Пиши Дома Нужные Работы


ЧАСТОТНЫЙ ДИАПАЗОН И СПЕКТРЫ.

Акустический сигнал имеет изменяющиеся форму и состав спектра. Спектры разделяются на сплошные, дискретные, низко- и высокочастотные. Каждому источнику звука присущи свои особенности состава спектра, которые делают индивидуальную окраску звука. Эту окраску называют темрбом. Тембр (от фр. - timbre) означает "качество тона", "окраску тона" (tone quality). Для оценки тембра звучания важен не только момент его распознавания (т.е. способность отличить один инструмент от другого), но и возможность оценить изменение тембра в процессе исполнения. Здесь важнейшую роль играет динамика изменения спектральной огибающей во времени на всех этапах звучания: атаки, стационарной части, спада. Сущест­вуют понятия тембра скрипки, тромбона, органа и т. и., а также тембра голоса: звонкий, когда подчеркнуты высокочастотные составляющие; глухой, когда они по­давлены. В первую очередь представляют интерес сред­ний спектр для источников звука каждого типа, а для оценки искажений сигнала — спектр, усредненный за длительный интервал времени (15 с для информацион­ных сигналов и 1 мин для художественных). Усреднен­ный спектр может быть, как правило, сплошной и дос­таточно сглаженный по форме.

Сплошные спектры характеризуются зависимостью спектральной плотности от частоты (эту зависимость называют энергетическим спектром). Спектральной плотностью называется интенсивность звука в полосе частот шириной, равной единице частоты.Для акусти­ки эту полосу берут равной 1 Гц.

Частотный диапазон акустического сигнала определя­ют из частотной зависимости спектральных уровней. Это определение можно сделать или по спаду спектра­льных уровней или приближенно, на слух. Субъектив­ными границами считают заметность ограничения диа­пазона для 75% слушателей. Приведем частотные диа­пазоны для ряда первичных источников акустического сигнала, Гц:

речь.................................................... 70—7000

скрипка.........................................250—15 000

треугольник................................1000—16 000

бас-труба............................................. 50—6000

орган-...................................................20—15 000

симфонический оркестр ………… 30—15000

Если спектры имеют плавный спад в ту или иную сто­рону, то их еще оценивают тенденцией, т. е. средним наклоном спектральных уровней в сторону низких или высоких частот. Нап­ример, речевой спектр имеет тенденцию, рав­ную — 6 дБ/окт (спад в сторону высоких ча­стот).

К акустическим сигналам также относятся и акустические шумы. Различают три типа шумов: розовый, белый и речевой. Речевые шумы создаются при одновременном разговоре нескольких человек. “Белые” шумы имеют одинаковую спектральную плотность во всем частотном диапазоне. “Розовые” шумы имеют тенденцию спада плотности на 3 дБ/окт в сторону высоких частот.

- Спектр розового цвета получается, если сила света убывает по гиперболическому закону в сторону фиолетового цвета. Анало­гично ему введено понятие «розового» шума Характер поведения каждого обертона во времени также несет важнейшую информацию о тембре. Например, в звучании колоколов особенно четко видна динамика изменения, как по составу спектра, так и по характеру изменения во времени амплитуд его отдельных обертонов: если в первый момент после удара в спектре отчетливо видно несколько десятков спектральных составляющих, что создает шумовой характер тембра, то через несколько секунд в спектре остаются несколько основных обертонов (основной тон, октава, дуодецима и минорная терция через две октавы), остальные затухают, и это создает особый тонально окрашенный тембр звучания.

Иногда спектр представляют в виде дискретного набора обертонов с разными амплитудами. Спектры могут быть представлены в виде спектрограмм, где по вертикальной оси отложена частота, по горизонтальной - время, а амплитуда представлена интенсивностью цвета.

