Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЭТИКИ И БИОЭТИКИ

 

До тех пор, пока прочие животные будут исключены из круга духовной жизни, в котором признаются общие правила и обязанности, люди не сделают ни шага вперед на пути к нравствен­ному совершенствованию.

Струве

 

Этические представления человечества постоянно менялись. Хотя в каждую данную эпоху нравственные принципы, кото­рых придерживался человек, казались ему чем-то незыблемым, в действительности человек пересматривал свое отношение к окружающему миру постоянно, по мере развития его духовных потенциалов.

О низком нравственном уровне человеческого общества на за­ре его возникновения можно судить по этическим представле­ниям отсталых племен, люди которых могут утверждать, что благо — это, "когда мне хорошо", и зло — "когда мне плохо". Очевидно, что примитивный человек занимал эгоцентрическую позицию. В обществе, находящемся на низком культурном и ду­ховном уровне развития, считалось допустимой жестокость лю­дей по отношению друг к другу, тем более жестокость по отно­шению к животным. Среди туземных племен Африки, Северной Америки были приняты пытки пленных; людоедство среди не­которых африканских народов сохранилось до XX века. Пытки в Западной Европе официально были запрещены сравнительно недавно.

История позволяет проследить динамику развития этических взглядов человечества. Тенденции ее развития были таковы, что круг лиц, перед которыми у человека предполагался моральный Долг, постоянно расширялся. Сначала человек защищал только свою семью, свое потомство; позднее у него появился долг перед обществом — племенем, государством. Но и внутри государства этические взаимоотношения были неоднородны. В отношении каких-то категорий людей нравственный долг был слабее или отсутствовал: проводилась дискриминация по половому признаку, по классовому, имущественному, национальному или расо­вому. Лишь в недавнее время человечество провозгласило всех людей равными и предписало этические нормы поведения обяза­тельными по отношению к любому человеку.



По мере развития у людей духовности, способности к состра­данию они стали задумываться над отношением человеческого общества к животным, над несправедливостью и жестокостью этих отношений; человек стал болезненно реагировать на же­стокое обращение с животными, их уничтожение. Огромный шаг в сторону этизации отношения к животным был сделан, когда возникли религии (индуизм, буддизм и др.), придавшие фор­му религиозных догм запретам убивать животных. В течение веков шла борьба двух типов мировоззрения: построенного на сострадании и отвергающего жестокое обращение с живыми су­ществами, и мировоззрения прагматического, потребительского типа, утверждающего права сильного.

Тенденции, утверждавшие милосердие и справедливость, медленно развивались, но постепенно побеждали.

Великий гуманист современности Альберт Швейцер так пи­сал об историческом характере этики отношения к живот­ным:

"Когда-то считалось глупостью думать, что цветные люди являются действительно людьми и что с ними следует обра­щаться как со всеми людьми. Теперь эта глупость стала ис­тиной. Сегодня кажется не совсем нормальным признавать в качестве требования разумной этики внимательное отношение ко всему живому вплоть до низших форм проявления жизни. Но когда-нибудь будут удивляться, что людям понадобилось так много времени, чтобы признать несовместимым с этикой бес­смысленное причинение вреда жизни".

Лишь по мере увеличения числа этично мыслящих людей, для которых стало доступным сострадание к животным, стало возможным признать, что сознание человека становится биоэ­тичным. Создание законодательства по защите животных под­твердило реальность этих перемен.

Представляет интерес рассмотреть, как развивалась биоэти­ческая мысль в разных странах мира и в различные эпохи. Ее развитие связано с появлением выдающихся личностей, дале­ко опережавших своих современников в интеллектуальном и ду­ховном плане. Людьми, обладавшими биоэтическим сознанием, были прославленные мыслители, философы, ученые, деятели ис­кусства, реформаторы и религиозные деятели, заслуги которых перед человечеством велики, иногда — неизмеримы.

Этические учения древности

Хотя формированию этического мировоззрения способствует общий уровень культуры и по мере ее развития вероятность по­явления этичных людей возрастает, история знает выдающихся личностей, достигших вершин нравственного отношения к окру­жающему миру, живших в весьма отдаленные эпохи.

