Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

М. Булгаков - человек навсегда «отравленный» театром. Сам писатель прекрасно осознавал этот неоспоримый факт. Этот яркий и точный образ возник в «Театральном романе».

Настоящая известность пришла к М. Булгакову в 1927 году, когда в журнале «Россия» был опубликован роман «Белая гвардия».

Если роман «Белая гвардия» был отражением событий революции и Гражданской войны, то сатирические повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце» стали откликом Булгакова на культурную и социально-историческую ситуацию в советской России первой половины 20-х годов

Роман «Мастер и Маргарита» можно назвать «делом всей жизни». Мировоззрение Булгакова наиболее полно воплотилось в его «последнем закатном романе» - так удивительно окрестил произведение «Мастер и Маргарита» сам автор.

 

 

М. А. Булгаков.

1. Сведенья из биографии.

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. В 1909 г., по окончании гимназии, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета, который и окончил в 1916 г. Вскоре его направляют в село Никольское Смоленской губернии в качестве земского врача. Туда он едет с молодой женой Татьяной Лаппой. Впечатления от работы в Никольском, а затем в Вязьме отразились впоследствии в цикле рассказов «Записки юного врача».

В марте 1918 г. Булгаков возвращается в Киев и пытается заняться частной практикой. Позднее он писал, что насчитал в Киеве той поры четырнадцать переворотов, десять из которых пережил лично. Каждая смена власти сопровождалась кровопролитием. Об этих страшных и сложных месяцах Булгаков написал в романе «Белая гвардия».

Врача Булгакова мобилизовали и украинские националисты, и красные, и белые. В 1919 г. он оказывается в «деникинских» войсках и следует эшелоном на Северный Кавказ. После поражения армии Деникина он остается во Владикавказе. В момент срочной эвакуации Булгаков заболевает возвратным тифом и не может покинуть город с Добровольческой армией. Он начинает сотрудничать в местных газетах, занимается литературной работой, читает лекции, пишет пьесы. Булгаков все больше считает себя не врачом, а литератором.
В 1921 г. он возвращается в Москву, пытается зарабатывать литературным трудом; в частности, печатает фельетоны в газете «Гудок». В печати появляются его рассказы и повести – «Записки на манжетах», «Дьяволиада», «Роковые яйца», роман «Белая гвардия».



В 1924 г. Булгаков знакомится с Любовью Евгеньевной Белозерской. Вскоре он разводится с женой и, в 1925 г. , женится на Белозерской.

Булгаков уже известный писатель, он входит в литературную среду. Однако произведения Булгакова встречаются многими критиками крайне недоброжелательно, обвинения выдвигаются не только эстетические, но и политические. В мае 1926 г. ОГПУ проводит у писателя обыск в, изымаются машинописные экземпляры повести «Собачье сердце» и рукопись дневника. В 1928 г. Булгакову отказывают в просьбе о двухмесячной поездке за границу для устройства издательских и постановочных дел. Запрещаются к постановке его пьесы.

Летом 1929 г. Булгаков обращается с письмом к Сталину и другим представителям власти с просьбой разрешить выезд из СССР, поскольку на родине невозможно добыть средства к существованию. В марте 1930 г. он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу и либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать режиссером-ассистентом во МХАТе. Через три недели после этого письма ему позвонил Сталин. На следующий день Булгаков был приглашен во МХАТ на работу в качестве режиссера-ассистента.

В 1928 г. писатель начинает работу над романом «Мастер и Маргарита», которая длилась 12 лет и была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти.
В это время Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской. В 1932 г. он разводится с Белозерской и женится на Елене Сергеевне.

Проза Булгакова не печатается. Булгаков зарабатывал переводами, играл в некоторых спектаклях МХАТ, писал либретто для Большого театра (в 1936 г. он переходит туда на службу). Он, однако, пишет новые произведения, пытается пробить их в печать, на столичные и российские сцены; пробует так или иначе вписаться в современность.

В 1938 г. руководство МХАТ просит Булгакова написать юбилейную пьесу о Сталине, он дает согласие. Однако пьеса «Батум» тоже была запрещена.

Известие о запрете постановки пьесы, возможно, спровоцировало быстрое развитие наследственной болезни – гипертонического нефросклероза. Первым признаком было резкое ухудшение зрения.

Последние исправления в текст «Мастера и Маргариты» под диктовку Булгакова вносит Елена Сергеевна.

Михаил Афанасьевич Булгаков умер 10 марта 1940 г. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

 

 

1. Драматургия Булгакова.

