Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Семинарское занятие 1. Предмет, задачи и методологические принципы психологии личности (6 часов)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………....4
  2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПП…………………………………...….4
  3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПИНЫ…………………...4
  4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПИНЫ…………………………………….6

4.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………………………..6

4.2. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ…………………………………………..7

4.3. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………11

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ………………………………….……….……..35

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ………………………………………………………………………..………..35

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………..39

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПИНЫ………………...41

 

 


1. Цели освоения дисциплины.

Целью освоения дисциплины «Психология личности» является формирование у студентов представления о психологии личности – теоретической и практической области человекознания, направленной на исследование закономерностей функционирования нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Психология личности» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (Б.3). Для успешного освоения дисциплины необходима базовая подготовка по следующим курсам «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Основы психогенетики», вводным разделам дисциплины «Общий психологический практикум», «Педагогическая психология».



 

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность и готовность к:

· пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

· пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

· владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

· использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

· применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

· анализу своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

· осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

· выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

· применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

· проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12)

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать:

объектные и субъектные, детерминистические и индетерминистические, монологические и диалогические, структурно-функциональные и историко-генетические, номотетические и идиографические ориентации в исследовании личности; уровни методологического анализа проблемы личности; основные направления, подходы и теории в психологии личности; основные критерии классификации методов эмпирического исследования личности; отличительные признаки и разновидности экспериментального метода; методические требования к эмпирическим методам; основные типы данных, используемых в исследовании личности; иметь представление о базовых процедурах воздействия; о методах статистической обработки данных и анализа результатов.

 

Уметь:

различать методы диагностики личности, исследования личности и воздействия на личность (с целью управления, реабилитации, коррекции, развития); подбирать приемы, адекватные поставленной задаче исследования, имея в виду множественность феноменологии и фактологии личности; планировать и осуществлять три основных стратегии исследования личности: клиническое исследование, эксперимент и корреляционный анализ с использованием опросников; осуществлять базовые процедуры анализа жизненных проблем человека, социализации личности, проблем профессиональной деятельности; проектировать и осуществлять эмпирические исследования по проблемам личностного развития человека, индивидуальных особенностей психического развития человека.

Владеть:

следующими методами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида; исследования особенностей мотивационной и эмоциональной сферы личности; самооценки личности; исследования личностной идентичности; исследования личности в группах и коллективах.

 


4. Структура и содержание дисциплины «Психология личности».

Общая трудоемкость дисциплины составляет __3___ зачетные единицы__108__ часа.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинар Практич Самост. раб.
  PАЗДЕЛ 1. ЛИЧНОСТЬ. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
Введение в психологию личности     - Фронтальный опрос
Темперамент и характер как базовые свойства личности     1,5 Кейс-стади
Задатки и способности личности     1,5 -  
Направленность личности     -  
«Я-концепция» и социализация личности.     - Коллоквиум
  РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Понятие теории личности и критерии оценки.     0,5 - Реферат
Классический психоанализ. Его модификации и развитие     -  
Теория поля К. Левина     0,5 - Реферат
Когнитивный подход. теория личностных конструктов Дж. Келли        
Феноменологический подход в психологии личности     - Кейс-стади
Поведенческий подход. Теория научения в психологии личности     - Фронтальный опрос
Отечественная психология личности     - Контрольная работа
  РАЗДЕЛ 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Стресс и эмоциональная жизнь личности. Защитное и совладающее поведение     Фронтальный опрос
Самоорганизация и жизненный путь личности     Эссе
Волевая саморегуляция личности     0,5 Реферат
Психотический, пограничный и невротический уровни развития личности     0,5 Контрольная работа
  ИТОГО Сессия Экзамен

 

4.2. Содержание лекционных занятий:

 

