Конфликтология и её место в психологии управления
Квалифицированный менеджер вместе с необходимым багажом опыта должен владеть и привычками управленческой деятельности, которые позволят ему быть лидером среди менее подготовленных коллег, сплотить их на сотрудничество и взаимопомощь, и - что не менее важно - открывает перед ним перспективу карьерного роста.
Важные функции настоящего этапа общественного производства возлагаются на практических психологов. Они призваны распространять новейшие достижения психологической науки в своих коллективах, должны уметь уладить и предупредить случаи деструктивного межличностного взаимодействия в самой организации и в семьях работников, предоставить необходимые обоснованные рекомендации как администрации, так и персоналу организации. Важным средством подготовки будущих практических психологов к решению перечисленных задач выступают содержательно связанные между собою учебные курсы "Конфликтологии" и "Психологии управления". Оба они касаются проблем эффективной организации межличностного взаимодействия в процессе выполнения личностью её профессиональной деятельности.
Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У неё свой предмет изучения — социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.
Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтезирует все то, что непосредственно относится к её предмету.
Имея изначально комплексный характер, конфликтология находится в русле углубления гуманитарного образования. Её изучение, без сомнения, расширяет круг и поднимет планку знаний о человеке и обществе, способствует разностороннему пониманию проблем социального взаимодействия, применению эффективных способов их решения.
Практическое приложение конфликтологии вызывается уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространённым утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «выходом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию в совместных делах, частных и общих интересах, нормах поведения.
Если дело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладевать искусством управления ими. Эта задача особенно важна для менеджеров, руководителей любого уровня. Можно, пожалуй, утверждать, что для них научиться правильно вести себя в конфликтных условиях, уметь управлять конфликтами столь же обязательно, как умение читать и писать.
Несомненна прикладная направленность конфликтологии наряду с её теоретическим значением. Эта область науки реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она даёт возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлечённых в конфликтное противоборство.
Отсюда и проистекает спрос на конфликтологию во многих жизненных обстоятельствах, при решении совершенно конкретных проблем.
Сведения, почерпнутые из этой области социального и гуманитарного знания, облегчают выбор средств для того, чтобы в наибольшей мере использовать положительный потенциал конфликтов и вместе с тем сводить к минимуму их негативные последствия.
Конфликтология необходима для всех видов управленческой деятельности. Применительно к менеджменту её основное предназначение заключается и том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликтные ситуации, что называется, открытыми глазами, не довольствоваться интуицией и здравым смыслом, а следовать в работе с людьми установленным наукой правилам и приёмам управления конфликтами.
Обыденное знание, сколь бы обширным оно ни было, уступает научному. Такое знание о конфликтах представляет собой не больше чем простую сумму разнообразных, но поверхностных сведений о нашем предмете, не проникает в глубь явлений социальной жизни, лишь констатирует факты и предшествующий опыт. Потому-то здравый смысл и интуиция, основанные на чутье и проницательности, ограничены в своих возможностях, хотя и могут оказаться полезными при распознавании, предупреждении и улаживании конфликтных ситуаций, помочь прагматически приспособиться к обстоятельствам и найти практически приемлемый выход из конфликта, если уж он случился.
Разумеется, разные типы конфликтных столкновений, проявления в них избыточной социальной напряжённости изучаются не ради удовлетворения любопытства и простого обогащения знаний о перипетиях жизни, а для того чтобы овладеть методами (приемами и правилами) профилактики и урегулирования конфликтов, получить конкретное представление о примирительных процедурах, позволяющих привести к согласию участников трудовых споров, имущественных тяжб, других социальных конфликтов. Важно быть готовым к характеристике и оценке соответствующих стилей конфликтного поведения, созданию и поддержанию в отношениях между людьми высокой культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, функционального и социального партнерства.
Главное, конечно, в том, чтобы научиться не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, чётко представляя задачи и функции такого управления. При этом, безусловно, выделяется роль руководителя в конфликтных ситуациях, его интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества, которые требуются для профилактики и разрешения конфликтов.
Задание: Охарактеризуйте структуру предприятия, выбранного для прохождения производственной практики, его кадровый состав и систему управления.
Тестовые задания:
1. Психология — это:
а) наука о поведении;
б) наука о душе;
в) научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний;
г) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и индивидов человеческого рода.
2. К статистическим чертам управления относят: а) черты присущие форме и структуре управления; б) черты присущие процессу управления; в) черты присущие структуре управления и процессу управления; г) нет правильного варианта ответа.
3. К динамическим чертам управления относят: а) черты присущие форме и структуре управления; б) черты присущие процессу управления; в) черты присущие структуре управления и процессу управления; г) нет правильного варианта ответа.
4. Что определяет содержание процесса управления и процесса выполнения? а) цель; б) задачи; в) объект; г) нет правильного варианта ответа.
5. Объектом психологии управления является: а) "личность-организация"; б) "личность-группа"; в) система "человек-человек"; г) нет правильного варианта ответа.
6. Предметом социальной психологии управления является: а) коллектив предприятия; б) социально-психологический аспект разнообразных управленческих решений; в) социально-психологический аспект разнообразных управленческих отношений; г) нет правильного варианта ответа.
7. Целью психологи управления является: а) разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем; б) разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом; в) разработка различных организационных систем; г) нет правильного варианта ответа.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте содержание понятия "управление".
2. Назовите основные виды управления и его составляющие.
3. Укажите, что нужно понимать под социальным управлением.
4. Назовите составляющие системы управления.
5. Дайте определения понятия "организация".
6. Что такое «цель» и «целеполагание»?
7. Каковы цели психологии управления?
8. Определите понятия "менеджмент", "менеджер", "человеческий фактор".
9. Что является объектом и предметом науки психологии управления ?
10. Что выступает целью, содержанием и источниками психологии управления ?
11. Дайте определения понятиям "психология управления" и "психология менеджмента". Дифференцируйте эти понятия.
12. Что рассматривает конфликтология?
13. Каковы цели и задачи конфликтологии?
|