Вероятно, наиболее значительным с точки зрения развития биоэтических взглядов всех эпох был феномен Будды.

Сиддхартха Гаутама, известный под именем Будды, жил в Индии в 623-544 гг. до н. э. Он был наследным принцем неболь­шого царства, с детства воспитывался в роскоши, не сталки­ваясь с реальной жизнью. Тем сильнее было его потрясение, ко­гда он узнал о страданиях мира. После четырех знаменательных встреч у него резко изменилось представление о реальной жизни. Первая встреча была с нищим, просившим подаяния на улицах, мимо которого Сиддхартха проезжал. Он впервые узнал, что существуют бедность и голод, и задумался над этим. Вторая встреча произошла, когда Сиддхартха увидел больного и стра­дающего человека. Во время следующей поездки он встретил дряхлого старика. И во время четвертой поездки он повстречал похоронную процессию. Во дворце Сиддхартха никогда раньше не видел больных и дряхлых людей, не сталкивался со смер­тью. Его отец, царь, желая передать сыну правление царством, намеренно ограждал его от всего, что могло возбудить у маль­чика другие помыслы, так как царю было предсказано, что его сын станет великим проповедником. После описанных четырех встреч Сиддхартха решил посвятить свою жизнь поискам пу­тей избавления человечества от страдания. Он покинул ночью Дворец, бежал в джунгли и стал учеником отшельников-аскетов.

Бегство из дворца названо в буддизме "Великим уходом". В Джунглях Сиддхартха вел суровую аскетическую жизнь; учение продолжалось семь лет. Однако Сиддхартха понял, что сам по себе аскетизм не приводит к истине. Он покинул общину и про­водил время в глубоком сосредоточении, пытаясь понять смысл и "суть мира". Однажды он испытал прозрение, увидел карти­ну движения бесчисленных миров; он ощутил прилив духовных сил и понял, что постиг истину. Полный любви к человечеству, называемый теперь Буддой, или "просветленным", он стал проповедовать путь освобождения от страданий. Вместе со своими последователями он создал монастырскую общину, где монахи не имели собственности, жили подаянием. В основе их жизни лежа­ли принципы нестяжательства, воздержания, душевного мира и спокойствия, любви к людям и ко всему живому.

Буддизм как религиозное учение отличается от индуизма непризнанием ведических текстов и жертвоприношений живот­ных. Буддизм не считает мир сотворенным Богом. Смена жиз­ней, согласно буддизму, существовала всегда. Буддизм испове­дует веру в перевоплощение: каждое существо может родиться в виде животного, демона, человека, даже Бога.

Отношение к другим живым существам занимает централь­ное место в учении Будды. Главный принцип его — не при­чинять вреда никому из них. Буддийский монах не имеет права намеренно отнимать жизнь даже у червяка или муравья. Извест­на история императора Ашоки, жившего в III в. до н. э., который перешел в буддизм. Он издал несколько законов, требующих до­брого отношения к животным и включающих отказ от потребле­ния мяса, прекращение охоты, открытие больниц для животных и кормление их на дорогах. До сих пор на скалах и столбах мож­но прочитать сделанные Ашокой надписи, содержащие запреты убивать животных.

Философия Будды оказала колоссальное влияние на мировоз­зрение многих поколений людей, живших в этой части земно­го шара. Принцип непричинения зла животным стал религиоз­ной истиной для сотен миллионов людей. Философия ахимсы — непричинения зла никому — проникла, в конце концов, и в за­падные страны и в последнее столетие вызывает все больший интерес как философско-нравственное учение.