Пьесы Булгакова - мастерски выполненные произведения по всем законам драмы. Кажется, что все необходимые категории математически выверены автором. Но страсть Булгакова к мистификациям, фокусам, превращениям приводит драматурга к созданию очень театральных, эффектных, «фокуснических» пьес. Непременный атрибут его драматургии - призрачное, фантасмагорическое пространство. Пространство, которое может в любую минуту трансформироваться. Образ свечи как символа тайны жизни, судьбы, человеческой души преследует Булгакова постоянно. Время действия в пьесах - часто ночью. Именно ночью совершаются чудеса и происходят ужасные преступления. Еще один почти постоянно «кочующий» из пьесы в пьесу образ - вьюга, метель. Символ смятения в умах, в душах. Смятенное время, смятенная эпоха. И наконец - часы. Они то бьют, то останавливаются, но все время присутствуют в поле нашего зрения. Знак истории, мгновенности человеческой жизни.

Не очень жизнерадостный драматург нарисовался, если разобраться в символике его пьес. Ночь, часы, метель… Как будто и не было блистательного фельетониста и острослова Булгакова. Действительно, булгаковская драма подчас мрачна и безысходна.

Пьеса «Зойкина квартира» самая фееричная, смешная и язвительная одновременно. Булгаков здесь выступает в качестве журналиста-публициста, который остро чувствует все знаки и приметы своего времени и эпохи. Кроме того, «Зойкина квартира» - самая московская пьеса. В ней – булгаковская Москва, которую автор ненавидел и обожал доневозможности. Москва, которой он упивался и воздух, атмосферу которой он так лирично и пронзительно передал в «Мастере и Маргарите».

Излюбленным приемом Булгакова-драматурга был «театр в театре». На этом приеме построена пьеса «Кабала святош». А что как не представление разыгрывают пред нами главные герои? Блестящее, искусное. С переодеваниями и эффектами. Они - режиссеры-профессионалы. Им послушно повинуются актеры, они творят свой собственный мир и действительность. А сама пьеса оказывается спектаклем, срежиссированным драматургом. Каждый акт погружается во тьму. Каждый акт - это отрезок времени, избранный Булгаковым и выхваченный им ярким лучом прожектора.

«Зойкина квартира» - сатирическая комедия-фарс. Фарс в двадцатом веке часто оборачивается трагифарсом. Фарс - это смех с болью, веселье гибнущего. Вроде бы все кровавое и ужасное случается в пьесе понарошку. В «Зойкиной квартире» не настоящая кровь течет, а клюквенный сок. Но у Булгакова в фарсе слышна драма, пронзительная, страшная. Недаром квартира Зои временами напоминает жутковатый балаган.

 

1. «Белая гвардия».

Работа над «Белой гвардией» началась уже в Москве, куда Булгаков окончательно перебрался осенью 1921 года. В очень краткой «Автобиографии», написанной в октябре 1924 года, Булгаков указывал: «Год писал роман «Белая гвардия». Роман этот я люблю больше всех других моих вещей» В 1923 году в журнале «Россия» появляется известие о том, что «Мих. Булгаков заканчивает роман «Белая гвардия», охватывающий эпоху борьбы с белыми на юге (1919–1920 гг.)». Осенью и зимой 1924 года роман «Белая гвардия» был закончен, а в1925 году в журнале «Россия» была опубликована первая половина романа , но целиком он напечатан не был, так как с пятого номера журнал прекратил свое существование. Впервые целиком в СССР роман был издан только в 1966 году. Таким образом, первый роман Булгакова шел к российскому читателю больше сорока лет. Фактический материал для романа был выбран отнюдь не случайно. Дело в том, что Булгаков оказался свидетелем и даже невольным участником описываемых событий. Вернувшись в Киев в 1918 году, он мог наблюдать почти калейдоскопическую смену властей в столице Украины.

Основной темой романа стала историческая катастрофа, причем Булгаков в соответствии с избранным жанром соединяет личное начало с началом социально-историческим, пытаясь поставить индивидуальную, частную судьбу в закономерную связь с судьбой страны. Пушкинский принцип изображения исторических событий через судьбы отдельных людей предстает в романе Булгакова как традиционный принцип русской классической литературы и знаменует представления автора о культурной традиции как незыблемой основе жизни.

