничем не гарантированы – они ничего не стоят, остаются просто записанными на бумаге.

Государство законодательно закрепило гарантии реализации судьями предоставленных им полномочий по проведению в жизнь судебной власти (принципы статуса судьи):

•единство правового статуса судей выражается в том, что все судьи в Республике Беларусь имеют единое правовое положение, одинаковые права, обязанности, ответственность независимо от занимаемой должности, в единстве представляемых к ним требований (моральных, профессиональных);

•независимость судей, которая означает недопустимость вмешательства в деятельность судей по осуществлению правосудия.

1.правовым, материальным и социальным обеспечением, созданием надлежащих организац.-технических условий для деятельности судов;

2.особым порядком назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий;

3.неприкосновенностью;

4.тайной совещания при вынесении суд. постан-й, запрещением требовать ее разглашения;

5.ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность;

6.иными гарантиями.

Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет ответственность, установленную законодательством.

СМИ не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.

Независимость судей обеспечивается не только названной гарантией, закрепленной в законе, но и во многом зависит от принципиальности, верности присяге самих судей.

Судья, у которого нет желания быть независимым, не станет им, несмотря ни на какие гарантии.

Важную роль здесь играет профессиональная образованность судьи. Малограмотный судья нуждается в подсказке, проявляет нерешительность при принятии решений. Проблема независимости судей – проблема номер один во всех странах мира.

Определяющим критерием для судьи должна быть безупречная нравственность, моральная чистота и высокий профессионализм, т.е. судья – это образ жизни.

Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий. Возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также применение меры пресечения в виде заключения под стражу допускаются только с согласия назначившего их на должностного лица (избравшего их органа) либо должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей.

Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы в качестве судьи. Исключение составляют судьи Конституционного Суда, которые назначаются на должность на 11 лет (предельный возраст 70 лет). Для остальных судей предельный возраст установлен Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе». Он составляет 65 лет.

 

 

 

28.Материальное и социальное обеспечение судей.

Необходимым условием независимого исполнения судьями должностных обязанностей является их надлежащее материальное и социальное обеспечение, которое заключается:•в обязательном государственном страховании судей за счет средств республиканского бюджета, которое производится путем единовременных выплат в случаях:

1.гибели (смерти) судьи в период работы или после увольнения с должности, наступившей в следствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью, полученных в связи с исполнением им служебных обязанностей, - его наследникам в размере пятнадцатилетней заработной платы судьи;

2.причинения судье в связи с исполнением им служебных обязанностей увечья или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере трехлетней заработной платы судьи;

3.причинения судье в связи с исполнением им служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, не вызвавших стойкой потери трудоспособности и не исключивших дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере годовой заработной платы судьи;

4.причинения вреда здоровью или гибели членов семьи (иждивенцев) судьи в связи с исполнением им служебных обязанностей также производятся страховые выплаты.

Судьи имеют право на внеочередную установку квартирного телефона.

Они в установленном законодательством порядке освобождаются от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и прохождения воинских сборов.

Одним из направлений социальной защиты судей является обеспечение их жильем и улучшения жилищных условий, предоставление на строительство жилья льготных банковских кредитов.

Вышеназванными правовыми актами установлены и другие виды обеспечения судей:

•оплата труда;

•обеспечение форменной одеждой.

Судьям, имеющим ученую степень, производится ежемесячная доплата.

Размеры должностных окладов судей судов Республики Беларусь устанавливаются в процентном отношении к должностным окладам Председателей Высших судов (Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного).

Выплата заработной платы судьям производится за счет средств республиканского бюджета.

Заработная плата судей состоит из должностного оклада, надбавок за квалификационный класс и выслугу лет, премий и иных выплат в соответствии с законодательством.

Размеры должностных окладов Председателя Конституционного суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда и других судей судов Республики Беларусь устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Видами мер государственной защиты судей в соответствии со ст.4 Закона Республики Беларусь от 13 декабря 1999 года №340-3 «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» являются:

•применение органами, обеспечивающими безопасность, мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья, а также сохранности имущества;

•применение мер правовой защиты, в том числе повышенной уголовной ответственности за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество.

В правовой статус судей входит также и их ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, однако данный вопрос мы рассмотрим отдельно.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.