Немногим позже (VI в. до н. э.) жил еще один великий мы­слитель-гуманист древности Пифагор, больше известный нашим современникам как математик. Пифагор родился на острове Са­мосе, в Греции. Он прославил себя как ученый, философ и как основатель своего знаменитого общества — первой вегетариан­ской ассоциации, включающей 300 молодых людей из самых вли­ятельных семей города. Учение Пифагора основывалось на принципах гуманности и самоограничения, справедливости и умеренности. Пифагор учил своих последователей жить в согласии, делать добро врагам. Сам Пифагор требовал строгого нравственного отчета перед собой каждый вечер с помощью трех вопросов: Чего мне не удалось? Что хорошего я сделал? и: Чего хорошего я не сде­лал? Отличительной чертой учения Пифагора была заповедь "не убивать и не вредить невинным животным". Он рассматривал доброе отношение к животным как основу нравственного пове­дения человека, считая этическое вегетарианство необходимым условием жизни и справедливого отношения к животным. По словам современников, он покупал на рынке живых рыб и птиц, чтобы отпустить этих животных на волю.

Уважение Пифагора к прекрасному в природе было так ве­лико, что он запрещал наносить вред плодоносным деревьям и растениям. Пифагор обещал своим ученикам, что, довольству­ясь чистой, гуманной пищей, они будут иметь здоровье, душев­ное равновесие, обладать высокими нравственными качества­ми.

Учение Пифагора изложил в стихотворной форме знаменитый поэт древности — Овидий Назон. В 15-й книге "Превращений" одним из лучших поэтических мест считаются строки, посвя­щенные Пифагору и его школе: "Он, Пифагор, первым воспретил подавать на стол мясо животных; первым открыл уста, чтобы произнести полные мудрости слова, которым, однако, никто не внемлет:

Полно вам, люди, себя осквернять недозволенной пищей!

Есть у вас хлебные злаки; под тяжестью ноши богатой

Сочных, румяных плодов преклоняются ветви деревьев;

Грозди на лозах висят наливные; коренья и травы

Нежные, вкусные зреют в полях; а другие,

Те, что грубее, огонь умягчает и делает слаще;

Чистая влага молочная и благовонные соты

Сладкого меда, что пахнет душистой травой –

тимианом,

 

Не запрещаются вам. Расточительно щедро все блага

Вам предлагает земля; без жестоких убийств и без крови

Вкусные блюда она вам готовит.

Лишь дикие звери

Голод свой мясом живым утоляют... "

 

В античной Греции философия не была единой, там возникли
четыре философских школы: анимизм, витализм, механицизм, антропоцентризм. Центральной фигурой среди анимистов был Пифагор, который утверждал, что животные и люди имеют души одного порядка. Эти души бессмертны, говорил он, состоят из огня и воздуха и переходят от человека к животному или
человеку в последовательных перевоплощениях.

Витализм аналогичным образом признавал различие между органической и неорганической материей. Но в противоположность анимистам, виталисты, такие, как Аристотель (384-322 г. до н. э.), подчеркивали отсутствие связи между душой и телом «Аристотель не отрицал, что мужчины и женщины — животные, но ставил их на вершину естественной иерархии, и утверждал, что менее разумные должны служить более разумным. Хотя рабы признавались людьми, которые могли ощущать удовольствие и боль, они считались менее разумными, а их эксплуатация оправданной. К сожалению, философия Аристотеля заглушила влияние Пифагора в течение последующих веков и была возрождена в тринадцатом веке аквинцами и доминикан­цами.

Третье учение, механицизм, провозглашало, что люди и животные — простые механизмы.

И, наконец, элементы учения Аристотеля были упрощены, популяризированы Ксенофонтом. Это простое учение заключалось в том, что все на свете создано на благо человека. Если более сложная аргументация Аристотеля помогала построить вершины западной философской мысли, то примитивный антропоцентризм Ксенофонта был широко доступен. Анимисты — в лице Пифагора, механицисты и виталисты, такие, как Аристо­тель, — все признавали принципиальное сходство между чело­веком и животным. Только антропоцентристы видели пропасть между ними, и это учение явилось предметом горячих споров в последующие века в Европе.

В Древнем Риме, несмотря на жестокость нравов общества в целом, были выдающиеся этисты: философы Порфирий и Плотинус, государственный деятель Сенека. Наиболее известным мыслителем был Плутарх, родившийся в Греции, живший в Риме примерно в 46-100 г. н. э. В противоположность Пифагору, Плутарх основывал свое вегетарианство не на идее перевоплощения, а на общем долге доброты как по отношению к людям, так и животным.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.