Сплошные спектры характеризуются зависимостью спектральной плотности от частоты (эту зависимость называют энергетическим спектром). Спектральной плотностью называют интенсивность звука в полосе частот шириной, равной единице частоты. Спектральный состав речи в значительной степени зависит от пола, возраста и индивидуальных особенностей говорящего. Для различных людей отклонение уровней сигналов, измеренных в октавных полосах, от типовых уровней может составлять ± 6 дБ.

 

 

ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКУСТИЧЕСКОГО СИГНАЛА.

К временным (импульсным) характеристикам относятся уровнеграмма сигнала и время корреляции.Уровнеграмма сигнала дает возможность определить резкие переходы интен­сивности и, следовательно, с ее помощью можно пре­дъявить требование к постоянным времени трактов пе­редачи сигнала. Такие временные характеристики сиг­нала, как время корреляции, используют редко, хотя опыты показывают, что этот параметр играет значи­тельную роль при определении качества звучания.

Корреляция - это достаточно сложный, но в определенных отношениях важный параметр, заимствованный из теории вероятности. Дело в том, что любой несущий информацию сигнал следует рассматривать как случайный процесс. Белый шум имеет нулевое среднее значение размаха сигнала и бесконечно широкий спектр. Реальные сигналы отличаются от белого шума тем, что последующие значения зависят от предыдущих. Такая зависимость и называется корреляцией, а среднее значения интервала времени в пределах которого эта зависимость сохраняется, называется временем корреляции. Время корреляции, в частности, важно учитывать потому, что оно определяет время взаимодействия (интерференции) с отраженными сигналами, а, следовательно, и интенсивность интерференционных помех.

 

ПЕРВИЧНЫЙ РЕЧЕВОЙ СИГНАЛ.

Речь с физической точки зрения состоит из последовательности звуков с паузами между их группами. При нормальном темпе речи паузы появляются между отрывками фраз, так как при этом слова произносятся слитно (хотя слух, как правило, воспринимает слова по отдельности). При замедленном темпе речи, например, при диктовке, паузы могут делаться между словами и даже их частями. Предлоги, союзы звучат всегда слитно с последующим словом.

Один и тот же звук речи разные люди произносят по-разному. Произношение звуков речи зависит от ударения, соседних звуков и т. п. Но при всем многообразии в их произношении они являются физическими реализациями (произнесением) ограниченного числа обобщенных звуков речи, называемых фонемами. Фонема — это то, что человек хочет произнести, а звук речи — это то, что человек фактически произносит. Фонема по отношению к звуку речи играет ту же роль, что и образцовая буква по отношению к ее рукописной форме в конкретном написании.

B русском языке насчитываются 41 основная и 3 неясно зву­чащих фонемы: 6 гласных (а, о, у, э, и, ы), 1 полугласная (й) и 34 согласных. Гласные буквы я, ю, ё, е (соответствуют или состав­ным фонемам: йа, йу, йо, йэ, или служат для смягчения предыду­щей согласной. Согласных фонем больше, чем согласных букв, так как род согласных букв соответствует двум фонемам: мягкой и твердой. Только твердых фонем 3 (ш, ж, ц), только мягких—1 (ч). Остальные l6 существуют в обоих видах: твердом и мягком.

Если связки тонкие и сильно напряжены, то период получается коротким и частота основного тона — высокой; для толстых, слабонапря­женных связок частота основного тона низкая. Эта ча­стота для всех голосов лежит в пределах от 70 до 450 Гц. При произнесении речи она непрерывно изме­няется в соответствии с ударением и подчеркиванием звуков и слов, а также для проявления эмоций (воп­рос, восклицание, удивление и т. д.). Изменение часто­ты основного тона называют интонацией. У каждого человека свой диапазон изменения частоты основного тона (обычно он бывает немногим более октавы) и своя интонация. Последняя имеет большое значение для узнаваемости говорящего. Основной тон, интона­ция, устный «почерк» и тембр (окраска) голоса могут служить для опознавания человека. При этом степень достоверности опознавания выше, чем по отпечаткам пальцев. Это свойство используют в разработанной в последнее время аппаратуре, срабатывающей только от определенных голосов.

