Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Отличия сознания и деятельности человека от психики и поведения животных.

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика. По мнению нашего ученого А.Н. Леонтьева критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности – способность реагировать на жизненно незначительные раздражители (звук, запах и.т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их устойчивой объективной связи. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. У одноклеточных существ самые простые формы поведения – это общая механическая реакция организма на тот или иной источник раздражения.

С развитием нервной системы появилисьрефлексы – более специфичные и точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов или органов чувств.

Инстинктивное поведение гораздо сложнее и специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт – это врожденные неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители. То или иное поведение может проявиться только в том случае, если связанный с ним врожденный пусковой механизм определяет, что для этого создались адекватные внутренние и внешние условия.

Импринтинг – особое явление, присущее некоторым видам животных, неизгладимое запечатлевание первой встреченной информации после рождения (привязанность птенцов к первому движущемуся объекту).

С развитием способности к научению животные получают способность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться таким образом к изменяющейся среде.



Рост сложности поведения обусловлен развитием психики у животных.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов.

1. На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, раздражения и т.п.).

2. На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов, и животное способно обучаться и приобретать определенные навыки поведения.

3. Третья стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи и ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная , духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Для трудовой деятельности характерно:

1. употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования;

2. продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;

3. подчиненность труда представлению о продукте труда – трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий;

4. общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;

5. труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление),опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека. (Л.Д. Столяренко «Основы психологии»)

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1. психические процессы,

2. психические состояния,

3. психические свойства.

Психические процессы.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные— к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные— активные и пассивные переживания, волевые— решение, исполнение, волевое усиление и т. д.

Психические состояния.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются:

1. общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,

2. эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздраженное и т. д.).

Интересные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.

Психические свойства.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

§ жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

§ темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности — характеризующую динамическую сторону поведения);

§ способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,

§ характер как систему отношений и способов поведения.

 

Рис. 1.4. Формы проявления психики человека

(Л.Д. Столяренко «Основы психологии»)

Психика и организм

Человеческий организм есть дитя природы и обязательно удерживает в себе и интенсивно использует физические закономерности природы, т.е. организм существует только в природной среде, в процессе систематического обмена продуктами с природной средой и существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой.

Все влияния природы на нашу психику можно представить в виде некоторых кругов влияния:

1. Космической жизни

2. Солнечной системы

3. Жизни Земли

4. Ритмов природы

1. Космическая жизнь. Здесь речь идет о каком-то изоморфизме состояний мира, космоса и наших психических состояний, космических процессов и динамики нашей жизни.

2. Солнечная система уже более непосредственно задает условия нашей жизни, определяет ее характер и структуру. И нет ничего удивительного, что мы чутко реагируем на ритмику солнечной системы. Уже давно появились и соответствующие научные дисциплины, которые исследуют эти влияния (космобиология, гелиобиология, гелиопсихо-логия и пр.)

3. Жизнь Земли.По своей природе, биологии, устройству нашей психики (а затем и сознания) мы являемся детьми Земли, земных природных условий. И наше историческое бытие, история вообще имеют своим условием специфическое земное бытие, которое определяют особые природные условия нашей планеты и ее планетарная жизнь. (климат, части света(среда обитания), условия производственной деятельности).

4. Ритмы природныеоказывают свое влияние на психику человека. (смена времен года, времея суток, метеорологические изменения и их ритмика).

Таким образом, речь идет о природной психике, которая находится в существенной гармонии с природными состояниями. Развитие психики в этом смысле не должно идти вразрез с природными процессами, не должно противоречить закономерностям природы.

Собственно человеческая, сложно организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т.п. Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет.

Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.

Практически любое хроническое заболевание приводит к повышению раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, то есть влечет изменения психологического тонуса.

Тип телосложения предопределяет не только формы психологических заболеваний, но и наши основные личностные (характерные) особенности.

Недавно выяснили, что у женщин в некоторых участках мозолистого тела (важной части мозга) больше волокон, чем у мужчин.

Это может означать, что межполушарные связи у женщин более многочисленны и поэтому у них лучше происходит синтез информации, имеющейся в обоих полушариях. Данный факт может объяснить некоторые половые различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую женскую «интуицию». Кроме того, у женщин более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями и тонким ручным манипулированием, можно связать с большей относительно активностью левого полушария их мозга.

Напротив, творческие художественные способности и возможность уверенно ориентироваться в пространственных координатах заметно лучше у мужчин. Видимо, они обязаны этими преимуществами правому полушарию своего мозга.

Исследования показали, что уровень общих способностей средней женщины выше, чем у среднего мужчины, но среди мужчин действительно чаще встречаются показатели, значительно превышающие средний уровень и намного ниже его.

Зависимость психики от такого биологического фактора организма, как возраст, всем известна. Согласитесь, существует большая разница в психике младенца, юноши и старика.

(Л.Д. Столяренко «Основы психологии»)

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.