Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

для проведения занятий по предмету «Пожарная техника»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Тема 12: Система технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.

Цель занятия: сформировать понятия о системе технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей. Изучить обеспечение боеготовности пожарной техники, охрану здоровья пожарных и безопасность труда. Рассмотреть дорожно-транспортные происшествия, нормы расхода и экономии топливо-смазочных материалов.

Время: 2 часа

Вид занятия: урок

Метод проведения: рассказ

Место проведения: учебный класс №

Материальное обеспечение:

Литература: 1. ГОСТ Р 12. 2. 144-2005 Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний.

2. Приказ от 31 декабря 2002 г. № 630 «Об утверждении и введении в действие правил по охране труда в подразделениях государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)».

3. Безбородько М. Д. Пожарная техника: Учебник.-М.: Академия ГПС МЧС России, 2002.

 

 

 

 

Система технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей

 

Пожарные автомобили, выполняя боевые задачи, расходуют огнетушащие вещества, горюче-смазочные материалы. Кроме того, необходимо производить замену мокрых пожарных рукавов сухими. Для восстановления технической готовности ПА необходимо пополнять запасы огнетушащих веществ и горюче-смазочных материалов.

С увеличением пробега ПА ухудшается работа их систем, изнашиваются рабочие поверхности деталей. Для предотвращения отказов в работе систем и механизмов необходимо периодически восстанавливать их работоспособность.

Комплекс работ по поддержанию технической готовности ПА и работоспособности их систем и механизмов называется техническим обслуживанием (ТО).



В эксплуатации ПА может расходоваться их ресурс. Отдельные механизмы по различным причинам могут выходить из строя, появляются неисправности.

Комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности механизмов или систем и восстановлению их ресурса называется ремонтом (Р).

Для технического обслуживания и ремонта ПА необходимы определенное оборудование, документация на их проведение и исполнители, т.е. нужны определенные силы и средства. Совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества механизмов и систем составляют систему технического обслуживания и ремонта (ТО и Р).

В ГПС, как и во всей стране, принята планово-предупредительная система ТО и Р. Ее сущность состоит в том, что планируется периодичность ТО и Р и объем их работ. Однако ТО проводится в обязательном порядке, а ремонт по потребности.

Для реализации системы ТО и Р необходимо знать периодичность Ткм проведения работ по ТО и ремонту и трудоемкость tчел.-ч их выполнения.

Трудоемкость выполняемых работ по обслуживанию механизмов и систем определяют методом хронометрирования. Она обычно задается в человеко-часах (t, чел.-ч). Для обслуживания ПА в целом определяется срок (в сутках), в течение которого оно должно быть произведено.

Периодичность проведения технических обслуживаний обозначают буквой Т с индексом, указывающим на вид ТО и Р. Например: ТТО-1 – периодичность проведения технического обслуживания ТО-1, ТКР – капитального ремонта и т.д.

Аналогично обозначается и трудоемкость t технических воздействий.

Периодичность Т проведения технического обслуживания регламентируется величинами пробега ПА в км, или в часах работы агрегата. Она может определяться различными методами.

Трудности определения периодичности технического обслуживания обусловлены разнообразием выполняемых работ. Обычно ТО включает несколько видов работ: смазочные, крепежные, регулировочные. Кроме того, каждый механизм и система имеют свою оптимальную периодичность обслуживания.

Периодичность ТО может определяться по, так называемым, стержневым операциям. В соответствии с этим методом периодичность ТО приурочивается к оптимальной периодичности наиболее важных (стержневых) операций. Такими операциями могут быть операции, обусловливающие безопасность движения, операции, характеризующиеся большой трудоемкостью работ, требующих специального оборудования и др. Периодичность проведения таких операций принимается за основу и к ним группируют операции ТО других механизмов.