Импульсы основного тона имеют пилообразную форму, и поэтому при их периодическом повторении по­лучается дискретный спектр с большим числом гармо­ник (до 40), частоты которых кратны частоте основно­го тона. Огибающая спектра основного тона имеет спад в сторону высоких частот с крутизной около 6 дБ/окт. Например, для мужского голоса уровень гар­моник на частоте 3000 Гц ниже уровня на 100 Гц при­мерно на 30 дБ.

Звуки речи делят на звонкие и глухие. Звонкие зву­ки образуются с участием голосовых связок, в этом случае находящихся в напряжении. Под напором воз­духа, идущего из легких, они периодически раздвига­ются, в результате чего создается прерывистый поток воздуха. Импульсы потока воздуха, создаваемые голо­совыми связками с достаточной точностью, могут счи­таться периодическими. Соответствующий период пов­торения импульсов называют периодом основного тона голоса То. Обратную величину fo=1\T называют час­тотой основного тона.

При произнесении глухих звуков голосовые связки находятся в расслабленном состоянии и поток воздуха из легких свободно проходит в полость рта. Встречая на своем пути различные преграды в виде языка, зу­бов, губ, он образует завихрения, создающие шум со сплошным спектром.

По способу образования согласные делят на сонорные, щеле­вые, взрывные и аффрикаты (комбинация глухих взрывных и щеле­вых). Сонорные (л, ль, р, рь, м, мь, н, нь) по звучанию похожи на гласные, но отдельно не произносятся и поэтому отнесены к согласным. Щелевые (в, вь, з, зь, ж, ф, фь, с, сь, ш, х, хь) обра­зуются путем проталкивания потока воздуха в виде импульсов шума через узкие щели, создаваемые языкам и нёбом, губами, зубами, гортанью. Взрывные (п, пь, т, ть, к, кь, б, 6ъ, д, дь, г, гь) образуются путем (резкого проталкивания .потока (воздуха через гу­бы, зубы, гортань. По месту образования фонемы делят на губные, зубные, нёбные, гортанные, передние и задние.

При произнесении звуков речи язык, губы, зубы, нижняя челюсть, голосовые связки должны находиться для каждой фонемы в строго определенном положении или движении. Эти движения называют артикуляциейорганов речи. При этом в речеобразующем тракте соз­даются определенные для данной фонемы резонансные полости, а для слитного звучания фонем в речи — и оп­ределенные переходы от одной формы тракта к другой.

Через речевой тракт при произнесении звуков прохо­дят или тональный импульсный сигнал, или шумовой, или тот и другой вместе. Речевой тракт представляет собой сложный акустический фильтр с рядом резонансов, создаваемых полостями рта, носа и носоглотки, т. е. с помощью артикуляционных органов речи. Вследствие этого тональный или шумовой спектры с монотонной огибающей превращаются в спектры с рядом максиму­мов и минимумов.

Форманта — термин фонетики, обозначающий акустическую характеристику звуков речи (прежде всего гласных), связанную с уровнем частоты голосового тона и образующую тембр звука. Форманта может характеризоваться либо занимаемой ею частотной полосой, либо средней частотой, соответствующей максимуму амплитуды или энергии составляющих в формантной полосе, и средним уровнем этой энергии. Большинство звуков речи имеет одну или две форманты, что обусловлено участием в образовании этих звуков основных резонаторов голосового аппарата - полости глотки и носоглотки.

Максимально в отдельных звуках замечено до 6 усиленных частотных областей. Однако далеко не все они являются формантами. Некоторые из них никакого значения для распознавания звуков не имеют, хотя и несут в себе довольно значительную энергию.

Формантными являются одна или две частотные области. Исключение из передачи любой из этих областей вызывает искажение передаваемого звука, т. е. либо превращение его в другой звук, либо вообще потерю им признаков звука человеческой речи. рукописной форме в конкретном напи­сании.

