Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Бухгалтерская отчетность малых предприятий

 

Вопрос: Должны ли составлять и представлять бухгалтерскую отчетность организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН)?

 

Ответ: Составлять и представлять в органы государственной статистики и в налоговые органы годовую бухгалтерскую отчетность обязаны организации независимо от применяемого ими режима налогообложения, в том числе организации, применяющие УСН (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, Письма Минфина России от 04.02.2013 N 07-01-06/2253, от 23.10.2012 N 03-11-09/80, от 26.03.2012 N 03-11-06/2/46).

 

Организации - субъекты малого предпринимательства могут формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. Составлять и представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность вправе также организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (п. п. 1, 3 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, Письмо Минфина России от 27.12.2013 N 07-01-06/57795).

 

Вопрос: Какие организации относятся к субъектам малого предпринимательства?

 

Ответ: К субъектам малого предпринимательства относятся организации, соответствующие следующим условиям:

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно (п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации");

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101) <*>;



- учредители (собственники) отвечают требованиям, предъявляемым п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ <**>.

--------------------------------

<*> С 25 июля 2015 г. предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) для субъектов малого предпринимательства составляет 800 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702).

<**> С 30 июня 2015 г. действуют изменения, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 156-ФЗ в п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в котором установлены требования, предъявляемые к учредителям (собственникам) организации - субъекта малого предпринимательства.

 

Внимание!

Формировать бухгалтерскую отчетность за 2014 г. по упрощенной системе указанные выше организации вправе только в случае, если они не являются микрофинансовыми и их бухгалтерская (финансовая) отчетность не подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. п. 1, 4 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

 

В то же время малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (п. 6 Приказа N 66н). Соответствующее решение принимается организациями самостоятельно.

По составу отчетности. Представление Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах в составе годовой бухгалтерской отчетности является обязательным.

Решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства Отчета об изменениях капитала и Отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в отчетности дополнительных сведений, без которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Такие разъяснения содержатся в Информации Минфина России N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства", Письме Минфина России от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80.

По объему информации. В Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах субъекты малого предпринимательства могут включать показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям (пп. "а" п. 6 Приказа N 66н).

Кроме того, малые предприятия и организации - участники проекта "Сколково" вправе применять формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом N 66н (п. 6.1 Приказа N 66н, Письмо Минфина России от 27.12.2013 N 07-01-06/57795).

Формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/311@.

Если организация - субъект малого предпринимательства принимает решение о включении в состав своей годовой бухгалтерской отчетности Отчета об изменении капитала, Отчета о движении денежных средств или иных приложений, то она вправе привести в них только наиболее важную информацию, которая необходима для оценки финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (пп. "б" п. 6 Приказа N 66н).

Кроме того, в приложении к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах целесообразно раскрыть положения учетной политики, необходимые пользователю отчетности для понимания порядка формирования ее показателей (Информация Минфина России "Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства"). В частности, необходимо указать, применяет ли организация упрощенные способы бухгалтерского учета, и если применяет, то какие именно.

 

Вопрос: Какие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут применять субъекты малого предпринимательства?

 

Ответ: Перечень упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность (далее - упрощенные способы), приведен в Информации Минфина России N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности".

Организации - субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы (п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Исключение составляют организации, поименованные в ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Выбор применяемых упрощенных способов организации осуществляют самостоятельно. При этом принимаются во внимание конкретные условия хозяйствования, величина организации, другие соответствующие факторы. Выбранные упрощенные способы закрепляются организацией в учетной политике, которая должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (п. п. 4, 6, 7 ПБУ 1/2008, п. п. 1.2, 2 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).

Субъекты малого предпринимательства, в частности, вправе:

1) вести бухгалтерский учет без применения двойной записи, если они относятся к категории микропредприятий (п. 6.1 ПБУ 1/2008) <*>.

--------------------------------

<*> К категории микропредприятий относятся малые предприятия, у которых за предшествующий календарный год средняя численность работников составила не более 15 человек и выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС - не более 60 млн руб. (пп. "б" п. 2, п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", абз. 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101, Письмо Минэкономразвития России от 06.12.2011 N Д05-3554). С 25 июля 2015 г. предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) для микропредприятий составляет 120 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702);

 

2) использовать сокращенный рабочий план счетов (п. 3 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).

Отметим, что ведение бухгалтерского учета с использованием сокращенного рабочего плана счетов может вызвать затруднения при составлении бухгалтерской отчетности, формируемой по общеустановленным (не упрощенным) формам, приведенным в Приложениях N 1 и N 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н. Для формирования показателей строк отчетности потребуется организовать аналитический учет по синтетическим счетам бухгалтерского учета, предусмотренным сокращенным рабочим планом счетов;

3) принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета для систематизации и накопления информации (п. 4 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015). При этом организация может выбрать один из следующих вариантов:

3.1) использовать регистры бухгалтерского учета имущества. В этом случае факты хозяйственной жизни регистрируются в упрощенных ведомостях. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг) (абз. 3 п. 4.1 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015, абз. 3 п. 21, разд. 4.2 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н);

3.2) вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) - в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов (абз. 2 п. 4.1 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015, абз. 2 п. 21, разд. 4.1 Типовых рекомендаций);

4) не применять ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 18/02;

5) использовать кассовый метод учета доходов и расходов (не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни), а именно:

- выручку признавать по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в пп. "а", "б", "в" и "д" п. 12 ПБУ 9/99;

- расходы признавать после погашения задолженности, то есть только в части оплаченных материальных ценностей, работ, услуг, выплаченной оплаты труда и других оплаченных затрат (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99, п. 20 Типовых рекомендаций);

6) учитывать в качестве прочих все расходы по займам, в том числе проценты за пользование заемными средствами, направленными на приобретение (создание) инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008);

7) осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений по первоначальной стоимости, то есть:

- не переоценивать по текущей рыночной стоимости финансовые вложения, по которым такая стоимость определяется (п. п. 19, 21 ПБУ 19/02);

- не отражать обесценение финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02).

 

Внимание!

Принять решение не отражать обесценение финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, если расчет величины такого обесценения затруднителен, малые предприятия вправе с 2015 г. (пп. 1 п. 6 Приложения к Приказу Минфина России от 06.04.2015 N 57н);

 

8) исправлять в бухгалтерском учете существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год, в порядке, установленном для исправления несущественных ошибок прошлых лет:

- с отнесением прибыли или убытка, возникших в результате исправления ошибок, в прочие доходы или расходы текущего отчетного периода;

- без ретроспективного пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);

9) отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики перспективно, то есть только в отношении фактов хозяйственной жизни, свершившихся после введения измененного способа учета, без корректировок показателей отчетности прошлых периодов (п. 15.1 ПБУ 1/2008);

10) составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе, а именно:

- формировать отчетность в сокращенном объеме (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах составляются в случае, если в них необходимо привести информацию, без которой невозможно оценить финансовое положение или финансовые результаты деятельности организации (пп. "б" п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 17 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015);

- использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (п. 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 18 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015). Если организация не применяет указанные формы, то в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах она может включить показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям) (пп. "а" п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 18.1 Информации Минфина N ПЗ-3/2015).

Также отметим, что руководитель организации - субъекта малого предпринимательства, которая вправе применять упрощенные способы, может возложить ведение бухгалтерского учета на себя (ч. 3 ст. 7, ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

 

Подробнее об отражении информации об учетной политике в бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства см. в разд. 3.5.10.1.1 "Раскрытие информации об учетной политике".

О порядке заполнения форм бухгалтерской отчетности для организаций - субъектов малого предпринимательства см. разд. 3.6 "Формы бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства".

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2018 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.