Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методические рекомендации для выполнения творческого

задания

 

Существует несколько вариантов творческих заданий по данному курсу. Первый заключается в написании пародии или стилизации на любое произведение или жанр русской литературы X – XVIII вв., используя известные сказочные сюжеты (о Колобке, Красной Шапочке и т.п.). По такому принципу составлен сборник Э. Паперной, А. Розенберга и А. Финкеля «Парнас дыбом»; можно обратиться к нему за примерами и пояснениями. Второй вариант – создать статью, которая могла бы быть напечатана в сатирических журналах XVIII века: «Всякой всячине», «Трутне» или «Почте духов». При этом нужно учитывать языковые особенности того времени, тематику, стиль и общую концепцию выбранного журнала. Ниже приведены примеры выполнения каждого типа задания, сделанные студентами.

 

«Сказка о Красной Шапочке» в духе «Физиолога»

Жила девочка в доме уютном около тёмного леса. Так и человек, в Б-га не верующий, живёт в своём мире уютном. Рядом с тёмным лесом пороков влекущих. И не ведает, что опасность его ждёт.

Звали её Красная Шапочка. Жила она с матерью. И вот мать её соблаговолила послать своей матери хлеб насущный наш. И отправила с этим посланием свою дочерь. И пошла Красная Шапочка через Тёмный Лес. Как глаголит древняя мудрость Б-жия – «благими намерениями вымощена дорога в ад». Так и мать Красной Шапочки с благими намерениями отправила дщерь свою сквозь пороки и искушения.

И шла Красная Шапочка сквозь Тёмный Лес. И встретила она там Волка. И спросил Волк её о том, где бабушка её обитает. И ответила Красная Шапочка. И исчёз Волк в темноте коварной. Так и Сатана поджидает душу неверующую и незнающую за каждым уголком мира тёмного. И ловит души. И души открывают двери. И Сатана берёт эти души, и гореть они будут вечно в аду, Б-га не приняв.



И пришла Красная Шапочка к дому бабушки своей. И зашла к ней. И увидала, что лежит её бабушка на кровати. И поняла девочка, что не бабушка вовсе существо сие, что зубы остры, руки когтисты, а уши велики. И открылось девочке, что это Волк. Так и Сатана предстаёт нам в облике светлом. И скрывает он сущность свою, и глаголит голосом ласковым, души заманивая в свои лапы когтистыя. И лишь промыслом Б-жиим спасены будем мы. И откроются нам глаза, как открылись Красной Шапочке, и узреем мы обман коварного Люцифера, и разоблачим козни его тёмныя.

И воззвала Красная Шапочка к помощи. И молилась она, и кричала о спасении. И пришли охотники-лесорубы, да порубили Волка и душу его чёрную. Так и Господь Б-г наш молитвы наши слышит, коли молимся отчаянно. Коли вера наша сильна, дух крепок, а молитвы верны, то услышит Б-г крики о спасении. И ниспошлёт он благодать свою. И приидут ангелы его в облике земном. И спасут душу пропащую. И вернут в лоно церкви христианской. И зло будет изгнано. И сожжено на костре большом, ибо огонь чист и очищает он души тёмныя. И да изгонит Б-г руками помощников его силы зла в ад кромешный. Господь Б-г защиту дарует верующим. Крепитесь духом, поститесь, молитесь и да воздастся вам, рабы Б-жия.

Степещенкова Ольга, группа 51101

 

 

Статья для журнала «Почта духов»

ПИСЬМО

От Мыслевода к волшебнику Маликульмульку

До нынешнего дня я ежечасно дивился думам тех мыслителей, что настроение природы уподобляли чувствам людей. Но я не знаю, уважаемый Маликульмульк, случалось ли тебе видать смешные схожества некоторых господ и образов, созданных самой природой. Надлежит признаться, что, взирая на иного господина и на серую тучку, к примеру, можно подумать, что или душа тучи духовна, или душа господина вещественна, потому что, по наблюдению моему, обе сии души имеют между собою те же свойства, те же движения и те же страсти, а посему должны иметь и одинаковую сущность и быть равно или вещественны, или духовны. Иной господин, что и тучка, и хмурится, и темнеет от злости, и кипит, и к завершению – обрушивается грозой, точно громовая тучка.

После сего первого предложения остается теперь доказать сходственность оставшихся светских господ: и нет ничего легче, как сделать сие доказательство. «Не верно ли, – вопрошаю я, – что есть такие дамы, что словно солнце освещают мир вокруг, ибо свет, исходящий от них. Притягивает к себе все живое дышащее. Итак, посмотрим, какие суть действия и движения души солнца да нашей выбранной красавицы? Она, управляя телом, в котором имеет свое пребывание, способна дать тепло и радость, и тогда все животрепещущее начинает танцевать, прыгать, скакать, вертеться, и все сие заставляет дама делать без всякой побудительной причины и столь поспешно, что всякий может приметить, что разум и рассудок нимало не вмешивается в сии прыжки и обороты. Подобно притяжению к даме, мы притягиваемся и к солнцу, к тому, что сияет в небе, под лучами которого мы легко можем узреть скачущих, прыгающих и вертящихся обитателей.