Используется также технико-экономический метод. Удельная стоимость обслуживания С р/км тем меньше, чем больше пробег Ткм. Однако при этом возрастает удельная стоимость ремонта. Периодичность обслуживания определяется по минимальному значению суммы Сто и Ср.

Особенности системы ТО и Р в ГПС. Она обеспечивает и поддерживает техническую готовность ПА. Все работы по ТО можно разделить на регламентные и плановые. К регламентным работам относятся: ежедневное ТО (ЕТО), обслуживание на пожаре ТОп, после пожара ТОпп, обслуживание после первого пробега 1000 км и через 10 дней (аккумуляторные батареи). К плановым относятся технические обслуживания ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание ТОс. При этом обслуживание, обозначенное А, проводят в пожарных частях, а Б – в подразделениях технической службы.

Трудоемкость tчел.-ч и величина периодичности обслуживания Ткм определяют собою режимы ТО.

ЕТО – производится при смене караула водителем пожарными под руководством начальника караула. Обслуживание включает проверку заправки всех систем, наличие ПТВ и его исправность, проверяется работа двигателя на холостом ходу, система всасывания пожарного насоса. Для различных ПА работа двигателя на холостом ходу находится в пределах 3…10 мин.

Трудоемкость обслуживания составляет от 70 до 75 чел.-мин.

ТОп – на пожаре не нормируется. Оно включает контроль работы двигателя и насоса. По окончании тушения пожара промывают водой водопенные коммуникации и ПН водой, если пожар тушили пеной, заполняют цистерну водой. Периодически подают смазку в сальниковый стакан насоса. При следовании в часть проверяют работу приводов управления, тормозов.

ТОпп –после тушения пожара по возвращении в пожарную часть. После тушения пожара должна быть восстановлена боевая готовность ПА. Емкости машин заполняются ГСМ и ОВ, заменяются пожарные рукава, выполняются все работы ЕТО.

Трудоемкость работ установлена экспериментально и составляет в среднем 110 чел.-мин. При полном составе боевого расчета равном 6 чел. продолжительность обслуживания не боле 20…25 мин. Ответственность за выполнение работ возложена на начальника караула.

ТО-1 проводится в пожарных частях. При его проведении выполняются все работы ЕТО и дополнительные работы, регламентированные для каждого типа ПА в «Наставлении по технической службе в ГПС МВД России».

ТО-1 проводится после общего пробега ПА, равного 1500 км (для специальных ПА после 1000 км), но не реже одного раза в месяц.

Общий Тоб пробег ПА определяют суммой:

Тоб = Тсп + 50t , (12.1)

где: Тсп - пробег ПА по спидометру, км;

t - работа пожарного насоса, час.

Для проведения ТО-1 ПА выводят из боевого расчета на 1-2 дня.

При ТО-1 может выявиться необходимость ремонта агрегатов. Такой текущий ремонт называют сопутствующим. Он проводится методом замены неисправного агрегата новым. Его объем не должен превышать 20% объема ТО-1.

Техническое обслуживание ПА производят в зоне обслуживания V гаража пожарной части. Она включает пост мойки I, пост ТО II, мастерскую поста III, кладовую при мастерской IV. На посту в мастерской находится комплект приборов и средств для диагностических работ. Кроме того, имеется комплект различного оборудования и пособий.

ТО-2 проводится после общего пробега ПА, равного 7000 км (для специальных ПА – 5000 км), но не реже одного раза в год. Постановка ПА на ТО-2 планируется. Обслуживание производится специалистами технических подразделений с участием водителей ПА. Трудоемкость обслуживания АЦ находится в пределах 55…75 чел.-ч. При этом на обслуживание шасси приходится 10-15% общей трудоемкости.

Для проведения ТО-2 пожарный автомобиль выводится из боевого расчета. Время пребывания ПА на обслуживании не должно превышать трех дней. Для ПА, находящихся в эксплуатации более 10 лет увеличивается время простоя до 5 суток.

ПА, прошедший ТО-2, получает руководитель и старший водитель подразделения по акту сдачи.

