Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Возникновение психологии как науки.

Психология зародилась в лоне философии как наука о душе. Душа представлялась как материальная, либо нематериальная субстанция, одухотворяющая тело. Понятие «психология»было введено для обозначения науки о душе немецким философом Х. Вольфом. (Christians Wolf Христиан Вольф (1679-1754) – немецкий философ).

Период философской психологии был длителен и насчитывает столетия, вплоть до новейшего времени.

Возникновение психологии как науки произошло в середине 19-го века. Предпосылкой этому явились идеи европейского рационализма, который представляет собой философское направление, считающее разум основой познания и поведения людей. Эталоном научного познания мира рационализм считал математику и естествознание, так как знания, получаемые в результате их изучения, отвечали критериям объективности.

Зародившаяся психология стала рассматривать человеческую психику в логике причинно-следственных отношений и объяснять законами природного мира.

В качестве экспериментальной науки, психология заявила о себе в 1879 г., когда Вильгельм Вундт (Wilhelm Wundt 1832-1920 немецкий физиолог, психолог, профессор философии, основоположник структурной психологии) создал первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете и основал психологический журнал.

В. Вундт считал, что поскольку непосредственный опыт дан человеку в его сознании, то единственным методом исследования является интроспекция (самонаблюдение). Эксперимент, таким образом, являлся внешним стимулом для внутренней работы самонаблюдения и оценки его результатов.

Благодаря работе Вундта в психологии стали оформляться различные направления. Направления в психологии определяются основной категорией, посредством которой объясняются проявления психики. Вундт такой категорией считал сознание. Для него человек одновременно являлся и субъектом и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с помощью того же сознания.



Задача психологии, по Вундту,изучать сознание через ощущения, представления и переживания и, таким образом, самого человека, обладающего сознанием.

Американский ученый Эдуард Титченер (Edward Titchener 1867-1917) стал создателем структурной психологии. Предметом психологии он также полагал сознание, но уже как совокупность субъективных процессов. Такими процессами Титченер считал ощущения, а самосознание представлялось как их совокупность, «мозаика». Задача психологии, по Титченеру, состоит в анализе структуры сознания, в исследовании «чистого содержания сознания» методом аналитической интроспекции.

Работы американского психолога Уильяма Джеймса (William James 1842-1910) послужили появлению особого направления в психологии –функционализма. Он рассматривал сознание как особую биологическую функцию, как инструмент приспособления человека к среде. Роль сознания сводилась к оценке успешности действий индивида по удовлетворению своих потребностей. Сознание, по Джеймсу, рассматривается как промежуточный приспособительный механизм между организмом и средой.

Данные направления представляют собой различные варианты исследования сознания. Это – субъективная или интроспективная психология.

Отечественный ученый И.М.Сеченов (1829-1905) главной категорией в созданной им психологии считал рефлекс. И.М. Сеченов разработал рефлекторную теорию психического, согласно которой психические процессы (восприятие, память, мышление и т.д.) как высшие акты сознания и личности разворачиваются по механизму физиологического рефлекса.

Учение И.М.Сеченова о психологии представляет собой образец естественнонаучного способа объяснения психологических актов, в том числе и сознания.

 

2. Предмет изучения психологии.

Слово «психология», образовано из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), впервые появилось в 18 веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Объектом психологии выступает психикачеловека и животных, психика являет собой субъективное отражение существующего объективного мира. Психика человека, включающая в себя многие субъективные явления с помощью которых, например, таких как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает окружающий его мир. Поэтому их называют познавательными процессами. Другие психологические явления регулируют общение индивида с другими людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Эти психологические явления называются психическими свойствами и состояниями личности, включают в себя потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их взаимозависимость от психических процессов, состояний и явлений.

Человек не просто отражает мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также составляют предмет современных психологических исследований.

Предметом психологии являются человек как субъект деятельности системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека — от элементарных ощущений, психических свойств личности и до борьбы мотивов личностей. Задачи психологии: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; научиться управлять ими; использовать полученные знания.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, социальными — с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах.

Таким образом, предметом изучения психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленным в системе чувственных и умственных образов этого мира (Артур Владимирович Петровский - советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности).

Отрасли психологии:

Общая психология изучает психику нормального взрослого человека, его восприятие и мышление, память и внимание, волю, характер и личность в целом.

Педагогическая психология обеспечивает научное обоснование программ и методов обучения и воспитания. Устанавливает круг знаний, которые должны быть усвоены в соответствующем возрасте и способы подачи материала, которое обеспечивает его прочное усвоение.

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов: 1. инженерная психология, 2. авиационная психология, 3. космическая психология.

Медицинская психология, патопсихология, психотерапия ставят своей задачей объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения.

Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения.

Психология спорта изучает закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности.

Психология творчества изучает созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве.

Сравнительная психология рассматривает особенности поведения животных на разных этапах эволюции, прослеживает изменение формы поведения животного в зависимости от их приспособления к условиям существования.

Возрастная психология изучает формирование психической деятельности в процессе развития и позволяет проследить как развиваются психические процессы и формируется личность в онтогенезе. В ней выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.

Специальная психология изучает психологические особенности детей с нарушениями в развитии, дефект которых обусловлен поражением коры головного мозга (умственная отсталость, нарушение деятельности анализаторов – глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, глухонемые, недоразвитие речи).

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, возникшие в процессе общения и взаимодействия людей в различных группах.

Психология личности изучает основные закономерности формирования личности, истоки ее активности и жизнедеятельности.

Психофизиология включает в себя несколько областей исследования: 1. психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, 2. психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль различных областей мозга в осуществлении речевых процессов, 3. психофизиология эмоций исследует механизмы возникновения эмоциональных состояний, 4. психофизиология произвольных движений, действий исследует структуру и механизмы их осуществления.

Нейропсихология изучает мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий) выявляет индивидуальные различия людей, проявляющиеся в свойствах нервной системы, эмоциональных реакциях, особенностях протекания психических процессов и личностных качеств.

Методы психологии — это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверных фактов и сведений, используемых далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Наблюдение входит составной частью и в два других метода — беседу к эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: свободная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Однако главным методом психологического исследования является эксперимент— активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент и естественный эксперимент.

Эксперимент позволяет сделать надежные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, тем самым научно объяснив происхождение изучаемых явлений и событий.

Метод тестов — метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Опроспредставляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Существуют устные и письменные опросы. К методу опроса относится также экспертная оценка — систематизированный опрос компетентных лиц или опытных специалистов по определенным вопросам с представлением их обоснованных выводов и рекомендаций.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Предмет и задачи психологической науки.

2. Особенности науки психологии. Отрасли психологии.

3. Методы психологии.

Задание к практическому занятию.

Группа делится на три подгруппы:

1-ая подгруппа делает презентацию (10-12 слайдов) по теме;

2-ая подгруппа готовит сообщение по теме (5-7 мин.);

3-я подгруппа составляет 5-7 вопросов по темедля студентов, на которые они должны будут ответить после просмотра презентации и доклада.

Каждый вид работы будет оцениваться от 5 до 10 баллов.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.