Предмет, задачи и методологические принципы современной отечественной психологии. Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.
Задачи психологии:
1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).
2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.
3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.
Основные методологические принципы отечественной психологии
Принцип детерминизма', все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным законам, которые могут быть выявлены. Выявление таких законов — основная цель науки. Это общенаучный принцип, отказ от которого ведет к тому, что научное познание полностью теряет свое значение. Любой закон природы, выявленный в процессе научного исследования, представляет собой причинно-следственную связь.
Принцип системности, для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых и разнонаправленных причинно-следственных связей,
• которые обеспечивают единство функционального состава и структуры явления;
• которые обеспечивают функциональные связи изучаемого явления с другими явлениями;
•на основе которых изучаемое явление включается в состав более сложных явлений.
Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности): психика представляет собой ориентировочно-исследовательские компоненты (составляющие) действий живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. По мере развития образ мира, в свою очередь, выступает ориентировочной основой для планирования и организации все более сложных форм поведения и деятельности.
Принцип активности: психическая ориентировка живых организмов носит активный ориентировочно-исследовательский характер, направленный на исследование окружающей среды и на прогнозирование ее возможных изменений.
Следует отметить, что наличие внутренних форм физиологической активности, направленных на сохранение постоянства внутренней среды (поддержание гомеостаза), — один из существенных признаков, отличающих живые явления от неживых. При этом эволюционное усложнение живых организмов связано с совершенствованием и распространением поведенческой активности и жизнедеятельности на различные условия и предметы окружающего мира. В свою очередь, более сложные механизмы поведения в среде, необходимо требуют эволюционного совершенствования способов активной предварительной ориентировки в окружающей среде. У человека относительно самостоятельную активность по мере психического развития приобретают также и формы выполнения действий во внутреннем, умственном, плане.
Вместе с тем активность как существенное свойство жизни до настоящего времени не находит своего объяснения: как из неживой и неактивной материи формируются живые активные организмы — одна из центральных нерешенных проблем биологии.
Принцип развития: объяснение психических явлений и процессов возможно только при изучении закономерностей их формирования и развития:
в филогенезе и антропогенезе (эволюционное развитие и антропогенез);
в процессах социогенеза, в процессах исторического раз вития человечества;
в онтогенезе, в процессах индивидуального развития пси хики.
Принцип историзма: объяснение особенностей и закономерностей развития психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его индивидуального развития.
Каждая эпоха развития человечества и специфика конкретных социальных условий существенным образом определяют качественные особенности формирующейся в онтогенезе психики каждого человека.
Наряду с научными общепсихологическими принципами некоторые авторы формулируют также методологические принципы, которые фиксируют специфические особенности отечественного культурно-исторического, систем-но-деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.
28. Организация научного исследования в психологии.
Выделяют обзорно-аналитические исследования, предполагающие всестороннее изучение литературы по теме с последующим систематическим анализом проработанного материала. Теоретические исследования должны содержать собственные теоретические предложения автора по поставленной теме. Эмпирические исследования основаны на реальных достоверных фактах – фиксируются, описываются, анализируются данные наблюдений и делаются выводы из обнаруженного. Методически исследования направлены на разработку, обоснование и проверку на практике фактов по критериям надежности, валидности, точности и однозначности новых методик. Экспериментальные исследования направлены на проверку научных гипотез и являются наиболее достоверными и надежными.
При проведении исследования определяется в первую очередь проблема исследования, т.е. вопрос, который не решен должным образом в науке. Далее следует определение цели, т.е. какие результаты в ходе исследования можно получить. В связи с этим определяется объект исследования (на котором проводится научное исследование), формулируется гипотеза (научно обоснованное предположение, требующее специального доказательства).
Как правило, в процесс исследования включают: этап констатации, позволяющий определить и получить психологические данные, которые необходимы для дальнейшего исследования; этап формирования, предполагающий выявление закономерностей развития в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого. Контрольный этап исследования предполагает проверку результатов проведенного эксперимента. Далее производится обработка, анализ результатов и проверка их соответствия выдвинутой гипотезе.
Этапы психологического исследования:
1) Подготовительный этап включает формулировку проблемы и выдвижение гипотезы исследования;
2) собственно исследование – эмпирическая проверка гипотезы;
3) обработка данных эмпирического исследования – их количественный и качественный анализ;
4) интерпретация полученных результатов – соотнесение эмпирических данных с исходной гипотезой, позволяющее сделать выводы о достоверности последней.
|