Пожарный автомобиль, прошедший ТО, должен отвечать всем требованиям технической документации.

Сезонное ТОс. Нормативы трудоемкости ТОс составляют от трудоемкости ТО-2:

- для очень холодного климатического района – 50%;

- для холодного климатического района – 30%;

- для прочих климатических районов – 20%.

Ремонт ПА. Для ПА установлены основные агрегаты, базовые и основные детали в них. Например, основной агрегат – двигатель и сцепление. Базовой деталью для него является блок цилиндров, головка блока цилиндров, коленчатый вал и т.д., основные детали (см. Наставление по технической службе ГПС). Изложенная классификация важна для уяснения вида ремонтов.

В ГПС ремонт ПА подразделяется на следующие виды:

- для автомобилей: текущий, средний, капитальный;

- для агрегатов: текущий, капитальный.

Ремонты производят в пожарных частях и подразделениях технической службы.

Текущий ремонт (ТР) выполняется для обеспечения работоспособности механизмов или замены отдельных агрегатов, в том числе, одного основного. Кроме того, выполняются крепежные, сварочные, слесарно-механические и другие работы.

Трудоемкость ТР находится в пределах от 15 чел.-ч/1000 км (ГАЗ-66 и др.) до 20,5 чел.-ч/1000 км (КамАЗ). Это в 2,5…3 раза больше планируемой трудоемкости на ТР базового шасси.

ТР может быть сопутствующим, выполняемым при проведении ТО-2, следовательно, его трудоемкость планируется. Кроме этого, он может проводиться по потребности, выявленной при эксплуатации или при контрольных осмотрах. ТР должен обеспечить безотказную работу отремонтированных изделий до очередного ТО-2.

Средний ремонт (СР) пожарного автомобиля предусматривается, если требуется капитальный ремонт двигателя. Возможна также замена нескольких агрегатов (в том числе, двух-четырех основных).

Пробег ПА до капитального ремонта двигателя находится в пределах 70000 (ГАЗ-66) до 130000 км (КамАЗ 43102, Урал-43202).

Трудоемкость работ при СР находится в пределах от 315 чел.-час (ГАЗ-66 и др.) до 450 чел.-ч (Урал-43202, КамАЗ). При этом до 50% трудоемкости требуется на ремонт шасси.

Время простоя ПА в среднем ремонте не должно превышать 30 календарных дней.

Капитальный ремонт (КР) пожарного автомобиля заключается в его полной разборке, замене или капитальном ремонте большинства агрегатов, систем, приборов.

Капитальному ремонту подвергается ПА, если их кузов, кабина, пожарный насос и не менее двух основных агрегатов базового шасси требуют капитального ремонта. Этот ремонт необходим также, если его техническое состояние неудовлетворительное по результатам диагностирования.

ПА, сдаваемые в КР должны быть в состоянии, позволяющем их передвижение своим ходом.

Агрегаты подвергаются КР в случае, если базовая и основные детали требуют ремонта, а также, если работоспособность агрегата не может быть восстановлена или восстановление экономически нецелесообразно при ТР.

Основным методом ремонта является агрегатный метод. По этому методу неисправный агрегат заменяется новым или отремонтированным.

Периодичность пробега ПА до капитального ремонта изменяется в пределах от 80000 км общего пробега (ГАЗ-66) до 170000 км общего пробега (ЗИЛ, КамАЗ). Трудоемкость КР находится в пределах от 520 чел.-ч (ГАЗ-66 и др.) до 800 чел.-ч (Урал 43202, КамАЗ, ЗИЛ-130). Это почти в два раза больше трудоемкости КР базового шасси.

Время простоя ПА в КР не должно превышать 60 календарных дней.

Отремонтированный ПА подвергается диагностированию или испытанию: автомобиль пробегом 2…5 км, а агрегат – работой, продолжительностью 0,5 часа.

