Требования к магистранту при изучении детской группы Изучение детской группы проводится в течение всей практики. Для изучения группы необходимо сочетать разные методы: НАБЛЮДЕНИЕ; в различных условиях (на учебных занятиях, воспитательных и праздничных мероприятиях и т.п.), БЕСЕДУ с детьми и педагогами, АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (стенды, стенгазеты, наглядные пособия и т.д.), СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ОПРОС, ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, ТЕСТИРОВАНИЕ и т.д. Описание фактов должно быть точным и возможно более полным. Все данные фиксируются ежедневно в общем дневнике практиканта.
Собирая материал, магистрант должен занимать позицию "включенного исследователя". Для этого ему необходимо занять определенное место в ролевой структуре детской группы. Наиболее подходящей в этом плане является роль организатора-воспитателя.
Несмотря на декларируемый коллективный принцип организации жизни детей в детском образовательном учреждении, в большинстве из них отсутствует не только сам коллектив, но и группа, как таковая, если подходить к понятию "группа" с психологических позиций.
В динамике детской группы наблюдается очень много спонтанных событий: какие-то дети, в силу своих индивидуальных особенностей, начинают занимать лидерские позиции, другие — подчиняться, а кто-то оказывается в роли "изолированного" или "отверженного". Попытки педагога сразу "слепить" группу по своему образцу обычно приводят к повышению психологического напряжения детей: возникают "подпольные группировки", агрессивность, унижение слабых, показушно хорошее поведение. В таких условиях у детей, с одной стороны, заостряются и укрепляются неблагоприятные черты характера, с другой — развиваются черты невротической личности. Оптимальная позиция педагога и психолога должна состоять в том, чтобы, уловив тенденции групповых отношений детей, скорректировать нежелательные явления не приказным порядком, а психологическим путем, используя специальный игровой тренинг общения.
На основании всех собранных материалов составляется психологическая характеристика детской группы. В последние дни практикант также представляет результаты своей работы педагогическому коллективу, работающему с данной детской группой, и проводит консультации для родителей, дети которых испытывают те или иные проблемы в адаптации к детской группе.
Консультации по оформлению характеристики и презентации материалов педагогам и родителям студент получает у руководителя практики.
Требования к оформлению документации
(по психологии)
Отчетная документация:
- протоколы диагностики, дневник наблюдений;
- характеристика детской группы.
В отчете о прохождении практике указывается база (номер или название учебного учреждения), класс или группа детского сада, в качестве кого студент проходил практику, цели и общий план практики, сроки проведения, анализ полученных результатов, содержание итоговой профессиональной рефлексии.
Дневник наблюдений ведется в свободной форме, в котором фиксируются два этапа практики:
- на первом этапе (3 недели) осуществляется запись как сплошного, так и выборочного наблюдения за детской группой в разные режимные моменты; рекомендуется отражать наблюдаемые явления и психологический анализ этих явлений;
- на втором этапе (3 недели), проводится диагностика детской группы;
- в заключении составляется психологическая характеристика детской группы
Характеристика детской группы должна быть написана на отдельных листах (оставить поля с левой стороны). Перед изложением содержания характеристики необходимо указать время, в течение которого проводилось изучение, и методы сбора информации. Материалы психологической диагностики к характеристике.
Отчетность магистранта по итогам практики
По итогам практики каждым магистрантом сдаются следующие документы (в отдельном файле):
§ дневник по практике с индивидуальным планом его выполнения;
§ конспекты проведенных занятий и воспитательных мероприятий (тема, содержание работы, результаты, выводы, задания для последующей проработки и т.д.), утвержденных преподавателями;
§ общий аналитический отчет магистранта о проделанной работе во время прохождения практики.
Подведение итогов практики осуществляется по месту ее проведения на итоговой конференции, в которой принимают участие магистранты, руководитель практики и преподаватели, обеспечивающие проведение практики. Участие в конференции является обязательным этапом прохождения практики.
На конференции каждый магистрант выступает с обобщенным рефлексивным отчетом по итогам практики (содержание выполненной программы; самоанализ и самооценка деятельности, ее успешность и научный характер, причинно-следственные связи; самооценка профессионально-личностного развития на данном этапе обучения, в том числе перспективы своего дальнейшего профессионального и личностного развития). Отчет сопровождается презентацией основных видов практической деятельности магистранта.
Выступление магистранта дополняется суждениями преподавателей, участвующих в проведении практики, и характеристикой руководителя практики, который объявляет отметку за практику.
Критерии отметки
§ отметки «отлично» ставится магистранту, полностью выполнившему предусмотренные программой практики задания; умело и творчески решающему профессиональные задачи, продемонстрировавшему компетентность в вопросах методологии и технологии разработки и реализации учебных проектов, овладевшему коммуникативными и организаторскими умениями;
§ отметки «хорошо» заслуживает магистр, полностью выполнивший программу практики с элементами творческих решений образовательных и развивающих задач, используя для этого необходимые методические приемы; допускающий незначительные ошибки в постановке целей и задач занятия, структурирования материала и подбора методов; умеющий устанавливать с преподавателями и студентами необходимые в профессиональной деятельности отношения;
§ отметки «удовлетворительно» заслуживает магистр, полностью выполнивший программу практики, но не проявляющий творческого и исследовательского начала в решении образовательных и развивающих задач; использующий ограниченный перечень методических приемов; испытывающий трудности в подготовке и оформлении методических материалов, установлении необходимого контакта с коллегами и студентами; допускающий незначительные нарушения в выполнении своих профессиональных обязанностей;
§ отметки «неудовлетворительно» заслуживает магистр, не полностью или некачественно выполнивший программу практики; допускающий существенные сбои в решении образовательных и развивающих задач, нарушения трудовой дисциплины; не обнаруживающий умения взаимодействовать с коллегами и студентами.
Отметка по практике приравнивается к отметкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении общей успеваемости магистранта.
Приложение 1.
|