Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные этапы истории развития этнопедагогики.

Тема лекций № 2-3. История возникновения и развития этнопедагогики.

План:

1. Основные этапы истории развития этнопедагогики.

2. Принцип народности воспитания в трудах зарубежных и русских педагогов (Я.А. Коменского, Г. Песталлоци, К.Д. Ушинского и др.)

3. Этнопедагогические исследования советского периода (Г.Н. Волков и др.).

4. Актуальные проблемы и задачи этнопедагогики в современных условиях

5. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КАЗАХСТАНА

6. Вопросы народного воспитания в трудах казахских педагогов и просветителей (Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А. Байтурсынова и др.). Современное состояние и перспективы этнопедагогической науки в Казахстане.

Основные этапы истории развития этнопедагогики.

Усиление этнического самосознания как явление мирового масштаба относят к 60–70-м гг. XX столетия. Это выразилось в стремлении этносов сохранить самобытность, свой язык, уникальность своей культуры, познать свою историю, особенности национального характера и др. Данное явление, охватившее многие страны мира, получило название этнического парадокса современности, т.к. сопутствовало противоположной тенденции – все нарастающей унификации духовной и материальной культуры, глобализации. Но на самом деле этническое возрождение – это закономерная тенденция развития человечества второй половины XX – начала XXI в.

Народные педагогические культуры содержат уникальные механизмы по формированию у детей и молодежи системы духовно-нравственных ценностей, приобщения их к труду. Значение этнопедагогики особенно возрастает в условиях глобализации, когда возникла опасность разрушения самобытных культур и исчезновения этносов под воздействием тотальной унификации. Этнопедагогике принадлежит большая роль в сохранении и воспроизводстве культуры этноса и его этнического самосознания. Этнопедагогика – молодая развивающаяся наука. Изучение истории ее зарождения и развития является весьма актуальной и малоизученной проблемой. Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо уяснить ее исходные понятия.



Слово «этнопедагогика» состоит из двух греческих слов: «этно» первая часть сложных слов со значением, относящимск народу, например этнография, этнопсихология, этнолингвистика и др., и «пайдогос» – детоводитель. Некоторые исследователи не проводят четкой грани междэтнопедагогикой и народной педагогикой и часто описывают традиционный народный воспитательны опыт, используя термин «этнопедагогика». Основное различие между этими научными понятиями определил академик Г.Н. Волков: народная педагогика имеет отношение к опыту, его описанию, этнопедагогика – сфера теоретической мысли, сфера науки. Ее одна из основных функций – изучение, обобщение и применении в современном образовании положительного воспитательного потенциала традиционной народной культуры и народной педагогики.

Народная педагогика не является наукой, т.к. она представляет не систему научных взглядов на воспитание человека, а совокупность эмпирических знаний проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью и трудом ребенка. Первые элементы этнопедагогического знания зародились в период образования первой этнической общности – племени. На протяжении истории развития человеческого общества этнопедагогическое знание постоянно развивалось, пополнялось новыми элементами. Племена явились первой в истории человечества этнической общностью. В это время уже получили осмысление и обобщение первые педагогические знания, имеющие этническую направленность: об истории происхождения рода, о героических делах предков, традициях, обычаях, нашедших отражение в устном народном творчестве. Детей и молодежь знакомили с преданиями, сказаниями, песнями, раскрывающих суть идеологических установок того времени (о защите сородичей, родовой земли, свободы; об уважении предков; необходимости быть достойными их) и др. Чувство связи с достойными героическими предками, осознание себя соплеменником, убеждение в необходимости принесения в жертву своей жизни во имя защиты родной земли и своих соплеменников – все это становится неотъемлемыми элементами мировоззрения подрастающих поколений.

Социально-экономические и другие условия способствовали переходу от первобытного общества к рабовладельческому. В различных регионах Земли этот процесс осуществлялся в разное время, с разными особенностями и с различной протяженностью. Наряду с племенами и народностями возникали классовые общества. В них вместе с новыми формами социализации и воспитания детей сохранялись и традиционные .Археологические исследования свидетельствуют, что примерно в IV тысячелетии до н. э. возникли города-государства Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.Эти государства представляли крупные этносы со своей неповторимой культурой. В соответствии с этим получает развитие тенденция дифференциации этнопедагогического знания в соответствии с особенностями этнических культур. Формирующие государственные системы воспитания имели свои этнические характеристики, которые не только были не забыты, но развиты и усовершенствованны в новых условиях. Этому в значительной степени способствовало возникновение письменности и развитие школ. Ранние государства используют в школах опыт традиционного народного воспитания для формирования у детей и молодежи этнического самосознания, чувства преданности своему народу, готовности к защите своей земли, мужества, смелости, стремления к сохранению территориального и государственного единства.