Перед установкой на боевое дежурство ПА должен пройти обкатку. После среднего ремонта пробегом 150 км, а после КР – 400 км. В обоих случаях работа специального агрегата должна составлять 2 часа.

Ресурс АЦ, прошедшей капитальный ремонт, должен составлять не менее 50% от ресурса новой, а значение нормативной массы АЦ не должно превышать нормативный параметр более, чем на 1%.

Техническое обслуживание и ремонт ПА во многом зависят от природно-климатических условий.

Климатические факторы оказывают большое влияние как на долговечность и надежность пожарной техники, так и на работоспособность личного состава, обслуживающих ее. При переходе от умеренного к очень холодному климату увеличивается интенсивность изнашивания механизмов снижается надежность их работы. Поэтому нормативные показатели эксплуатации ПА, установленные для умеренного климата, корректируются в других климатических районах. Как правило, значительно уменьшается периодичность технического обслуживания и пробег до капитального ремонта и увеличиваются трудоемкость текущего ремонт и расход запасных частей. Коэффициенты корректирования и особенности их использования приводятся в табл.12.1.

 

 

Таблица 12.1

Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий (К'3)

Характеристика района Нормативы
периодич-ность технического обслуживания удельная трудоемкость текущего ремонта пробег до капитального ремонта расход запасных частей
  Умеренный   Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный   Умеренно холодный   Холодный   Очень холодный Коэффициент К'1
1,0     1,0     0,9   0,9   0,8 1,0     0,9     1,1   1,2   1,3 1,0     1,1     0,9   0,8   0,7 1,0     0,9     1,1   1,25   1,4
С высокой агрессивностью окружающей среды Коэффициент К"1
0,9 1,1 0,9 1,1

Примечание.

Корректирование нормативов производится для серийных моделей автомобилей, в конструкции которых не учтены специфические особенности работы в других районах.

 

Таким образом, с учетом корректирования нормативов по условиям эксплуатации (К3) и в зависимости от природно-климатических условий (К'3).

Общий коэффициент корректирования нормативов определяется их произведением:

К = Кi· К'3 , (12.2)

где: Кi – коэффициент по условиям эксплуатации;

К'3 – коэффициент корректирования в зависимости от природно-климатических условий.

В случае районов с высокой агрессивностью окружающей среды (табл. вводится и коэффициент К"3 (см.табл.12.1), таким образом:

К = К3 · К'3 · К"3 . (12.3)

В итоге необходимые периодичности ТО или Р должны корректироваться по природно-климатическим условиям:

Тi = Ki · К = Кi · К'3 · К"3 . (12.4)

Производится корректировка трудоемкости технического обслуживания ТО-2, а также всех ремонтов. Эти нормативы разработаны для умеренного климатического района. В районах с другими климатическими условиями осуществляется корректировка трудоемкости tчел.-ч проведения ТО-2 и всех видов ремонта введением зонального коэффициента «Кз». Его значения приведены в табл.13.6. Тогда, скорректированные значения трудоемкостей технических воздействий будут равны:

, (12.5)

где: tj – скорректированная трудоемкость ТО-2, КР и т.д.;

tjн – нормативные значения трудоемкости.

Трудоемкость ТО и Р возрастает с увеличением срока службы ПА. Это учитывается коэффициентом эксплуатации «Кэ», зависящим от срока службы машин. Их значения приводятся в табл.12.2.

Таблица 12.2

Срок службы ПА Кэ
До 5 лет Свыше 5 до 10 лет Свыше 10 до 15 лет Свыше 15 лет 1,2 1,4 1,5

 

С учетом табл.12.2 определим:

. (12.6)

Скорректированные значения Тi и tj должны утверждаться начальниками УГПС (ОГПС).

