Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 16. Административно-правовое обеспечение управления в сфере здравоохранения

Вопросы

1.Общая характеристика здравоохранения как объекта административно-правовой регуляции.

2.Субъекты административно-правовой регуляции в сфере здравоохранения.

3.Основные направления регуляции в сфере здравоохранения.

4.Государственный контроль и присмотр в сфере здравоохранения.

Литература:[1; 7; 17-20; 22-26; 37; 40;52; 56;63;64;67;68]

 

1. Организационно.правовые принципы управления охраной здоровья населения

Согласно ст. 49 Конституции Украины каждый имеет право на здравоохранение, медицинскую помощь и медицинское страхование. Здравоохранение обеспечивается государственным финансированием соответствующих

Социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания.

Право на здравоохранение - это в первую очередь обеспечение соответствующего жизненного уровня. Кроме того, это право предусматривает также наличие безопасного для жизни и здоровья человека окружающей естественной среды. Здравоохранение граждан базируется на ряду принципов какие закреплены в Основах законодательства Украины об охране здоровье.

1. К ним, в частности, принадлежат: признание здравоохранения приоритетным направлением деятельности общества и государства, одним из главных факторов выживания и развития народа

Украины; сдержка прав и свобод человека и гражданина в отрасли здравоохранения и обеспечение связанных с ними государственных гарантий; общедоступность медицинской помощи и других услуг в отрасли здравоохранения; соответствие заданиям и уровню социально-экономического и культурного развития общества, научная обоснованность, материально-техническая и финансовая обеспеченность; ориентация на современные стандарты здоровья и медицинскую помощь, сочетание отечественных традиций и достижений с мировым опытом в отрасли здравоохранения; децентрализация государственного управления, развитие самоуправления и самостоятельности работников здравоохранения на правовом и договорном основаниях и тому подобное.



В целом здравоохранение можно рассматривать как систему мероприятий, направленных на обеспечение хранения и развитие физиологичных и психологических функций, оптимальной работоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности жизни. Основы государственной политики здравоохранения определяет Верховная Рада Украины - путем закрепления конституционных и законодательных принципов здравоохранения, определения ее цели, основных заданий, направлений, принципов и приоритетов, установления нормативов и объемов бюджетного финансирования, создания системы соответствующих кредитно-финансовых, фискальных, таможенных и других регуляторов, утверждения перечня комплексных и целевых общегосударственных программ здравоохранения.

Реализация государственной политики здравоохранения положена на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

2. Система органов управления охраной здоровья населения

В систему органов государственного управления здравоохранения входят Кабинет Министров Украины, Министерство здравоохранения Украины, Совет министров АРК, местные государственные администрации (управления здравоохранения областных государственных администраций, отделы здравоохранения районных государственных администраций). Кабинет Министров Украины организует разработку и осуществление комплексных и целевых программ; создает экономические, правовые и организационные механизмы, которые стимулируют эффективную деятельность в отрасли здравоохранения; заключает межправительственные соглашения и координирует международное сотрудничество по вопросам здравоохранения, а также в пределах своей компетенці осуществляет другие полномочия, положенные на органы исполнительной власти в отрасли здравоохранения. Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в отрасли погребай здоровье есть Министерство здравоохранения, компетенцию которого определенно Украины (дальше - МОЗ Украины)

Положением, утвержденным Указом Президента України1. К основным заданиям МОЗ Украины принадлежат: разработка приоритетных направлений деятельности национальной службы здравоохранения; обеспечение гарантированного уровня квалифицированной медицинской помощи населению учреждениями здравоохранения всех форм собственности; осуществление мероприятий относительно развития профилактического направления в здравоохранении населения; формирование здорового образа жизни; обеспечение предоставления государственными учреждениями здравоохранения общедоступной, преимущественно, бесплатной, высококвалифицированной медицинской помощи населению; разработка прогноза и показателей развития национальной службы здравоохранения, связанных с изменениями собственности; охрана материнства и детства и тому подобное. Для решения важнейших заданий деятельности и развитию здравоохранения в МОЗ Украины создают коллегию, решения которой проводят в жизнь приказами Министра. Совет министров АРК и местные государственные администрации реализуют государственную политику в отрасли здравоохранения в пределах своих полномочий. Да, местные государственные администрации осуществляют общее руководство заведениями здравоохранения, которые находятся в сфере их управления, их материально-финансовым обеспечением, организуют работу медицинских заведений относительно предоставления медицинской помощи населению, осуществляют мероприятия относительно предупреждения инфекционных заболеваний, эпидемий, эпизоотий и их ликвидации и тому подобное. Государственные функции в отрасли здравоохранения осуществляют также другие органы, которые имеют в своем ведании учреждения охраны здоровье. К таким органам, в частности, принадлежат Минобороны Украины, МВД Украины, Служба безопасности Украины, Минтранс Украины. Эти органы определяют структуру управления ведомственными учреждениями здравоохранения.

