Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Задача 5 (задача портового флота)

Лабораторная работа №5. Решение задачи линейного программирования, ее графическая интерпретация и обобщенная транспортная задача

Задания

1. Решить задачи в соответствии с номером варианта. Варианты заданий по частям 1 и 2 приведены в таблице:

Таблица 1. Варианты заданий

Последняя цифра номера зачетки Часть 1 Часть 2
Номер задачи Размер исходного массива
Задача 1 Задача 5 5 x 4
Задача 2 Задача 6 4 x 5
Задача 3 Задача 7 7 x 6
Задача 4 Задача 5 5 x 7
Задача 1 Задача 6 5 x 8
Задача 2 Задача 7 5 x 6
Задача 3 Задача 5 6 x 7
Задача 4 Задача 6 6 x 4
Задача 1 Задача 7 6 x 5
Задача 2 Задача 5 6 x 6

2. Для части 1 выполнить графическое изображение многоугольника ограничений на плоскости. Построить график целевой функции, проходящий через точку оптимального решения.

3. На листе 2 рабочей книги Excel решить задачу части 2. . Установить размеры массива исходных данных в соответствии с вариантом, пересчитать результат. Изменить исходные данные, пересчитать результат

Задача 1

Для осуществления буксирно-баржевых перевозок на двух линиях А и В портовый флот располагает определенным числом барж четырех типов. По условиям эксплуатации буксирный воз для каждой линии должен состоять из определенного набора барж разных типов.

Требуется распределить имеющиеся баржи по линиям А и В так, чтобы общая грузоподъемность возов была наибольшей. Исходные данные указаны в таблице.

Таблица 2. Исходные данные

Тип баржи Грузоподъемность баржи Состав буксирного воза Количество имеющихся барж
Линия А Линия В
I 300+n1*100 20+n2
II 500+n1*100 14+n2
III 600+n1*100 27+n2
IV 800+n1*100 24+n2

Указание: Из условия задачи следует, что грузоподъемность одного буксирного воза на линии А составляет 2×(300+n1*100)+1×(500+n1*100)+4*( 600+n1*100)+0×(800+n1*100) т., а на линии В она равна 2×(300+n1*100)+2×(500+n1*100)+0*(600+n1*100)+4×(800+n1*100) т (вычислить с помощью =СУММПРОИЗВ()). Если запланировать x1 на линию А и x2 возов на линию В, то добьемся общей грузоподъемности



Z=3600 x1 + 4800 x2 т.

Это – целевая функция, которую нужно максимизировать.

Имеем ограничения по числу барж каждого типа, их можно записать в виде неравенств:

2x1+2x2≤20

x1+2x2≤14

4x1+0x2≤27

0x1+4x2≤24

Кроме того, очевидно, что x1≥0, x2≥0.

 

Задача 2

Автосборочный цех, выпускающий как легковые, так и грузовые автомобили, имеет в своем составе четыре цеха: кузнечно-прессовый, цех двигателей, сборочный легковых машин и сборочный грузовых машин, производительности которых (за месяц) указаны в таблице. Прибыль предприятия (в ден. ед.) от реализации одной грузовой машины – 250n1; и одной легковой – 300n2.

Таблица 3. Исходные данные

Цех Месячный выпуск машин, тыс.штук
Грузовых Легковых
Кузнечно-прессовый 53,000 32,0
Двигателей 61,6 33,0
Сборочный грузовых машин 18,0+ n1 -
Сборочный легковых машин - 26,0+ n2

Требуется составить месячный план выпуска легковых и грузовых машин, обеспечивающий достижение максимальной прибыли.

Указание: Если планировать месячный выпуск x1 грузовых и x2 легковых машин, то предприятие получит прибыль

Z=250 x1 + 300 x2.

Это – целевая функция, которую нужно максимизировать. Ограниченные производственные мощности цехов приводят к неравенствам:

Первое неравенство получено из таких соображений. Если кузнечно-прессовый цех выпускает x2 легковых машин в месяц, то он на это затрачивает такую долю своей месячной производительности, которая выражается дробью x2/32. Кроме того, цех работает на выпуск x1 грузовых машин и затрачивает на это еще такую долю своей месячной производительности, которая выражается дробью x1/53; сумма этих долей, очевидно, не превышает 1. Из тех же соображений составлено второе неравенство. Третье и четвертое неравенства непосредственно следуют из данных о производительности сборочных цехов.

К этим неравенствам, конечно, надо присоединить условие неотрицательности параметров управления: x1≥0, x2≥0.

 

Задача 3

На некотором направлении пароходство должно перевезти четыре груза в количествах, нижние пределы которых указаны в таблице 4. Для осуществления этих перевозок выделено два судна. Исходя из условий наилучшего использования грузоподъемности и грузовместимости и учитывая требования совместимости и грузовой специализации, каждое из выделенных судов может принять одновременно определенное количество каждого груза, указанное в таблице. Там же указаны эксплуатационные расходы выделенных судов (за рейс).