Потребность в горюче-смазочных материалах (ГСМ) для пожарной техники определяется расчетом. Исходными данными для расчетов являются:

-наличие пожарных машин;

- годовой норматив для планирования потребности ГСМ;

- годовой план эксплуатации оперативно-служебных, грузовых автомобилей и автобусов;

- общие пробеги ПА за предшествующий год;

- планируемое количество получаемой техники при доставке своим ходом;

- планируемое количество технических обслуживаний, ремонтов и испытаний после ремонта.

Нормы расхода ГСМ устанавливаются Приказом МВД. В Приказах регламентируются нормы среднегодового расхода жидкого топлива в кг на год раздельно на основные, специальные и вспомогательные ПА и другую пожарную технику.

Установлены также нормы расхода жидкого топлива в литрах на 100 км пробега ПА, а также при работе его двигателя (в литрах на одну минуту работы) со специальными агрегатами и без нагрузки.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, значения которых приводятся в табл.12.3.

Таблица 12.3

  Ki Коэффициент корректировки Обоз наче ние Условия применения Нормативные величины
  Зональный Кз Климат: теплый холодный очень холодный остальные районы   1,05 1,15 1,20 1,1
  Горная местность Кг от 500 до 1500 м от 1500 до 2000 1,05 1,1
  Сложный план Кп На 1 км более 5 закруглений радиусом менее 40 м 1.1
  Численность населения Кн До 0,5 млн. чел. от 0,5 до 2,5 млн. чел. более 2,5 млн. 1,1 1,15 1,2

 

При расчетах увеличивается на 50% расход топлива для ПА со сроком службы более 8 лет, на период распутицы и др. стихийных бедствий до 35% и при учебной езде до 20%. Могут использоваться и другие поправки, установленные Приказом.

Общая потребность в жидком топливе на год определяется по формуле:

QΣ = ПКi ∑ Qj Nj , кг, (12.7)

где: ПКi - произведение необходимых корректировочных коэффициентов;

Nj - количество пожарных автомобилей данного типа, шт.;

Qj -нормативный годовой расход топлива для данного типа автомобилей, кг.

Для определения объема, занимаемого топливом (Vт) его массу необходимо разделить на плотность ρ кг/м3.

Значения ρ указываются в паспортах на топливо. В расчетах можно принимать для бензина ρ = 724 кг/м3 и для дизельного топлива ρ = 840…860 кг/м3.

Количество QΣ определяют раздельно для бензинов и дизельного топлива.

Нормируется и расход масла в литрах на 100 литров расходуемого топлива. Для карбюраторных двигателей qм = 3,5 л, а для дизелей qм = 4 л. Тогда, годовая норма расхода масла данного сорта будет определяться по формуле:

QΣм = ∑ Vтj Nj qмj , л, (12.8)

где: Vтj - годовая норма топлива данного сорта, л;

Nj – количество ПА, потребляющих данное топливо, шт.;

qмj – нормативный расход масла, л.

При планировании потребности в топливе следует обосновывать количество топлива, необходимого для перегона ПА, получаемых с заводов промышленности, обкатки их, обкатки после среднего и капитального ремонта. Назовем эти обслуживания и ремонты техническими воздействиями. Тогда расход топлива на их выполнение определим:

Qт = ПКi ∑ л/100 Nj Sj , л, (12.9)

где: ПКi - произведение корректировочных коэффициентов;

л/100- расход топлива на 100 км пройденного пути, л;

N - количество ПА, подвергающиеся техническим воздействиям, шт.;

S - пройденный путь, км;

j - технические воздействия.

Расход топлива при эксплуатации ПА в стационарном режиме со спецагрегатами и без нагрузки нормируется в л/мин. Тогда расход топлива одного сорта будет определяться:

Qтст = ∑ qстj Nj τ , л, (12.10)

где: qстj - нормативный расход топлива, л/мин;

Nj - количество эксплуатируемых ПА, ед.;

τ - продолжительность эксплуатации, мин;

j = 1,2 – работа со спецагрегатами и без нагрузки.