Соответствующие функции в управлении охраной здоровья граждан МОЗ Украины реализует путем осуществления контроля за качеством и безопасностью продуктов питания, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Деятельность МОЗ Украины в этом направлении сводится к реализации государственной политики в сфере государственного контроля за качеством и безопасностью отдельных видов продуктов питания (специальных пищевых добавок, лекарственных средств, врачебного растительного сырья и лечебной косметики и тому подобное), обеспечения интересов государства в этой сфере и межведомственной координации из отмеченных вопросов. Выполнение основных принципов государственной политики в сфере организации и развития производства лекарственных средств и обеспечения этой продукцией населения, заведений здравоохранения и животноводства, которые реализовывал Государственный комитет Украины по вопросам медицинской и микробиологической промышленности, Указом Президента Украины от 15 декабря в 1999 г. покладенона МОЗ Украины.

3. Местное самоуправление и здравоохранение населения

Органы местного самоуправления активно участвуют в реализации государственной политики в отрасли здравоохранения населения. Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" определенно, что к веданию исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в этой сфере входят: управление учреждениями здравоохранения, которые принадлежат территориальным общинам или переданные им, организация их материально-технического и финансового обеспечения; организация медицинского обслуживания в заведениях образования, культуры, физкультур и спорту, оздоровительных учреждениях, которые принадлежат территориальным общинам; обеспечение в пределах предоставленных им полномочий доступности и оплачивания медицинского обслуживания на соответствующей территории; обеспечение по закону развития всех видов медицинского обслуживания, развития и совершенствования сети лечебных заведений всех форм собственности, определения потребностей в подготовке специалистов для них, организация работы по повышению квалификации кадров; обеспечение в соответствии с законодательством льготных категорий населения лекарствами и изделиями медицинского назначения; регистрация согласно законодательству уставов (положений) размещенных на соответствующей территории учреждений здравоохранения, независимо от форм собственности; внесение предложений в соответствующие органы относительно лицензирования индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения.

4. Правовое положение учреждений здравоохранения населения

Непосредственное здравоохранение населения обеспечивают санитарно-профилактические, лечебно-профилактические, физкультурно-профилактические, санаторно-курортные, аптечные, научно-медицинские и другие заведения здравоохранения. К заведениям здравоохранения принадлежат больницы, поликлиники, специализированные диспансеры, роддома, санитарно-эпидемиологические центры, станции скорой медицинской помощи, медико-санитарные части учреждений и заведений и тому подобное. Базовым звеном практической медицины являются больницы. За отраслевой принадлежностью можно выделить ведомственные больницы и больницы, которые входят в систему МОЗ Украины; по территориальному признаку - районе, межрайонные, городские, областные больницы. Особенную группу представляют больницы ведомственного типа (МВД Украины, Службы безопасности Украины и др.). Заведения здравоохранения создают предприятия, учреждения и организации, основанные на разных формах собственности, а также частные лица при наличии необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов. Законодательство Украины определяет порядок и условия создания заведений здравоохранения, государственной регистрации и аккредитации этих заведений, а также порядок лицензирования медицинской и фармацевтической практики.

Заведения здравоохранения осуществляют свою деятельность на основании устава, утвержденного владельцем или уполномоченным им органом. Государственные органы назначают на должность и освобождают от должности руководителей заведений государственной системы здравоохранения. Однако, независимо от юридического статуса учреждения здравоохранения, руководство им может осуществлять только лицо, которое отвечает установленным государством единственным квалификационным требованиям. Государство поддерживает и поощряет индивидуальную предпринимательскую деятельность в отрасли здравоохранения, которое может реализовываться только при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление такой деятельности.