Но поступим далее с сим точным и справедливым сравнением. Перейдем к тем скачущим, прыгающим, вертящимся, про которых я, прикидываясь мыслителем, вспоминал ранее. Дама, прыгающая с бала на бал, от воздыхателя к воздыхателю, обыкновенно бывает легкой, невесомой, яркой. Бабочка с цветной лужайки делает точно то же; забавляясь и веселя себя, она перелетает с цветка на цветок, чтобы испробовать новый яркий лепесток, вкусить божественный, ранее никем не тронутый нектар. После столь ясного сравнения в чувствах, в поступках и в склонностях, не можно ли по справедливости заключить, что души природы и человечества имеют общую сущность? – Признаться, мудрый ученый Маликульмульк, что я почти убежден сим мнением.

Давлетьянова Айгуль, группа 31001

 

 


Список литературы

 

Художественные произведения

Древнерусская литература:

«Повесть временных лет».

«Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона/ «Поучение» Владимира Мономаха.

«Хождение игумена Даниила».

«Житие Феодосия Печерского»/ «Сказание о Борисе и Глебе».

«Слово о полку Игореве».

«Моление» Даниила Заточника.

«Слово о погибели Русской земли»/ «Повесть о разорении Рязани Батыем».

«Житие Александра Невского»/ «Сказание о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим».

«Сказание об Индийском царстве».

«Задонщина».

«Житие Сергия Радонежского»/ «Житие Стефана Пермского».

«Повесть о Дракуле».

«Хожение за три моря» Афанасия Никитина.

«Повесть о Петре и Февронии».

Переписка Ивана Грозного с А. Курбским (2 послания).

«Житие протопопа Аввакума».

«Повесть о Горе-Злосчастии».

«Повесть о Савве Грудцыне»/ «Повесть о Фроле Скобееве».

«Повесть о Шемякином суде»/ «Повесть о Ерше Ершовиче»/ «Калязинская челобитная»/ «Служба кабаку»/ «Сказание о куре и лисице»/ «Повесть о Фоме и Ереме»/ «Сказание о роскошном житии и веселии» (любые 4 произведения).

 

Литература XVIII века:

«Гистория о российском матросе Василии Кориотском».

Богданович И. Ф. «Душенька»/ Майков В. П. «Елисей, или раздраженный Вакх».

Державин Г. Р. Лирика («Фелица», «На смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям», «Водопад», «Евгению. Жизнь Званская», «Бог», «Памятник» и др.).

Кантемир А. Д. «Сатира I. На хулящих учения. К уму своему», «Сатира II. На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений».

Карамзин Н. М. «Письма русского путешественника (прочитать около трети романа)», «Бедная Лиза», «Остров Борнгольм», лирика (по выбору).

Княжнин Я. Б. «Вадим Новгородский»/ Капнист В. В. «Ябеда».

Ломоносов М. В. Лирика («Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны», «Утреннее размышление», «Вечернее размышление», «Разговор с Анакреонтом», «Гимн бороде» и др.).

Попов М. «Анюта».

Радищев А. Н. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Сумароков А. П. «Димитрий Самозванец», лирика (по выбору).

Прокопович Ф. «Владимир», «Слово на погребение Петра Великого».

Фонвизин Д. И. «Бригадир», «Недоросль».

Чулков М. Д. «Пригожая повариха, или похождение развратной женщины».

Муравьев М. Н. Лирика («Роща», «Ночь» и др.).

Крылов И. А. «Почта духов» (одно письмо), «Похвальная речь в память моему дедушке», «Каиб», «Трумф (Подщипа)», лирика (по выбору).

Львов Н. А. «Ночь в чухонской избе на пустыре».

Дмитриев И. И. Лирика (по выбору).

 

Основная литература

Буранок О. М. Русская литература XVIII века / О. М. Буранок. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 392 с.

Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века / Г. А. Гуковский. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 454 с.

Кусков В. В. История древнерусской литературы / В. В. Кусков. – 7-е изд. – М.: Высшая школа, 2002. – 336 с.

Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века / О. Б. Лебедева. – Москва: Академия, 2000. – 416 с.

 

Дополнительная литература

Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII-XVIII веков / В.А. Бочкарев. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

Гаспаров Б. М. Поэтика «Слова о полку Игореве» / Б. М. Гаспаров. – М.: Аграф, 2000. – 608 с.

