Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Информационно-методическая часть

ПРОГРАММА ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

 

для студентов 1 и 2 курсов дневной и заочной форм получения образования специальности 1 - 25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)»

 

Могилев 2015 г.


СОСТАВИТЕЛИ:

Банцевич Евгений Еживич, к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита учреждения образования «Могилевский государственный университет продовольствия»

Алейникова Юлия Анатольевна, ассистент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита учреждения образования «Могилёвский государственный университет продовольствия»

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Козлова Елена Алексеевна, доцент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита учреждения образования «Могилёвский государственный университет продовольствия», к.э.н., доц.

Ефименко Антонина Григорьевна, д.э.н., заведующая кафедрой экономики учреждения образования «Могилевский государственный университет продовольствия»

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита

(Протокол № 10 от 12.05.2014 г.)

Заведующий кафедрой

к.э.н., доцент Т. И. Сушко

 

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом экономического факультета

(Протокол № 10 от 19.06.2014 г.)

Председатель Совета факультета Н. В. Абрамович

 

 


Пояснительная записка

Практика является важной частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса. Ознакомительная (учебная) практика студентов специализации «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в промышленности» предусмотрена учебным планом и направлена на закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний по изучаемой дисциплине «Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа».



В процессе прохождения практики студенты приобретают также опыт общественно-идеологической и организаторской работы.

Содержание и планирование учебной практики на всех ее этапах должны обеспечивать выполнение государственных требований к уровню подготовки специалистов в зависимости от специальности, квалификации, продолжительности обучения.

Эффективность практики, как одного из видов учебного процесса, в значительной мере определяется уровнем ее методического обеспечения. Основным организационно-методическим документом практики является учебная программа, которая разрабатывается кафедрой с учетом конкретной специальности (специализации) студентов и профиля предприятий (организаций), на базе которых проводится практика.

Целью ознакомительной практики является обучение студентов практическим навыкам самостоятельной работы, выработка умений применять их при решении конкретных экономических задач, подготовка их к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности.

Задачи ознакомительной практики:

- изучение и умение применять на практике законодательные и нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета и анализа;

- изучение правил документирования фактов хозяйственной деятельности;

- приобретение необходимых практических навыков в обработке экономической информации;

- развитие экономического мышления и умения делового общения.

 

Содержание практики

Ознакомительная практика является составной частью учебного процесса и играет важную роль в деле подготовки высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Ознакомительной практикой завершается обучение студентов на 1-ом курсе университета для очной (дневной формы) получения образования и организуется после сдачи летней экзаменационной сессии. Для студентов заочной формы получения образования – после сдачи зимней сессии на 2-ом курсе обучения.

Перед началом практики кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита проводит собрание студентов, на котором рассматриваются вопросы организации практики, ее содержание и формы отчетности, а также особенности прохождения практики, и выдает индивидуальные задания.

Для руководства практикой кафедра назначает преподавателя, который осуществляет непосредственно руководство ознакомительной практикой студентов на месте.

Во время практики студенты на базе учебной бухгалтерии в компьютерном классе кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита проходят обучение работе с аналитической правовой системой «Бизнес-инфо».

«Бизнес-Инфо» – это аналитическая правовая система (АПС), разработанная ООО «Профессиональные правовые системы» для специалистов, принимающих управленческие решения.

Тексты нормативных документов поступают в АПС «Бизнес-Инфо» из эталонного банка данных правовой информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь после их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и юридической обработки специалистами НЦПИ Республики Беларусь. Достоверность нормативной базы документов аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо» подтверждается полным соответствием эталонному банку данных правовой информации (ЭБДПИ).

В АПС «Бизнес-Инфо» включены материалы банка данных «Судебная практика», созданного при участии Верховного Суда Республики Беларусь. Банк данных содержит актуальную, полную и достоверную правовую информацию о правоприменительной деятельности судебных органов.

В АПС «Бизнес-Инфо» включается ряд документов, опубликованных в журнале «Налоги Беларуси». Данный журнал является официальным печатным изданием Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Кроме того, «Бизнес-Инфо» включает документы, опубликованные в журнале «Главный Бухгалтер». В журнале публикуются статьи ведущих специалистов министерств и ведомств, аудиторов и практикующих бухгалтеров с многолетним опытом работы в различных сферах хозяйственной деятельности.

