Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

У истоков русского портретного искусства

МХК. 11 КЛАСС. РУССКИЙ ПОРТРЕТ XVIII ВЕКА

Художник и искусствовед И.Э. Грабарь писал: «Одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета... Портрет — единственная область живописи, в которой Россия... временами шла в уровень с Европой».

XVIII столетие часто называют веком портрета. Действительно, в это время особенно усилился интерес к человеческой личности. Её ценность во многом определялась интеллектуальными и душевными качествами, а не титулами, чинами и званиями. Именно в портретном жанре, занявшем ведущее место в искусстве, были достигнуты подлинные вершины художественности.

 

У истоков русского портретного искусства

Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне (от «персона»), получившей распространение в XVI— XVII вв. Первые парсуны (например, портрет воеводы князя М.В. Скопина-Шуйского работы неизвестного художника, 1620— 1630) ещё тесно связаны с традициями иконописных изображений, в них чувствуется некая застылость, идеализация и отвлечённость образов. Но уже заметно стремление художников передать индивидуальные, наиболее характерные черты важных и известных особ (царей или светских лиц).

Сходство с изображаемым человеком становилось обязательным условием, закреплённым в документах того времени: «...яково бо что видит или... слышит тако и в образах рекше в лицах начертывает». Если раньше портреты создавались по памяти, то теперь их начали писать с натуры. По словам художника Симона Ушакова, портреты являют собой «жизнь памяти, память о тех, кто когда-то жил, свидетельство прошедших времен...».



В ранних портретах присутствовала почти натуралистическая передача черт лица, взгляда, позы, осанки, деталей одежды и одновременно — плоскостная трактовка образов, непропорциональность форм (например, непомерно большая голова, тщедушное туловище, а кони смотрелись карликами). С середины XVII в. особенно ощутим разрыв с иконописными традициями. Приоритетной становилась идея возвеличивания знатного лица в парадном, торжественном портрете. Живопись начинала передавать осязаемую форму предметов, их объём, массу, цвет, фактуру. В двухмерной плоскости создавалась иллюзия глубины реального пространства, воспроизводились воздушная перспектива и светотень. За несколько десятилетий русское портретное искусство пройдёт путь, равный двум-трём векам западноевропейского. Многие художники займут достойное место среди крупнейших портретистов, достигших уровня европейской живописи.

Неизвестный художник. Портрет Якова Тургенева. 1690-е гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В «Портрете Якова Тургенева», выполненном неизвестным художником, заметны не только черты парсунной живописи, но и новая техника изображения. Широкоплечая фигура командира роты и царского шута лишена объёмности, она поставлена фронтально и занимает почти всё пространство холста. Крупная надпись вверху ещё подчёркивает плоскостность изображения. Иначе написано лицо, передающее характерные черты портретируемого: усталые умные глаза в глубоких впадинах, проницательный взгляд, крупный нос, редкую седеющую бородку. Грустное, почти скорбное выражение лица явно контрастирует с нарочито торжественной позой. Нелепо смотрится в правой руке жезл военачальника «потешных» войск. Ещё менее естественно воспринимается гордая, вызывающая осанка этого подбоченившегося человека. На нём нарядный костюм: красный шёлковый кафтан, подпоясанный узорным жёлто-голубым кушаком, и тёмно-зелёная бархатная, отороченная мехом шуба. Художник безжалостно срывает бутафорскую маску с человека, вынужденного многие годы играть унизительную роль придворного шута.

С ранним периодом развития русского портретного искусства связаны имена И.Н. Никитина (1690—1742), А.М. Матвеева (1701—1739), А.П. Антропова (1716—1795) и И.П. Аргунова (1729—1802).

Иван Никитич Никитин был одним из «птенцов гнезда Петрова». Известно, что в детстве он был певчим в патриаршем хоре в Москве, рано обнаружил способности к живописи. Художественное образование получил при Оружейной палате, был послан Петром I для обучения в Италию, впоследствии царь по достоинству оценил талант художника, наградив званием «персонных дел мастера» и подарив дом недалеко от Зимнего дворца в Петербурге. Живописец не остался в долгу перед императором. Пожалуй, он был единственным, кому дозволено было рисовать персону его величества «с живства», то есть с натуры. Он изображал Петра победителем военных сражений, неутомимым тружеником, который «пуще бурлака работал», он же запечатлел Петра на смертном одре.