По рассчитанному суммарному расходу топливо определяют, как было показано выше, необходимое количество смазочных материалов.

Для хранения и отпуска ГСМ в каждой пожарной части оборудуются склады и заправочные пункты. Они предназначены для длительного хранения ГСМ, быструю и правильную их приемку и отпуск. В пожарной части должна обеспечиваться их пожарная безопасность.

Топливораздаточный пункт размещается на отдельном участке территории пожарного депо.

 

Охрана труда пожарных

 

Отличительной особенностью профессиональной деятельности пожарных является то, что она осуществляется в трех различных сферах.

Во-первых, пожарные в стационарных условиях пожарных частей обеспечивают и поддерживают техническую готовность пожарных машин. Для этого они осуществляют техническое их обслуживание и ремонт.

Во-вторых, они – участники транспортно-уличных потоков с преимущественным правом движения. Необходимость следования на пожар с высокими скоростями пожарные машины и их боевые расчеты могут являться принципиально опасными в возникновении дорожно-транспортных происшествий.

В-третьих, они используют пожарную технику в нестандартной и непредсказуемой обстановке, подвергаясь всем опасным факторам пожара.

Эти сферы деятельности пожарных могут являться источниками разного уровня опасности для них. Естественно, что наибольшее количество погибающих имеет место на пожарах и в дорожно-транспортных происшествиях.

Профессия пожарных не только трудна, но и является одной из самых опасных. По данным США почти 40000 случаев смерти пожарных 42% произошло вследствие сосудисто-сердечных заболеваний, 29% - от обрушения конструкции, 8% - от ожогов, остальные – по другим причинам. На 100 тыс. жителей смерть наступила от сердечно-сосудистых заболеваний у 68 пожарных, 56 – шахтеров и 35 полицейских.

Изложенные особенности обусловливают строгую регламентацию – правил охраны труда (ОТ), а также организации их четкого и безусловного исполнения. Эти требования подчеркиваются и тем, что согласно данным международной статистики, главным возникновением несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правил техники безопасности, нарушал нормальное течение трудового процесса, не использовал предусмотренные средства защиты и т.п.

Для изучения регламентаций правил охраны труда следует дать четкие определения основных понятий.

В процессе трудовой деятельности на человека воздействуют опасные и вредные производственные факторы.

Опасный производственный фактор – фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или к внезапному резкому ухудшению здоровья.

Воздействие на человека опасного фактора при выполнении им служебных обязанностей приводит к несчастному случаю.

Вредный производственный фактор – то же, но приводит к заболеваниям или снижению работоспособности.

Техника безопасности (ТБ) – система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

Охрана труда (ОТ) – система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.

Обеспечение ОТ осуществляется организацией техники безопасности, а также воспитанием и обучением пожарных.

Техника безопасности в ГПС обеспечивается:

- созданием пожарных машин и ПТВ с минимальной опасностью для личного состава;

- разработкой средств защиты от опасностей (заграждения, водяные завесы, дублирование приводов и т.д.);

- обоснованием мероприятий по безопасности труда.

Организация ОТ. Охрана труда и здоровья граждан страны гарантируется Конституцией. В ГПС право на здоровье и безопасность труда пожарных обеспечивается мероприятиями, проводимыми МЧС и ГУГПС, а также в гарнизонах ГПС и пожарных частях.

К ОТ предъявляются общие требования, регламентируемые системой государственных стандартов безопасности труда (ССБТ).

ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда. Этому комплексу присвоен класс 12.

Классификационная группировка 0 устанавливает стандарты, определяющие задачи ССБТ, общую терминологию понятий по ОТ, дает определение опасных и вредных производственных факторов, их группировку.

Классификационная группировка 1 включает стандарты на нормы и требования по видам опасных и вредных производственных факторов, их допустимые значения, а также методы их измерения.

Классификационная группировка 2 охватывает стандарты на требования безопасности к производственному оборудованию, к его конструкции, методы контроля требований.

