Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Оптимизация управления товарными запасами

Введение

Ни одно торговое предприятие не может существовать без товарных запасов. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения. Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков.[15]

Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, а, попросту говоря, "запасным" считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.[9]

Управление товарными запасами направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала. Оно предусматривает на стадии формирования товарных запасов - контроль уровня товарных запасов и обоснования оптимального объема заказов, на стадии реализации товарных запасов – изменение объемов и причин создания товарных запасов и разработка политики реализации сверхнормативных товарных запасов.[4]

Целью данной курсовой работы является изучение управления товарными запасами в оптовом торговом предприятии.

Основные задачи выполнения курсовой работы:

1. Изучить теоретические аспекты управления товарными запасами;

2. Привести организационно-экономическую характеристику оптового торгового предприятия;

3.Провести анализ управления товарными запасами в оптовом торговом предприятии;

4. Сформулировать пути совершенствования управления товарными запасами в оптовом торговом предприятии;



5. Разработать конкретные мероприятия по совершенствованию управления товарными запасами и оценить их экономическую эффективность.

Объект исследования курсовой работы – «Торговый город Вавилон».

Период исследования – 2012-2014г.г.

При написании курсовой работы использовались следующие методы: диалектический, дедукции, абстрактно-логический, анализа, синтеза, сравнения, группировки, прогнозирования.

Информационной базой исследования послужила бухгалтерская финансовая отчетность предприятия ООО «Торговый город Вавилон» за 2012-2014 г.г.

Теоретическими и методологическими основами для написания работы послужили учебная литература отечественных авторов, также периодическая литература, посвященная вопросам управления товарными запасами.

 

 

Теоретические аспекты управления товарными запасами торгового предприятия

Оптовый товарооборот

Исторический процесс развития товарного хозяйства оказывал содействие обособлению сферы обращения и выделению в ней посреднических областей – оптовой и розничной торговли. В результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они или поступают в производственное потребление, или приобретаются сетью розничной торговли для реализации населению. Таким образом, оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственными и торговыми предприятиями, а также посредниками другим предприятиям и юридическим лицам для следующей реализации населению или для производственного потребления.[8]

Роль и назначение оптовой торговли наиболее наглядно можно проследить при рассмотрении его функций.

На макроуровне оптовая торговля выполняет разнообразные рыночные функции:

- интегрирующая – по обеспечению взаимосвязей между партнерами-производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;

- оценочная – по определению уровня общественно необходимых затрат работы через ценообразование;

- организующая и регулирующая – по обеспечению рационального построения и гармонического функционирования экономической системы с помощью импульсов, которые стимулируют структурные изменения.

Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых предприятий. Среди них можно назвать следующие:

- функция экономической интеграции территорий и преодоления пространственного разрыва;

- функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;

- функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;

- функция хранения;

- функция доработки, доведения товара к необходимому качеству, фасования и упаковки;

- функция кредитования своих клиентов, в особенности мелких розничных предприятий;

- функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.

Развитие рыночных отношений оказывает содействие возникновению новых элементов в деятельности оптовых предприятий. Например, предоставления разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. В перечень специализированных услуг входят консультации по эксплуатации товаров, в особенности технически сложных, их ремонту и гарантийному обслуживанию.[1]

Функции оптовой торговли можно поделить также на две части: традиционные – главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирования и хранения запасов, преобразования ассортимента товаров, их транспортирования) и новые, что возникают под влиянием развития рынка.

Организация оптовой купли-продажи является одной из важнейших функций оптовой торговли с того времени, как в процессе общественного разделения труда она отделилась в самостоятельную область торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса, а, предлагая товары покупателям, они действуют от лица производителя.[11]

Специализация оптовой торговли на выполнение контактной функции обеспечивает значительную экономию затрат обращения, которое предопределяет уменьшения числа контактов. В результате покупатель, то есть розничная торговля, экономит время, так как освобождается от закупок у великого множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой.

Общеизвестным фактом является то, что хранения запасов в опте обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной сети. В особенности большое значение имеет хранения оптовыми предприятиями товаров, производство и спрос на которые имеют сезонный характер. Рассматривая опыт хранения товаров в развитых странах, следует отметить, что, несмотря на широкое развитие в них системы составов общего пользования, которые на коммерческой основе предоставляют свои площади товаровладельцам, оптовому звену принадлежит ведущая роль в накоплении товарных запасов. Оптовые организации более приспособлены для специализированного выполнения функции хранения, поэтому много корпораций, укрепив связи с оптовыми поставщиками, освободили розничные предприятия от операций по удержанию значительной части товарных запасов. Передача на хранение оптовым предприятиям готовой продукции, сырья, материалов выгодная и промышленным фирмам, которые носят сезонный цикл производства.[13]

С функцией хранения продукции тесно связанна функция преобразования ассортимента. В перечень операций, объединенных в данной функции, входят: сортировка товаров и их комплектация, дробление и укрупнение партий продукции, ее стандартизация. Другими словами, оптовые предприятия превращают промышленное предложение товара в ассортиментные группы, соответствующие спросу отдельных покупателей. Потребность в выполнении данной функции в особенности актуальна в современных условиях, когда из-за развития специализации производство эффективно лишь при выпуске массовых партий товаров, а потребление все в большей степени характеризуется возрастанием номенклатуры при небольших объемах закупок отдельных товаров.