5. Санитарно.эпидемиологический присмотр

Законом Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" от 24 февраля 1994 р.1 урегулированы общественные отношения, которые возникают в сфере обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения, определены соответствующие права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан в этой сфере, установлен порядок организации государственной санитарно-эпидемиологической службы и осуществления государственного санитарно-эпидемиологического присмотра в Украине. В соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом присмотре в Украине такой присмотр осуществляют учреждения и заведения государственной санитарно_эпидемиологической службы системы МОЗ Украины: Главное санитарно-эпидемиологическое управление МОЗ Украины; управление из медицинских проблем аварии на Чернобыльской АЭС МОЗ Украины; центральная санитарно_эпидемиологическая станция МОЗ Украины; Крымская республиканская санитарно-эпидемиологическая станция; областные, городские, районные, районные в городах санитарно-эпидемиологические станции, дезінфекційні станции; центральные санитарно-эпидемиологические станции на железнодорожном, воздушном, водном транспорте, санитарно-эпидемиологические станции на железных дорогах, а также станции бассейнов и портов; соответствующие учреждения, заведения, соединения, части и подразделения государственной санитарно-эпидемиологической службы Минобороны, МВД, Госкомграницы, Службы безопасности Украины. Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Украины возглавляет главный государственный санитарный врач Украины - первый заместитель Министра здравоохранения Украины. Руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой АРК осуществляет главный государственный санитарный врач АРК.

Руководство государственной санитарно_эпидемиологической службой области, городов Киева и Севастополя осуществляет соответственно главный государственный санитарный врач области, городов Киева и Севастополя, которого назначает на должность и освобождает от должности главный государственный санитарный врач Украины по согласованию с соответствующей областной, Киевской и Севастопольской городской государственной администрацией. Государственную санитарно_эпидемиологическую службу в районе, городе, районе в городе возглавляет главный государственный санитарный врач соответственно району, города, района в городе. Руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой на водном, железнодорожном, воздушном транспорте осуществляет соответственно главный государственный санитарный врач водного, железнодорожного и воздушного транспорта, которого назначает на должность и освобождает от должности главный государственный санитарный врач Украины. Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического присмотра является важнейшим направлением деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы. Его цель - контроль за сдержкой юридическими и физическими лицами санитарного законодательства, предупреждение, выявление и устранение вредного влияния опасных факторов на здоровье людей и применения в необходимых случаях мероприятий правового характера относительно нарушителей. Для выполнения положенных на них заданий органы санитарно-эпидемиологического присмотра имеют право применять административно-предупредительные мероприятия, мероприятия административного прекращения и мероприятия административного взыскания.

К административно_предупредительным мероприятиям, в частности, принадлежат: посещение объектов для проведения проверок сдержки санитарного законодательства; истребование от юридических лиц и граждан данных, которые характеризуют санитарное и эпидемическое состояние объектов, здоровья людей; введение карантина; проведение обязательных профилактических прививок; обязательный медицинский обзор состояния здоровья соответствующих групп работников, граждан и тому подобное. Мероприятия административного прекращения применяют в случаях, когда в принудительном порядке необходимо прекратить противоправные действия и предотвратить их вредным последствиям. Примерами таких мероприятий могут служить: требование к нарушителю санитарного законодательства прекратить противоправное поведение; ограничение, временное запрещение или прекращение строительства, реконструкции и расширения объектов; ограничение, остановка или запрещение выбросов (сброс) загрязняющих веществ; исключение из реализации продуктов питания, химических и радиоактивных веществ, биологических материалов; опечатание помещений, источников энергии, агрегатов, механизмов и другого оборудования.

Административные взыскания накладывают за совершение правонарушений, предвиденных КпАП в сфере, которую рассматриваем. В КпАП установлена административная ответственность за: нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм (ст. 42); производство, заготовку, реализацию сельскохозяйственной продукции, которая содержит химические препараты сверх предельно допустимых уровней концентрации (ст. 421); заготовку, переработку или сбыт радиоактивно загрязненных продуктов питания или другой продукции (ст. 422); производство, хранение, транспортировку или реализацию продуктов питания или продовольственного сырья, загрязненных микроорганизмами и другими биологическими агентами сверх предельно допустимых уровней (ст. 423); незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах (ст. 44); уклонение от обследования и профилактического лечения лиц, зараженных венерической болезнью (ст. 45); нарушение установленного порядка взятия, переработки, хранения, реализации и применения донорской крови или ее компонентов и препаратов (ст. 451); преднамеренное укрывательство источника заражения венерической болезнью (ст. 46) и тому подобное.

Дела об этих правонарушениях рассматривают административные комиссии, районные (городские) суды (судьи), органы внутрішніхсправ (милиции), органы, учреждения и заведения государственной санитарно-эпидемиологической службы. Взысканиями, которые накладывают, являются штраф, конфискация или исключение предметов правонарушения, административный арест.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.