В программе имеются актуальные и полезные сведения, касающиеся различных сфер деятельности субъекта хозяйствования, в том числе экономической, финансовой, бухгалтерской и др. Аналитическая правовая система «Бизнес-Инфо» содержит сотни тысяч нормативных правовых актов и аналитических материалов. Для работы с таким большим объемом информации применяется система поиска.

Аналитические и справочные материалы сформированы по профессиональной принадлежности в специализированные банки данных (БД): БД «Бухгалтер», БД «Экономист», БД «Юрист» и другие.

Информация в АПС «Бизнес-Инфо» обновляется каждый день через Интернет. Это позволяет полностью обеспечить информационные потребности пользователей в условиях постоянно изменяющегося законодательства. При загрузке программы внимание пользователя акцентируется на главных новостях законодательства.

Кроме того, дополнительно имеются разделы, обеспечивающие необходимой справочной информацией, облегчающие расчет отдельных показателей и заполнение форм отчетности: раздел «Справочная информация», раздел «Калькуляторы».

Бесспорным преимуществом данной аналитической правовой системы является возможность сохранения и распечатки необходимых документов.

Работа с АПС «Бизнес-Инфо» предоставляет студентам новые возможности:

- использование АПС «Бизнес-Инфо» в качестве источника информации при изучении стандартных дисциплин, предусмотренных учебной программой, при подготовке курсовых и дипломных работ;

- обучение работе с правовыми системами (предлагаемый программный продукт востребован в реальном секторе, широко применяется в работе служб ведущих компаний);

- структурирование и обобщение знаний, ранее полученных в рамках отдельных курсов предметов (обеспечивается реализацией деловых игр, индивидуальных заданий, курсовых и дипломных проектов на основе материалов, размещенных в аналитических правовых системах);

- доступ к готовым шаблонам Excel-таблиц («Кредитный калькулятор», «Калькулятор себестоимости продукции», «Калькулятор пособий по временной нетрудоспособности» и другие), что экономит время при составлении расчетов.

График прохождения ознакомительной практики представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 – График прохождения практики

 

Выполняемая работа Продолжительность (дни)
очная (дневная) форма получения образования заочная форма получения образования
Организационное собрание в университете. Проведение инструктажа по охране труда. 1. Ознакомление и обучение работе с аналитической правовой системой «Бизнес-инфо» специалистом по работе с клиентами ООО «Профессиональные правовые системы».        
3. Выполнение индивидуального задания, согласованного с руководителем практики от университета.  
4. Оформление отчета
Итого

В конце практики студенты составляют и защищают отчет по ознакомительной практике.

Ход и итоги практики обсуждаются и анализируются на заседании кафедры с целью выявления недостатков и улучшения методической и организационной работы со студентами-практикантами.

Информационно-методическая часть

Для допуска к прохождению практики студент должен:

- полностью выполнить теоретический план обучения и не иметь академической задолженности;

- принять участие в собрании, на котором руководитель практики от кафедры ознакомит студентов с основными положениями программы практики, проводит инструктаж по технике безопасности.

Студент обязан:

- полностью выполнять задания, предусмотренные учебной программой практики, указания руководителя практики от кафедры;

- подчиняться действующим на правилам внутреннего трудового распорядка;

- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, технику безопасности и производственной санитарии;

- предоставить руководителю практики от кафедры письменный отчет после прохождения практики.

При знакомстве с правилами техники безопасности студенты должны прослушать лекционный курс специалиста по охране труда и принять во внимание все полученные сведения. Навыки, полученные в процессе прослушивания лекционного курса по соблюдению правил техники безопасности, должны неукоснительно выполняться. После ознакомительного курса по основным вопросам охраны труда студент ставит подпись в журнале учета инструктажа по технике безопасности.

Отчет о прохождении практики структурно состоит из следующих частей:

- титульный лист;

- содержание;

- основная часть (индивидуальное задание);

- приложения.

