Задача 5 (задача портового флота) Лабораторная работа №5. Решение задачи линейного программирования, ее графическая интерпретация и обобщенная транспортная задача
Задания
1. Решить задачи в соответствии с номером варианта. Варианты заданий по частям 1 и 2 приведены в таблице:
Таблица 1. Варианты заданий
Последняя цифра номера зачетки
| Часть 1
| Часть 2
| Номер задачи
| Размер исходного массива
|
| Задача 1
| Задача 5
| 5 x 4
|
| Задача 2
| Задача 6
| 4 x 5
|
| Задача 3
| Задача 7
| 7 x 6
|
| Задача 4
| Задача 5
| 5 x 7
|
| Задача 1
| Задача 6
| 5 x 8
|
| Задача 2
| Задача 7
| 5 x 6
|
| Задача 3
| Задача 5
| 6 x 7
|
| Задача 4
| Задача 6
| 6 x 4
|
| Задача 1
| Задача 7
| 6 x 5
|
| Задача 2
| Задача 5
| 6 x 6
| 2. Для части 1 выполнить графическое изображение многоугольника ограничений на плоскости. Построить график целевой функции, проходящий через точку оптимального решения.
3. На листе 2 рабочей книги Excel решить задачу части 2. . Установить размеры массива исходных данных в соответствии с вариантом, пересчитать результат. Изменить исходные данные, пересчитать результат
Задача 1
Для осуществления буксирно-баржевых перевозок на двух линиях А и В портовый флот располагает определенным числом барж четырех типов. По условиям эксплуатации буксирный воз для каждой линии должен состоять из определенного набора барж разных типов.
Требуется распределить имеющиеся баржи по линиям А и В так, чтобы общая грузоподъемность возов была наибольшей. Исходные данные указаны в таблице.
Таблица 2. Исходные данные
Тип баржи
| Грузоподъемность баржи
| Состав буксирного воза
| Количество имеющихся барж
| Линия А
| Линия В
| I
| 300+n1*100
|
|
| 20+n2
| II
| 500+n1*100
|
|
| 14+n2
| III
| 600+n1*100
|
|
| 27+n2
| IV
| 800+n1*100
|
|
| 24+n2
| Указание: Из условия задачи следует, что грузоподъемность одного буксирного воза на линии А составляет 2×(300+n1*100)+1×(500+n1*100)+4*( 600+n1*100)+0×(800+n1*100) т., а на линии В она равна 2×(300+n1*100)+2×(500+n1*100)+0*(600+n1*100)+4×(800+n1*100) т (вычислить с помощью =СУММПРОИЗВ()). Если запланировать x1 на линию А и x2 возов на линию В, то добьемся общей грузоподъемности
Z=3600 x1 + 4800 x2 т.
Это – целевая функция, которую нужно максимизировать.
Имеем ограничения по числу барж каждого типа, их можно записать в виде неравенств:
2x1+2x2≤20
x1+2x2≤14
4x1+0x2≤27
0x1+4x2≤24
Кроме того, очевидно, что x1≥0, x2≥0.
Задача 2
Автосборочный цех, выпускающий как легковые, так и грузовые автомобили, имеет в своем составе четыре цеха: кузнечно-прессовый, цех двигателей, сборочный легковых машин и сборочный грузовых машин, производительности которых (за месяц) указаны в таблице. Прибыль предприятия (в ден. ед.) от реализации одной грузовой машины – 250n1; и одной легковой – 300n2.
Таблица 3. Исходные данные
Цех
| Месячный выпуск машин, тыс.штук
| Грузовых
| Легковых
| Кузнечно-прессовый
| 53,000
| 32,0
| Двигателей
| 61,6
| 33,0
| Сборочный грузовых машин
| 18,0+ n1
| -
| Сборочный легковых машин
| -
| 26,0+ n2
| Требуется составить месячный план выпуска легковых и грузовых машин, обеспечивающий достижение максимальной прибыли.
Указание: Если планировать месячный выпуск x1 грузовых и x2 легковых машин, то предприятие получит прибыль
Z=250 x1 + 300 x2.
Это – целевая функция, которую нужно максимизировать. Ограниченные производственные мощности цехов приводят к неравенствам:
Первое неравенство получено из таких соображений. Если кузнечно-прессовый цех выпускает x2 легковых машин в месяц, то он на это затрачивает такую долю своей месячной производительности, которая выражается дробью x2/32. Кроме того, цех работает на выпуск x1 грузовых машин и затрачивает на это еще такую долю своей месячной производительности, которая выражается дробью x1/53; сумма этих долей, очевидно, не превышает 1. Из тех же соображений составлено второе неравенство. Третье и четвертое неравенства непосредственно следуют из данных о производительности сборочных цехов.
К этим неравенствам, конечно, надо присоединить условие неотрицательности параметров управления: x1≥0, x2≥0.