Вообще культурно-историческая ситуация в Киеве в 1918–1919 годах была совершенно особой: сюда устремилась после большевистского переворота интеллигенция из обеих столиц в надежде на скорое восстановление прежних порядков. Это превратило на некоторое время Киев в своеобразный общероссийский культурный центр, где выходили многочисленные газеты, создавались театры, художественные и литературные объединения и прочее. Эти обстоятельства эмоционально и выразительно запечатлены в романе.

Возникает вполне классическая, пушкинская тема «пира во время чумы». И это ощущение усиливается благодаря тому, что картина лихорадочной жизни по принципу художественного контраста сменяется описанием безмятежного, почти идиллического существования Города до революции, причем в этом описании преобладают мотивы света, покоя, уюта. Благодаря этому контрасту острее ощущается тема гибели традиционной культуры, возникающая во сне Алексея Турбина.

Образ исторической катастрофы входит в роман буквально с первых же фраз, с предпосланных ему эпиграфов, задающих масштаб и направления содержания, действия. Этими направлениями станет судьба семьи, что, с одной стороны, являлось темой традиционного семейного романа, но судьба эта будет не просто показана на фоне исторической катастрофы, но и сама станет формой проявления этой катастрофы.

Неприятие Булгаковым методов революционного насилия с целью создания социально-гармонического общества, осуждение братоубийственной войны выражено в образах пророческого сна Алексея Турбина. В этом сне ему является вахмистр Жилин, погибший в 1916 году вместе с эскадроном белградских гусар, и рассказывает о райских кущах, в которых он оказался, и о событиях Гражданской войны, развернувшихся на Перекопе, то есть заведомо после описываемых событий и не могущих быть известными Турбину. В этом рассказе предстает образ рая, в котором Бог заранее отвел место и для защитников Крыма, и для большевиков. В ответ на недоумение Жилина, по поводу места в раю для большевиков, не верящих в Бога, сам Бог отвечает, что для него красные и белые «одинаковые - в поле брани убиенные».

 

1. Сатирические повести.

Повесть «Роковые яйца» была написана в 1924 году, а опубликована в 1925 году, вначале в сокращенном виде в журнале «Красная панорама» № 19–22, 24, причем в № 19–21 она носила название «Луч жизни» и только в № 22, 24 приобрела известное теперь всем название «Роковые яйца». В том же году повесть была опубликована в альманахе «Недра», в шестом выпуске, и вошла в сборник Булгакова «Дьяволиада», вышедший двумя изданиями в 1925 и 1926 годах, причем издание сборника 1926 года стало последней прижизненной книгой Булгакова на родине. «Собачье сердце» в России при жизни автора никогда не печаталось и впервые стало известно российскому читателю по публикации в журнале «Знамя», осуществленной в 1987 году.

По своему пафосу и идеологии эта повесть близка к антиутопии, что усиливается за счет научно-фантастического колорита сюжета. Хотя действие произведения приурочено к 1928 году, реалии советского быта первых пореволюционных годов узнаются в ней без труда. Самым выразительным в этом отношении становится указание на пресловутый «квартирный вопрос», который якобы был решен в 1926 году.

Антиутопический характер повести придает ситуация научного эксперимента, перенесенная на почву социальных отношений. Эта коллизия делает естественным для поэтики повести фантастический гротеск: причудливое переплетение драматических, комических и резко сатирических мотивов, крайнее заострение образов персонажей и сюжетных перипетий. Булгаков проецирует большевистскую идеологию и практику в гипотетическое будущее, художественно исследуя таким образом результаты социального эксперимента большевиков. И выводы писателя звучат для господствующей идеологии как приговор: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его. Научно-фантастический колорит допускает любые, самые невероятные сюжетные ходы, которые в свою очередь способствуют выявлению авторской социальной позиции, связанной с отношением Булгакова к социалистической революции.

В центре повести стоит традиционный образ чудака-ученого, теоретика, всецело погруженного в свои научные исследования, далекого от реальной действительности и не понимающего ее. Эта его оторванность от реальной повседневной жизни становится одной из причин трагического развития событий.