Тема Содержание
PАЗДЕЛ 1. ЛИЧНОСТЬ. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ  
Тема 1. Введение в психологию личности Основные понятия о человеке. Структура и факторы формирования и развития личности. Основные понятия о человеке: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект. Структура личности. Факторы формирования и развития личности. Предмет, задачи и методологические принципы психологии личности. Методология как теория научного метода. Особенности познавательной ситуации исследования личности по А.Г. Асмолову. Принцип системности: уровни, компоненты и механизмы структурной организации личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.С.Мерлин). Принцип активности и три подхода, раскрывающие этот принцип (Н.А.Бернштейн, П.К. Анохин, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев). Принцип развития: детерминанты, уровни и стадии развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Н. МакВильямс), принцип субъекта (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская), принцип детерминизма (Дж. Уотсон, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип единства теории, эксперимента и практики (Д. Кэмпбелл, В.Н. Дружинин, Т.В. Корнилова).
Тема 2. Темперамент и характер как базовые свойства личности Краткая история исследования темперамента: гуморальные (Гиппократ, Гален), соматические (Кречмер, Шелдон), психофизиологические (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов) и психологические теории (В.С. Мерлин). Основные школы темперамента. Результаты разработки проблемы темперамента в отечественной психологии и за рубежом. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование (Томас, Чесс). Легкий, трудный типы темперамента, темперамент с длительным привыканием. Луизвильский лонгитюд. Трехкомпонентная теория Пломина. Исследование детского темперамента (Е.А. Сергиенко): трудный, легкий, стеничный и пассивный типы темперамента у моно- и дизиготных близнецов и одиночно рожденных детей.  
Тема 3. Задатки и способности личности 1. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. 2. Природа человеческих способностей. 3. Общие и специальные способности. 4. Структура способностей. 5. Способности, склонности и интересы. 6. Развитие способностей. 7. Способности и самореализация личности.
Тема 4. Направленность личности 1. Потребность и нужда, предмет удовлетворения потребности. 2. Мотив и мотивация. Теории мотивации. 3. Личностные и ситуативные диспозиции. 4. Характеристики мотивационной сферы: широта, гибкость, иерархизированность. 5. Мотивация в деятельности и общении. 6. Направленность личности.
Тема 5 . «Я-концепция» и социализация личности. Самосознание как процесс и результат. Параметры процесса самосознания: Я как активный деятель, единство Я, идентичность Я, осознание себя как отличного от окружающего мира. Я-концепция как результат самосознания. Самооценка, образ Я и самоутверждение личности. Социальная, половая и гендерная идентичность. Половая идентичность и проблема ее формирования. Нарушения полового развития, вызванные хромосомными аномалиями. Пол и гендер. Маскулинность, фемининность и андрогинность. Социальные представления. Социальное мышление и его процедуры: проблематизация, репрезентация, интерпретация и категоризация.
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ  
Тема 6. Теории личности и критерии оценки. Теория как форма научного познания психической реальности. Специфика психологической теории (С.Л. Рубинштейн). Имплицитная концепция (Дж. Брунер и Р. Тагиури). Эксплицитная концепция. Критерии анализа и оценки теорий личности по Хьел и Зиглеру.
Тема 7. Классический психоанализ. Его модификации и развитие.. Классический психоанализ З. Фрейда. Три этапа научного творчества: модель аффективной травмы, топическая и структурная модели. Стадии психосексуального развития по Фрейду. Аналитическая психология К. Юнга. Структура психики. Понятие архетипа и психической функции. Индивидуация и ее этапы. Подходы к типологии личности. Индивидуальная психология А. Адлера. Чувство неполноценности и комплекс неполноценности. Личное и конструктивное превосходство и социальный интерес, творческое Я. Понятие жизненной цели и жизненного стиля. Шесть принципов классического психоанализа. Основные направления современного психоанализа: эго-психология (Х. Гартманн, А. Фрейд, Э. Эриксон), психология объектных отношений (М. Кляйн, М. Балинт, Х. Кохут). Проблема привязанности и сепарации в работах психоаналитиков (Дж. Боулби, М. Малер). Перенос и сопротивление. Типичные проявления реакций переноса, основные элементы переноса, классификации переноса. Сопротивление и его клинические проявления. Классификации сопротивления. Психологические механизмы и методы их диагностики.
Тема 8. Теория поля К. Левина. Понятие психологического пространства в гештальтпсихологии. Основные принципы теории поля К. Левина. Структурная часть теории поля: психологическое поле и личность, внутриличностый регион, перцептуально-моторный слой, понятие субрегиона, валентные объекты. Динамическая часть теории: психическая энергия, истинные потребности и квазипотребности, напряжение, принцип редукции напряжения. Экспериментальные работы школы К. Левина.
Тема 9. Когнитивный подход в психологии личности. Теория личностных конструктов Дж. Келли. Становление когнитивной психологии. Теория личностных конструктов Дж. Келли. Понятие конструкта. Биполярность, диапазон применимости и индивидуальность. Развитие системы конструктов. Тест репертуарных решеток.
Тема 10. Феноменологический подход в психологии личности Гуманистическая психология. Основные принципы гуманистической психологии. Теория личностных черт Г. Олпорта. Принцип функциональной автономии мотивов. Мотивы нужды и мотивы развития. Теория самоактуализации А. Маслоу. Понятие самоактуализации. Иерархия мотивов по Маслоу. Теория К. Роджерса и понятие конгруэнтности. Безусловное положительное отношение к человеку и эмпатия. Феноменальное поле и самость. Принципы личностно-центрированной психотерапии. Экзистенциальная психология. Трансперсональная психология.
Тема 11. Поведенческий подход в психологии личности. Теории научения в психологии личности Закон научения (Э. Торндайк). Теория оперантного обусловливания Скиннера. Оперантное и респондентное поведение. Научение как процесс. Подкрепление в виде поощрения и наказания. Режимы подкрепления. Неусвоенная и неадаптивная реакции в психопатологии. Принципы терапии в психологии научения. Сходство и различия теории научения и социально-когнитивной теории. Обучение путем наблюдения (А. Бандура). Четыре компонента обучения в процессе наблюдения: внимание, память, воспроизведение движений, мотивация. Агрессия и ее детерминанты. Самоэффективность и источники ее оценки.
Тема 12. Отечественная психология личности Проблема личности в отечественных психологических школах: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, философско-психологическая теория С.Л. Рубинштейна. Проблема человека в трудах Б.Г. Ананьева. Отношение как единица анализа личности по В.Н. Мясищеву. Понятие установки по Д.Н. Узнадзе. Установка и деятельность. Новые тенденции исследования личности в отечественной психологии. Проблема морального развития личности. Исследования представлений о порядочном человеке (М.И. Воловикова и М.И. Гренкова). Психология понимания и проблема правды и лжи в работах В.В. Знакова. Исследование личности пожилого человека (Л.И. Анцыферова). Психосемантика сознания (В.Ф. Петренко, А.Т. Шмелев, Е.Т. Соколова). Метод реконструкции субъективных семантических пространств. Проблема инициативы и ответственности личности (К.А. Абульханова-Славская).
РАЗДЕЛ 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ  
   