Задача 3
На некотором направлении пароходство должно перевезти четыре груза в количествах, нижние пределы которых указаны в таблице 4. Для осуществления этих перевозок выделено два судна. Исходя из условий наилучшего использования грузоподъемности и грузовместимости и учитывая требования совместимости и грузовой специализации, каждое из выделенных судов может принять одновременно определенное количество каждого груза, указанное в таблице. Там же указаны эксплуатационные расходы выделенных судов (за рейс).
Таблица 4. Исходные данные
Груз
| Количество груза, которое надо перевезти (не менее), т.
| Количество груза, перевозимое за 1 рейс, т.
| на судне I
| на судне II
| А
|
|
|
| Б
| 12000+100* n1* n2
|
|
| В
| 8000+1000 n1
| -
|
| Г
| 8000+1000 n2
|
| -
| Эксплуатационные расходы
| 20000+100* n1
| 21000+ 100*n2
| Требуется составить план, обеспечивающий перевозку предъявленных грузов с наименьшими расходами.
Указание: Если мы будем планировать для судна I x1 рейсов, а для судна II x2 рейсов, то понесем суммарные расходы (в руб.)
Z=20000x1 + 21000x2
Это – целевая функция, которую надо минимизировать.
При планируемом числе рейсов удастся перевезти (4000 x1 + 3000 x2) т. груза А, (2000 x1 + 3000 x2) т. груза Б, (0 x1 + 4000 x2) т. груза В и (3000 x1 + 0 x2) т. груза Г. Имея в виду указанные в таблице нижние пределы заданного объема перевозок по каждому ограничению, получаем неравенства ограничений:
4000 x1 + 3000 x2≥30000
2000 x1 + 3000 x2≥12000
4000 x2≥4000
3000 x1≥4000
По этим неравенствам следует строить область ограничений.
Задача 4
За время Т=3 ед. (например, 3 мес.) необходимо перевезти на линии 1 – 18000т+1000 n1, а на линии 2 – 48000 т+1000 n2. грузов. Для этих перевозок можно использовать суда двух типов, для которых известны провозные способности и эксплуатационные расходы, указанные в таблице.
Требуется составить план работы судов, обеспечивающий выполнение заданного объема перевозок в указанное время с минимальными эксплуатационными расходами.
Таблица 5. Исходные данные
Тип судна
| Провозные способности судов в единицу времени на линии 1, тыс. Т.
| Эксплуатационные расходы судов за единицу времени, тыс. Руб.
| на линии 1
| на линии 2
| на линии 1
| на линии 2
| I
|
|
|
|
| II
|
|
|
|
| Указание: В качестве параметров управления выберем время, назначенное судну каждого типа для работы на каждой из линий, так что намечаемый план работы судов будет состоять из следующих величин:
x11 – время работы судов I типа на линии 1;
x12 – время работы судов I типа на линии 2;
x21 – время работы судов II типа на линии 1;
x22 – время работы судов II типа на линии 2.
При таком плане эксплуатационные расходы составят сумму (в тыс. руб.):
Z=10 x11 + 15 x12 + 24 x21 + 30 x22,
которая составляет целевую функцию, ее надо минимизировать.
Ограничения задачи запишутся в виде следующих соотношений:
x11 + x12≤3
x21 + x22 ≤3
3 x11 + 9x21 =18
16 x12 + 30x22 =48,
где первые два выражают требование выполнить перевозки в заданное время, а последние два выражают требование выполнить заданный объем перевозок на каждой линии.
К этим ограничениям добавляется требование неотрицательности параметров управления:
x11 ≥ 0; x12 ≥ 0; x21 ≥ 0; x22 ≥ 0.
Полученная задача линейного программирования имеет четыре параметра управления, и для того, чтобы ее можно было представить на плоскости, надо свести ее к задаче с двумя переменными. Это можно сделать, выразив, например, из двух последних ограничений – равенств переменные x21 и x22 через переменные x11 и x12. Тогда после простейших вычислений получим задачу:
Z= 2 x11 - x12 +96→ min
x11 + x12≤3
5 x11 + 8 x12 ≥ 9
x11≤6
x12 ≤3
x11≥0; x12 ≥ 0.
Задача 5 (задача портового флота)
В составе портового флота имеется m типов судов, которые используются для перевозок пассажиров на n пригородных линиях. Число судов i-того типа равно ai (i=1, 2,…m), а среднесуточное число пассажиров, которых надо перевозить на j-той линии, равно bj (j=1, 2, …n). Суточная провозная способность i того типа судна на j-той линии равна pij (пассажиров), а соответствующие эксплуатационные расходы равны cij (руб.)
Требуется найти такую расстановку судов по линиям, при которой достигается минимум эксплуатационных расходов.
Обозначая через xij число судов i-того типа, которые назначаются для перевозок на j-той линии, получаем, что суточные расходы будут:
Эту функцию надо минимизировать. При этом ограничения по числу судов каждого типа запишутся в виде неравенства:
а ограничения, вытекающие из заданных объемов перевозок, будут
К этому надо присоединить требования неотрицательности: xij≥0.
Таблица 6. Числовые значения для решения распределительной задачи
|