Классификационная группировка 3 сосредотачивает стандарты по требованию безопасности к размещению технологического оборудования, режимам его работы, средствам защиты работающих.

Классификационная группировка 4 содержит стандарты, устанавливающие требования к средствам защиты органов дыхания, пожарной технике и т.д.

ССБТ являются основой для обоснования нормативной документации по охране труда в различных отраслях промышленности. В ГПС таким документом являются «Правила по охране труда в ГПС МВД России». Ряд требований по ОТ изложены в НПБ, Наставлении по технической службе.

В Правилах по ОТ сформулированы требования безопасности к:

- пожарной технике, ПТВ и объектам ГПС;

- несению караульной службы;

- выполнению боевых действий;

- проведению пожарно-технических исследований;

- испытанию ПТВ.

Техническая служба ГПС по вопросам ОТ:

- обеспечивает общую организацию безопасности труда при эксплуатации ПТ;

- обосновывает требования безопасности к ПТ и ПТВ;

- организует обучение безопасной работе, выполнению правил безопасного труда, контролирует готовность ПТ и боевых расчетов к безопасной работе;

- осуществляет воспитание личного состава ГПС и пропаганду безопасной работы.

Требования безопасности к ПТ сводятся к следующему:

- конструкция ПМ не должна снижать показателей безопасности базовых шасси;

- обеспечивать безопасность работ при всех видах боевых действий пожарных;

- общие требования к ПА дополняются требованиями информативности, кабине боевого расчета, ПТВ, техническому обслуживанию;

- ПА, предназначенные для работы в зонах высоких тепловых потоков должны иметь тепловую защиту.

Для создания условий безопасной работы личного состава ГПС должностные лица органов управления обязаны проводить ряд мероприятий.

Во-первых, в установленном порядке проводить инструктажи по выполнению Правил по ОТ.

Во-вторых, принимать меры к максимальному облегчению условий труда и механизации трудоемких процессов.

В-третьих, вести непрерывное наблюдение лично, через подчиненных начальников за действиями личного состава подразделений, разрабатывать мероприятия и принимать меры по исключению несчастных случаев.

И, наконец, в-четвертых, при затяжных пожарах своевременно производить подмену работающих, их питание, обеспечение водой.

Обучение пожарных в ГПС регламентировано Правилами ОТ. В них важны три положения.

Люди, поступающие в ГПС, допускаются к несению службы и работе на пожарах после прохождения курса обучения и сдачи зачета по ОТ. Правила охраны труда изучаются во всех темах программы курса начальной подготовки. Начальствующий состав изучает Правила ОТ самостоятельно.

Младший начальствующий и рядовой состав ГПС изучают правила техники безопасности на всех видах занятий и при оперативно-тактическом изучении объектов в районе дислокации пожарной части.

По изучению отдельных вопросов техники безопасности решением руководителей УГПС, ОГПС могут проводиться специальные занятия.

В обеспечении ОТ в ГПС уделяется большое внимание организации инструктажей пожарных. Они различаются по характеру и времени проведения.

Вводный инструктаж проводится со всем личным составом, поступающим на службу.

Первичный - на рабочих местах проводится со всем личным составом индивидуально с практическим показом безопасных приемов труда.

Повторный инструктаж со всем личным составом повторяется один раз в год со сдачей экзаменов по знанию Правил ОТ.

Внеплановый инструктаж осуществляется при замене оборудования или изменении нормативных документов.

Целевой инструктаж организуется руководителями в случае проведения разовых работ.

Руководство и ответственность за обеспечение ОТ, техники безопасности и обучение личного состава в ГПС возлагается:

- в УПО, ОПО на руководство этих аппаратов;

- в учебных заведениях, на различных сборах – на начальников этих заведений и сборов;

- в пожарных частях, караулах и отделениях – на их начальников;

- при проведении занятий, учений, соревнований и на пожарах – на руководителей этих мероприятий и лиц начальствующего состава, обеспечивающих выполнение работ на порученном участке.

