Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Характеристика экспериментальных методов психологии, специфика формирующего эксперимента в психологии.

Как было сказано выше, в отличие от не экспериментальных и

диагностических методов психологический эксперимент

предполагает возможность активного вмешательства

исследователя в деятельность испытуемого с целью создания

условий, отчетливо выявляющих психологический факт.

Специфика экспериментальных методов состоит, таким

образом, в том, что они предполагают:

а) организацию специальных условий деятельности, влияющих на

исследуемые психологические

особенности испытуемых;

б) изменение этих условий в ходе исследования.

Вместе с тем ошибкой будет полярное противо-

поставление всех психологических методов друг другу. Так,

экспериментальные методы предполагают использование

неэкспериментальных и диагностических методов (например,

наблюдение в эксперименте; тест в наблюдении; опросник в форме

анкеты или тестового задания), и непосредственно включают их

в себя в качестве своих естественных моментов.

В психологии существуют три типа собственно эксперимен-

тального метода:

• естественный (полевой) эксперимент;

• моделирующий эксперимент;

• лабораторный эксперимент.

Лабораторный и естественный эксперимент отличается по

степени осознания испытуемого своей роли “подопытного”. В

естественном эксперименте у испытуемого осознания этого факта

нет, в лабораторном есть, что отражается на получаемых

результатах.

1. Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само

название этого метода, наиболее приближен к неэксперимен-

тальным исследовательским методам т.к. условия, используемые

при проведении естественного эксперимента, организует не



экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении,

например, они органично включены в учебно-воспитательный

процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь

сочетанием различных (контрастных, как правило) условий

деятельности испытуемых и фиксирует при помощи

неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые

психологические особенности испытуемых.

Достоинства естественного (полевого) эксперимента

являются следствием его органической включенности в условия

жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода

относятся сложность подбора контрастных естественных условий

и, в частности, все недостатки тех неэкспериментальных и

диагностических методик, которые применяются в составе

естественного эксперимента и служат для отбора

экспериментальных данных.

2. Моделирующий эксперимент. При проведении

моделирующего эксперимента испытуемый действует по

инструкции экспериментатора и знает, что участвует в

эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью

эксперимента данного типа является то, что поведение

испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует

(воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные

для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание

различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение

различных интеллектуальных и практических действий и т.д.

Моделирующий эксперимент позволяет решать самые

разнообразные исследовательские задачи.

3. Лабораторный эксперимент — особый тип

экспериментального метода — предполагает проведение

исследований в психологической лаборатории, оснащённой

специальными приборами и приспособлениями. Этот тип

эксперимента, отличающийся также наибольшей

искусственностью экспериментальных условий, применяется

обычно при изучении элементарных психических функций

(сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий

сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже — при изучении более

сложных психических явлений (процессов мышления, речевых

функций и т.п.). В лабораторном эксперименте почти всегда

используются приборы и аппаратура. Так “детектор лжи” возник

на основе аппарата, который фиксировал различные

психофизиологические реакции испытуемого при предъявлении

ему стимулов в виде списка слов, на которые он давал

двигательный и словесный ответ, последний в виде возникшей

ассоциации на слово-стимул. По показателям прибора

исследователь мог отличить специфическое отношение

испытуемого к предъявляемым словам и установить

эмоционально-нейтральные и значимые стимулы. Разработка

полиграфа (“детектору лжи”) была предпринята, когда была

установлена связь (корреляция) эмоционально значимых стимулов

и события, также личностно значимого для индивида.

Экспериментальная клиническая психодиагностика в

экспертной судебно-медицинской или психологической практике

по этому признаку относится к лабораторному эксперименту. В

экспертной ситуации естественность проявления подэкспертного

во многом зависит от профессионализма эксперта. Получение

искусственных, т.е. фальшивых и ложных данных о подэкспертном

уничтожает доказательственную роль экспертного исследования,

как и любого другого эксперимента.

Следуя традиции позитивизма, многие учёные считают

лабораторный эксперимент наиболее соответствующим духу и

предмету объективного, научного, материалистического

психологического исследования.

Формирующие экспериментальные методы.

В формирующем эксперименте стоит задача изучить

психологическую особенность в процессе формирования. Для

этого в начале эксперимента производится диагностика

(констатация) особенности проявления n-ного психологического

феномена, затем испытуемому предлагается пройти формирующий

эксперимент, выполненный по определённой экспериментальной

программе. После этого происходит контрольная, или итоговая,

диагностика. Экспериментатор имеет возможность сравнить, как

данная программа способствует или неспособствует

психологическим изменениям человека (например, снятию у него

нервно-психического напряжения, формированию внимания,

расширению способов совладания с жизненными ситуациями,

формированию коммуникативной компетентности, управлению

собой или другими и т.п.). Можно считать любой психологический

тренинг, в котором стоит исследовательская задача,

формирующим экспериментом. Когда же доказана его

эффективность, он внедряется в практику психологической службы

и приносит реальную пользу.

К конкретным, частным формирующим исследовательским

методикам в психологии относятся:

• преобразующий эксперимент,

• психолого-педагогический эксперимент,

• формирующий эксперимент,

• экспериментально-генетический метод,

• метод поэтапного формирования и т.п.

а также различные разновидности так называемого социального

эксперимента, объектом которого выступает определённая

группа людей.

Формирующий эксперимент часто используется в целях

сопоставления влияния различных обучающих программ на

психическое развитие испытуемых.

Принято считать, что формирующий эксперимент является

существенной перестройкой психолого-педагогической практики

(как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в

первую очередь, перестройкой её содержания и методов,

приводящей к существенным видоизменениям хода психического

развития и характерологических особенностей испытуемых.

Именно в силу этих своих характеристик данный тип

исследовательских методов различных отраслей психологии

выявляет резервы психического развития и одновременно

конструирует, создает новые психологические особенности

испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты

входят в особую категорию методов психологического

исследования и воздействия. Они позволяют направленно

формировать особенности таких психических процессов, как

восприятие, внимание, память, мышление.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.