Максимумы спектра называют формантами, а нулевые значения — антиформантами. Оги­бающая спектра для каждой фонемы имеет индивиду­альную и вполне определенную форму (рис. 3.3). При произнесении речи спектр ее непрерывно изменяется, в результате чего образуются формантные переходы. Ча­стотный диапазон речи находится в пределах 70 — 7000 Гц.

Звонкие звуки речи, особенно гласные, имеют высо­кий уровень интенсивности, глухие — низкий. В процес­се произнесения речи ее громкость непрерывно изменя-

ется, особенно резко при взрывных звуках речи. Дина­мический диапазон уровней звуков речи находится в пределах 35—45 дБ. Гласные звуки имеют в среднем длительность около 0,15 с, согласные —около 0,08 с, звук «п» — около 30 мс. Большая длительность гласных звуков необходима для перестройки артикуляционных органов, так как иначе язык будет «заплетаться».

Звуки речи неодинаково информативны. Так, глас­ные звуки содержат меньшую информацию о смысле ре­чи, чем глухие. Поэтому разборчивость речи снижается при действии шумов, в пер­вую очередь из-за маскировки глухих звуков.

Известно, что для передачи одного и того же сооб­щения по телеграфу и по речевому тракту требуется различная пропускная способность тракта: для телегра­фного сообщения не более 100 бит/с, а для речевого — около 100 000 бит/с (полоса равна 7000 Гц, динамичес­кий диапазон 42 дБ, т. е. требуется семизначный код, откуда имеем: 2х7000х7 = 98000 бит/с), т. е. в 1000 раз большая. Может показаться, что речевой сигнал имеет огромную избыточность. Это неверно и вот почему.

.В результате спектральной модуляции изменяется соотношение между частотными составляющими несу­щей, т. е. изменяется форма огибающей ее спектра (по­являются форманты и антиформанты). Почти вся ин­формация о звуках речи заключается в этой спектраль­ной огибающей и ее временном изменении. Эти измене­ния происходят медленно( в темпе произнесения звуков), поэтому передача сведений об огибающей и ее из­менении не требует пропускной способности тракта бо­лее 100 бит/с. Но для передачи широкополосной несу­щей с ее широким динамическим диапазоном требуется очень большая пропускная способность. Кроме того, речевой сигнал при образовании в речевом тракте приобретает много информации, не относящейся к смыслу передаваемой речи (например, фазовую информацию). Эта информация называется сопутствующей. Для ее пе­редачи также расходуется пропускная способность трак­та. Из этого следует, что избыточность речевого сигна­ла лишь немного превышает избыточность телеграфно­го сигнала с таким же сообщением: речевой сигнал от­личается от телеграфного лишь информацией об эмоци­ях и личности говорящего.

Поэтому для передачи смысла достаточно переда­вать сведения о форме огибающей спектра речи, а так­же об изменении основного тона речи и переходов тон-шума. Эти сигналы идут от речевого центра мозга.

 

- Частично информация о звуках речи заключена в переходах от тонального спектра к шумовому и обратно (т. е. в переходах от звонких звуков к глухим и обратно), а информация о сигнале — еще и в интонации. По фонетической теории информация заклю­чается только в скорости изменения спектральных уровней.

- Речевой сигнал можно уподобить водоему, в котором нахо­дится рыба. Водоем может иметь большой объем, а полезной ин­формации (рыбы) в нем может быть немного.

 

ВТОРИЧНЫЙ СИГНАЛ.

Вторичный сигнал должен точно воспроизводить первичный, но это не всегда требуется, так как слух человека может и не заметить их несо­ответствие. К тому же на практике точное соответствие их часто невозможно или очень трудно осуществить. При художественном вещании, телевидении и звукоза­писи надо стремиться к этому соответствию в пределах, при которых слуховое ощущение, создающееся у слуша­теля, было бы близко к тому ощущению, которое он по­лучает, находясь в месте исполнения данной программы при условии достаточно хороших акустических условий в этом месте. Для информационных программ вещания и телефонной связи этого соответствия добиваются в первую очередь для получения полной понятности речи, а затем для достаточно высокого качества звучания. Только в этом случае необходимо стремиться к более точному соответствию вторичного сигнала первичному, В обоих случаях существенную роль играют экономиче­ские соображения.

