Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Конфликтология и её место в психологии управления

 

Квалифицированный менеджер вместе с необходимым багажом опыта должен владеть и привычками управленческой деятельности, которые позволят ему быть лидером среди менее подготовленных коллег, сплотить их на сотрудничество и взаимопомощь, и - что не менее важно - открывает перед ним перспективу карьерного роста.

Важные функции настоящего этапа общественного производства возлагаются на практических психологов. Они призваны распространять новейшие достижения психологической науки в своих коллективах, должны уметь уладить и предупредить случаи деструктивного межличностного взаимодействия в самой организации и в семьях работников, предоставить необходимые обоснованные рекомендации как администрации, так и персоналу организации. Важным средством подготовки будущих практических психологов к решению перечисленных задач выступают содержательно связанные между собою учебные курсы "Конфликтологии" и "Психологии управления". Оба они касаются проблем эффективной организации межличностного взаимодействия в процессе выполнения личностью её профессиональной деятельности.

Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У неё свой предмет изучения — социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупрежде­ния и регулирования.

Как важная отрасль обществознания и человековедения конфлик­тология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтези­рует все то, что непосредственно относится к её предмету.



Имея изначально комплексный характер, конфликтология нахо­дится в русле углубления гуманитарного образования. Её изучение, без сомнения, расширяет круг и поднимет планку знаний о человеке и об­ществе, способствует разностороннему пониманию проблем социально­го взаимодействия, применению эффективных способов их решения.

Практическое приложение конфликтологии вызывается уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространён­ным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «вы­ходом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, по­зволить им прийти к согласию в совместных делах, частных и общих интересах, нормах поведения.

Если дело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объек­тивную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладевать искусством управления ими. Эта задача особенно важна для менеджеров, руково­дителей любого уровня. Можно, пожалуй, утверждать, что для них на­учиться правильно вести себя в конфликтных условиях, уметь управлять конфликтами столь же обязательно, как умение читать и писать.

Несомненна прикладная направленность конфликтологии наряду с её теоретическим значением. Эта область науки реально помогает рас­познавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилак­тики и разрешения. Она даёт возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конф­ликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздей­ствия на поведение людей, так или иначе вовлечённых в конфликтное противоборство.

Отсюда и проистекает спрос на конфликтологию во многих жизнен­ных обстоятельствах, при решении совершенно конкретных проблем.

Сведения, почерпнутые из этой области социального и гуманитарного знания, облегчают выбор средств для того, чтобы в наибольшей мере использовать положительный потенциал конфликтов и вместе с тем сво­дить к минимуму их негативные последствия.

Конфликтология необходима для всех видов управленческой дея­тельности. Применительно к менеджменту её основное предназначение заключается и том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликт­ные ситуации, что называется, открытыми глазами, не довольствовать­ся интуицией и здравым смыслом, а следовать в работе с людьми установленным наукой правилам и приёмам управления конфликтами.

Обыденное знание, сколь бы обширным оно ни было, уступает научному. Такое знание о конфликтах представляет собой не больше чем простую сумму разнообразных, но поверхностных сведений о нашем предмете, не проникает в глубь явлений социальной жизни, лишь кон­статирует факты и предшествующий опыт. Потому-то здравый смысл и интуиция, основанные на чутье и проницательности, ограничены в своих возможностях, хотя и могут оказаться полезными при распознавании, предупреждении и улаживании конфликтных ситуаций, помочь прагма­тически приспособиться к обстоятельствам и найти практически при­емлемый выход из конфликта, если уж он случился.

Разумеется, разные типы конфликтных столкновений, проявления в них избыточной социальной напряжённости изучаются не ради удов­летворения любопытства и простого обогащения знаний о перипетиях жизни, а для того чтобы овладеть методами (приемами и правилами) про­филактики и урегулирования конфликтов, получить конкретное представ­ление о примирительных процедурах, позволяющих привести к согласию участников трудовых споров, имущественных тяжб, других социальных конфликтов. Важно быть готовым к характеристике и оценке соответству­ющих стилей конфликтного поведения, созданию и поддержанию в от­ношениях между людьми высокой культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, функционального и социального партнерства.

Главное, конечно, в том, чтобы научиться не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, чётко представляя задачи и функции такого управления. При этом, безусловно, выделяется роль руководителя в конфликтных ситуациях, его интел­лектуальные, волевые и эмоциональные качества, которые требуются для профилактики и разрешения конфликтов.

Задание: Охарактеризуйте структуру предприятия, выбранного для прохождения производственной практики, его кадровый состав и систему управления.

 

Тестовые задания:

1. Психология — это:

а) наука о поведении;

б) наука о душе;

в) научное исследование поведения и внутренних психических про­цессов и практическое применение получаемых знаний;

г) наука об общих закономерностях эволюции и функционирова­ния психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и индивидов человеческого рода.

2. К статистическим чертам управления относят:
а) черты присущие форме и структуре управления;
б) черты присущие процессу управления;
в) черты присущие структуре управления и процессу управления;
г) нет правильного варианта ответа.

3. К динамическим чертам управления относят:
а) черты присущие форме и структуре управления;
б) черты присущие процессу управления;
в) черты присущие структуре управления и процессу управления;
г) нет правильного варианта ответа.

4. Что определяет содержание процесса управления и процесса выполнения?
а) цель;
б) задачи;
в) объект;
г) нет правильного варианта ответа.

5. Объектом психологии управления является:
а) "личность-организация";
б) "личность-группа";
в) система "человек-человек";
г) нет правильного варианта ответа.

6. Предметом социальной психологии управления является:
а) коллектив предприятия;
б) социально-психологический аспект разнообразных управленческих решений;
в) социально-психологический аспект разнообразных управленческих отношений;
г) нет правильного варианта ответа.

7. Целью психологи управления является:
а) разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем;
б) разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом;
в) разработка различных организационных систем;
г) нет правильного варианта ответа.

 

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание понятия "управление".

2. Назовите основные виды управления и его составляющие.

3. Укажите, что нужно понимать под социальным управлением.

4. Назовите составляющие системы управления.

5. Дайте определения понятия "организация".

6. Что такое «цель» и «целеполагание»?

7. Каковы цели психологии управления?

8. Определите понятия "менеджмент", "менеджер", "человеческий фактор".

9. Что является объектом и предметом науки психологии управления ?

10. Что выступает целью, содержанием и источниками психологии управления ?

11. Дайте определения понятиям "психология управления" и "психология менеджмента". Дифференцируйте эти понятия.

12. Что рассматривает конфликтология?

13. Каковы цели и задачи конфликтологии?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.