Сюжет повести «Собачье сердце», написанной в 1925 году, как и сюжет «Роковых яиц», основан на принципах научной фантастики. В марте 1925 года Булгаков читает свою повесть на Никитинском субботнике, своеобразном клубе творческой интеллигенции, организованном Е.Ф. Никитиной и пользовавшемся в Москве большой популярностью. Один из присутствовавших на этом чтении, М.Я. Шнейдер, так оценил необыкновенную смелость булгаковской повести: «Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к происшедшему». Несомненно, что под реализацией отношения к происшедшему говорящий имел в виду выражение отношения к пролетарской революции и ее результатам. Вероятно, слухи об этих чтениях дошли до власти и привели к тому, что 7 мая 1925 года в доме Булгакова был проведен обыск, в результате которого были конфискованы некоторые материалы, и в том числе рукопись «Собачьего сердца». Началась борьба писателя за возвращение рукописи. 18 мая он пишет письмо в ОГПУ с требованием возвратить конфискованные материалы, а 24 июня отправляет письмо Председателю Совнаркома с аналогичной просьбой. Вернуть конфискованные материалы удалось только после длительных хлопот, к которым подключились М. Горький и Е. П. Пешкова.

Первоначальное название было «Собачье счастье. Чудовищная история». В этом произведении Булгаков применяет традиционный прием остранения, наделяя животное способностью думать, анализировать обстоятельства и делать соответствующие выводы.

 

1. «Мастер и Маргарита».

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – главная книга писателя. Она не укладывается ни в какие обычные схемы. Оперируя такими инструментами анализа, как тема, идея, жанр, в нем сложно разобраться. Есть основания назвать его бытовым романом, т. к. в нем широко развернута картина московского быта тридцатых годов. Но не меньше оснований считать его фантастическим, любовно-лирическим, сатирическим.

Понимая, что назревает катастрофа – изгнание М. Булгакова со сцены, писатель возвращается к прозе, выбирая свободный и вместе с тем предельно требовательный к автору жанр романа, в котором, авторская идея передается не через музыку чувств, а иносказательно, а может быть, и прямо. Но тему он выбирает удивительную, находящуюся в полном несоответствии со всеми литературными лозунгами, требованиями и исканиями того времени – о Боге и дьяволе.

Начата она была, по всей видимости, еще в 1928 году. По воспоминаниям современников, первый вариант романа - «Консультант с копытом», писатель почти полностью сжег. Но его мысли сохранились. Именно в 1929 году происходит действие московских сцен «Мастера и Маргариты» (хотя и здесь есть иные временные рамки) и работа над романом велась тогда же.

Первые наброски романа «Мастер и Маргарита», сделанные весной 1929 года, довольно далеки от того текста, который известен читателю. Здесь еще нет ни Мастера, ни Маргариты. Дьявол появляется в Москве в одиночку, без свиты. Но начинает свою деятельность, также как в окончательной редакции романа, беседой с двумя литераторами. Он рассказывает им эту историю от начала до конца, описывая муки Христа при восхождении на Голгофу и словно бы добиваясь, чтобы собеседники его в зеркале тех стародавних событий, в решениях синедриона и прокуратора Иудеи, увидели и свой зверский фанатизм.

Сатану М. Булгаков сделал главным персонажем романа, выставив его в первую очередь против своих врагов в литературном и театральном мире. Отсюда и первое название романа – «Инженер с копытом».

Но потом целый год после запрещения его сочинений он пытался искать правды, еще не догадываясь, что не он один – вся литература и искусство приносятся в жертву той бесчеловечной, антинародной политике, которая все уверенней и бесцеремонней проводилась руководством страны. А когда убедился, что его обращения в государственные и партийные учреждения остаются гласом вопиющего в пустыне, Булгаков именно в знак протеста против запрещения его сочинений сжег тетради с романом, причем разорвав тетради с текстом вдоль страниц, оставив вторую половину у корешков, - только как свидетельство, что его роман действительно существовал.

И лишь в 1931 году он начал заново его писать. М. Булгаков решил непосредственно ввести в действие то, что было пережито им за последние два года. Так появился новый герой – двойник автора и в то же время независимая личность со своим характером и в то же время со своей историей.

По мнению исследователей, Мастер – во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно лет тридцати восьми» предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) – это в точности возраст М. Булгакова в мае 1929 г. (38 лет ему исполнилось 15-го числа, через десять дней после того, как Мастер и его возлюбленная покинули Москву).

М. Булгаков больше не бросал работу над романом и с перерывами, вызванными необходимостью писать заказанные пьесы, инсценировки и сценарии, продолжал работу над романом практически до конца жизни.

Третья редакция «Мастера и Маргариты», начатая во второй половине 1936 или в 1937 году, первоначально называлась «Князь тьмы», но уже во второй половине 1937 года появилось всем хорошо известное название.

Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Левий Матвей, Иуда – четыре персонажа «вечной книги» становятся героями Булгаковского повествования.