Нарушение точности передачи, замечаемое слухом, бывает самого разнообразного вида. Рассмотрим основ­ные из них: потерю акустической перспективы, смеще­ние уровней, ограничение динамического и частотного Диапазона сигнала, помехи, искажения.

Потеря акустической перспективы. При передаче звукового сигнала по одноканальной системе получается ощущение слушания одним ухом, даже при наличии нескольких микрофонов в помещении, откуда ведется передача, и при разнесенных вторичных источниках звука. Источник звука для слуха будет всегда казаться находящимся в некотором среднем положении по отношению к фактическим вторичным источникам, по­скольку временной сдвиг и разность уровней для обоих ушей слушателя не зависят от местонахождения пер­вичного источника звука. Этот дефект может быть до некоторой степени исправлен с помощью стереофониче­ской системы передачи, основанной на многоканальной системе передачи сигнала .

Смещение уровней. Поскольку по тракту передачи сигналов не передается информация об абсолют­ных уровнях звучания первичного сигнала, то слушатель (а при массовом слушании — оператор на прием­ном конце) по своему усмотрению устанавливает уровень вторичного сигнала. При этом не всегда можно восстановить нужный уровень первичного сигнала из-за недостаточной мощности аппаратуры на приемном кон­це, а также из-за условий слушания (например, в квар­тирах с плохой звукоизоляцией).

Смещение уровней приводит к изменению соотношения между громкостями низкочастотных и среднечастотных составляющих первичного и вторичного сигна­лов, так как смещение среднего уровня вторичного сиг­нала вверх по отношению к среднему уровню первично­го приводит к субъективному повышению громкости низкочастотных составляющих, смещение вниз — к их ослаблению.

Ограничение динамического диапазона. Поскольку динамический диапазон канала ограни­чен снизу шумами, а сверху — перегрузкой и нелинейно­стью отдельных звеньев канала передачи, то во избежа­ние искажений его сжимают в начале тракта (во вся­ком случае до звена, в котором скорее всего может ог­раничиться или исказиться сигнал). Этот дефект мо­жет быть частично исправлен путем расширения дина­мического диапазона сигнала на конце тракта, что не всегда возможно, так как на приемном конце может быть неизвестно, насколько был сжат этот диапазон. Кроме того, попытка расширить диапазон (применени­ем экспандеров) усложняет аппаратуру.

Ограничение частотного диапазона. По­скольку тракт передачи акустических сигналов не про­пускает весь их частотный диапазон, говорят об огра­ничении частотного диапазона.

Помехи. При передаче на сигнал накладываются различного рода помехи, в том числе шумы электриче­ского и акустического происхождения. Последние име­ются как в месте нахождения первичного источника, звука, так и в месте нахождения слушателя.

Искажения. По сути дела все перечисленные несоответствия первичного и вторичного сигналов явля­ются искажениями в широком смысле этого понятия. Но обычно под этим термином понимают более узкий тип искажений. К ним относятся линейные, нелинейные, па­раметрические и переходные (временные) искажения.

 

ШУМЫ И ПОМЕХИ

Одна из наиболее серьезных причин, мешающих высококачественному воспроизведению передаваемой программы, - помехи, возникающие в тракте звукопередачи. Особенно неприятны на слух помехи в паузах, а также на тихих местах исполнения, когда они не маскируются полезным сигналом и потому существенно мешают восприятию звука.