Тема 13. Стресс и эмоциональная жизнь личности. Защитное и совладающее поведение. Стресс. Механизм стресса. Стресс оптимальный и деструктивный. Определение эмоций. Виды эмоций. Нейрофизиологический, экспрессивный и чувственный аспекты эмоций. Валентность эмоций. Страх и его причины. Первая теория страха З. Фрейда. Вторая теория страха. Понятие сигнального страха. Страх и тревожность. Защиты и их функции. Примитивные и зрелые формы защитного поведения. Совладающее поведение и его сравнение с защитным.
Тема 14. Самоорганизация и жизненный путь личности Теории П. Жане и Ш. Бюлер. Философские воззрения С.Л. Рубинштейна. Понятие субъекта жизнедеятельности. Понятие психологического поля. Личностная дистанция. Субъективное пространство личности. Психологическое пространство и проблема одиночества. Одиночество как состояние и как чувство. Ситуативное и хроническое одиночество. Объективное и субъективное время. Событийный подход А.А. Кроника. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст личности. Типы регуляции времени по В.И. Ковалеву. Режимы осуществления деятельности по Л.Ю. Кублицкене.
Тема 15. Волевая саморегуляция личности. Гетерономные теории воли (Г. Эббингауз, И. Гербарт). Аффективная теория воли В. Вундта. Теории автономной воли: мотивационный подход (воля как мировая сила - А. Шопенгауэр, Г.И. Челпанов, воля как начальный момент мотивации действия - К. Левин, Т. Рибо, воля как способность преодолевать препятствия - Ю. Куль, Х. Хекхаузен, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе), подход свободного выбора (И. Кант, У. Джеймс, С.Л. Рубинштейн), регуляционный подход (М. Басов, К. Левин). Волевое и произвольное действие. Волевая регуляция личности. Нарушение волевого контроля.
Тема 16. Психотический, пограничный и невротический уровни развития личности Представление о степени и характере нарушенности личности. Подход Н. МакВильямс. Критерии уровня развития личности: защитные механизмы, основная проблема личности, способность тестировать реальность, эго-идентичность, объектные отношения. Психотический, пограничный, невротический уровни развития личности. Проблемы доверия/недоверия, приближения/избегания, инициативы/вины. Структурный подход О. Кернберга. Структурное интервью.

 

План семинарских и практических занятий

Семинарское занятие 1. Предмет, задачи и методологические принципы психологии личности (6 часов)

1. Основные понятия о человеке: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект.

2. Предмет и задачи психологии личности.

3. Особенности познавательной ситуации исследования личности в психологии.

4. Методологические принципы, на которых основываются современные работы по психологии личности.

5. Основные положения, касающиеся природы человека.

6. Основные проблемы психологии личности.

7. Сравнение наблюдения и эксперимента.

8. Достоинства и недостатки проективных тестов.

 

Основные термины и понятия:

1. Методологический принцип

2. Детерминизм

3. Структура личности

4. Номотетический и идиографический методы

5. Валидность

6. Проекция

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Назовите особенности познавательной ситуации исследования личности в психологии.

2. На каких методологических принципах основываются современные работы по психологии личности?

3. Определите смысл понятия "детерминизм".

4. Каковы основные проблемы психологии личности?

Тематика рефератов:

1. Эпигенетический принцип развития в психологии.

2. Специфика эпигенетического принципа в психологии (по сравнению с биологией).

3. Подходы к проблеме структуры личности.

4. Системный подход в исследованиях личности.

5. Особенности экспериментальных исследований в психологии личности.

6. Проективные тесты и их теоретические основания.

Основная литература:

1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.

3. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24, № 1. 2003. С. 29-46.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: 1997.

5. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24, № 2. 2003. С. 95-106.

6. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.

7. Проективная психология: Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, 2000.

8. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.