Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Конца XVIII – начала XIX вв.»

 

1. «Легкая поэзия» – явление переходного характера. Ее черты: основные образы, стилистические особенности, выражаемое мировоззрение. «Легкая поэзия» в творчестве И. И. Дмитриева, М. Н. Муравьева, И. Ф. Богдановича и др.

2. История создания и художественная специфика «Поэм Оссиана». Оссианские мотивы в лирике конца XVIII – начала XIX вв.

3. Особенности жанра баллады. «Раиса» Н. М. Карамзина и «Ночь в чухонской избе на пустыре» Н. А. Львова: сходство и различие.

4. Повесть Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» как пример готической прозы: принципы построения сюжета, осмысление любви, бытия, изображение окружающего мира.

 

* Выделите особенности «легкой поэзии», отразившиеся в песне И. И. Дмитриева «Стонет сизый голубочек…».

Стонет сизый голубочек,

Стонет он и день и ночь;

Миленький его дружочек

Отлетел надолго прочь.

 

Он уж боле не воркует

И пшенички не клюет;

Всё тоскует, всё тоскует

И тихонько слезы льет.

 

С нежной ветки на другую

Перепархивает он

И подружку дорогую

Ждет к себе со всех сторон.

 

Ждет ее... увы! но тщетно,

Знать, судил ему так рок!

Сохнет, сохнет неприметно

Страстный, верный голубок.

 

Он ко травке прилегает,

Носик в перья завернул;

Уж не стонет, не вздыхает;

Голубок... навек уснул!

Вдруг голубка прилетела,

Приуныв, издалека,

Над своим любезным села,

Будит, будит голубка;

 

Плачет, стонет, сердцем ноя,

Ходит милого вокруг —

Но... увы! прелестна Хлоя!

Не проснется милый друг!


* Перечислите черты оссианической поэтики, проявившиеся в стихотворении Н. И. Гнедича «Последняя песнь Оссиана». Поясните упомянутые имена и географические названия:



 


<…> О герои, о сподвижники

Тех времен, когда рука моя

Раздробляла щит трелиственный!

Вы сокрылись, вы оставили

Одного меня, печального!

Ни меча извлечь не в силах я,

В битвах молнией сверкавшего;

Ни щита я не могу поднять,

И на нем напечатленные

Язвы битв, единоборств моих,

Я считаю осязанием.

Ах! мой голос, бывший некогда

Гласом грома поднебесного,

Ныне тих, как ветер вечера,

Шепчущий с листами топола.—

Всё сокрылось, всё оставило

Оссиана престарелого,

Одинокого, ослепшего!

 

<…> О Мальвина, ты ль приближилась?

Узнаю тебя по шествию,

Как пустынной лани, тихому,

По дыханью кротких уст твоих,

Как цветов, благоуханному.

О Мальвина, дай ты арфу мне;

Чувства сердца я хочу излить,

Я хочу, да песнь унылая

Моему предыдет шествию

В сень отцов моих воздушную.

 

<…> Ночь холодная спускается

На крылах с тенями черными;

Волны озера качаются,

Хлещет пена в брег утесистый;

Мхом покрытый, дуб возвышенный

Над источником склоняется;

Ветер стонет меж листов его

И, срывая, с шумом сыплет их

На мою седую голову!

 

<…> Но почто сие уныние?

Для чего печали облако

Осеняет душу бардову?

Где герои преждебывшие?

Рано, младостью блистающий?

Где Оскар мой — честь бестрепетных?

И герой Морвена грозного,

Где Фингал, меча которого

Трепетал ты, царь вселенныя?

И Фингал, от взора коего

Вы, стран дальних рати сильные,

Рассыпалися, как призраки!

Пал и он, сраженный смертию!

Тесный гроб сокрыл великого!

И в чертогах праотцев его

Позабыт и след могучего!

 

<…> Нет, пока светила ясные

Будут блеском их и жизнию

Озарять холмы Морвенские,—

Голос песней Оссиановых

Будет жить над прахом тления,

И над холмами пустынными,

Над развалинами сельмскими,

Пред лицом луны задумчивой,

Разливаяся гармонией,

Призовет потомка позднего

К сладостным воспоминаниям.


* Проанализируйте лексические средства выразительности речи в данном отрывке. Сравните функции пейзажа в сентиментализме и предромантизме.

«Между тем сильный ветер нес нас прямо к острову. Уже открылись грозные скалы его, откуда с шумом и пеною свергались кипящие ручьи во глубину морскую. Он казался со всех сторон неприступным, со всех сторон огражденным рукою величественной натуры; ничего, кроме страшного, не представлялось на седых утесах. С ужасом видел я там образ хладной, безмолвной вечности, образ неумолимой смерти и того неописанного творческого могущества, перед которым все смертное трепетать должно».