Писатель упорно продолжал работу над книгой и оставил нам многочисленные ее редакции и варианты, которые нужно внимательно изучать и сопоставлять, потому что некоторые образы по своей художественной силе и глубине отнюдь не уступают окончательному тексту романа «Мастер и Маргарита».

При этом работу над романом М. Булгаков не форсировал, уже твердо зная, что на публикацию ему рассчитывать не приходится.

Правя последнюю редакцию романа «Мастер и Маргарита», М. Булгаков держал в уме все связи и подробности и лишь тринадцатого июня 1938 года, то есть почти через десять лет после начала работы над романом, говорил с уверенностью: «Все уже передумал, все мне ясно!»

Роман М. Булгакова, как известно, при жизни напечатан не был. И после смерти писателя он, без малого три десятилетия, оставался рукописью, и никто из знавших о его существовании уже не верил, что доживет до того времени, когда рукопись станет книгой. Впервые роман «Мастер и Маргарита» был напечатан в журнале «Москва» в №11 за 1966 год и в №1 за 1967 год.

 

 

В конечном счете, от первоначального замысла М. Булгакова остались лишь какие-то общие контуры. Содержание романа как бы раздалось и в ширь, и в глубь. Возник какой-то новый, невиданный сплав – многожанровое и многоплановое, но единое полотно, в котором у каждого плана несколько назначений.

При жизни писателя роман не был завершен и не публиковался. На месте одной ершалаимской главы, которая была в первом варианте и содержала рассказ Воланда о Христе и Понтии Пилате, появились четыре – вторая, шестнадцатая, двадцать пятая и двадцать шестая – история одних суток весеннего месяца нисана.

Это роман в романе, написанный одним из ведущих героев «Мастера и Маргариты» и ставший его судьбой, которая и составляет основу всего булгаковского романа. Необычно уже то, что он не просто называется или даже цитируется в разговорах о нем, а едва ли не полностью введен в основной текст. Он воспринимается как совершенно оригинальное, как будто и не имеющее никакого отношения к прозе М. Булгакова, творенье. Рассказ про жизнь в Москве как бы обрамляет сочинение Мастера.

События, связанные с казнью Иешуа Га-Ноцри, в «Мастере и Маргарите» в буквальном смысле являются осью, вокруг которой медленно вращается весь пестрый и сложный мир романа.

Таким образом, в процессе работы над романом евангельский сюжет постоянно увеличивался, и описание одних суток увеличилось до четырех глав, что свидетельствует о том значении, которое М. Булгаков придавал этому рассказу.

 

 

Заключение.

 

Таковы основные этапы жизненного и творческого пути известного российского писателя М. А. Булгаков.

Многие его произведения только после перестройки стали доступны читателям, потому что в них усматривали сатиру на существующий строй.

В его произведениях, будь то пьесы или романы, реальные события часто переплетаются с художественным вымыслом.

Художественный аллегоризм повести приобретал откровенно сатирический характер, так что напечатание «Роковых яиц» в 1925 году следует считать чудом и недоразумением.

Шариков, созданный профессором Преображенским в лабораторных условиях, это в какой-то степени монстр, созданный русской интеллигенцией в историческом процессе, превращенном в своеобразную лабораторию. Его опасность и для самой интеллигенции, и для страны в целом предсказал М.Булгаков и его герой профессор Преображенский.

В романе «Мастер и Маргарита» отражены извечные проблемы человечества: добра и зла, любви и ненависти, веры и безверия, преданности и предательства, судеб таланта и бездарности. Одной из ведущих тем романа является проблема творческого начала личности, выстраданная художником, всей его жизнью. Нелегко человеку, горящему творческим огнем, огнем высшей истины, жить в окружении обычных людей. Особенно актуально это было в сложную эпоху культа личности.

 

 

Список использованной литературы и интернет-источников:

 

1. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. – М., 1991.

2. Булгаков. Энциклопедия / Автор-составитель Соколов Б. В. – М., 2003.

3. Сарнов Б. М. Каждому – по его вере. О романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». - М., 1997.

4. Сахаров В. И. М. А. Булгаков в жизни и творчестве. – М., 2004.

5. Соколов Б. В. Михаил Булгаков. – М., 1991.

6. Яблоков Е. А. Мотивы прозы М. Булгакова. – М., 1997.

7. http://www.m-a-bulgakov.ru

8. http://obulgakove.ru/biografiya.html

9. http://nashbulgakov.ru/books/mim_book

10. http://www.lib.ru/BULGAKOW/eggs.txt

11. http://nashbulgakov.ru/books/ss

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.