Гудзий Н. К. История древней русской литературы / Н. К. Гудзий; Вступ. ст. и коммент. А. М. Ранчина. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 592 с.

Демин А. С. О художественности древнерусской литературы / А. С. Демин; отв. ред. В. П. Гребенюк. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 848 с.

Древнерусская литература XI-XVII вв. / под ред. В. И. Коровина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 448 с.

Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы / Д. С. Лихачев. – СПб.: Алетейя, 2001. – 566 с.

Пашкуров А. Н. История русской литературы XVIII века / А. Н. Пашкуров, А. И. Разживин. Ч. 1. – Елабуга: Изд-во Елабужского гос. пед ун-та, 2010. – 336 с.

Пашкуров А. Н. История русской литературы XVIII века: в 2 частях / А. Н. Пашкуров, А. И. Разживин. – Ч. 2. Елабуга: Елабуга: Изд-во Елабужского гос. пед. ун-та, 2011. – 448 с.

Пиккио Р. Древнерусская литература / Р. Пиккио. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 352 с.

Слово о полку ИгоревЪ, Игоря, Сына Святъславля, внука Ольгова/ вступ. статья, подг. текста, пер. с древнерусского, коммент. и приложение А. А. Горского. – М.: РОССПЭН, 2002. – 192 с.

Сперанский М. Н. История древней русской литературы / М. Н. Сперанский. – СПб.: Лань, 2002. – 544 с.

Татаринова Л. Е. Русская литература и журналистика XVIII века / Л.Е. Татаринова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2001. – 368 с.

Трофимова Н. В. Древнерусская литература: воинская повесть XI – XVII вв. / Н. В. Трофимова. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 208 с.

Интернет-ресурсы

http://lib.pushkinskijdom.ru/ – сайт Института русской литературы РАН «Пушкинский дом». В разделе «Электронные публикации» находятся:

– «Библиотека литературы Древней Руси». Сейчас она составляет тринадцать томов, которые включают в себя литературу X – XVI вв. Каждый текст предваряется кратким комментарием. Можно читать произведения на языке оригинала и в переводе или параллельно поставить оригинал и перевод;

– «Словарь книжников и книжности Древней Руси», где можно найти информацию о жанрах, произведениях и авторах древнерусской литературы (например, в статьях «Автор “Слова о полку Игореве”», «Апокрифы о Соломоне», «Афанасий Никитин» и т.п.);

– «Словарь русских писателей XVIII века». Это наиболее полный их перечень с подробным описанием биографии и творчества;

– «Русская литература. Век XVIII. Лирика». Сборник стихотворений всех жанров, начиная с переложений псалмов Ф. Прокоповича и заканчивая «легкой поэзией» И. И. Дмитриева;

– «Русская литература. Век XVIII. Трагедия» В сборнике представлены разные жанровые варианты трагедий указанного периода («Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Тамира и Селим» М. В. Ломоносова, «Вадим Новгородский» Я. Б. Княжнина и т.д.).

http://old-ru.ru/ – Антология древнерусской литературы. Содержит произведения X – XVII вв. на языке оригинала. Также на сайте есть сведения о древнерусской культуре и быте (разделы «Кириллица», «Русская одежда и быт», «Древние русские имена», «Устройство православного храма», «Русские праздники» и т.п.).

http://rvb.ru/ – Русская виртуальная библиотека. В разделе «Литература XVIII века» находятся избранные произведения и полные собрания сочинений многих писателей и поэтов этого столетия. Кроме того, можно прочитать и сборники общего характера – «Поэты XVIII века», «Поэты 1790-1810 годов» и «Письма русских писателей XVIII века».

http://infoliolib.info/ – Университетская электронная библиотека Infolio. В разделах «История русской литературы X – XVII вв.» и «История русской литературы XVIII в.» (находятся в каталоге «Предметы») расположены художественные произведения и учебники. Здесь есть труды Д. С. Лихачева – «Великое наследие» и «История русской литературы X – XVII вв.», – учебник О. В. Творогова «Литература Древней Руси», «История русской литературы XVIII века» О. Б. Лебедевой и «История русской литературы XVIII века» П. А. Орлова.

http://lib.ru/ – Библиотека Максима Мошкова. В разделе «Русская классика» можно найти произведения поэтов и писателей XVIII века.

http://feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека. В разделе «Наука» представлены учебные материалы по теории и истории русской литературы (например, учебник «История русской литературы в 4-х томах»), а также электронные научные издания, посвященные конкретным произведениям или творчеству отдельных писателей (студентам будут полезны ЭНИ «Слово о полку Игореве», «Житие протопопа Аввакума», «Ломоносов» и т.п.). Каждое ЭНИ включает в себя целую коллекцию авторитетных трудов по указанной теме.

http://www.lihachev.ru/ – сайт, посвященный Д. С. Лихачеву. Здесь находится наиболее полная коллекция его работ в электронном виде. Можно прочитать такие труды, как «Введение к чтению памятников древнерусской литературы», «Человек в литературе Древней Руси», «”Слово о полку Игореве” и культура его времени», «Русские летописи и их культурно-историческое значение», «Национальное самосознание Древней Руси: очерки из области русской литературы XI – XVII вв.» и т.д.

