Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Современные представления о сущности психики, критерий психического отражения.

Специфика научной психологии, её отличие от житейской.

Знания житейской психологии приурочены к конкретным ситуациям и к конкретным людям, а потому мало обобщены и ситуативны. Зачастую они выражаются образно, метафорически. Знания научной психологии отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни. Как правило, они выражены в понятиях. Понятие указывает на существенные и постоянные свойства человеческой психологии.

Житейские и научные психологические знания различаются также и в способах их получения. Житейские знания о психологии человека приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты, интерпретацию рисунков и т.д.

Многообразие методов получения знаний научной психологии приводит к еще одному существенному ее отличию от житейской психологии - к наличию обширного, разнообразного материала, отражающего психологические аспекты многогранной жизнедеятельности человека. Этот материал обобщен, систематизирован, представлен в логически непротиворечивых конструкциях, понятиях, теориях. Психологической науке свойственна осознанная тенденция к расчлененному описанию психологической реальности. Знания житейской психологии несистематизированы, фрагментарны, зачастую противоречат друг другу.

Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных теориях, описаны в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные способы и формы пополнения и сохранения, воспроизводства и передачи научно-психологических знаний: исследовательские институты, учебные заведения, научная литература и др.



Сопоставление возможностей житейской и научной психологии показывает существенные преимущества последней для человековедческих профессий. Для продуктивного взаимодействия с другими нужны фундаментальные психологические знания, которые обобщали бы соответствующий опыт всего человеческого сообщества, а не только личный опыт встреч с другими и с самим собой. Вместе с тем недопустимо пренебрежительное отношение к житейской психологии. Обобщенный и научно выраженный опыт совместной жизнедеятельности людей получает свою значимость, когда он "пропущен" через внутренний опыт, когда он превратился в личное достояние.

Основное отличие НП от ЖП: для ЖП поле исследовательской деятельности практически бесконечно, в НП происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. В НП возможно в специальной экспериментальной ситуации выделить элементы явления, воспроизвести их, измерить, выявить связи этих элементов и устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

1. Получение знаний

ЖП: Индивидуальный опыт в конкретной ситуации. Приобретается случайным образом, знания извлекаются интуитивно, несистематически, стихийно.

НП: Базируется на абстрагированном опыте, понятийно оформленном. Метод – целенаправленный, систематизированный, инструментально оснащенный, сознательный.

2. Сохранение знаний

ЖП:Ситуативно-контекстное утверждение (пословицы, афоризмы, традиции, обряды). Но – безразличны к логике, эмпиричны, связаны с личным опытом, часто противоречивы. Сохраняется в личном опыте, художественной литературе.

НП:Систематизированы в виде логически непротиворечивых положений, аксиом, гипотез. Знания направленно аккумулируются, расширяются и углубляются. Сохраняется в научной литературе.

3. Воспрозведение

ЖП:Легко доступны, но не фиксируют реальные условия, в которых были получены. Проблема отцов и детей (повторяют те же ошибки, накапливают собственный опыт). Передается в личностном общении.

НП: Полная фиксация условий получения знаний, необходимая для их воспроизведения. Знания упорядочены в научных теориях, служат основанием для выдвижения новых гипотез. Передается в ходе специально организованного обучения.

НП – система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

 

Современные представления о сущности психики, критерий психического отражения.

Психика – особая, высшая форма отражения субъектом действи-тельности, которая заключается в создании идеальной картины мира и регуляции на её основе дальнейшего взаимодействия с этой действительностью. Психика свойственна всем живым существам, обладающим чувствительностью (А.Н. Леонтьев).

 

Психическое отражение имеетследующие характеристики: активность, субъективность, идеальная форма. Психические явления выполняют в жизни индивида сигнальную функцию (психические явления сигнализируют о положении человека и ориентируют его в окружающем мире), оценочную (психическое отражение позволяет оценивать то, в каком отношении к потребностям человека находятся условия среды), регулятивную (человек отражает свое место в действительности и планирует свою активность).

 

Психика открывается человеку в виде его ощущений, восприятий, мыслей, чувств, желаний, стремлений и т. д. В отечественной психологии о психике говорят как о психическом отражении действительности.

 

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности одних объектов воспроизводить в своих характеристиках согласно своей природе свойства и отношения других объектов при их непосредственном взаимодействии. На уровне неживых систем отражение может иметь форму физических изменений, химических реакций и др. Первичное отражение на уровне живых систем приобретает форму раздражимости.

 

Раздражимость – способность отражать биологически значимые свойства окружающей среды при их непосредственном воздействии; способность живой материи отвечать на воздействия окружающей среды избирательной реакцией, соответствующей свойствам витального стимула (глаз зажмуривается на яркий свет, процессы жизнедеятельности замедляются при сильном понижении температуры и пр.).

 

На более высоком уровне развития организма появляется чувстви-тельность как способность отражать нейтральные свойства окружающей среды, которые являются сигналами, признаками биологически значимых свойств среды (свойства среды: цвет, форма, запах и пр. – сами по себе нейтральны, не являются жизненно значимыми характеристиками). Чувствительность не только к самим значимым характеристикам среды, но и к их признакам существенно повышает адаптационные возможности индивида. Чувствительность служит критерием появления простейшего психического отражения.

 

Таким образом, психика свойственна всем живым существам, обладающим чувствительностью (это критерий психики по А.Н. Леонтьеву).

 

Развитие психики в филогенезе проходит ряд качественных уровней. Сенсорная психика – низший уровень отражения отдельных свойств и явлений окружающей действительности, выражается в способности иметь ощущения. Типичная форма поведения – инстинктивная, безусловный рефлекс разворачивается в ответ на строго определенные условия среды. Перцептивная психика – уровень отражения целостных предметов и явлений в конкретной ситуации, выражается в способности восприятия. Типичная форма поведения – условно-рефлекторная. Стадия практического интеллекта характеризуется способностью отражать связи и отношения между предметами и явлениями в наглядной ситуации, выражается в конкретных формах мышления. Отражаются не только компоненты окружающей среды, но и собственная активность, зависимость между своими действиями и получаемым результатом. Появляется способность не только к выработке новых рефлексов, но и к формированию целостных форм поведения, обусловленных конкретной ситуацией и возможностями индивида. Поведение характеризуется индивидуальной вариативностью приобретаемых в процессе жизни форм. Высшей формой отражения действительности является сознание–отражениеобъективной действительности и себя в ней и построение целостной картины мира во всей совокупности его внутренних связей и закономерностей. Появляется внеситуативность, деятельность направляется не условиями ситуации, а собственными целями субъекта, в соответствии с которыми окружающая действительность преобразуется. Среда перестает играть доминирующую роль в качестве источника активности, человек как сознательный субъект становится сам источником своей активности.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.