Оптовые предприятия организуют завоз товаров в разнообразные районы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда.[18]

В условиях формирования рыночного отношения роль торговли и его оптового звена неуклонно возрастает. Именно в условиях функционирования нормального рынка оптовая торговля должна стать активным рычагом для стимулирования возрастания эффективности производства, более полного удовлетворения потребностей покупателя, успешного развития всего народного хозяйства.[14]

Товарные запасы

Для осуществления беспрерывного процесса товарного обращения необходимые определенные запасы товаров. Товарные запасы – это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи. Товарные запасы выполняют определенные функции:

- обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходования;

- удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;

- характеризуют соотношения между объемом и структурой спроса и товарного предложения.[17]

Необходимость образования товарных запасов предметов потребления вызвана следующими причинами:

- непрерывностью процессов обращения;

- сезонностью производства и потребление;

- неравномерностью размещения производства и районов потребления;

- непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;

- необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый;

- необходимостью образования страховых резервов,

- другими причинами.[10]

Товарные запасы классифицируют по разнообразным признакам. В зависимости от особенностей обращения они делятся на товарные запасы текущего хранения, которые предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в бесперебойной продаже товаров для населения, а также запасы товаров сезонного накопления и досрочного завоза, которые связаны с сезонностью производства и потребления отдельных товаров, с условиями их транспортирования в отдельные районы страны.[12]

При учете и планировании товарных запасов используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютная величина товарных запасов может быть выражена в натуральных или в стоимостных единицах. Абсолютная величина товарных запасов – величина непостоянная. Она все время изменяется в зависимости от поступления и продажи товаров. Поэтому при анализе и планировании большое значение имеет сопоставление товарных запасов с товарооборотом. С этой целью товарные запасы выражаются в днях. Этот показатель – относительный, он характеризует величину товарного запаса, который находится на предприятии торговли на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов.[8]

Размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. При неизменном объеме товарооборота ускорения оборотности товаров приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедления оборотность требует большей массы товарных запасов.

Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, влияет на темпы воспроизведения, являясь вместе с тем важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия.[19]

Оборотность товаров можно ускорить только за счет усовершенствования всей торгово-коммерческой и экономической работы предприятия. Это требует глубокого понимания влияния разнообразных факторов на формирование товарных запасов.[15]

Одни из этих факторов ускоряют скорость обращения товаров и благодаря этому объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и благодаря этому увеличивают размер запасов. Зная это, можно обнаружить резервы ускорения оборотности запасов предприятия, снизить затраты на образование и хранение товарных запасов.[3]

К основным факторам, которые влияют на оборотность и величину товарных запасов, относятся следующие.

- соотношения между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборотность, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. По мере увеличения предложения товаров, насыщения рынка, наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Изучения спроса населения – одно из условий, которые оказывают содействие нормализации товарных запасов;

- сложность ассортимента товаров. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, намного превышает время обращения товаров простого ассортимента;

- организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары на торговое предприятие, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортирования, размещения производственных предприятий. Чем ближе размещенные промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем чаще вырабатывается завоз товаров, тем менее времени расходуется на их доставку. Высокая частота завоза характерна для товаров, которые быстро портятся;

- потребительские свойства товаров. Они или уменьшают, или увеличивают время оборота.

- ритмичность поступления товаров в течение квартала и месяца, порядок завоза товаров.[12]

На обращение товаров влияет и великое множество других факторов: организация рекламы и продажи товаров, транспортные условия, состояние материально-технической базы, особенности фасования товаров и т.п. Важное значение имеют квалификация кадров и уровень руководства сложным торговым процессом, организация работы и т.п.[2]

Оптимизация управления товарными запасами

В развитых странах управление товарными запасами базируется на использовании мощных информационных технологий, которые разрешают практически каждый день наблюдать их состояние и динамику, автоматически осуществлять размещения заказов через компьютерную сеть и пополнять запасы к оптимальному уровню. Наиболее распространенные системы управления запасами, которые основанные на использовании модели EQQ, средства красной линии, двухсекторного средства. В последнее время получил распространение метод управления запасами по принципу Just-In-Time. При этом полнота и достоверность информационной базы обеспечивается за счет автоматизации учета и использования международной системы кодирования товаров.[5]

Общий принцип, на котором основанные все системы управления запасами - это взаимосвязь входных и исходных параметров, которые указаны на рисунке 1.