 

Литература:

а) основная:

1. Буранок О. М. Русская литература XVIII века / О. М. Буранок. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 392 с.

2. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века / Г. А. Гуковский. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 454 с.

3. Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века / О. Б. Лебедева. – Москва: Академия, 2000. – 416 с.

б) дополнительная:

1. Пашкуров А. Н. История русской литературы XVIII века: в 2 частях / А. Н. Пашкуров, А. И. Разживин. – Ч. 2. Елабуга: Елабуга: Изд-во Елабужского гос. пед. ун-та, 2011. – 448 с.

 


Примерные варианты контрольных работ

 

Контрольная работа по разделу «Древнерусская литература»:

 

1. Легенды о персонажах библейской истории, сюжетно отличающиеся от канонических, называют:

а) житиями; б) патериками; в) апокрифами; г) хрониками.

2. Какие из указанных произведений, по мнению исследователей, создавались по образцу «Слова о полку Игореве»?

а) «Житие протопопа Аввакума»;

б) «Слово о погибели Русской земли»;

в) «Сказание об Индийском царстве»;

г) «Задонщина».

3. Что из перечисленного было свойственно демократической сатире XVII века:

а) «высокий» стиль изложения;

б) утверждение абсурдности мира;

в) высмеивание пороков общества;

г) тесная связь с фольклором;

д) поддержка царской власти.

4. Соотнесите явления со временем их развития:

а) становление теории «Москва – третий Рим»;

б) расцвет стиля «плетения словес»;

в) появление первой автобиографии;

г) возникновение темы борьбы с монголо-татарами;

д) создание первой летописи.

 

a) X – первая четверть XIII вв.;

b) вторая четверть XIII – третья четверть XIV вв.;

c) конец XIV – XV вв.

d) XVI в.

e) XVII в.

5. Определите по цитате из произведения его название, автора (если известен) и время создания:

а) «Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться»;

 

б) «Запели птицы жалостные песни — запричитали все княгини и боярыни и все воеводские жены по убитым. Жена Микулы Васильевича Марья рано поутру плакала на забралах стен московских, так причитая: «О Дон, Дон, быстрая река, прорыла ты каменные горы и течешь в землю Половецкую. Принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне!»;

 

в) «Один из княжеских отроков забрел в село, называемое Ласково. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. И зашел в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станом сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц. И сказала девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: «Где хозяин этого дома?» На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

6. Известно высказывание Д. С. Лихачева: «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни». Объясните, как вы его понимаете, выскажите свою точку зрения по этому вопросу, подкрепив свое рассуждение примерами из произведений.


Контрольная работа по разделу «Русская литература XVIII в.»:

1. Решите филворд. Из оставшихся букв сложите ключевое слово:

 

Т Р Е Т Э Л Е Г И Я П
Е К Д Б А Р О К К О Р
К А И А К О В А К Х О
А Т Е Д Ж А С В З В С
Р А Р Е Р В К М О А Т
Т М И Н А И И А С Н А
Р З И Н М Н Й С А Е К
О И А А О Е А И Т Ц О
С С Д А С К В Р А Р В

1. Герой комедии «Недоросль».

2. Жанр, прославивший Кантемира.

3. В какой город путешествовал герой Радищева?

4. Литературное направление начала XVIII века.

5. «Елисей, или раздраженный…»

6. Автор сатирического журнала «Всякая всячина».

7. Жанр сентиментальной лирики.

8. Первый реформатор русского стихосложения.

9. Поэт XVIII века, который перевел оду Горация «Памятник».

10. Создатель повести «Остров Борнгольм».

11. Первая русская героическая поэма.

12. Трагедия «Димитрий …».

 

2. Напишите мини-эссе на тему «… (ключевое слово) в русской литературе и культуре XVIII в.».

3. Определите, какое из данных стихотворений относится к классицизму, а какое – к сентиментализму. Докажите свою точку зрения, приведите примеры из текста.

Текст № 1:

Что с тобою, ангел, стало?

Не слыхать твоих речей;

Всё вздыхаешь! а бывало,

Ты поешь как соловей.

 

«С милым пела, говорила,

А без милого грущу;

Поневоле приуныла:

Где я милого сыщу?»

 

Разве милого другого

Не найдешь из пастушков?

Выбирай себе любого,

Всяк тебя любить готов.

 

«Хоть царевич мной прельстится,

Всё я буду горевать!

Сердце с сердцем подружится —

Уж не властно выбирать».

 

Текст № 2:

Се образ изваян премудрого героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру, простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних сопостатов;

И словом, се есть Петр, отечества Отец;

Земное божество Россия почитает,

И столько олтарей пред зраком сим пылает,

Коль много есть ему обязанных сердец.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.