Объем отчета о прохождении практики должен составлять не менее 30 машинописных страниц. В указанное число страниц приложения не включаются.

Образец оформления титульного листа отчета представлен в Приложении А.

В содержании последовательно перечисляют все заголовки отчета о прохождении практики: номера и заголовки разделов, список использованных источников и приложения с указанием номера страницы, на которой помещен каждый заголовок.

В основной части отчета студент должен раскрыть порядок выполнения индивидуального задания. Индивидуальное задание включает в себя самостоятельную работу студента по поиску законодательно-нормативных документов по определенной тематике в аналитической правовой системе «Бизнес-инфо».

Тематика поиска определяется в соответствии с классификатором «Бухгалтер» в АПС «Бизнес-инфо».

В разделе «Бухгалтерский учет в промышленности» данного классификатора представлены основные темы, по которым студентам нужно будет осуществить поиск и подборку соответствующих законодательно-нормативных документов, регулирующих порядок бухгалтерского учета, анализа и контроля в Республике Беларусь:

1. Долгосрочные активы

По теме рассматриваются на выбор следующие вопросы:

- основные средства,

- нематериальные активы;

- долгосрочные финансовые вложения;

- оборудование к установке и строительные материалы;

- вложения в долгосрочные активы;

- отложенные налоговые активы.

2. Производственные запасы

По теме рассматриваются на выбор следующие вопросы:

- сырье и материалы;

- топливо;

- тара;

- запасные части;

- инвентарь и хозяйственные принадлежности, специальная оснастка и специальная одежда;

- лом и отходы, содержащие драгоценные металлы;

- налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам.

3. Затраты на производство

По теме рассматриваются на выбор следующие вопросы:

общепроизводственные затраты;

общехозяйственные затраты;

брак в производстве;

себестоимость продукции, работ, услуг;

состав затрат на производство продукции и т.д.

4. Готовая продукция и товары

По теме рассматриваются на выбор следующие вопросы:

- товары,

- готовая продукция,

- расходы на реализацию.

5. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

По теме рассматриваются на выбор следующие вопросы:

- денежные средства в национальной и иностранных валютах в кассе организации;

- денежные средства в национальной и иностранных валютах на счетах в банке;

- краткосрочные финансовые вложения.

6. Расчеты

По теме рассматриваются на выбор следующие вопросы:

- расчеты с поставщиками и подрядчиками;

- расчеты с покупателями и заказчиками;

- расчеты по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам;

- расчеты по налогам и сборам;

- расчеты с персоналом по оплате труда;

- расчеты по социальному страхованию и обеспечению;

- расчеты с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям;

- расчеты с разными дебиторами и кредиторами;

- расчеты по прямому страхованию и перестрахованию.

7. Собственный капитал

По теме рассматриваются на выбор следующие вопросы:

- уставный капитал;

- добавочный капитал, резервный капитал;

- целевое финансирование.

8. Финансовые результаты

По теме рассматриваются на выбор следующие вопросы:

- доходы и расходы по текущей деятельности;

- прочие доходы и расходы;

- недостачи и потери от порчи имущества;

- прибыли и убытки.

Вопрос выбирается студентом самостоятельно, согласовывается с руководителем практики от кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита и является индивидуальным заданием по практике.

На основании проведенной самостоятельной работы по поиску и подборке законодательно-нормативных документов студент в основной части отчета по практике должен представить аннотированный обзор законодательно-нормативных документов (не менее 10 документов) по выбранному вопросу.

Аннотированный обзор представляет собой нумерованный список документов с указанием:

- названия документа,

- даты утверждения,

- номера утверждения,

- органа, принявшего (утвердившего) данный нормативный акт,

- последних изменений и дополнений, внесенных в данный документ на момент составления отчета по практике,

- краткого содержания (аннотации) данного документа.

Аннотация представляет собой краткое разъяснение конкретного документа: с какой целью принят данный нормативный акт, какие разделы содержит, какие основные определения и понятия используются в нем, краткая их суть.

При составлении аннотированного обзора законодательно-нормативных документов по бухгалтерскому учету, анализу и контролю студентам необходимо исходить из того, что в Республике Беларусь сложилась многоуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, отчетности, анализа и контроля.