 

Политика управления
Прогнозирование спроса
Система контроля уровня запасов
Система принятия решений
Экзогенные параметры (предельные затраты, время снабжения, технологические особенности, особенности организации)
Точка заказа
Объём заказа
Уровень страхового запаса
Операционный уровень запасов
Рисунок 1- Система управления запасами

 

Такие системы создаются для наиболее эффективного решения следующих проблем:

- реальной оценки текущего состояния запасов;

- установления необходимых сроков размещения заказов;

-определения целесообразного объема партии товаров, который заказывается;

- определения необходимого объема страховых запасов;

- оценка затрат управления запасами и средств их минимизации.

Первая проблема решается путем использования систем контроля уровня запасов, которые обеспечивают управленческие потребности в оперативной информации о динамике их реализации и текущего состояния.

Существующие системы контроля уровня запасов варьируют от наиболее простых к достаточно сложным в зависимости от размера предприятия, политики и технологии менеджмента, объема, видов и других особенностей запасов.[13]

Распространенными системами контроля уровня запасов являются системы, основанные на применении средств красной линии. Суть средств состоит в фиксации предельной границы, ниже которого уровень запасов не должен опускаться. При достижении этой границы происходит автоматическое размещение нового заказа.[16]

Второй тип систем контроля основанный на использовании двухсекторного средства, в соответствии с которым запасы для хранения содержатся в двух секторах – рабочем и резервном. Когда запасы рабочего сектора исчерпаны, включаются два процесса – пополняется рабочий сектор за счет резервного, и размещается новый заказ.[6]

Широкое распространение в развитых странах получил классификационный подход к управлению запасами (ABC system). Его идея состоит в использовании классификации запасов и выделении трех групп – А, В, и С, в зависимости от степени влияния данного вида запасов на возрастание товарооборота предприятия.

К группе А относят запасы, реализация которых вносит наибольший вклад в объем товарооборота в денежном выражении. К этой группе относятся запасы, которые обеспечивают 50% объема реализации. Как правило, это наиболее дорогие товары, и их удельный вес в объеме запасов в натуральном выражении не превышает 15%. Запасы этого вида требуют особого внимания менеджеров и использования количественных средств и моделей для оптимизации принятия решений.

К группе В относят запасы среднего уровня важности, которые обеспечивают 35% объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральном выражении, как правило, составляет около 35%. Выбор средств управления запасами группы В должен быть основан на сопоставлении затрат на управление и экономического эффекта от их использования.

Товарные запасы, реализация которых имеет незначительный вклад в объем товарооборота, порядка 15%, относят к группе С. Достаточно часто они составляют значительную часть в объеме запасов в натуральном выражении, – около 50%. К управлению запасами группы С нецелесообразно применять сложные количественные методы управления, так как при этом, затраты на управление могут быть больше экономического эффекта от их использования. [7]

Принцип классификации запасов на группы по их важности для предприятия приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация запасов (АВС system).

Группы запасов Доля в объёме товарооборота в денежном измерении Доля в объёме запасов в натуральном измерении Следует ли использовать сложные количественные методы управления
1.Группа А 50% 15% Да
2.Группа В 35% 35% В некоторых случаях
3.Группа С 15% 50% Не следует

 

Относительно новым подходом к управлению запасами, есть принцип управления Just-In-Time ("точно в срок"). Этот подход впервые был использован японскими корпорациями, а после этого нашел распространение во всем мире. Основная идея состоит в том, что запасы практически не создаются, а процесс доставки товаров поставщиками жестко согласован с технологическим процессом на предприятии. Эта система разрешает получить значительный экономический эффект за счет доведения затрат хранения к нулю. Однако, высокий уровень требований к точности функционирования системы снабжений и риск возможных ошибок, которые приведут к нарушению технологии, не разрешает использовать этот подход в странах с неразвитой информационной и коммуникационной инфраструктурой.[9]

Управления большинством торговых компаний развитых стран основано на использовании компьютерной технологии. Системы управления включают автоматизированную систему учета запасов и размещения заказов у поставщиков. Движение каждой единицы товаров, с помощью магнитного штрихового кодирования, отражается в базе данных, которая охватывает информацию по всей торговой сети компании. Система управления базами данных разрешает постоянно обновлять информацию о состоянии запасов, автоматически размещать заказы через компьютерную сеть и учитывать информацию о пополнении запасов. При этом информация о реализации товаров поступает в систему управления товарными запасами, дебиторской задолженностью и денежными средствами и обрабатывается на основе встроенного в систему модельного инструментария.[13]

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.