Помехи по своему характеру и происхождению разделяются на фон, шум и различного характера внешние наводки. Влияние шумов и помех сводится к маскировке вторич­ного акустического сигнала независимо от их происхож­дения (акустического или электрического). Шумы сдви­гают порог слышимости, который не зависит от време­ни, если шумы относятся к «гладким», т. е. имеют пик-фактор, не превышающий 6 дБ. К этим шумам относят­ся различные флуктуационные шумы, например шумы; дробового эффекта, речевые шумы от нескольких голо­сов, звучащих одновременно. Импульсные шумы созда­ют порог слышимости, изменяющийся во времени в зависимости от пик-фактора шума и длительности им­пульсов. Из-за наличия постоянной времени у слуха ощущение кратковременных импульсов получается сгла­женным: происходит выравнивание временной зависи­мости порога слышимости. Импульсные шумы не толь­ко маскируют полезный сигнал, но и искажают его, со­здавая комбинационные частоты шума и сигнала. Полу­чается нечто похожее на взаимную модуляцию сигнала и шума.

Спектр шумов электрического происхождения, как; правило, близкий к равномерному, а акустического про­исхождения — ближе к речевому. Поэтому частотная за­висимость порога слышимости для первых имеет тен­денцию роста к высоким частотам, так как ширина кри­тических полосок растет с увеличением частоты. Для ре­чевых шумов порог слышимости почти не зависит от частоты.

Индустриальные, атмосферные и станционные поме­хи, кроме тональных, могут быть отнесены и к импуль­сным, и к гладким, с равномерным или низкочастотным спектром. Кроме этих помех, приходится иногда считаться с помехами от самомаскировки речи, т. е. с мас­кировкой слабых звуков, следующих за громкими.

Фон проявляется обычно в виде прослушиваемого низкого однотонного гудения с частотой 50 или 100 Гц. Причина фона может быть двоякой: чаще всего это плохая фильтрация переменной составляющей напряжения, выпрямленного в источнике питания и используемого для питания транзисторов или электронных ламп усилителей. Но могут проявиться и внешние наводки, т.е. возбуждения в самом усилителе или в присоединенных к нему проводах и линиях колебаний, появляющиеся за счет электромагнитной связи этих цепей с посторонними источниками электрических и магнитных полей (например, трансформаторов, силовых электрических кабелей, театральных софитов и т.п. Таким же путем, т.е. путем электромагнитных наводок на токоведущие цепи канала передачи звукового сигнала, могут проникнуть в канал и, так называемые, "внятные" помехи, например, посторонние программы близко расположенных мощных радиовещательных станций и т.п. Для борьбы с наводками любого характера следует тщательно защищать, применяя экранировку, те цепи, по которым протекают слабые токи ( например, микрофонные провода).

Принцип действия экранов следующий. Провод, по которому передаются токи звуковой частоты, заключаются в гибкую и достаточно густую металлическую сетку , обязательно заземленную. Электрические заряды, образующиеся на экране из-за влияния внешних полей, стекают на землю, не наводя помех на токоведущие части схемы.

Экранами снабжаются также все используемые в схемах трансформаторы и катушки индуктивности - потенциальные источники сильных помех. Эти экраны, выполненные в виде кожухов из железа, пермаллоя или других подобных магнитных материалов, выполняют двоякую роль: предохраняют трансформатор от воздействия внешних магнитных полей и, кроме того, не дают возможности полю рассеяния самого трансформатора оказывать нежелательное влияние на соседние детали схемы.

Еще более неприятен на слух и трудно устраним собственный шум транзисторов, электронных ламп и резисторов, входящих в схему. Это характерное шипение, с физической точки зрения - тот же звук с непрерывным спектром, его энергия распределена на широком участке диапазона звуковых частот. На практике часто встречаются шумы, отличающиеся один от другого не только по интенсивности, но и по тембру и ритму. Но самым характерным и типичным шумом является шум, не имеющий ни определенного тона, ни ритма, у которого, следовательно, ни одна частотная полоса не отличается от другой по энергии и ни один отрезок, выделенный во времени, не отличается от другого по частотному составу. Такой шум называют "белым" по аналогии с принятым в оптике наименованием белого цвета, который можно, как известно получить, смешивая в одинаковых пропорциях все цвета солнечного спектра.