Таблица 4. Исходные данные

Груз Количество груза, которое надо перевезти (не менее), т. Количество груза, перевозимое за 1 рейс, т.
на судне I на судне II
А
Б 12000+100* n1* n2
В 8000+1000 n1 -
Г 8000+1000 n2 -
Эксплуатационные расходы 20000+100* n1 21000+ 100*n2

Требуется составить план, обеспечивающий перевозку предъявленных грузов с наименьшими расходами.

Указание: Если мы будем планировать для судна I x1 рейсов, а для судна II x2 рейсов, то понесем суммарные расходы (в руб.)

Z=20000x1 + 21000x2

Это – целевая функция, которую надо минимизировать.

При планируемом числе рейсов удастся перевезти (4000 x1 + 3000 x2) т. груза А, (2000 x1 + 3000 x2) т. груза Б, (0 x1 + 4000 x2) т. груза В и (3000 x1 + 0 x2) т. груза Г. Имея в виду указанные в таблице нижние пределы заданного объема перевозок по каждому ограничению, получаем неравенства ограничений:

4000 x1 + 3000 x2≥30000

2000 x1 + 3000 x2≥12000

4000 x2≥4000

3000 x1≥4000

По этим неравенствам следует строить область ограничений.

 

Задача 4

За время Т=3 ед. (например, 3 мес.) необходимо перевезти на линии 1 – 18000т+1000 n1, а на линии 2 – 48000 т+1000 n2. грузов. Для этих перевозок можно использовать суда двух типов, для которых известны провозные способности и эксплуатационные расходы, указанные в таблице.

Требуется составить план работы судов, обеспечивающий выполнение заданного объема перевозок в указанное время с минимальными эксплуатационными расходами.

Таблица 5. Исходные данные

Тип судна Провозные способности судов в единицу времени на линии 1, тыс. Т. Эксплуатационные расходы судов за единицу времени, тыс. Руб.
на линии 1 на линии 2 на линии 1 на линии 2
I
II

Указание: В качестве параметров управления выберем время, назначенное судну каждого типа для работы на каждой из линий, так что намечаемый план работы судов будет состоять из следующих величин:

x11 – время работы судов I типа на линии 1;

x12 – время работы судов I типа на линии 2;

x21 – время работы судов II типа на линии 1;

x22 – время работы судов II типа на линии 2.

При таком плане эксплуатационные расходы составят сумму (в тыс. руб.):

Z=10 x11 + 15 x12 + 24 x21 + 30 x22,

которая составляет целевую функцию, ее надо минимизировать.

Ограничения задачи запишутся в виде следующих соотношений:

x11 + x12≤3

x21 + x22 ≤3

3 x11 + 9x21 =18

16 x12 + 30x22 =48,

где первые два выражают требование выполнить перевозки в заданное время, а последние два выражают требование выполнить заданный объем перевозок на каждой линии.

К этим ограничениям добавляется требование неотрицательности параметров управления:

x11 ≥ 0; x12 ≥ 0; x21 ≥ 0; x22 ≥ 0.

Полученная задача линейного программирования имеет четыре параметра управления, и для того, чтобы ее можно было представить на плоскости, надо свести ее к задаче с двумя переменными. Это можно сделать, выразив, например, из двух последних ограничений – равенств переменные x21 и x22 через переменные x11 и x12. Тогда после простейших вычислений получим задачу:

Z= 2 x11 - x12 +96→ min

x11 + x12≤3

5 x11 + 8 x12 ≥ 9

x11≤6

x12 ≤3

x11≥0; x12 ≥ 0.

 

Задача 5 (задача портового флота)

В составе портового флота имеется m типов судов, которые используются для перевозок пассажиров на n пригородных линиях. Число судов i-того типа равно ai (i=1, 2,…m), а среднесуточное число пассажиров, которых надо перевозить на j-той линии, равно bj (j=1, 2, …n). Суточная провозная способность i того типа судна на j-той линии равна pij (пассажиров), а соответствующие эксплуатационные расходы равны cij (руб.)

Требуется найти такую расстановку судов по линиям, при которой достигается минимум эксплуатационных расходов.

Обозначая через xij число судов i-того типа, которые назначаются для перевозок на j-той линии, получаем, что суточные расходы будут:

Эту функцию надо минимизировать. При этом ограничения по числу судов каждого типа запишутся в виде неравенства:

а ограничения, вытекающие из заданных объемов перевозок, будут

К этому надо присоединить требования неотрицательности: xij≥0.

Таблица 6. Числовые значения для решения распределительной задачи






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.