При возникновении несчастных случаев должностные лица должны: оказать помощь пострадавшим, доложить о нем старшему начальнику, комитету профсоюза, если пострадавший работает по найму, организовать и провести служебное расследование и составить акт; утвердить акт и принять меры к устранению причин несчастных случаев. Акт составляют, если потеря трудоспособности была более одних суток.

Если причиной несчастного случая явились конструктивные недостатки ПА или ПТВ, то УГПС направляет акт-рекламацию заводу-изготовителю, ГУПС МЧС страны (республики) и местному комитету профсоюза.

О групповых, смертельных и тяжелых несчастных случаях начальник части немедленно сообщает начальнику УГПС (ОГПС) и местному комитету профсоюза. Представители УГПС (ОГПС) проводят расследование с медицинской и технической экспертизами. При гибели людей расследование проводит начальник УГПС (ОГПС).

Акт составляется в течение не более 7 дней со дня происшествия. При групповых случаях акт составляется на каждого пострадавшего.

Происшествия с ПА могут служить причинами дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с тяжелыми последствиями: гибелью и травмами людей.

ДТП могут происходить по различным причинам. Основными из них являются несоблюдение правил дорожного движения, низкая квалификация водителей и их недисциплинированность. Несомненно, большую роль играют внезапно возникающие непредвиденные ситуации в транспортном потоке. Причиной их могут быть и водители ПА в стремлении реализовать высокие скорости при следовании на пожар. Так, установлено, что средний уровень опасности перевозок грузовыми автомобилями характеризуется 0,305 ДТП/млн. км. В ГПС эта величина равна 1,63 ДТП/млн. км, т.е. в 5 раз больше.

Последствия ДТП могут быть самыми разнообразными: наезды на пешеходов, столкновения и опрокидывания ПА.

Для предотвращения ДТП и анализа их причин рассмотрим некоторые особенности зависимости тормозного пути, условий заноса и опрокидывания ПА при поворотах.

Тормозной путь Sт определяется по формуле:

, (12.11)

где: υ - скорость в начале торможения, м/с;

φ - коэффициент сцепления колеса с покрытием дороги;

g - ускорение земного притяжения, м/с2;

Kэ - коэффициент, учитывающий соотношение нормальной реакции колес и их тормозных усилий: К = 1,4…1,6.

Для безопасного поворота без заноса необходимо соблюдать условие:

, (12.12)

где: υ- скорость на повороте, м/с;

R - минимальный радиус поворота, м.

При повороте не произойдет опрокидывания при условии, если скорость ПА будет равна или меньше:

, (12.13)

где: В – ширина колеи ПА, м;

Н – высота центра массы ПА. М.

Отношение В/2Н = К называют коэффициентом устойчивости против опрокидывания.

Все величины, входящие в формулы, известны. Поэтому, зная пути следования на пожар, можно заранее определить безопасные скорости поворотов ПТ и величины тормозных путей. Кроме того, зная фактические величины R и υ, возможно оценивать причины заносов и опрокидывания ПА.

Причинами ДТП могут быть нарушение Правил дорожного движения, недисциплинированности водителей и т.д. По каждому случаю ДТП проводится служебное расследование. В случае травм людей привлекаются представители УГПС, руководители подразделений ГПС. Учет ДТП ведется в специальном журнале УГПС, ОГПС и в формуляре ПА.

В ГПС разработана четкая система мероприятий по предотвращению ДТП, представленных в Наставлении по технической службе. Они являются основой для формирования мероприятий отделами пожарной техники и входят отдельным разделом в план работы УГПС, ОПГП.

Основные мероприятия можно разделить на ряд групп:

- обучение и воспитание водительского состава;

- организация кабинетов безопасности движения;

- изучение маршрутов следования на пожары;

- изучение и обобщение положительного опыта эксплуатации ПА.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.