Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО РЫНКА

Экономико-правовые и организационные отношения между субъектами строительного рынка представляют собой сложный комплекс взаимодействия между инвесторами, заказчиками, подрядчиками, субподрядчиками, предприятиями механизации, транспорта и строительной индустрии. Характер этих отношений во многом определяет экономическую эффективность строительства, производительность труда и продуктивность строительного комплекса. В современных условиях используется три основных способа организации строительства: хозяйственный; подрядный; «объект под ключ».

При хозяйственном способе выполнения строительных работ средства производства могут быть в распоряжении хозяйствующего субъекта на правах собственности, аренды, лизинга или по другим основаниям. Средства на оплату труда строительных работ и эксплуатацию машин, а также на накладные расходы выделяет хозяйствующий субъект. Принцип хозяйственного способа строительства базируется на том, что хозяин своими силами и средствами создает строительную продукцию. Если указанная продукция предназначена для продажи, то она приобретает функции товара.

Подрядный способ создания строительной продукции заключается в том, что работы выполняют предприятия-подрядчики на договорной основе с заказчиком. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить работы по созданию строительной продукции в соответствии с заданием другой стороны (заказчика) и сдать ее заказчику. При этом заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы, если они соответствуют условиям договора. В договоре стороны устанавливают взаимные обязательства и ответственность за их выполнение, невыполнение или ненадлежащее выполнение, порядок осуществления строительства, обеспечения материальными и другими ресурсами, условия сдачи и приемки выполненных работ и их оплаты.



Сущность строительства объектов «под ключ» заключается в том, что на строительном рынке функционируют девелоперские компании, которые выполняют работы в качестве генерального подрядчика по договорам с инвесторами. При этом вся ответственность за создание объекта в соответствии с проектно-сметной документацией возлагается на девелопера.

Субъектами строительного рынка являются инвесторы, заказчики, застройщики, подрядчики (генеральные подрядчики), субподрядчики и др.

Инвестор – физическое или юридическое лицо, осуществляющее вложение собственных, заемных или привлеченных имущественных средств в создание строительной продукции.

Заказчик – это физическое или юридическое лицо, инициирующее создание строительной продукции, организующее и управляющее ее финансовым проектом. Оплату выполненных работ может осуществлять заказчик или инвестор. Однако заказчик несет с инвестором солидарную ответственность за своевременное финансирование строительно-монтажных работ и оплату созданной строительной продукции.

Застройщик – это юридическое или физическое лицо, имеющее право собственности на земельный участок. Застройщик может одновременно быть инвестором и заказчиком строительной продукции. Если застройщик является только собственником земельного участка, то экономико-правовые отношения с заказчиком базируются на договорной основе. Заказчик является непосредственным субъектом инвестиционной деятельности, а застройщик – собственником участка земли, который может быть передан заказчику на правах аренды или по другим основаниям.

Подрядчик – это юридическое лицо, на договорной основе производящее строительную продукцию по заданию заказчика за денежное (или иное) вознаграждение.

Генеральный подрядчик – это строительное предприятие, принимающее на себя обязательства по координации работ, выполняемых другими строительными предприятиями, привлеченными к возведению объекта в соответствии с заключенными договорами. Следует иметь в виду, что генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиками. Одновременно генеральный подрядчик несет ответственность перед субподрядчиками за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей заказчиком, предусмотренных договором.

Субподрядчик – строительное предприятие, выполняющее на договорной основе и за плату некоторую часть работ по созданию строительного объекта. Наиболее часто на строительном рынке в качестве субподрядчиков выступают специализированные строительные компании.

Таким образом, в основе формирования экономико-правовых и организационных отношений между субъектами строительного рынка лежит Гражданский кодекс РФ, в котором содержатся императивные нормы, обязывающие стороны договорных отношений действовать строго определенным образом.

КОНКУРЕНЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Конкуренция в строительстве – это борьба независимых субъектов отрасли за обеспечение для себя лучших возможностей для производственно-хозяйственной деятельности. Предприятия-конкуренты используют любую возможность для получения от заказчиков подряда на создание строительной продукции. При этом они в минимальной степени интересуются экономическими выгодами соперников. Им не характерно строгое следование альтруистическим принципам. Между конкурентами всегда есть соперничество за более выгодные условия строительных подрядов. В результате конкуренции формируется ее главное содержание, которое заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей заказчиков и покупателей.

Понятие конкуренции в экономической литературе трактуется многозначно. Проводя терминологический анализ этого понятия, выделяют три основных подхода к определению конкуренции:

· конкуренция как состязательность на рынке;

· конкуренция как элемент рыночного механизма, позволяющий уравновесить спрос и предложение;

· конкуренция как критерий, определяющий тип отраслевого рынка.

В результате конкуренции под воздействием рыночного механизма происходит саморегулирование рыночных отношений. Рыночный механизм представляет собой взаимоотношение между спросом и предложением с формированием динамического равновесия между ними.

Конкуренция не может управляться субъектами деловых отношений, оказывая при этом влияние на их функционирование. Можно и нужно управлять конкурентоспособностью предприятия и его продукцией. Но сама конкуренция как таковая управлению не поддается. Она или есть, или ее нет. На строительном рынке существуют следующие типы конкуренции: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция, чистая монополия.

Ценовая конкуренция предполагает создание строительной продукции и реализацию ее заказчикам по более низким ценам, чем у конкурентов.

Ценовая конкуренция применяется для достижения ряда целей:

· проникновение на рынок;

· защита занятых позиций на рынке от конкуренции;

· вынужденная мера как реакция на действия конкурентов.

Неценовая конкуренция предполагает повышение качества продукции для ее выделения из ряда аналогов, придание строительному товару новых потребительских свойств, расширение дополнительных услуг, сопутствующих реализации строительной продукции. Неценовая конкуренция основана на особенностях предлагаемой строительной продукции по сравнению с продукцией конкурентов. Особенности могут быть связаны со свойствами продукции, условиями ее создания, дополнительными услугами. При неценовой конкуренции цена может и увеличиваться, но при этом и подрядчики и заказчики имеют в виду качество строительной продукции и сроки ее создания, т.к. цены и качество тесно связаны. Одним из видов неценовой конкуренции является рекламная поддержка создания строительной продукции.

Конкурентоспособность строительного предприятия формируется под влиянием многих факторов:

· гарантии производителя продукции (финансовая ответственность, возможность бесплатного устранения выявленных недостатков и др.);

· условия оплаты (с авансом, по этапам выполнения работ, за все работы единовременно, с рассрочкой платежей и др.);

· сроки строительства;

· реклама;

· известность подрядчика на рынке и его положительный имидж (в силу феномена недоверия к новым организациям, появившимся на рынке).

Важнейшими экономическими факторами, характеризующими конкурентоспособность строительного предприятия на рынке, являются объем освоения капитальных вложений и чистая прибыль. Указанные показатели тесно связаны с мощностью предприятия, качеством производимой строительной продукции и эффективностью управления. Оценка конкурентоспособности строительного предприятия производится относительно соперников – других строительных предприятий, производящих аналогичную строительную продукцию, т.е. предполагается сравнение с конкурентами. При этом очень важно учитывать не только объемы освоения капитальных вложений и величину чистой прибыли, но и показатели рентабельности и платежеспособности. Особенностью анализа указанных показателей является ограниченность доступа к ним, как данным, имеющим конфиденциальный характер и составляющим, как правило, коммерческую тайну для предприятия.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.