Борьба с акустическими шумами ведется путем уст­ранения (или ослабления) действия источников шума, а также путем повышения звукоизоляции помещений. Учет их действия на прием речевого сигнала делается при расчете и измерении разборчивости речи.

 

ЛИНЕЙНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ.

Линейные искажения изменяют амплитудные и фазовые соотношения между имеющимися спектральными компонентами сигнала и за счет этого искажают его временную структуру. Такие изменения воспринимаются как искажения тембра или «окрашивание» звука.

При звукопередаче первичные соотношения между частотными компонентами звука должны быть сохранены. В связи с этим, качество любого участка звукового канала оценивается его амплитудно-частотной (сокращенно частотной) характеристикой, для обозначения которой часто используют аббревиатуру АЧХ. Под АЧХ понимают график зависимости коэффициента передачи от частоты сигналов, подаваемых на вход данного участка канала или отдельного звукотехнического устройства. Коэффициент передачи - это отношение величин сигналов на входе усилителя и его выходе.

Частотная характеристика тракта передачи (частотная зависимость коэффициента передачи) изменяет соотношения между амплитудами частотных составляющих. Это приводит к субъективному ощущению изменения тембра.

Показателем степени частотных искажений, возникающих в каком-либо устройстве, служит неравномерность его амплитудно-частотной характеристики, количественным показателем на какой-либо конкретной частоте спектра сигнала является коэффициент частотных искажений.

Коэффициент частотных искажений — отношение коэффициента передачи на средних частотах к его значению на данной частоте.

В реальных условиях частотная характеристика во всем диапазоне звуковых частот (от 20 до 20000 Гц) прямолинейной не бывает из-за наличия в схеме индуктивностей и емкостей, меняющих свое сопротивление переменному току при изменении его частоты.

Частотные искажения оценивают по величине неравномерности частотной характеристики

В общем случае коэффициент передачи тракта

где р1 и р2 — звуковые давления в начале и конце трак­та; \К\—модуль коэффициента передачи; ф — фазовый сдвиг в тракте.

Коэффициент передачи, как правило, зависит от ча­стоты. Так как слух не реагирует непосредственно на сдвиг фаз между составляющими сигнала, в дальней­шем его не будем рассматривать и под термином «ко­эффициент передачи» будем подразумевать его модуль.

Частотная зависимость коэффициента передачи, на­зываемая частотной характеристикой тракта передачи, приводит к изменению соотношений между амплитуда­ми частотных составляющих, входящих в первичный си­гнал. Субъективно эти искажения ощущаются как изме­нение тембра первичного сигнала.

Например, если по­давлены низкочастотные составляющие, то звучание бу­дет звенящее. При подавлении высокочастотных состав­ляющих звук глухой. При резком подчеркивании низко­частотных составляющих звучание получается бубня­щим, а при резком подчеркивании высокочастотных — свистящим. Эти искажения (называемые частотными) оценивают по величине неравномерности частотной ха­рактеристики

где Кмакс и Кмин — максимальный и минимальный коэф­фициенты передачи в заданном диапазоне частот.

Неравномерность часто измеряют в логарифмичес­ких единицах, в таком случае

 

где Lмакс и Lмин — максимальный и минимальный уровни вторичного сигнала при постоянстве уровня первичного. На рис. 3.4 показана одна из характеристик трак­та передачи сигнала.При определение неравномерности частотной характеристики следует ис­ключать из рассмотрения пики и провалы в частотной

Рис 3.4. Опреде­ление неравномер­ности частотной характеристики и частотного диапа­зона

 

характеристике, если они уже 1/8 октавы. Такое усло­вие введено из-за наличия широких критических поло­сок слуха, а также из-за того, что при быстром измене­нии первичного сигнала его спектр расплывается и эти пики и провалы сглаживаются.

Как правило, частотная характеристика наиболее неравномерна в областях самых низких и самых высо­ких частот диапазона, т. е. вблизи его границ, поэтому для широкополосных трактов передачи сигнала, напри­мер вещательных, неравномерность частотной характе­ристики часто задают в двух диапазонах: номинальном и в основном (200—5000 Гц).