Значимые нормативные акты первого уровня – Кодексы Республики Беларусь: Граж­данский Кодекс (ГК РБ), Трудовой Кодекс (ТК РБ), Кодекс об административных правонаруше­ниях (КоАП РБ) и Налоговый кодекс (НК РБ).

Затем идет Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», в котором установлены единые правовые и методологические основы ведения бухгалтерского учета и со­ставления бухгалтерской отчетности.

В одном ряду с ним стоят следующие нормативные правовые акты:

– Законы Республики Беларусь («Об аудиторской деятельности», «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», «О республиканском бюджете на календарный год», «Об инвестициях» и другие);

– Указы Президента Ре­спублики Беларусь («О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь», «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другие);

– Постановления Совета Министров Республики Бела­русь, которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской финансовой отчетности («О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте», «Об утверждении перечня первичных учетных документов», «О некоторых вопросах определения стоимости чистых активов», «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», которым утверждено «Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам», и другие).

К документам второго уровня относятся постановления Министерством финансов Республи­ки Беларусь, которыми утверждаются стандарты и инструкции по бухгалтерско­му учету, рассматривающие отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, порядок составления бухгалтерской отчетности.

В первую очередь к документам этого уровня относится постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. № 50, которым утверждены Типовой план счетов бухгалтерского учета и «Инструкция по применению Типового плана сче­тов бухгалтерского учета» – базовый документ технического обеспечения ведения бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Типовой план сче­тов бухгалтерского учета - документ общего порядка, единый, обязатель­ный к применению в организациях любых видов деятельности и всех от­раслей экономики независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных учреждений и банков.

Также к документам второго уровня относятся постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, постановления Правления Национального банка Республики Беларусь, которые имеют силу обязательного применения всеми хозяйствующими субъектами независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, и кон­кретизируют общие методологические подходы, изложенные в законах, инструкциях и положениях.

К третьему уровню относятся документы отраслевых министерств (Министерство промышленности Республики Беларусь, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и другие отраслевые министерства), которые определяют специфику учета и отчетности в отраслях народного хозяйства (приказы, указания, разъяснения и др.), а также постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь (Белстата), которыми утверждаются формы статистической отчетности и указания по их заполнению.

Таким образом, при составлении аннотированного обзора студент должен расположить все подобранные законодательно-нормативные документы исходя из уровня значимости:

1-й уровень – Кодексы и Законы Республики Беларусь, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, нормативные документы Совета Министров Республики Беларусь;

2-й уровень – нормативные документы Министерства финансов Республики Беларусь и других республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь;

3-й уровень – нормативные документы отраслевых министерств Республики и Национального статистического комитета Республики Беларусь.

В приложения следует относить вспомогательный материал, необходимый для полноты раскрытия вопросов, изученных во время прохождения практики и отраженных в индивидуальном задании.

При составлении отчета необходимо руководствоваться «Методическими рекомендациями по обучению работе с аналитической правовой системой «Бизнес-Инфо», представленными ООО «Профессиональные правовые системы».

На завершающей неделе практики студент в течение двух дней составляет письменный отчет о выполнении программы практики. Отчет должен быть подписан студентом, руководителем практики от кафедры. Подготовленный студентом отчет о прохождении практики, оформленный в соответствии с установленными требованиями, сшитый в папку-скоросшиватель или переплетенный передается руководителю практики от кафедры на проверку в течение двух дней после окончания практики.

При оценке отчета учитываются: содержание рабо­ты, ее актуальность, степень самостоятельности, оригиналь­ность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общей и экономичес­кой).

Оценка ознакомительной практики учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студент, получивший положительный отзыв по отчету, сдает дифференцированный зачет руководителю практики от кафедры.

На защите отчета по практике студент должен кратко изложить содер­жание отчета, дать исчерпывающие ответы на вопросы.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв руководителя практики, неудовлетворительную отметку при сдаче дифференцированного зачета руководителю практики от кафедры, повторно направляется на практику в свободное от обучения время.


 

Приложение А

 

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

Могилёвский государственный университет продовольствия

 

Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.