Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Опишите последовательность разработки структурной схемы учебного занятия на основе дидактической и методической структур.

Урок ознакомления с новым материалом

Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д.

Урок закрепления изученного

Основная дидактическая цель - формирование определенных умений.

Урок применения знаний и умений

В процессе применения знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования; самостоятельное выполнение заданий; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий.

Урок обобщения и систематизации знаний

На этих уроках выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории, устанавливают причинно-следственные между важнейшими явлениями, процессами, событиями.

Урок проверки и коррекции знаний и умений

уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.

Комбинированный урок

Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:

1. ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

2. проверка домашнего задания;

3. проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;

4. изложение нового материала;



5. первичное закрепление изученного материала;

6. подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

27. Опишите последовательность проектирования уч. занятия по общепрофессиональным и спецдисциплинам (предметам).

При проектировании плана учебного занятия следует учитывать:

• дидактические и методические параметры (цель, содержание, методы, средства, организационные формы, предполагаемый результат);

• субъективные параметры участников педагогического процесса (потребности, мотивы, индивидуальные особенности, уровень подготовленности, уровень развития познавательных процессов, творческие способности и др.)

• организационные и материальные ресурсы.

Предварительным этапом процесса проектирования является осознание преподавателем слабых сторон существующей методики обучения, а также собственных потребностей, мотивов, целей.

Этап проектирования:

•Определение ведущей дидактической цели.

Ведущая дидактической цель это цель, которая определяется основным этапом (этапами) процесса усвоения учебного материала на конкретном учебном занятии, например - изучение нового материала, закрепление, применение, обобщение и систематизация и т.д.

•Определение типа урока (в соответствии с любой из известных типологий учебных занятий);

•Определение целей урока (диагностичных целей обучения, целей воспитания и развития);

•Разработка структуры урока: определение последовательности этапов урока, времени на каждый этап, содержания, методов, средств, форм организации учебно-познавательной деятельности, контроля на каждом этапе. Затем уточнение времени на каждый этап урока. Результатом данной работы является проект плана урока;

•Мысленная апробация проекта плана урока;

•Корректировка плана урока.

 

Укажите подходы к проектированию дидактической структуры учебного занятия. Раскройте особенности проектирования дидактической структуры различных типов уроков.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.

2.Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

3.Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

4.Освоение учащимися нового материала.

5.Решение учебной задачи.

6.Усвоение новых знаний.

7.Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

8.Закрепление изученного материала.

9.Обобщение и систематизация знаний.

10.Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

11.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

На основании этого набора этапов преподаватель проектирует дидактическую структуру конкретного учебного занятия, которая определяется им в соответствии с типом учебного занятия и его образовательными задачами. Дидактическая структура является основой, общим предписанием к совместной деятельности педагога и учащихся на учебном занятии.

Например, варианты дидактических структур учебных занятий 1-го типа:

а) 1 – 2/3 - 4 - 5 - 11 - 6 - 12 (цифры - номера этапов занятия).

б) 1 - 3 - 4/5 - 6 - 11 - 12

Каковы варианты совмещения этапов 4 и 5? Это может быть эвристическая беседа. Это может быть также самостоятельная работа с выполнением задания, например: прочитать текст и построить структурно-логическую схему основных понятий темы.

Опишите последовательность разработки структурной схемы учебного занятия на основе дидактической и методической структур.

Под структурой учебного занятия мы понимаем взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих целостность урока.

Структуру учебного занятия можно проектировать на нескольких уровнях: дидактическом, методическом и др. т.е. принято разрабатывать соответствующие структуры урока.

Дидактическая структура. Является основой, общим предписанием для урока. Для ее проектирования может быть использован следующий перечень этапов учебного занятия:

1. Организационный этап

2. Этап проверки домашнего задания

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

4. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности

5. Этап первичной проверки понимания

6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

7. Этап применения знаний и способов деятельности

8. Этап обобщения и систематизации

9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов деятельности

10. Этап коррекции знаний и способов деятельности

11. Этап информирования о домашнем задании

12. Этап подведения итогов занятия и рефлексии

На основе данного перечня этапов преподаватель в каждом конкретном случае проектирует определенную структуру урока, т.к. учебное занятие есть система, специально создаваемая преподавателем под конкретную цель.

В рамках одного учебного занятия преподаватель может реализовать лишь некоторые из этих этапов, которые он выбирает в соответствии с педагогическим замыслом и типом учебного занятия.

В реальном педагогическом процессе несколько этапов могут быть объединены в один:

• проверка домашнего задания и подготовка к активной учебно- познавательной деятельности;

• изучение нового материала и первичная проверка его понимания и др.

Например, для учебного занятия практического применения знаний и умений дидактическая структура может иметь следующий вид: 1-2/3-7-9/10­11-12 (см. вышеуказанные названия этапов урока).

Методическая структура. Ее компонентами являются виды и приемы деятельности преподавателя и учащихся, которые раскрывают дидактическую структуру и показывают, как она реализуется. Данная структура вариативна, она зависит от методического мастерства преподавателя и может изменяться в зависимости от конкретных условий и обстоятельств. При ее проектировании рассчитывается и указывается время на каждый из элементов методической структуры.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.