В тех случаях, когда аппаратура не может быть из­готовлена с заданной неравномерностью, в требуемом частотном диапазоне оговаривают частотный диапазон, в котором неравномерность не превышает заданную норму.

Частотно-амплитудные искажения обычно устраня­ют путем частотной коррекции в звеньях тракта, бли­жайших к искажающим.

Нормы на допустимые частотные искажения были определены экспериментально. Установлено, что на низ­ких частотах искажения более заметны, чем на высоких.

 

 

НЕЛИНЕЙНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ.

Нелинейные искажения представляют собой изменения формы колебаний, проходящих через электрическую цепь (например, через усилитель или трансформатор), вызванные нарушениями пропорциональности между мгновенными значениями напряжения на входе этой цепи и на ее выходе. Это происходит, когда характеристика выходного напряжения нелинейно зависит от входного. Количественно нелинейные искажения оцениваются коэффициентом нелинейных искажений или коэффициентом гармоник.

Нелинейные искажения при малой их величине изменяют тембр звучания, затрудняют раздельное восприятие звуков инструментов и голосов. При более сильных нелинейных искажениях появляются неприятные хрипы и дребезжание.

Нелинейные искажения изображены на рисунке.

 

Нелинейные искажения: а - сигнал прошел

через линейную цепь;б- на выходе

нелинейной цепи форма сигнала искажена.

 

При подаче "чистого" синусоидального тона на элемент схемы, имеющий нелинейную характеристику, на его выходе появляются отсутствовавшие на входе высшие гармоники, т.е. колебания с частотами, в целое число раз большими, чем частота основного колебания. Эти гармоники складываются с основным, "чистым" тоном, меняют его форму и придают звучанию новый тембр, как видно из рисунка.

Нелинейные искажения - явление, в общем, сложное и не однозначное, его числовое описание затруднено и даже иногда не возможно. На практике коэффициент нелинейных искажений определяют по отношению к каким-либо чистым тонам. В этом случае коэффициентом нелинейных искажений цепи или устройства называют выраженное в процентах отношение суммарного напряжения всех высших гармоник (или комбинационных частот) на его выходе к напряжению основного колебания. В первом случае это отношение называют коэффициентом гармоник, а во втором - коэффициентом комбинационных частот. Наиболее употребительным способом измерения нелинейных искажений является определение коэффициента гармоник.

Результаты исследований показали, что слушатель меньше замечает несимметричные искажения, когда наибольшей по амплитуде оказывается вторая гармоника, так как она находится в октаве с основной частотой. Симметричные искажения более заметны, так как третья гармоника получается очень большой и оказыва­ется в квинте с основной. При сужении полосы частот заметность искажения уменьшается. Это объясняется тем, что ряд гармоник и комбинационных составляю­щих оказывается за пределами передаваемого диапазо­на частот.

Как правило, нелинейные искажения наиболее вели­ки на низких частотах, поэтому нормы на них даются для нескольких диапазонов частот. С увеличением уров­ня сигнала нелинейные искажения растут, поэтому нор­мы на них дают раздельно для средних и пиковых уро­вней.

Нелинейные искажения чаще всего оцениваются е помощью коэффициента нелинейных искажений (КНИ)

где Xmn — амплитуды гармоник сигнала, начиная со вто­рой; Xm — амплитуда основной составляющей.

 

ПЕРЕХОДНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ

При сжатии динамического диапазона применяют раз­личные автоматические регуляторы уровня. Эти регуля­торы имеют большую постоянную времени восстановле­ния и вызывают искажения, называемые переходными. Переходные искажения создаются собственными коле­баниями, происходящими в различных звеньях тракта. По своему звучанию они сходны с нелинейными иска­жениями, так как в сигнале появляются комбинацион­ные частоты.

Несимметрданые искажения получаются для нечетных сте­пеней зависимости y=f(x), симметричные — для четных.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.