Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом

Лекция 8. Сущность и структура затрат на персонал

Основная литература:

1. Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавров / под ред. И.А. Максимцева. – М.: Издательство «Юрайт», 2013. – 525 с.

2. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 447 с.

План занятия:

1. Понятие и содержание затрат на персонал

2. Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом

 

  1. Понятие и содержание затрат на персонал

Затраты на персонал организации — интегральный показатель, который включает в себя расходы, связанные с привлечением, возна­граждением, стимулированием, использованием, развитием, социаль­ным обеспечением, организацией труда и улучшением его условий, увольнением персонала.

В условиях действующей системы учета затрат на производство и оказание услуг в отечественных организациях осуществить оцен­ку затрат на персонал весьма не просто, так как для этого следует произвести выборку данных из многочисленных форм бухгалтер­ской отчетности и других документов первичного учета. Часть за­трат на персонал относится на себестоимость продукции, часть затрат осуществляется за счет прибыли организации.

В положении о составе затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг, включаемых в их себестоимость, и о по­рядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, указываются основные статьи затрат на персонал организации:

1. На оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты; стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством; компенсации, выпла­чиваемые в установленных законодательством размерах женщи­нам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста; на оплату труда не состоящих в штате предприятия ра­ботников, занятых в основной деятельности.



2. На выплату авторских вознаграждений за изобретательскую и рационализаторскую деятельность.

3. На обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требова­ний.

4. На обеспечение безопасности и нормальных условий труда.

5. На содержание работников аппарата управления организации и ее структурных подразделений, материально-техническое и транс­портное обслуживание их деятельности, включая затраты на содер­жание служебного автомобильного транспорта и компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей.

6. На командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов.

7. На оплату услуг связи, вычислительных центров, а также услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению орга­низацией, в тех случаях, когда штатным расписанием или долж­ностными инструкциями не предусмотрено выполнение каких-либо функций управления производством.

8. На оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг.

9. На содержание и обслуживание технических средств управления: вычислительных центров, местных АТС, узлов связи, средств сиг­нализации и др.

10. На прием и обслуживание представителей других организаций (включая иностранных), прибывших для переговоров в целях уста­новления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) и реви­зионной комиссии организации.

11. На подготовку и переподготовку кадров.

12. На набор рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических учреждений и молодым специалис­там, окончившим высшее или среднее специальное учебное учреж­дение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы.

13. На транспортировку работников к месту работы и обратно.

14. На не проработанное на производстве [неявочное) время - очеред­ные, дополнительные отпуска и т.д.

15. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования, который направлен на мобилизацию средств для реализации пра­ва граждан на государственное пенсионное и социальное обеспе­чение и медицинскую помощь, в настоящее время заменяет собой страховые взносы, уплачиваемые во внебюджетные фонды.

16. Платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию граж­данской ответственности перевозчиков, профессиональной ответ­ственности, а также платежи по заключенным в пользу своих ра­ботников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования, а также договорам с негосударствен­ными пенсионными фондами, имеющими государственную лицен­зию.

17. Начисления на заработную плату и гонорар творческих работников, перечисляемые творческим союзом в их фонды.

18. На возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профес­сиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей.

19. Выплаты работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией, сокращением численности работников и штатов.

 

Уменьшение доли социальных расходов на персонал связа­но с:

• отсутствием социальных благ на кризисных предприятиях;

• уменьшением их доли в общих расходах на персонал на пред­приятиях, переболевших и работающих относительно стабильно, устоявших в кризисной ситуации, но снизивших объемы производства;

• уменьшением доли социальных услуг в общих расходах на пер­сонал на преуспевающих предприятиях, которые пошли по пути увеличения размеров заработной платы, включив в нее расходы на социальные блага.

Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом

Проведение организационных изменений на предприятиях тре­бует немалых дополнительных затрат на разработку и реализацию оргпроектов, которые не могут быть осуществлены без обоснова­ния экономической и социальной эффективности. В противном случае руководство организацией может понести большие убытки, а ее коллектив ухудшить свое положение. Опыт показал, что изме­нения на предприятии не дают необходимого экономического эф­фекта, если одновременно с совершенствованием производствен­ной системы не решаются вопросы рационализации системы управления производством и ее персоналом. Однако вопросы экономического обоснования оргпроектов, направленных на разви­тие систем управления организацией и ее персоналом, еще не достигли необходимой степени проработки, что сдерживает ре­шение ряда проблем повышения эффективности управления пер­соналом. Одна из причин такого положения — недостаточное освещение этих вопросов в экономической литературе.

Разработка и внедрение организационных проектов совершен­ствования системы и технологии управления персоналом требуют определенных инвестиций, поэтому при расчете экономической эффективности данных проектов следует пользоваться Методиче­скими рекомендациями по оценке эффективности инвестицион­ных проектов. Данный документ предусматривает три вида эффективности проектов: коммерческую (финансовую) эффективность; бюджетную эффективность; народ­нохозяйственную экономическую эффективность. Для крупномас­штабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется обязательно оценивать народнохозяйственную экономическую эффективность.

Коммерческая эффективность проекта определяется соотношени­ем финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчиты­ваться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вклада. При этом в качестве эффекта выступает поток реальных денег.

В рамках каждого вида деятельности происходит приток и отток денежных средств.

Потоком реальных денегназывается разность между при­током и оттоком денежных средств от инвестиционной и операци­онной деятельности в каждом периоде осуществления проекта.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние резуль­татов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обо­снования предусмотренных в проекте мер федеральной и регио­нальной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

Бюджетный эффект определяется как превышение доходов соответствующего бюдже­та над расходами в связи с осуществлением данного про­екта.

 

Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народно­го хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении про­екта регионов (субъектов Федерации), отраслей, организаций.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включа­ются (в стоимостном выражении):

- конечные производственные результаты (выручка от реализа­ции на внутреннем и внешнем рынках всей произведенной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями-участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;

- социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоро­вье населения, социальную и экологическую обстановку в ре­гионах;

- прямые финансовые результаты;

- кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, по­ступления от импортных пошлин и т.п.

Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта: изменение доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и (или) о государственной поддержке проектов.

В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Поэтому в расчет не включаются:

• затраты организаций — потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей — других участников проекта;

• амортизационные отчисления по основным средствам, создан­ным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемым другими участниками;

• все виды платежей российских организаций-участников в доход государственного бюджета, в том числе налоговые платежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе народнохозяйствен­ных затрат только в том случае, если экологические последствия нарушений норм не выделены особо в составе экологических результатов проекта и не включены в состав результатов проек­та в стоимостном выражении;

• проценты по кредитам Центрального банка РФ, его агентов и коммерческих банков, включенных в число участников реали­зации инвестиционного проекта;

• затраты иностранных участников.

Основные средства, временно используемые участником при осуществлении организационного проекта, учитываются в расчете одним из следующих способов:

• остаточная стоимость основных средств на момент начала их привлечения включается в единовременные затраты; на момент прекращения единовременные затраты уменьшаются на вели­чину (новой) остаточной стоимости этих средств;

• арендная плата за указанные основные средства за время их использования включается в состав текущих затрат.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включаются:

• региональные (отраслевые) производственные результаты; вы­ручка от реализации продукции, произведенной участниками проекта, организациями региона (отрасли), за вычетом потреб­ляемой этими же или другими участниками проекта продукции организации региона (отрасли);

• социальные и экологические результаты, полученные в регионе (в организациях отрасли);

• косвенные финансовые результаты, получаемые предприятия­ми и населением региона (организациями отрасли).

В состав затрат при этом включаются только затраты организа­ций — участников проекта, относящихся к соответствующему ре­гиону (отрасли), также без повторного счета одинаковых затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне организации в состав результатов проекта включаются:

• производственные результаты;

• выручка от реализации произведенной продукции за вычетом израсходованной на собственные нужды;

• социальные результаты в части, относящейся к работникам организации и членам их семей.

В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты организации без повторного счета (в частности, не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортиза­цию).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.