И.Н. Никитин. Портрет Напольного гетмана. 1720 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вершиной творчества И.Н. Никитина стал «Портрет напольного гетмана» — боевого соратника Петра, делившего с ним и ратный труд, и славу военных побед. Гетман изображён в пронизанной светом среде. Отчётливо выделяется на освещённом фоне его обветренная, тёмная от загара кожа. Она резко контрастирует с мягким розовым бархатом отворотов военного мундира с мерцающими золотом позументами. Верхний источник света подчёркивает его открытый высокий лоб и оставляет в тени нижнюю часть лица.

Перед нами человек, погружённый в собственные мысли. Его усталая поза, слегка опущенная голова, беспорядочно спутанные волосы, чуть покрасневшие воспалённые веки, напряжённо сжатые губы — всё подчёркивает нелёгкий жизненный путь сильного и мужественного человека. Несмотря на трудности и лишения, в нём не ослабла крепкая воля, не угасла огромная энергия. Из-под седых нахмуренных бровей глаза смотрят сурово и решительно.

В 1727 г. после одиннадцати лет обучения в Голландии на родину возвращается Андрей Матвеевич Матвеев. К числу немногих известных его произведений относятся заказные портреты княжеской семьи Голицыных.

 

А.М. Матвеев. Автопортрет с женой. 1729 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Лучшее из того, что создал художник, — «Автопортрет с женой», ставший определённым этапом в русской портретной живописи. Удивительно тонко переданы чувства взаимной любви и нежности супругов. Бережно, едва касаясь, художник обнимает жену за плечи. Его взгляд смел, брови решительно сдвинуты. Большие умные глаза, смущённая, застенчивая улыбка обаятельной женщины явно располагают к ней зрителей. Супруги держатся просто и естественно, излучая добрую энергию. Приглушённая цветовая гамма подчёркивает интимный, камерный характер портрета. Это первый лирический портрет в русской живописи.

А.М. Матвеев прожил короткую жизнь. Он умер, когда ему не было и сорока лет. Но того, что он успел сделать в живописи, оказалось вполне достаточным, чтобы навсегда остаться в истории русского искусства.

Преодолевая условности парсунного портрета, Алексей Петрович Антропов делает ещё более смелый и решительный шаг на пути к реалистическому искусству. Родившийся ещё в эпоху Петра I, он проживёт долгую жизнь, сумеет добиться высочайшего мастерства и сказать собственное слово в искусстве. Ему принадлежит заслуга в создании камерного, интимного портрета своих современников.

 

А.П. Антропов. Портрет статс-дамы Измайловой. 1754 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Подлинным шедевром его живописи является «Портрет статс-дамы А.М. Измайловой». И хотя в нём ещё чувствуются следы парсуны (некоторая застылость позы, взор, устремлённый прямо перед собой), это, безусловно, глубокий психологический портрет немолодой женщины, входящей в ближайшее окружение императрицы Елизаветы Петровны. Она умна, сметлива, властна и насмешлива. Напудренная причёска, яркие румяна на щеках, насурьмлённые брови, роскошная одежда по моде того времени, дорогие украшения — всё подчёркивает её богатство и власть над окружающими. На устах тонкая улыбка превосходства, во взгляде карих глаз — снисхождение и возможность покровительства. Влажный блеск её слегка прищуренных глаз таит в себе что-то недоброе и насмешливое. Эта типичная русская барыня непременно хочет выглядеть моложе своих лет, но отвисший второй подбородок, заметная вялость щек, усталые веки красноречиво напоминают об истинном возрасте.

Иван Петрович Аргунов, будучи крепостным художником, всю свою жизнь писал портреты своих господ Шереметевых. Он прекрасно овладел стилем парадного портрета, который отличали глубина психологической характеристики и жизненная убедительность.

И.П. Аргунов. Портрет крестьянки в русском костюме. 1784 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Одно из самых совершенных творений И.П. Аргунова «Портрет крестьянки в русском костюме». Молодая крестьянская девушка одета в красный праздничный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом кокошник на голове подчёркивает её благородную, почти царственную осанку. Ласковая, приветливая улыбка, чистота открытого взора, скромность, внутреннее спокойствие делают этот образ ещё более совершенным и привлекательным. Вспоминаются строки из стихотворения Г.Р. Державина «Русские девушки»:

Зрел ли ты...

Как их лентами златыми

Челы белые блестят,

Под жемчугами драгими

Груди нежные дышат.

Как сквозь жилки голубые

Льётся розовая кровь,

На ланитах огневые

Ямки врезала любовь.

Как их брови соболины,

Полный искр соколий взгляд,

Их усмешка — души львины

И орлов сердца — разят.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.