Наиболее ранними считаются письменные обобщения традиционного педагогического знания вообще и этнопедагогического в частности, приведенные в древних письменных памятниках: «Законы царя Вавилонии Хаммурапи» (1792–1750 гг. до н. э.), «Законы Ассирии» (2-я половина II тыс. до н. э.), «Летопись асирийского царя Ашшурбанапала» (669–633 гг. до н. э.), «Книга притч иудейского царя Соломона» (965–928 гг.до н. э.) и др. дают описание представление об организации школьного образования, содержании и методах обучения и воспитания детей в школах тех времен. Обучение везде основывается, прежде всего, на народных воспитательных традициях предков. Эти древние источники свидетельствуют также о достаточно большом объеме существовавших в то время этнопедагогических знаний. Среди них большое место отводилось заучиванию преданий, сказок, легенд, а также усвоению обрядов, ритуалов и жертвоприношений. По ним можно сделать вывод, что этнопедагогические знания, зародившиеся и сформировавшиеся в общем виде еще в первобытном обществе, получили широкое развитие и в последующие исторические периоды. Кроме того, проявляется также тенденция средоточия народной педагогической культуры, прежде всего в семье.

Например, в Индии она являлась первой главной ступенью обучения и воспитания, после которой следовала следующая – общественная. В семейном воспитании твердо придерживались традиций предков. На жизнь людей в древних государствах оказывает огромное влияние религия. При храмах, святилищах функционируют жреческие или высшие школы для избранных: детей высшей знати и жрецов. Они же являются средоточием научных знаний по философии, медицине, астрономии, физике, химии, литературе. Обобщения народной педагогической культуры получают развитие в трактатах по философии этого периода. Религия, кроме того, становится активной и действенной системой воспитания не только детей и молодежи, но и всего народа. Она служит мощным фактором формирования национального самосознания народа. Ее целью становится внедрение в сознание людей идеологии, направленной на формирование преданности своему народу и своему правителю, готовности защищать свою родину даже ценой своей жизни.

Таким образом, религия значительно способствовала развитию этнопедагогического знания и его обобщению в религиозных нравоучениях. При появлении империй (Рим, империя Александра Македонского, Византийская империя и др.) начинает формироваться имперское самосознание, связанное с принадлежностью к многоэтническому социально-экономическому культурному центру. При этом этническая принадлежность человека становится вторичной. В связи с этим этническое воспитание осуществляется в связи с формированием гражданского имперского политического и религиозного самосознания. Этот процесс также тесно связан с появлением мировых религий (христианство, ислам, буддизм), которые в определенной части нивелируют культурное своеобразие этносов, а позже и с появлением нерелигиозных мировоззренческих этических систем (гуманизм, социализм, фашизм, либерализм и др.). В результате формируется стойкая тенденция нивелирования этнических культурных особенностей народов в целях консолидации многоэтничных или даже многонациональных государств, империй. Эта тенденция имела место ив последующие исторические периоды в жизни отдельных государств, она же актуальна и в современности. Великие умы прошлого с большим уважением относились к воспитательным традициям своих народов. Изучая культуру своего народа, в том числе и педагогическую, они отбирали в ней все лучшее и включали в свои научные труды и повседневную педагогическую практику.

Одним из первых мыслителей, предпринявшим попытку изучения и обобщения народной педагогической культуры, был выдающийся китайский философ Конфуций (551–479 гг. до н. э.). Он обогатил этнопедагогику такими мировоззренческими и этическими положениями:

Ø незыблемой нормой поведения является сыновняя почтительность и святость любого начинания, предпринятого предыдущими поколениями;

Ø в целях достижения социальной стабильности и высокой нравственности общества, и прежде всего молодежи, должна браться за основу накопленная в прошлом мудрость;

Ø в воспитании детей и молодежи необходимо следовать культурным традициям прежде всего своего, а затем других народов;

Ø основой принципов построения совершенного общественного устройства является гуманность, соблюдение ритуалов и обрядов и практическое воплощение нравственных норм в жизнь;

Ø основу образования должно составлять изучение традиций и мудрости предков, а также изучение классических трудов;

Ø культура и традиции развивают заложенные в человеке качества в нужном направлении.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.