 


Список вопросов к зачету

1. Специфика древнерусской литературы и ее отличие от литературы нового времени.

2. Периодизация древнерусской литературы (дать краткую характеристику каждого периода).

3. Литература Киевской Руси. Роль переводной литературы в становлении древнерусской.

4. Ораторская проза Киевской Руси: художественное своеобразие («Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха).

5. Особенности жанра летописи. Создание концепции русской истории в «Повести временных лет».

6. Жанр жития в литературе Киевской Руси. Анализ жития по выбору («Житие Феодосия Печерского»/ «Сказание о Борисе и Глебе»).

7. «Слово о полку Игореве»: история открытия и спор о подлинности. Идея «Слова о полку Игореве» и ее реализация в сюжете и композиции.

8. Литература периода монголо-татарского нашествия. Утопические и эсхатологические мотивы в литературе XIV в. (на примере «Сказания об Индийском царстве»).

9. Героическое и трагическое в повестях о монголо-татарском нашествии («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели земли Русской»).

10. Жанрово-стилевые особенности «Моления Даниила Заточника».

11. Жанровое своеобразие «Жития Александра Невского».

12. Предвозрождение в древнерусской литературе. Беллетристика XV в. (на примере «Повести о Дракуле»).

13. Житийная литература XV в. Анализ жития по выбору («Житие Сергия Радонежского»/ «Житие Стефана Пермского»).

14. «Задонщина»: основная идея, черты сходства и различия со «Словом о полку Игореве».

15. Эволюция жанра жития (на примере «Хождения игумена Даниила» и «Хожения за три моря Афанасия Никитина»).

16. Литература XVI в. Переписка И. Грозного с А. Курбским: основные вопросы и проблема авторского стиля.

17. «Повесть о Петре и Февронии»: жанровое своеобразие и связь с фольклором.

18. Эволюция бытовой повести XVII в.

19. Демократическая сатира XVII в.

20. Житийная литература XVII в. Традиционное и новаторское в «Житии протопопа Аввакума».

21. Своеобразие литературы XVIII века и ее периодизация.

22. Общая характеристика литературы первой трети XVIII века. Отражение идей петровской эпохи в «Гистории о российском матросе Василии Кориотском».

23. Барокко как литературное направление. Развитие барокко в России. Творчество Ф. Прокоповича.

24. Общая характеристика литературы 1730-х – 1750-х гг. Творчество первых русских классицистов – А. Д. Кантемира и В. К. Тредиаковского.

25. Классицизм как литературное направление. Развитие классицизма в России.

26. Творчество М. В. Ломоносова. Развитие жанра оды в его лирике.

27. Общая характеристика творчества А. П. Сумарокова. Трагедия «Димитрий Самозванец»: политическая направленность и воспитательное значение.

28. Общая характеристика литературы 1760-х – 1780-х гг. Расцвет сатирической журналистики в 1769-х – 1774-х гг. Журналы Н. И. Новикова.

29. Сентиментализм как литературное направление. Развитие сентиментализма в России.

30. Своеобразие повествовательной прозы 1760 – 1770-х гг. «Пригожая повариха» М. Д. Чулкова и «Письма Эрнеста и Доравры» Ф. Эмина: поэтика и жанровое своеобразие.

31. Жанр поэмы в литературе XVIII в. Особенности жанра ирои-комической поэмы (на примере «Душеньки» И. Ф. Богдановича или «Елисея» В. П. Майкова).

32. Общая характеристика литературы 1780-х – 1790-х гг. Просветительский реализм в русской литературе XVIII века.

33. Драматургия последней трети XVIII века. Анализ «комической оперы» М. Попова «Анюта».

34. Особенности жанров «высокой комедии» (на примере «Ябеды» В. В. Капниста) и «тираноборческой трагедии» (на примере «Вадима Новгородского» Я. Б. Княжнина).

35. Новаторство драматургии Д. И. Фонвизина. Анализ комедий «Бригадир» и «Недоросль».

36. Развитие жанра оды в творчестве Г. Р. Державина.

37. Пародийные жанры в творчестве И. А. Крылова.

38. Развитие предромантизма в России.

39. Творчество А. Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»: художественные особенности, структура повествования.

40. Творчество Н. М. Карамзина. Его реформа литературного языка. Поэтика и эстетика сентиментализма в повести «Бедная Лиза» и романе «Письма русского путешественника».

 

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.